"Деятельность классного руководителя в современной общеобразовательной школе VIII вида"
Статья
Автор: Мельник Татьяна Витальевна, учитель трудового обучения, КГКОУ ШИ №19, Хабаровский край, Солнечный район, п.Березовый
В раздел среднее профессиональное образование
Целью и духовно-нравственной основой социально-педагогической деятельности на
современном этапе развития общества становится формирование гуманных
отношений в социуме. Школа, являясь неотъемлемой частью общества, зеркально
отражает процессы, происходящие в нем. Современное общеобразовательное
учреждение представляет собой «открытую гуманную систему» (Р.В.Овчарова) и
имеет многофункциональный характер, то есть ориентировано на работу с
учащимися, имеющими различные убеждения и индивидуальные условия жизни.
Усилия педагогического коллектива школы направлены прежде всего на диалог с
воспитанниками, на создание различных форм межличностного и межгруппового
общения.
В своей работе учителя общеобразовательных школ имеют дело со всеми группами учащихся, разнящимися по социальному положению, по степени сформированности ценностной сферы, по уровню восприимчивости к воспитательным влияниям, поэтому перед каждым педагогом встает вопрос о сути этой деятельности: образовывать и воспитывать ученика, активно вмешиваясь в его жизнь, или образовывать и воспитывать, взаимодействуя с развивающейся личностью. Главными тенденциями современной школы становятся расширение и укрепление ее взаимодействия со всеми социальными институтами – семьей, предприятиями, культурно- просветительскими учреждениями, общественными организациями, органами власти и т.д. И главное – в общеобразовательном учреждении центром обучения и воспитания становятся личность ребенка, а целью и сутью всей деятельности педагогов – создание условий для его личностного роста. Развитие способности учащегося к реализации и адаптации в современном мире становится приоритетным направлением деятельности школы сегодня. Такого рода социально-педагогическая деятельность педагогического коллектива общеобразовательного учреждения основывается на ведущей идее всего образовательного процесса, предполагающей, что усилия воспитателей должны быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на формирование у учащихся умения строить благоприятные межличностные отношения, бережное отношение к окружающему миру, на выявление склонностей и интересов и развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Воспитание – процесс «питания души и сердца» - невозможно отделить от процесса обучения, так как воспитывается, формируется человек в повседневной своей деятельности, в результате проживания каждого своего дня, а он у школьников наполнен познанием и учением. Следовательно, школа – это особое воспитательное пространство, это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, значит, жизненно важной необходимостью в учебно-воспитательном процессе становится создание условий, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка. В структуре любого общеобразовательного учреждения есть педагоги, чья деятельность основывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Именно классный руководитель обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации учащихся, играет роль посредника, связующего звена между личностью и обществом. Таким образом, одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности классного руководителя является работа по социализации ребенка, его успешной интеграции в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений. Классный руководитель, работающий в условиях общеобразовательного учреждения, имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. Являясь субъектом учебно-воспитательного процесса, классный руководитель планирует и организует свою деятельность в соответствии с целями и задачами всего
педагогического коллектива, поэтому одним из приоритетных направлений общего воспитательного процесса остается деятельность по укреплению стабильных связей между элементами воспитательной системы школы, оптимизации работы ее отдельных звеньев. Если исходить из того, что в центре любой воспитательной системы находится ребенок, являющийся субъектом педагогического взаимодействия при условии глубокого изучения его интересов, склонностей, потребностей, особенностей и традиций семейного воспитания, то остальные звенья данной системы - классный руководитель, социальный педагог, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования, психологическая служба школы, органы ученического самоуправления, родители, администрация, коллектив класса, в котором обучается ученик, - должны координировать свои усилия не только в соответствии с воспитательными задачами современного образовательного пространства, но и с внутренне осознанными целями и мотивами самого учащегося. Особую значимость приобретает мнение Б.М. Бим-Бада, считающего, что «педагог оказывает воздействие на учащихся прежде всего направленностью своей личности, своих интересов, отношением к своему делу. Обучение, прививающее любовь к познанию, самостоятельности, к учебному предмету, к своей школе, возможно только в атмосфере мажорного, полного трудностями и радостями открытий совместного продвижения учителя и учащихся к целям эффективной, полноценной социализации». Таким образом, главенствующую роль в процессе решения проблем социализации личности играет жизненная позиция классного руководителя. При этом очень опасна уверенность некоторых педагогов в том, что компенсировать недостатки ребенка принципиально невозможно, что человек фактически невоспитуем, что им руководит нечто, неподвластное влиянию взрослых. Такая вера в фатальность, неизбежность порочности ребенка уже формирует в нем потенциального преступника. Каждому учащемуся необходим позитивный опыт социального взаимодействия, поэтому кропотливая и каждодневная работа классного руководителя должна быть направлена на включение ребенка в специально организованную, воспитывающую, обучающую, развивающую, педагогически целесообразную среду, в которую заложены свойства, стимулирующие и развивающие способности ребенка. Однако успешность социально-педагогической деятельности классного руководителя, как и любого другого субъекта учебно-воспитательного процесса, напрямую зависит от того, насколько слаженными будут усилия отдельных звеньев в деятельности, направленной на реализацию общих целей. Отсутствие или выпадение отдельного такого звена приводит к невозможности плодотворного функционирования всей педагогической системы. Объектом социально-педагогической деятельности классного руководителя в школе являются учащиеся, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, кроме того, учащиеся, имеющие физические, психические или интеллектуальные нарушения развития. Эти категории учащихся требуют особого отношения и заботы. Однако нельзя утверждать, что дети, которые не испытывают трудностей в учении, воспитываются в благополучных семьях и, на первый взгляд, могут быть «предоставлены сами себе», не нуждаются в пристальном внимании классного руководителя. Равнодушие к таким учащимся, которые кажутся нам, педагогам, самодостаточными и успешными, подчас приводит к тому, что смещаются ценностные ориентиры личности, и ребенок, обладающий яркими способностями, вырастает в гениального преступника или человека, не умеющего распорядиться своим даром. Необходимость в социально-педагогической поддержке возникает тогда, когда семья, а зачастую и школа не обеспечивают оптимальных условий для развития, воспитания и
образования ребенка, в результате чего возникают трудности в процессе социализации детей и подростков. Таким образом, содержанием и основной направляющей социально- педагогической деятельности классного руководителя становится помощь в интеграции ребенка в общество, поддержка в его развитии, воспитании, образовании, личностном становлении. Следовательно, целью такой деятельности является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. Однако прежде, чем реализовать цели своей социально-педагогической деятельности, классный руководитель должен хорошо знать особенности развития ребенка и ту среду, в которой он развивается, самостоятельно выявлять факторы, оказывающие негативное влияние на воспитанника. В такой работе можно условно выделить несколько этапов:
В раздел среднее профессиональное образование