Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Современный учитель-логопед. Какой он?"

статья

Автор: Бабкина Елена Георгиевна, учитель-логопед, "Красноярская средняя школа им. Г.Н. Кошкарова", филиал МАОУ Уватская СОШ, село Красный Яр, Уватский район, Тюменская область



В раздел среднее профессиональное образование




СОВРЕМЕННЫЙУЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД. КАКОЙ ОН?
У великого русского классика Льва Николаевича Толстого есть высказывание, которое мне очень нравится: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Этим словам уже более ста лет, но они особенно актуальны в наши дни. В дни, когда происходит так много изменений и нововведений в образовании, несмотря ни на какие новшества, инновационные, модные образовательные системы и технологии, любовь к делу и к ученикам остаётся главным мерилом деятельности педагога. Особенно это касается такой профессии, как учитель- логопед. Современный учитель-логопед — это интеллигентный и разносторонне развитый человек. В сфере умственного труда он искусный мастер. Что может учитель-логопед? Кто он такой? Во-первых, он учитель, он педагог, который, работая с детьми и, исправляя их недостатки сегодня, делает большой вклад в их завтрашний день, потому что поднимает различные возможности воспитанников на более высокий уровень, формирует навыки владения правильной речью, дающие перспективы интересной и успешной жизни. Во-вторых, в профессии учителя-логопеда присутствует милосердие медицины. Он врачует речь и тонко влияет на психические процессы,он обладает медицинскими знаниями и может работать не только в образовательных, но и в лечебных учреждениях. В-третьих, современный учитель-логопед владеет секретами психологии, ибо неоспорима взаимосвязь речи, интеллекта и психических процессов. По роду своей профессии учитель-логопедг является знатоком человеческой психологии. Ведь порой разборчивость речи ребенка, его интеллект так сильно нарушены, что его не понимают окружающие. Учителю-логопеду приходится брать на себя роль своеобразного переводчика с невнятного языка «всяческих речевых и интеллектуальных нарушений» на понятный нам всем язык. Еще современный учитель-логопед напоминает библиотекаря, так как собирает, хранит и использует в работе множество книг, и полезную информацию всегда порекомендует родителям воспитанников, а специальную литературу коллегам- педагогам. Речь сродни музыке, чувства и идеи которой выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. И в речи происходит подобное. Современный учитель-логопед использует это, потому что знает, что музыка занимает важное место в коррекционной работе. Современный учитель-логопед часто становится поэтом и писателем, самовыражаясь в своей профессии. Стихи, рассказы собственного сочинения приходят на помощь в работе многим коллегам. Самые передовые учителя-логопеды делятся своим опытом с другими, освещая его в журналистских статьях и книгах. Да и не только в письменном виде, но и наглядно - на собраниях, совещаниях, консультациях. Создавая, организуя и проводя занятие с детьми, учитель-логопедг сочетает профессиональное мастерство со способностями сценариста и режиссера. Художественные наклонности учителя-логопеда проявляются при создании пособий, оформлении разнообразных проектов, т.е. становится художником- оформителем, художником-фотографом. Использование проектной деятельности в дефектологии делает ее схожей с архитектурой. Созидательность – основа как профессии архитектора, так и
профессии учителя-логопеда. Архитектор творит, создает или перестраивает здания последовательно, системно, тщательно. Так же и учитель-логопед реконструирует недостатки. Надстраивает правильные уровни, совершенствуя знания, умения и внутренний мир своих воспитанников. Современный учитель-логопед современен во всем, ему подвластны разные технические средства: диктофон, фотоаппарат, видеокамера, компьютер. Ведь самое главное в работе логопеда - развитие ребенка, т.е. начало его поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Особенно если речь идёт о детях с ограниченными возможностями, которых надо воспитать так, чтоб они чувствовали полноценными членами общества, чтоб не были в этой жизни балластом, а могли приносить пользу окружающим. Обучение и воспитание детей с проблемами как физического, так и психического развития – это нелегкий, кропотливый, но интересный и увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора, профессионализма. Ведь эта профессия и дети, с которыми работают логопеды, учат быть оптимистом, смотреть на жизнь другими глазами, радоваться хоть и маленькой, незначительной, но победе. Невольно вспоминаются с юности запавшие в душу слова ещё одного великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Действительно, очень легко любить детей, которые сами тянутся к знаниям, легко их усваивают и дают нам положительный результат. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, понимаешь, что именно люди этой благородной профессии, как никто умеют любить «черненьких» и делать из них полноценных людей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессия учителя-логопеда многогранна и касается всех сфер жизни общества, для которого он и «шлифует» доверившиеся и раскрывшиеся ему детские души. В его работе в одно целое невольно объединяются педагогика и психология, социология и искусство, медицина и филология… А самое главное в этом монолитном сплаве - безграничная любовь к детям и беззаветное служение, преданность учительскому делу, ставшему смыслом жизни


В раздел среднее профессиональное образование