Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Уровень удовлетворенности родителей, студентов и преподавателей степенью сотрудничества"

Исследовательская работа

Автор: Мельник Татьяна Ивановна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин, КГБПОУ АКОТБ Шарыповский филиал, г. Шарыпово Красноярский край



В раздел среднее профессиональное образование



КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» Шарыповский филиал РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Тема: «
Уровень удовлетворенности родителей, студентов и

преподавателей степенью сотрудничества»
Автор доклада Мельник Т. И.- преподаватель общепрофессиональных дисциплин Соавторы: Струкова А. Я. – преподаватель общепрофессональных дисциплин; Глушкова Е. Ф. - преподаватель общепрофессональных дисциплин; Ситникова Н. М. – преподаватель общеобразовательных дисциплин Шарыпово, 2015 1
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Результаты исследования студентов очной формы обучения 4 2. Результаты исследования роли родителей в образовательном процессе 13 3. Результаты опроса преподавателей 22 Выводы и рекомендации 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 2
ВВЕДЕНИЕ Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношение между педагогами, студентами и родителями. Для формирования сотрудничества между этими группами важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, студентов. Это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания, созданию комфортных условий в обучении. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать совместно, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить условия для достижения более высоких результатов. Формирование сотрудничества между студентами, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же студентов, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда преподаватели и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов. 3
1. Результаты исследования студентов очной формы обучения С целью выявления форм сотрудничества студент-преподаватель студентам дневного отделения было предложено ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 1). В опросе участвовали студенты 1, 3, 4, 5 курсов всех специальностей, представленных в нашем учебном заведении. Всего в опросе участвовали 51(21,3% общего числа студентов) студент, из них 62,8% студенты специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 19,5% - «Автоматизированные системы обработки информации», 17,7% студенты специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения». Результаты опроса представлены по номерам вопросов. Таблица 1 - Структура студентов, участвующих в опросе Специальность доля, % 030912 "Право и организация…" 17,7 270802 "Строительство и эксплуатация…" 62,8 270103 "Автоматизированные системы …" 19,5 итого 100
Object 3
4
Рис. 1 – Структура студентов, участвующих в опросе, % 4. Довольны ли Вы, что являетесь студентом нашего колледжа? Таблица 1. - Вопрос 1. Довольны ли Вы, что являетесь студентом нашего колледжа? (в % от общей численности) Специальности Варианты ответов "Да" "Нет" "Затрудняюсь ответить 030912 "Право и социальное обеспечение" 13,7 0 3,9 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", всего 33,3 11,8 17,6 в т. ч. 3 курс 17,6 3,9 9,8 4курс 5,9 3,9 5,9 5 курс 9,8 3,9 2 230103 "Автоматизированные системы обработки информации" 9,8 2 7,8 итого 56,9 13,7 29,4
Object 5
5
Рис. 1 – Удовлетворенность студентов, что они являются студентами нашего колледжа Вывод: Большинство студентов (56,9%) довольны тем, что они являются студентами нашего колледжа, особенно это студенты специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (33,3%). Недовольных 13,7%, в основном среди строителей. Почти треть студентов 29,4% затрудняются ответить на данный вопрос. Это либо студенты, которые сомневаются в выборе нашего колледжа, либо постеснялись ответить отрицательно, либо удовлетворение для них выражается в других ценностях. Вопрос 2. Уверены Вы в правильности выбора специальности? Таблица 2 – Вопрос 2. Уверены Вы в правильности выбора специальности? Специальность Варианты ответов "Да" "Нет" "Затрудняюсь ответить 030912 "Право и социальное обеспечение" 13,7 2 2 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" 33,3 11,8 13,7 в т. Ч. 3 курс 15,7 7,8 7,8 4курс 7,8 3,9 7,8 5 курс 9,8 0 2 230103 "Автоматизированные системы обработки информации" 7,8 3,9 7,8 итого 54,9 17,6 27,5 Из 51 человека опрошенных студентов 54,9% уверены в том, что они правильно выбрали специальность, причем строительная специальность устраивает 33,3%, юридическая – 13,7%, автоматизированные системы – 7,8%. Не устраивает выбранная специальность 17,6% студентов. Сомневаются в выборе, а они затруднились ответить – 27,5%. 6

Object 7
Рис. 2 – Уверенность студентов в выборе специальности Вопрос 3. Что побудило Вас выбрать данное учебное заведение? Таблица 3 - Вопрос 3. Что побудило Вас выбрать данное учебное заведение? (в % к итогу) Специальность Варианты ответов доступна я оплата за обучение Престиж учебного заведения располагаетс я рядом с домом по совету родных и знакомы х друго е 030912 "Право и социальное обеспечение" 2 0 5,9 3,9 5,9 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", всего 5,9 11,8 17,6 17,6 9,8 в т. Ч. 3 курс 2 3,9 11,8 7,8 5,9 4курс 3,9 3,9 3,9 7,8 0 5 курс 0 3,9 2 1,9 3,9 7
230103 "Автоматизированны е системы обработки информации" 0 0 7,8 7,8 3,9 итого 7,8 11,8 31,4 29,4 19,6 Больше трети (31,4%) опрошенных студентов выбрали наш колледж потому, что он располагается недалеко от дома, в том числе 17,6% это строители, 7,8% информатики, 5,9% юристы. По совету родственников и знакомых наше учебное заведение выбрали 29,4%, причем больший процент среди них это студенты строительной специальности. Считают престижным наше учебное заведение только 11,8% студентов, причем все они студенты строительной специальности. Остальные представленные специальности, по мнению студентов, являются не престижными. Только 7,8% студентов считают, что оплата за обучение является доступной для их семейного бюджета. Следует задуматься, почему юридические и информационные специальности не считают для себя престижными студенты.
Object 9
Рис. 3. Что побудило студентов выбрать наше учебное заведение. Вопрос 4. Что Вам нравится в колледже? 8
Таблица 4 - Вопрос 4. Что Вам нравится в колледже? (в % к итогу) Специальность Варианты ответов Всё организа ция занятий качество преподава ния отношени е с преподава телями внекласс ные мероприя тия буфет 030912 "Право и социальное обеспечение" 3,9 3,9 3,9 5,9 0 0 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" 13,7 2 11,8 9,8 3,9 21,6 в т. Ч. 3 курс 1,9 1,9 3,9 2 3,9 17,6 4курс 7,8 0 2 7,8 0 2 5 курс 3,9 0 5,9 0 0 2 230103 "Автоматизирован ные системы обработки информации" 0 3,9 9,8 5,9 0 0 итого 17,6 9,8 25,5 21,6 3,9 21,9 Несмотря на то, что выбор учебного заведения осуществлялся в основном по совету родственников и знакомых и, учитывая расстояние до него от дома, 25,5% опрошенных студентов отмечают, что преподавание находится на качественном уровне, отношения с преподавателями их устраивает (21,6%), хорошо работает буфет (21,9%) и 17,6% студентов отметили, что их устраивает всё в нашем колледже. Однако вызывает обеспокоенность то, что почти 10% студентов не довольны организацией занятий и 4% - организаций внеклассных мероприятий. 9

Object 11
Рис. 4 – Что нравится студентам в нашем колледже Вопрос 5. Какое состояние преобладает у Вас в течение учебной недели? Таблица 5 - Вопрос 5. Какое состояние преобладает у Вас в течение учебной недели? Специальность Варианты ответов подавленн ое чувство увереннос ти безразличн ое удовлетворенно сти друго е 030912 "Право и социальное обеспечение" 2 7,8 0 3,9 3,9 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" 11,7 5,9 23,5 17,6 4 в т. Ч. 3 курс 9,8 3,9 7,8 7,8 2 4курс 0 2 9,8 7,8 0 5 курс 1,9 0 5,9 2 2 230103 0 5,9 9,8 2 2 10
"Автоматизирован ные системы обработки информации" итого 13,7 19,6 33,3 23,5 9,9 На вопрос «Какое состояние преобладает у студентов в течение рабочей недели» больше трети студентов (33,3%) ответили, что им безразлично пребывание в колледже, среди них 23,5% строители, в основном 4 курса. Чувство удовлетворенности отметили 23,5% студентов и это тоже студенты- строители 3 и 4 курса. Абсолютно небезразличны ко всему студенты-юристы. Уверенными в себе всю неделю считают 19,6% студентов, но только не 5 курс. Чем ближе к защите, тем больше уверенность их снижается. Подавленными чувствуют себя 13,7%, но это не информатики, а в основном студенты – строители 3 курса. Отличное от указанных состояний в течение недели отметили 9,9% студентов, в основном это правоведы и строители 3 и 5 курсов.
Object 13
11
Рис. 5 – Состояние студентов в течение рабочей недели Вопрос 6. Оцените степень выраженности сотрудничества педагогов и студентов по 5-ти балльной шкале Таблица 6 - Вопрос 6. Оцените степень выраженности сотрудничества педагогов и студентов по 5-ти балльной шкале балл число студентов "3" 7 "4" 21 "5" 12 число ответивших студентов 40 Сотрудничество педагогов и студентов опрошенные студенты оценили в среднем на 4,1 балла.
Object 16
Рис. 5 – Оценка сотрудничества студентов и педагогов Таким образом, степень сотрудничества имеется, но она не является полной. Повышение уровня сотрудничества педагогов и студентов можно проследить в ответах на следующий вопрос. Вопрос 7. Что бы вы могли предложить по повышению уровня сотрудничества педагогов и студентов? Юристы не высказали никаких предложений – 15,7%, информатики хотят чаще устраивать чаепития и ждут понимания от преподавателей. Почти 10% (9,8%) строителей предлагают сделать ленты по часу, давать больше часов на 12
курсовые работы (4 курс - строители), проявлять уважение к студентам. Остальные считают, что всё хорошо в нашем колледже и их все устраивает. 2. Результаты исследования роли родителей в образовательном процессе С целью исследования сотрудничества родителей и педагогов, родителям предложено заполнить анкету (Приложение 2). В опросе приняли участие 13 родителей или 6,5%. На вопрос «Как изменилась успеваемость Вашего ребенка за последнее время?» большинство родителей (46,2%) не заметили улучшения, 38,5% отметили, что успеваемость улучшилась, и только 15,4% сказали, что снизилась.
Object 19
Вопрос «Удовлетворены Вы сотрудничеством с колледжем в организации учебно-воспитательного процесса?». Подавляющее большинство родителей (76,9%) удоволетворены сотрудничеством, 23,1% отмечают, что не совсем удовлетворены сотрудничеством родителей и педагогов. Из них основной причиной такого неудовлетворения является, по мнению родителей, недостаточное общение с классным руководителем (61,5%), с преподавателями - 23,1%, с администрацией – 15,4%. 13
14
Таблица 1 - Результаты опроса родителей студентов колледжа Тема «
Уровень удовлетворенности родителей, студентов и преподавателей степенью сотрудничества»
Как изменилась успеваемость вашего ребенка за последнее время? 2.Удовлетворены вы сотрудничеством с колледжем в организации учебно-воспитательного процесса? 3.Если не удовлетворены, то по каким причинам? 4.Удовлетворяет ли Вас режим работы колледжа? 5.Что Вас больше беспокоит при обучении Вашего ребенка в колледже? А) улучшилась 38,5% Б) не изменилась – 46,2% В) снизилась -15,4% А) вполне -76,9% Б) не совсем – 23,1% В) не удовлетворен -0 А) не достаточно общение с классным руководителем-61,5% Б) недостаточно общение с администрацией -15,4% В) недостаточно общение с преподавателями- 23,1% А) да 76,9% Б) не совсем -23,1% В) нет- Г) ваши предложения - А) причин нет-76,9% Б) состояние здоровья- В) повышенная утомляемость- 7,7% 15
Г) нежелание учиться-7,7% Д) проблемы в отношениях со сверстниками - Е) проблемы в отношениях с преподавателями-7,7% Ж) мои отношения с ребенком Продолжение таблицы 1 6. Охотно ли ваш ребенок идет в колледж? 7.Делится ли с вами ребенок своими впечатлениями о колледже? 8.есть ли претензии к однокурсникам, старшекурсникам? 9. Как Вы считаете, объем домашних заданий: 10.Что бы вы могли предложить по повышению уровня сотрудничества родителей, педагогов и студентов? 11. Оцените степень сотрудничества родителей, педагогов и студентов по 5-ти балльной шкале А) да-61,5% Б) не нравится система преподавания-7,7% В) не нравится колледж-7,7% Г) другие причины- 15,4% А)да-46,2% Б) не всегда-53,8% В) нет-7,7% А) да- Б) иногда - В) не жалуюсь-100% А) по силам студента- 69,2% Б) не всегда-23,1% В) не выполняет задание-7,7% А) совместные 16
внеучебные мероприятия с родителями-15,3% Б) интернет- сотрудничество-46,2% В) родительские собрания-38,5% Г) ваши предложения- А) преподаватель- студент «5»-61,5% «4»-23,1% «3»-15,4% «2»- «1»- Б) преподаватель- родители: «5»-53,8% «4»30,8% «3»15,4% «2» «1» 17

Object 21

Object 24
Режим работы колледжа удовлетворяет 76,9% из числа опрошенных родителей, не совсем устраивает режим работы колледжа 23,1% родителей. При этом прозвучало предложение о переходе на 5-ти дневную учебную неделю. 18

Object 26
У большинства родителей причин для беспокойства при обучении студентов в колледже нет (76,9%). Однако, некоторые родители обеспокоены повышенной утомляемостью детей (7,7%), нежеланием учиться (7,7%) и проблемами в отношениях с преподавателями (7,7%).
Object 28
«Охотно ли ваш ребенок идет в колледж?». Большинство родителей (61,5%) отметили, что их дети с удовольствием посещают колледж. Не нравится система преподавания 7,7% родителей, не нравится колледж в целом 7,7%. Среди других причин неохотного посещения колледжа родители отмечают преимущественное желание студентов работать, а не учиться – 15,4% родителей. Это пожелание родителей студентов 5курса повышенного уровня. 19

Object 30
Примерно поровну разделились мнения родителей в отношениях со своими детьми. 53,8% родителей отметили плотное сотрудничество их со своими детьми, 46,2% считают, что их ребенок не всегда делится своими впечатлениями о колледже и у 7,7% родителей не налажено сотрудничество со своим ребенком.
Object 33
Никто из опрошенных родителей не слышал жалоб от своих детей по поводу отношений с однокурсниками и старшекурсниками. Здесь следует отметить, что в опросе участвовали родители студентов 3, 5 курсов. От родителей студентов 1 курса анкет не было. По мнению большинства родителей, объем домашних заданий по силам студента (69,2%), не всегда осиливают домашнее задание 23,1%, и 7,7% 20
родителей ответили скорей честно, что их ребенок не выполняет домашнее задание.
Object 36
Среди предложенных методов сотрудничества родителей и педагогов, большинство (46,2%) готовы сотрудничать через интернет, через родительские собрания 38,5% и 15,3% хотят сотрудничать через совместные внеурочные мероприятия. Своих форм сотрудничества родители не предлагают, т. к. просто не знают о них.
Object 39
На предложение оценить степень сотрудничества преподаватель – студент, большинство (61,5%) поставили оценку «5», «4» поставили 23,1% респондентов и оценку «3» – 15,4%. Связь «преподаватель-родители» оценили на «5» 53,8% родителей, оценку «4» - 30,8% родителей, на «3» - 15,4% опрошенных респондентов. Средний балл составил 4,5 по 21
сотрудничеству «преподаватель- студент», 4,4 – по сотрудничеству «преподаватель-родители».
Object 42
Рис. 6 – Средний балл сотрудничества преподавателей, студентов, родителей 22
3. Результаты опроса преподавателей В опросе приняли участие 8 преподавателей, или 47,1% от общего числа. Преподавателям предложено заполнить анкету (Приложение 3). Таблица – Результаты опроса преподавателей Перечень суждений Доля ответов, % «Да» «Нет» «Неоднозначно» 1.В содержании общения с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка 100% 2.Регулярно знакомлю родителей с организаций и содержанием воспитания и развития людей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка 75 25 3.В общении с родителями удается находить индивидуальный подход к членам семьи ребенка, устанавливать доверительные отношения 37,5 62,5 4.Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах 62,5 37,5 5.Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия родителей глазами родителей, понять их чувства и смысл их поведения. 87,5 12,5 6.Владею техникой диалогического общения 50,0 12,5 37,5 7.Проявляю достаточную гибкость в конфликтах и затруднительных ситуациях общения с родителями 100 8.Как правило, с пониманием отношусь к заблуждениям и ошибкам родителей в воспитании ребенка 75,0 25,0 23
9.Владею способами общения с аудиторией родителей, умением увлечь их активное обсуждение проблемы дискуссии 75,0 25,0 По результатам опроса преподавателей выявлено, что все преподаватели учитывают условия семейного воспитания, проявляют гибкость в конфликтах и затруднительных ситуациях общения с родителями. Умеют посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями глазами родителей, понять их чувства и поведение могут 87,5% респондентов. Регулярно знакомят родителей с содержанием воспитания и развития детей, вовлекают в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка, с пониманием относятся к заблуждениям родителей в воспитании ребенка, владеют способами общения с родительской аудиторией, умеют увлечь их в активное обсуждение проблемы дискуссии 75% респондентов. При этом неоднозначно оценивают себя в вышеуказанных суждениях 25%. Владеют умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах и техникой безоценочного общения 62,5% респондентов, 37,5% респондентов либо не умеют этого делать, либо оценивают себя неоднозначно. Большинство (62,5%) преподавателей неоднозначно оценивают свои силы в умении найти индивидуальный подход к членам семьи ребенка, установить доверительные отношения с ними. Не все преподаватели владеют умением поддержать уверенность родителей в собственных педагогических силах, владеют техникой диалогического общения (37,5%). Не владеют или не знают о технике безоценочного общения 12,5% респондентов. Не владеют способами общения с родительской аудиторией, умением влечь их в активное обсуждение проблемы дискуссии 25%. На вопрос «Какие личностные качества помогают создавать условия для эффективного сотрудничества педагогов, родителей и студентов?» получены следующие варианты ответов: Открытость к общению, уверенность в своих поступках и делах, справедливость, честность, доброта, толерантность, умение входить в положение другого человека, знание своего дела, коммуникабельность (2ч), тактичность (2), общительность, разносторонность, умение слушать и сопереживать (3 чел.), энергичность, инициативность, заинтересованность в конечном результате, терпение (2), активная жизненная позиция, знание 24
конкретной ситуации (2), умение наладить контакт с каждым студентом, ответственность. Таким образом, развитие вышеуказанных личностных качеств, особенно таких как, коммуникабельность, тактичность, сопереживание, терпение и др. – это путь к созданию более тесного сотрудничества между преподавателями и студентами. Степень сотрудничества педагогов и студентов нашего колледжа преподаватели оценили следующим образом: «3» - 37,5%, «4» - 62,5%, «5» - 0. Средний балл -3,6. 25
4. Выводы и рекомендации Создание комфортных условий для студентов – это задача учебного заведения и, прежде всего, педагогического коллектива. Хотя проблема сотрудничества – это проблема, касающаяся и педагога, и студента, и их родителей, где все стороны имеют равнозначное значение и влияние, все же первоначальный стимул должен исходить от педагога. Педагог должен сделать первый шаг на пути к сотрудничеству и ему, педагогу, в силу определенной позиции, это сделать намного легче, чем студенты. Развитие возникает там, где есть заинтересованность в этом, и именно педагог должен быть здесь примером. К сожалению, в сознании преподавателей есть такая установка, что студенты не способны к сотрудничеству, они интеллектуально развиты недостаточно и не мотивированы на учебную деятельность. Возможно, такое отсутствие веры в студента мешает ему самому поверить в себя и реализоваться. Как выясняется, преподаватели способны к объективному восприятию проблем сотрудничества, к анализу ее и заинтересованности в улучшении качества сотрудничества педагога и студента. Для педагога личность студента – это главный объект его деятельности. Интерес к личности студента может проявляться в изучении личных дел студентов, биографий, где и как он учился, чем увлекался, чем живет вне занятий, общаться со студентами на переменах, после занятий, и здесь не важна тема, а именно факт общения и внимания к студенту. Когда есть общение, легче установить контакт для последующей коррекции личности студента. Не стоит забывать о требовательности, как к студенту, так и к преподавателю. Также необходимо помнить, что требовательность должна сочетаться с уважением к личности, иначе, требовательность превратится в насилие. Большое внимание следует уделять проведению совместных мероприятий (студент+педагог), т. к. это способствует лучшему познанию личности студента педагогами и, наоборот, личности преподавателя 26
студентами, позволяет раскрыть потенциальные способности участников образовательного процесса и сплотить коллектив. Еще одной рекомендацией является развитие педагогического мастерства педагогов, изучение методики преподавания дисциплины, развитие интеллектуального уровня студентов, которое должно быть постепенным и систематическим. Следующей рекомендаций является, развитие сотрудничества в рамках самого педагогического коллектива; больше общения между педагогами, взаимодействия, координации своих действий и усилий, предъявление единых требований к студентам, единых критерий оценки; стремление к саморазвитию, развитию себя как профессионала, и, что не менее важно, развитию умения быть в диалоге и создавать условия для проявления диалога с коллегами и студентами; развитие собственных этических качества; а самое главное быть заинтересованным в этом развитии и верить в успех (собственный и студентов). 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Завершая изложение результатов изучения проблемы сотрудничества педагогов, студентов и родителей, необходимо в обобщенной форме напомнить то, что в сознании участников образовательного процесса представлено по данной проблеме. Оценка сотрудничества педагогов, студентов и родителей в Шарыповском филиале АГКОТиБ Категория опрашиваемых Оценка сотрудничества Резюме Студенты очного отделения 4,1 Участвовать в совместных мероприятиях, понимать студентов, проявлять терпение, сопереживать, тактичность. Родители 4,4 Сотрудничество через интернет, родительские собрания, участие в совместных мероприятиях Преподаватели 3,6 Требовательность с учетом личности студента, проведение совместных мероприятий, развитие педагогического мастерства, сотрудничество педагогов, предъявление единых требований к студентам, развитие себя как профессионала, развитие собственных этических качеств. 28
29


В раздел среднее профессиональное образование