"Игра как одна из действенных форм обучения"
статья
Автор: Шумская Наталья Викторовна, преподаватель, ГБПОУ Техникум сервиса и туризма № 29., г. Москва
В раздел среднее профессиональное образование
Игра как одна из действенных форм обучения
Одной из важнейших задач, которые ставит перед собой современный
учитель в своей педагогической деятельности, является развитие
познавательной активности и самостоятельности учащихся. В свою очередь,
умение самостоятельно работать прекрасно развивает
творческие
способности у учащихся. Традиционный урок мало способствует
сотрудничеству детей, реализации потребности в общении, обмене
информацией, мнениями.
Используемые в настоящее время нетрадиционные формы организации
учебно-познавательной деятельности многообразны. Предлагаю рассмотреть
одну из них – игру. Многие учителя-предметники считают, что игра – это
развлечение, а вот обучение – это труд. Такой подход к проблеме игры не
способствует реализации потенциальных возможностей ребенка.
На мой взгляд,
игра – это самый эффективный метод обучения.
Позволяет углубить знания учащихся, повысить интерес к предмету,
развивает навыки работы с дополнительной литературой. А какой ребенок не
любит поиграть, хоть он и ростом под два метра. Урок-игру можно провести
на уроках повторения и обобщения изученного, контроля знаний учащихся и
др. На всех этих уроках проговаривается как новый, так и ранее изученный
материал, устанавливаются связи с другими предметами. Игровая форма
проведения уроков позволит сделать интересными и увлекательными для
ребят даже скучные темы предмета.
Профессиональная деятельность швеи, достаточно многообразна,
поэтому применение деловых игр
помогает активизировать процесс
обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью.
В процессе проведения деловых игр были отмечены следующие
результаты:
- повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые
моделируются и разыгрываются в ходе деловой игры;
- студенты получают и усваивают большее количество информации,
основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению
участниками игры навыков принятия конструктивных решений;
- участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и
психологическое мышление обучаемых;
- изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний;
растет самооценка обучаемых, а у тех, у кого она завышена, становится более
объективной; накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации. Деловая игра, как правило, проводится с применением автоматизируемой обучающей системы. Автоматизированная обучающая система позволяет повысить уровень усвоения не только благодаря наглядности представляемой информации (90% информации воспринимается зрительно), но и реализуется творческий подход при подготовке материала. Происходит уход от повторяющейся неинтересной работы, от необходимости дублирования материала. Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач: -формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике; -приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений; -развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере; -формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации. Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: -характер деятельности; -масштаб управления; -состав инстанций и условия обстановки в данной игре При определении целей разработчику игры важно ответить на следующие вопросы; -Для чего проводится данная деловая игра? -Для какой категории студентов проводится данная деловая игра? -Чему именно следует обучать студентов? -Какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры?
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры – их ставит перед собой учитель –руководитель игры, и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей. Для проведения учебной игры учитель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного урока, хотя реализоваться они должны в игровой ситуации. Планируя игру важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры. Список литературы 1. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду. Учебное издание для студентов пед. инс-ов/ под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2013. – 288 с. 2. Калинченко, А. В., Микляева, Ю. В., Сидоренко, В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис- пресс, 2014. – 112 с. 3. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное издание для студентов сред. пед. учеб. Заведений, - 2 изд., перер. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 416 с. 4. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитавтелей детского сада – М.: Просвещение, 2012. – 128 с. 5. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду, - М.: Мозаика-синтез, - 2011. – 156 с.
объективной; накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации. Деловая игра, как правило, проводится с применением автоматизируемой обучающей системы. Автоматизированная обучающая система позволяет повысить уровень усвоения не только благодаря наглядности представляемой информации (90% информации воспринимается зрительно), но и реализуется творческий подход при подготовке материала. Происходит уход от повторяющейся неинтересной работы, от необходимости дублирования материала. Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач: -формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике; -приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений; -развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере; -формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации. Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: -характер деятельности; -масштаб управления; -состав инстанций и условия обстановки в данной игре При определении целей разработчику игры важно ответить на следующие вопросы; -Для чего проводится данная деловая игра? -Для какой категории студентов проводится данная деловая игра? -Чему именно следует обучать студентов? -Какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры?
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры – их ставит перед собой учитель –руководитель игры, и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей. Для проведения учебной игры учитель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного урока, хотя реализоваться они должны в игровой ситуации. Планируя игру важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры. Список литературы 1. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду. Учебное издание для студентов пед. инс-ов/ под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2013. – 288 с. 2. Калинченко, А. В., Микляева, Ю. В., Сидоренко, В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис- пресс, 2014. – 112 с. 3. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное издание для студентов сред. пед. учеб. Заведений, - 2 изд., перер. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 416 с. 4. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитавтелей детского сада – М.: Просвещение, 2012. – 128 с. 5. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду, - М.: Мозаика-синтез, - 2011. – 156 с.
В раздел среднее профессиональное образование