"Деятельность классного руководителя в современной общеобразовательной школе VIII вида"
Статья
Автор: Мельник Татьяна Витальевна, учитель трудового обучения, МОУ СОШ, Хабаровский край, Солнечный район, п.Березовый
В раздел среднее профессиональное образование
Концепция воспитательной системы школы – интерната VIII вида.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как
целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,
ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации
обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им
помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном
становлении.
Выделим два важных момента в этом определении: (слайд 3)
1. создание условий для развития обучающихся;
2. оказание им помощи в жизненном самоопределении.
Эти два момента особенно актуальны при воспитательной работе в нашем учреждении,
т.к. для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики
воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Правильно построить воспитательный процесс в СКО школе – интернате VIII вида
непросто. Воспитательный процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных
аспектах: (слайд 4)
- разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников;
- коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.
В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвития» личности,
самопознания и т.п., когда речь идет о воспитании ребенка с нарушением интеллекта этот
тезис несколько модифицируется, т.к. невозможно требовать от ребенка с
интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс
воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки, методике многократных
повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка педагога.
Классный руководитель и воспитатель, работающий с данными детьми должен знать:
(слайд 5)
· Мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы
· Учитывать особенности характера и недостатки ребенка
· Знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование
личности
· Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или
нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает,
каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с
доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.
Цель воспитательной системы СКО школы – интерната VIII вида: (слайд 6) «Создание условий для социальной реабилитации и адаптации учащихся через личностно- ориентированную, здоровье сберегающую и практическую направленность учебно – воспитательного процесса, выбор оптимальных технологий образования и совершенствование многопрофильной трудовой подготовки» Задачи воспитания в СКО школе – интернате VIII вида: (слайд 7) · Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с проблемами в развитии; · Всестороннее развитие учащихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни и труду; · Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности; · Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе конкретных видов деятельности, в первую очередь – в коллективной; · Воспитание у ребёнка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками. Особенности воспитательного процесса в СКО школе – интернате VIII вида: (сл 8) · Целенаправленность предполагает специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие учителей и воспитанников, с целью формирования личности, нужной и полезной обществу; · Многофакторность предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, сочетающихся в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость; · Непрерывность предполагает постоянное, систематическое взаимодействие учителей и воспитанников; · Комплексность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, направленного на формирование личности; · Вариативность (неоднозначность) результатов определяется субъективными факторами (индивидуальность воспитанников, их социальный опыт и отношение к воспитательному процессу), а также профессиональной подготовленностью учителей; · Двусторонний характер предполагает наличие прямой (от учителя к воспитаннику) и обратной (от воспитанника к учителю) связей. Воспитатель, классный руководитель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников. Воспитательный процесс в СКО школе – интернате организуется так, что в ходе него исправляются, нейтрализуются, устраняются негативные проявления личности, поведения
с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения. Системный подход к воспитанию проявляется в объединении усилий всех субъектов воспитания. Это: обучающиеся воспитанники, воспитатели, классные руководители, учителя - предметники, учитель-логопед, педагог - психолог, врач, социальный педагог, родители, Совет школы, заместители директора по УВР, по ВР, директор (слайд 9) Ребенок будет развиваться эффективно, как личность при учете его возрастных интересов. В воспитательном процессе школы это два момента: основные мотивы и ведущие виды деятельности. (слайд 10) Начальные классы основные мотивы: · потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия; · настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражается в желании учиться, приобретать новые знания; · потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых. ведущие виды деятельности: · игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребенка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности; · учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе ее вырабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми. Средние классы основные мотивы: · потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере; · ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшими фактором психического развития; · потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности к самоотвержению (ближе к 13 годам);
· стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. (Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество). ведущие виды деятельности: · учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него); · разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения подростка; · интимно-личное общение (быть с другим, уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым, в чьих то глазах). Старшие классы основные мотивы: · желание занять свое место в мире взрослых; · утвердиться в компании сверстников; · чувствовать себя уверенно в своей компании и т.п. ведущие виды деятельности: · интимно-личное общение (друг с другом, с друзьями – через позицию своих настроений и желаний); · учебно-профессиональная деятельность (в большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении). Ожидаемые результаты развития воспитательной системы школы: (слайд 11) Повышение качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с выбранной миссией школы. Нравственный потенциал: ответственность, гражданственность, патриотизм любовь к своей Родине, родному краю, социальная активность, стремление быть здоровым Познавательный потенциал: сформированость мотивации на продолжение образования Практический потенциал: мотивация к трудовой деятельности, к профессиональному определению, культура труда, способность принимать решения и прогнозировать их результат Коммуникативный потенциал: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладения навыками неконфликтного общения Особенности содержания и направления организации воспитательной работы в урочное и внеурочное время
Концептуальная модель воспитательной системы включает в себя такие разделы как: (слайд 12) 1. Учебно-методическая работа 2. Коррекционная работа, психологическая служба 3. Воспитательная работа 4. Работа с родителями Учебно-методическая работа Учебно-методическая работа включает в себя: · Педагогические советы · Школьные методические объединения · Специальные семинары · Заседания методических объединений Воспитание в процессе обучения Коррекционная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи (слайд 13) 1. дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, 2. воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, 3. скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни в современном обществе. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей. В СКО школу – интернат VIII вида поступают дети с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся воспитанники неоднородны по своей клинической характеристике, по причинам, которые нарушили их нормальное развитие и сделали невозможным обучение в массовой школе, а также по времени, когда их развитие было нарушено. Умственная отсталость – диагноз, с которым дети попадают в СКО, но не смотря на это этим детям необходимо дать образование, надо научить их жить, помочь стать нужными обществу, найти в нём своё место после окончания школы - интерната. Направления воспитательной работы 1. Дополнительное образование.
В СКО школе – интернате VIII вида осуществляется дополнительное образование: функционируют кружки и секции. 2. Самоуправление в СКО школе - интернате В СКО школе – интернате созданы органы самоуправления: штабы, активы классов. Школьное самоуправление – это система взаимоотношений взрослых и детей, в результате которых у детей развивается способность под руководством ставить цели и реализовывать их, не лишая отношений в коллективе социально-культурных норм. Самоуправление – это взаимодействие взрослых и детей. Работа над постановленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве классных руководителей, воспитателей и учащихся. Деятельность школьного коллектива строится и ведется в разных направлениях. В актив класса выбраны: мер, советник здравоохранения, советник по охране природы, советник по книгам, советник по охране труда, советник по охране здоровья. В каждом классе проводятся классные часы, собрания. Председателем является классный руководитель. Классными руководителями и воспитателями написаны программы воспитательной деятельности по различным направлениям (трудовому, духовно-нравственному, эстетическому, санитарно-гигиеническому, гражданско-правовому и т.д.). 3. Важная часть воспитательной системы школы – интерната: формирование и укрепление школьных традиций. Традиционными воспитательными мероприятиями СКО школы – интерната являются:- День Знаний, - День учителя, - День матери, - Новый год, - День защитников Отечества, - 8 марта, - День Победы, - Последний звонок, - Выпускной вечер, - Праздник урожая. - Дни здоровья - Предметные недели: Классные руководители школы – интерната применяют в воспитательной работе проектные технологии. Так в 2010 году был проведен конкурс проектов воспитательной деятельности классного руководителя. Цель конкурса: 1. Выявление идей и создание проектов оптимальной деятельности классного руководителя; 2. Обобщение и пропаганда опыта воспитательной работы педагогов школы. Для оказания действенной помощи классным руководителям и воспитателям в СКО школе функционирует школьное методическое объединение классных руководителей и учителей-предметников. Цель работы ШМО классных руководителей и учителей-предметников : в улучшении организации обучения и воспитания школьников c ограниченными возможностями
здоровья, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, в повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы На методическом объединении педагоги знакомятся с новыми технологиями, делятся опытом, своими методиками проведения уроков (занятий) уделяя особое внимание обучению молодых педагогов. Работа МО строится с учетом внутренней преемственности и перспективности, большое значение придается совместному планированию и разработке занятий, наглядных пособий, дидактических материалов. Педагоги ищут новые формы проведения заседаний, усиливают внимание к практической работе, стремятся через проведение предметных недель, поднять интерес к преподаванию отдельных предметов. Модель выпускника СКО школы – интерната VIII вида. Учащиеся, завершившие обучение на ступени основного общего образования должны: · Освоить общеобразовательные программы учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени начального профессионального образования (т.е. овладеть обще учебными умениями и навыками); · Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурного поведения и речи; · Иметь психологические качества:- эмоциональность;- усидчивость;- внимательность;- умение чувствовать окружающий мир;- умение мыслить, адекватно оценивать свои поступки;- обладать чувством самоконтроля. · Иметь личностные качества:- учебно-познавательные интересы;- мотивацию достижения успеха;- уверенность в себе;- доброжелательность;- коммуникативность;- самостоятельность;- дисциплинированность;- адаптивность;- трудолюбие;- соблюдать здоровый образ жизни;- уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре;- иметь навыки самообслуживания. 1. В настоящее время методическим советом и МО классных руководителей разрабатывается воспитательные коррекционно-развивающие программы. Программа состоит из двух проектов: 1. Проект «Комплексный подход в воспитании детей с отставанием в интеллектуальном развитии»,который предназначен для работы с учащимися 4, 5, 6 классов по двум направлениям: «Человек и природа» (человек является частью природы и живет в соответствии с ее законами) и «Человек и общество» (человек является членом общества и живет по его законам). 2. Проект «До 16 и старше…», который предназначен для работы с учащимися 7, 8, 9 классов по двум направлениям: «Я - подросток» (коррекция межличностных отношений, осознание своего «Я», приобретение чувства уверенности в своей востребованости современным обществом) и «Модель выпускника» (ориентация воспитанников на правильное поведение в различных жизненных ситуациях, а также знакомство их с основами социологии)
Цель: создание условий для полноценного физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, жизненного и профессионального самоопределения личности каждого учащегося; формирование качеств позволяющих каждому воспитаннику строить собственную жизнь, семью, быть востребованным обществом и государством. Задачи: · укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни и воспитывать волевые качества; · формировать нравственно-этические элементы, понятия, как основу успешной социализации в обществе; · формировать элементы гражданско–патриотического сознания, основные понятия правовых отношений; · осуществлять профориентацию воспитанников, трудовое воспитание, формировать основные экономические представления; · формировать основные способы мыслительной деятельности; · содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации; совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, способных компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания детей. Вывод: необходимо формирование конкретной среды, в которой развивается ребенок, и создание социально-педагогических условий, как основного фактора его развития.
Цель воспитательной системы СКО школы – интерната VIII вида: (слайд 6) «Создание условий для социальной реабилитации и адаптации учащихся через личностно- ориентированную, здоровье сберегающую и практическую направленность учебно – воспитательного процесса, выбор оптимальных технологий образования и совершенствование многопрофильной трудовой подготовки» Задачи воспитания в СКО школе – интернате VIII вида: (слайд 7) · Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с проблемами в развитии; · Всестороннее развитие учащихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни и труду; · Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности; · Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе конкретных видов деятельности, в первую очередь – в коллективной; · Воспитание у ребёнка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками. Особенности воспитательного процесса в СКО школе – интернате VIII вида: (сл 8) · Целенаправленность предполагает специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие учителей и воспитанников, с целью формирования личности, нужной и полезной обществу; · Многофакторность предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, сочетающихся в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость; · Непрерывность предполагает постоянное, систематическое взаимодействие учителей и воспитанников; · Комплексность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, направленного на формирование личности; · Вариативность (неоднозначность) результатов определяется субъективными факторами (индивидуальность воспитанников, их социальный опыт и отношение к воспитательному процессу), а также профессиональной подготовленностью учителей; · Двусторонний характер предполагает наличие прямой (от учителя к воспитаннику) и обратной (от воспитанника к учителю) связей. Воспитатель, классный руководитель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников. Воспитательный процесс в СКО школе – интернате организуется так, что в ходе него исправляются, нейтрализуются, устраняются негативные проявления личности, поведения
с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения. Системный подход к воспитанию проявляется в объединении усилий всех субъектов воспитания. Это: обучающиеся воспитанники, воспитатели, классные руководители, учителя - предметники, учитель-логопед, педагог - психолог, врач, социальный педагог, родители, Совет школы, заместители директора по УВР, по ВР, директор (слайд 9) Ребенок будет развиваться эффективно, как личность при учете его возрастных интересов. В воспитательном процессе школы это два момента: основные мотивы и ведущие виды деятельности. (слайд 10) Начальные классы основные мотивы: · потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия; · настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражается в желании учиться, приобретать новые знания; · потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых. ведущие виды деятельности: · игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребенка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности; · учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе ее вырабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми. Средние классы основные мотивы: · потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере; · ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшими фактором психического развития; · потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности к самоотвержению (ближе к 13 годам);
· стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. (Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество). ведущие виды деятельности: · учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него); · разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения подростка; · интимно-личное общение (быть с другим, уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым, в чьих то глазах). Старшие классы основные мотивы: · желание занять свое место в мире взрослых; · утвердиться в компании сверстников; · чувствовать себя уверенно в своей компании и т.п. ведущие виды деятельности: · интимно-личное общение (друг с другом, с друзьями – через позицию своих настроений и желаний); · учебно-профессиональная деятельность (в большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении). Ожидаемые результаты развития воспитательной системы школы: (слайд 11) Повышение качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с выбранной миссией школы. Нравственный потенциал: ответственность, гражданственность, патриотизм любовь к своей Родине, родному краю, социальная активность, стремление быть здоровым Познавательный потенциал: сформированость мотивации на продолжение образования Практический потенциал: мотивация к трудовой деятельности, к профессиональному определению, культура труда, способность принимать решения и прогнозировать их результат Коммуникативный потенциал: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладения навыками неконфликтного общения Особенности содержания и направления организации воспитательной работы в урочное и внеурочное время
Концептуальная модель воспитательной системы включает в себя такие разделы как: (слайд 12) 1. Учебно-методическая работа 2. Коррекционная работа, психологическая служба 3. Воспитательная работа 4. Работа с родителями Учебно-методическая работа Учебно-методическая работа включает в себя: · Педагогические советы · Школьные методические объединения · Специальные семинары · Заседания методических объединений Воспитание в процессе обучения Коррекционная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи (слайд 13) 1. дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, 2. воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, 3. скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни в современном обществе. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей. В СКО школу – интернат VIII вида поступают дети с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся воспитанники неоднородны по своей клинической характеристике, по причинам, которые нарушили их нормальное развитие и сделали невозможным обучение в массовой школе, а также по времени, когда их развитие было нарушено. Умственная отсталость – диагноз, с которым дети попадают в СКО, но не смотря на это этим детям необходимо дать образование, надо научить их жить, помочь стать нужными обществу, найти в нём своё место после окончания школы - интерната. Направления воспитательной работы 1. Дополнительное образование.
В СКО школе – интернате VIII вида осуществляется дополнительное образование: функционируют кружки и секции. 2. Самоуправление в СКО школе - интернате В СКО школе – интернате созданы органы самоуправления: штабы, активы классов. Школьное самоуправление – это система взаимоотношений взрослых и детей, в результате которых у детей развивается способность под руководством ставить цели и реализовывать их, не лишая отношений в коллективе социально-культурных норм. Самоуправление – это взаимодействие взрослых и детей. Работа над постановленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве классных руководителей, воспитателей и учащихся. Деятельность школьного коллектива строится и ведется в разных направлениях. В актив класса выбраны: мер, советник здравоохранения, советник по охране природы, советник по книгам, советник по охране труда, советник по охране здоровья. В каждом классе проводятся классные часы, собрания. Председателем является классный руководитель. Классными руководителями и воспитателями написаны программы воспитательной деятельности по различным направлениям (трудовому, духовно-нравственному, эстетическому, санитарно-гигиеническому, гражданско-правовому и т.д.). 3. Важная часть воспитательной системы школы – интерната: формирование и укрепление школьных традиций. Традиционными воспитательными мероприятиями СКО школы – интерната являются:- День Знаний, - День учителя, - День матери, - Новый год, - День защитников Отечества, - 8 марта, - День Победы, - Последний звонок, - Выпускной вечер, - Праздник урожая. - Дни здоровья - Предметные недели: Классные руководители школы – интерната применяют в воспитательной работе проектные технологии. Так в 2010 году был проведен конкурс проектов воспитательной деятельности классного руководителя. Цель конкурса: 1. Выявление идей и создание проектов оптимальной деятельности классного руководителя; 2. Обобщение и пропаганда опыта воспитательной работы педагогов школы. Для оказания действенной помощи классным руководителям и воспитателям в СКО школе функционирует школьное методическое объединение классных руководителей и учителей-предметников. Цель работы ШМО классных руководителей и учителей-предметников : в улучшении организации обучения и воспитания школьников c ограниченными возможностями
здоровья, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, в повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы На методическом объединении педагоги знакомятся с новыми технологиями, делятся опытом, своими методиками проведения уроков (занятий) уделяя особое внимание обучению молодых педагогов. Работа МО строится с учетом внутренней преемственности и перспективности, большое значение придается совместному планированию и разработке занятий, наглядных пособий, дидактических материалов. Педагоги ищут новые формы проведения заседаний, усиливают внимание к практической работе, стремятся через проведение предметных недель, поднять интерес к преподаванию отдельных предметов. Модель выпускника СКО школы – интерната VIII вида. Учащиеся, завершившие обучение на ступени основного общего образования должны: · Освоить общеобразовательные программы учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени начального профессионального образования (т.е. овладеть обще учебными умениями и навыками); · Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурного поведения и речи; · Иметь психологические качества:- эмоциональность;- усидчивость;- внимательность;- умение чувствовать окружающий мир;- умение мыслить, адекватно оценивать свои поступки;- обладать чувством самоконтроля. · Иметь личностные качества:- учебно-познавательные интересы;- мотивацию достижения успеха;- уверенность в себе;- доброжелательность;- коммуникативность;- самостоятельность;- дисциплинированность;- адаптивность;- трудолюбие;- соблюдать здоровый образ жизни;- уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре;- иметь навыки самообслуживания. 1. В настоящее время методическим советом и МО классных руководителей разрабатывается воспитательные коррекционно-развивающие программы. Программа состоит из двух проектов: 1. Проект «Комплексный подход в воспитании детей с отставанием в интеллектуальном развитии»,который предназначен для работы с учащимися 4, 5, 6 классов по двум направлениям: «Человек и природа» (человек является частью природы и живет в соответствии с ее законами) и «Человек и общество» (человек является членом общества и живет по его законам). 2. Проект «До 16 и старше…», который предназначен для работы с учащимися 7, 8, 9 классов по двум направлениям: «Я - подросток» (коррекция межличностных отношений, осознание своего «Я», приобретение чувства уверенности в своей востребованости современным обществом) и «Модель выпускника» (ориентация воспитанников на правильное поведение в различных жизненных ситуациях, а также знакомство их с основами социологии)
Цель: создание условий для полноценного физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, жизненного и профессионального самоопределения личности каждого учащегося; формирование качеств позволяющих каждому воспитаннику строить собственную жизнь, семью, быть востребованным обществом и государством. Задачи: · укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни и воспитывать волевые качества; · формировать нравственно-этические элементы, понятия, как основу успешной социализации в обществе; · формировать элементы гражданско–патриотического сознания, основные понятия правовых отношений; · осуществлять профориентацию воспитанников, трудовое воспитание, формировать основные экономические представления; · формировать основные способы мыслительной деятельности; · содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации; совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, способных компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания детей. Вывод: необходимо формирование конкретной среды, в которой развивается ребенок, и создание социально-педагогических условий, как основного фактора его развития.
В раздел среднее профессиональное образование