"Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000"
конспект урока
Автор: Шихова Зинаида Львовна, учитель математики, Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2 г. Нолинска", город Нолинск Кировской области
В раздел среднее профессиональное образование
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2 г. Нолинска»
Урок математики в 5 классе.
Подготовила: Шихова Зинаида Львовна - учитель математики.
Нолинск, 2015 -2016 учебный год.
Технологическая карта урока.
Класс:
5 КОГОБУ ШИ ОВЗ № 2 г. Нолинска.
Учитель:
Шихова Зинаида Львовна.
Урок:
математика.
Тема урока:
сложение и вычитание чисел в пределах 1 000.
Тип урока
: урок обобщения и систематизации знаний.
Общедидактическая цель:
обобщить и систематизировать ранее усвоенные знания, выработать умения по их применению.
Задачи урока:
Образовательная:
обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по сложению и вычитанию чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд.
Коррекционно – развивающая:
развивать мыслительную деятельность учащихся, способствовать обогащению речи через воспроизведение ранее изученного материала, используемую наглядность.
Воспитательная:
создать условия для воспитания интереса к предмету, для развития семейных ценностей, формировать основные нормы этикета при работе в паре.
Структура урока:
1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания. 3. Подготовка к основному этапу урока (устный счёт). 4. Обобщение и систематизация знаний. 5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Основные методы обучения:
1. Словесные. 2. Наглядные. 3. Самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная. 2. Индивидуальная. 3. Парная.
Система контроля:
1. Контроль со стороны учителя.
2. Самоконтроль. 3. Взаимоконтроль.
Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:
1. Научность знаний. 2. Доступность знаний. 3. Наглядность. 4. Учёт возрастных особенностей, интеллектуальных возможностей.
Здоровье сберегающий аспект урока:
реализуется через организацию физкультминутки, чередование видов деятельности.
Средства обучения и оборудование:
1. Г.М. Капустина, М.Н. Перова. Математика 5 класс. Москва «Просвещение» 2006г. 2. Мультимедийное оборудование. 3. Презентация. 4. Карточки для индивидуальной и парной работы. Пояснительная записка.
Урок был разработан по методической теме: «Методы и приёмы, используемые на уроках математики для развития семейных ценностей», так как духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся были определены на методическом объединении как задачи первостепенной важности. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно - нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Учащиеся и выпускники с ограниченными возможностями здоровья существуют в исключительно сложной обстановке, им необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами. Считаю, что в настоящее время духовно - нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства. Поэтому духовно - нравственному воспитанию нужно уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и на математике. Главный путь решения воспитательных задач на моих уроках - всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется через содержание заданий, которые несут информацию о труде, о профессиях, об истории, об экономике, о семейных ценностях. Математика вносит заметный вклад не только в общее развитие личности, но и в формирование характера, нравственных черт, способствует формированию интеллектуальной честности, объективности, настойчивости, способности к труду, успешной социализации. В связи с этим возникла необходимость показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление духовно - нравственного воспитания. Урок проводится в нестандартной форме - в виде игры «Строим дом». Это делает процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья интересным и занимательным, создаёт у них бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Теоретической новизной данного урока является подборка заданий и упражнений на каждом этапе урока для развития семейных ценностей, что способствует духовно - нравственному воспитанию детей. Игровая форма проведения урока стимулирует качественное повторение пройденного материала, развивает сотрудничество, учит общению и взаимоотношению со сверстниками, способствует развитию уверенности в себе. Применение на данном уроке ИКТ обеспечивает решение всех задач урока, способствует повышению познавательной активности обучающихся. Урок математики по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000» был проведён в 2015 году с учащимися 5 класса школы - интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2 г. Нолинска. На данном уроке чётко прослеживаются межпредметные связи, а именно с уроками социально - бытовой ориентировки, штукатурно - малярного дела, письма и развития речи. Нестандартная форма проведения урока позволяет каждому ученику
проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, способствует мотивации к учению, вызывает интерес к предмету. На данном уроке - игре «Строим дом» у детей прививаются эстетические чувства, развиваются семейные ценности, интеллектуальные и творческие способности, формируются следующие компетенции: коммуникативные - основные нормы этикета при работе в паре, умение слушать и понимать речь других, совместно договариваться, умение оформлять свои мысли в устной форме; регулятивные - умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; личностные - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000.
Общедидактическая цель :
обобщить и систематизировать ранее усвоенные знания, выработать умения по их применению.
Задачи:
Образовательная:
обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по сложению и вычитанию чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд.
Коррекционно – развивающая :
развивать мыслительную деятельность учащихся, способствовать обогащению речи через различные приёмы изученного, используемую наглядность.
Воспитательная:
создать условия для воспитания интереса к предмету, для развития семейных ценностей, формировать основные нормы этикета при работе в паре.
Средства обучения и оборудование :
Г.М. Капустина, М.Н. Перова. Математика 5 класс. Москва «Просвещение» 2006 г., мультимедийное оборудование, презентация, карточки для работы в парах, карточки с примерами (кирпичами), карточки для вычисления размеров окон и двери, ромашки с примерами, шарики для рефлексии.
Ход урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Примечание.
1. Организация
начала урока.
2. Тема, цель
урока.
а) - Настроенье каково? - Все такого мнения? - Может Вы уже устали? - Может ляжем, отдохнём? - Тихо сели. б) Проверка готовности к уроку. в) Настрой на урок. - Давайте поприветствуем друг друга с улыбками. Это придаст нам уверенности и поднимет настроение. - А начнём урок с загадки. - Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит Вас, друзья? Ваша дружная … - Как Вы думаете: что должна иметь каждая семья? - Семья - наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Каждой семье нужен дом. - Во! - Все без исключения! - Мы с собой таких не брали. - Лучше мы урок начнём. Проверяют готовность к уроку. Дети приветствуют друг друга кивком головы и улыбками. - Семья! - Каждая семья должна иметь дом, квартиру. 1 минута. 2 минуты.
3. Проверка
домашнего
задания.
И я предлагаю Вам сегодня на уроке построить дом для счастливой семьи. А чтобы дом получился прочным и красивым, Вам понадобятся математические знания, светлый ум и смекалка. - Давайте вспомним: чему учились на прошлых уроках? - Наша цель, строя дом, обобщить приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 при решении примеров и задач. - Что будем обобщать сегодня на уроке? - Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000. - Прежде чем приступить к строительству дома, нужно подготовить площадку - убрать камни. Этим Вы занимались дома. - Прочитайте пример, ответ которого записан на 1 камне, на 2, на 3 , на 4. 543 – 156 = 387 627 – 354 = 273 452 + 186 = 638 278 + 231 = 509 Ответы примеров из домашнего задания записаны вразбивку на камнях. - Учились складывать и вычитать числа в пределах 1 000. - Будем обобщать приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1000. Читают примеры с данными ответами. 2 минуты.
Слайд №
1,2,3,4,5.
Камни убираются по мере чтения примеров с данными ответами.
4. Подготовка к
основному
этапу урока
(устный счёт).
Молодцы! Вы отлично подготовились к строительству дома. - При постройке дома самое важное - это закладка фундамента. Чтобы фундамент нашего дома был надёжен, нам нужно выполнить правильно задания. а) - Давайте вспомним: как называются числа при сложении? - Как называются числа при вычитании? б) - 1 слагаемое 24, 2 слагаемое 15. Найти сумму. - Уменьшаемое 28, вычитаемое 13. Найти разность. - Из 18 вычесть 9. - К 12 прибавить 10. в) – Я предлагаю Вам выполнить работу с товарищем по парте на карточках. При работе в паре Вы должны уметь договариваться друг с другом, прислушиваться к мнению друг друга, работать вместе. -Числа при сложении называются так: 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма. - Числа при вычитании называются так: уменьшаемое, вычитаемое, разность или остаток. - Сумма 39. - Разность 15. - Получится 9. - Получится 22. Работают по карточкам в парах. 10 минут.
Слайд № 6.
Слайд № 7.
Слайд № 8.
Слайд № 9.
Слайд № 10
(1 кирпич для фундамента).
Заполнить таблицу: 1 ряд. а 450 300 в 500 400 а + в 950 840 2 ряд а 850 400 в 100 120 а - в 200 300 - Какие пары правильно заполнили всю таблицу, поднимите руки? - Молодцы! Вы поработали очень дружно, пожмите друг другу руки. Продолжаем закладку фундамента. г) Задачи. - Мама отутюжила за вечер 15 вещей, а дочка на 3 меньше. Сколько вещей отутюжила за вечер дочка? - Дедушка почистил для ужина 10 картофелин, а внук – 6 картофелин. Сколько картофелин почистили для ужина дедушка с внуком? - Фундамент готов. Вы неплохо Поднимают руки. - 12 вещей отутюжила за вечер дочка. - 16 картофелин почистили для ужина дедушка с внуком.
Слайд № 11.
Проверка, ответы выделены красным цветом. Поставить оценки тем, кто выполнил на 5 (2 первые пары).
Слайд № 12
(2 кирпич).
Слайд № 13.
Слайд № 14.
Слайд № 15
(3кирпич).
Слайд № 16.
Слайд № 17.
Слайд№ 18
(4кирпич). Фундамент
5. Обобщение и
систематизация
знаний.
потрудились при его закладке. А легко справиться с заданиями помогли имеющиеся у Вас знания. а) - Открываем тетради. Записываем число, классная работа и тему нашего урока: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000». - Что будем обобщать сегодня на уроке? б) Работа с учебником. - А сейчас мы будем все вместе готовить раствор для кладки кирпичей. № 81, стр.206 (1 столбик). Дополнительно для тех, кто быстро сделает - 2 строчка. - Какое правило вы должны помнить при записи решения примеров столбиком? - С какого разряда начинаем выполнять сложение или вычитание чисел при записи столбиком? в) Самостоятельная работа. - Раствор для кладки кирпичей готов и мы продолжаем строительство. Класть кирпич к кирпичу - это нам по плечу. Записывают число, классная работа, тему урока. - Будем обобщать приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1 000. Решают коллективно с доской. - При записи решения примеров столбиком разрядные слагаемые записываются друг под другом. - Сложение и вычитание начинаем выполнять с разряда единиц. - Кирпичи кладёт каменщик. дома. 25 минут.
- Как называется профессия человека, который занимается кладкой кирпичей? - Обратите внимание на то, как пишется слово каменщик. - Вы каменщики. Вам нужно самостоятельно решить примеры на белых кирпичах. Примеры на серых прямоугольниках (кирпичах) - самостоятельно. 1 ряд 2 ряд 456 + 87 548 + 76 654 – 187 987 – 679 329 + 123 653 + 185 903 – 303 708 – 508 - Молодцы! Крепко стоят стены нашего дома. г) Физкультминутка. - Задание было трудным. Вы хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть. - Кирпичи мы в руки взяли И строителями стали. Дружно строим новый дом Кирпичи передаём. Руки вверх я подниму Влево, вправо поверну. А потом присяду, встану Решают примеры самостоятельно. Взаимопроверка. Наклон вперёд. Хлопают в ладоши. Выполняют действия. Наклон вперёд. Шагают.
Слайд № 19.
Слайд № 20.
Слайд № 21
(примеры с ответами).
Слайд №22
И ешё кирпич достану. Раз, два, раз, два Вот и кончилась игра. д) Задача. - Посмотрите, какой надёжный поднимается дом. - Можно ли жить в таком доме? - Чего не хватает в нашем доме? -Как называется профессия человека, который кроет крышу? Мы кровельщики. Чтобы наша крыша была без дыр, не протекала во время дождя, нам нужно правильно решить задачу. Чтение и разбор задачи. Для строительства крыши привезли 125 досок, а бруса – на 80 штук меньше. Сколько досок и бруса привезли для строительства крыши? - О чём задача? - Что известно в задаче? Прочитайте главный вопрос. - Можно ли сразу на него ответить? - Что узнаем сначала? Каким действием? - Что узнаем потом? Каким действием? - Вот и крыша готова. У нас красивый, - В таком доме жить нельзя. - В нашем доме не хватает крыши. - Крышу кроет кровельщик. 1 человек у доски делает краткую запись, 2 - записывает решение, остальные в тетрадях. - Нам не хватает окон и дверей.
Слайд № 23.
Слайд № 24.
Слайд № 25.
Слайд № 26.
6. Подведение
итогов.
Рефлексия.
аккуратный дом. А посмотрите внимательно: чего ещё не достаёт в Вашем доме? з) Работа в парах по рядам. - Кто знает: как называется профессия человека, который изготавливает окна и двери? - Для того, чтобы узнать размеры окон и двери, Вам снова придётся поработать в парах. 1 ряд. Ширина окна � м см Высота окна м см 2 ряд. Ширина двери м см Высота двери м см (О разном достатке людей). - Посмотрите, какой замечательный дом Вы построили. В нём нет места лени, грубости, лжи. Надеюсь, что в будущем у каждого из Вас будет свой дом и счастливая семья, так как семья - это самое важное в жизни человека. а) - Вы отлично потрудились, почти безошибочно выполнили все задания Молодцы! И получили следующие оценки... - Окна и двери изготавливает столяр. Работают в паре по карточкам. (Напомнить о правилах работы в паре). Говорят варианты своих ответов.
Слайд № 27.
Слайд № 28.
5 минут.
Слайд № 29, 30,
31.
б) Рефлексия. – Возможно, кто - то из Вас в дальнейшем получить профессию строителя и будет строить настоящие дома. А в этом ему помогут знания и умения, которые Вы обобщали сегодня на уроке. -Что обобщали сегодня на уроке? - У каждого из Вас есть шарики 3 цветов. К новоселью мы украсим шарами комнаты дома. Умею Сомневаюсь Мне трудно Если Вы умеете вычитать и складывать числа в пределах 1 000 положите в тетрадь красный шарик. Если сомневаетесь - зелёный. Если Вам ещё трудно складывать и вычитать числа в пределах 1 000 - положите синий шарик. А я по цвету определю: с кем ещё нужно индивидуально поработать на следующих уроках. в) - Символом семьи, любви, верности является ромашка. И если Вы правильно выполните домашнее задание вот на этих ромашках, то - Обобщали приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1 000. 1 в. 457 +383 541 – 237 742 + 258 1 000 – 354 348 + 469 810 – 375 2 в. 320 + 170 970 – 605 530 + 253 362 – 170
Слайд № 32
вокруг построенного Вами дома, появятся красивые цветники из ромашек. Пусть у каждого будет свой дом, Чтобы знал он в минуту несчастья – Ждут всегда его в доме родном Верность близких, и радость, и счастье. Всем спасибо за работу.
Слайд № 33.
Приложение 1 - презентация. Приложение 2 - кирпич (для примеров).
Приложение 3 - шарики для рефлексии.
Приложение 4 - ромашка (примеры для домашнего задания).
Технологическая карта урока.
Класс:
5 КОГОБУ ШИ ОВЗ № 2 г. Нолинска.
Учитель:
Шихова Зинаида Львовна.
Урок:
математика.
Тема урока:
сложение и вычитание чисел в пределах 1 000.
Тип урока
: урок обобщения и систематизации знаний.
Общедидактическая цель:
обобщить и систематизировать ранее усвоенные знания, выработать умения по их применению.
Задачи урока:
Образовательная:
обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по сложению и вычитанию чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд.
Коррекционно – развивающая:
развивать мыслительную деятельность учащихся, способствовать обогащению речи через воспроизведение ранее изученного материала, используемую наглядность.
Воспитательная:
создать условия для воспитания интереса к предмету, для развития семейных ценностей, формировать основные нормы этикета при работе в паре.
Структура урока:
1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания. 3. Подготовка к основному этапу урока (устный счёт). 4. Обобщение и систематизация знаний. 5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Основные методы обучения:
1. Словесные. 2. Наглядные. 3. Самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная. 2. Индивидуальная. 3. Парная.
Система контроля:
1. Контроль со стороны учителя.
2. Самоконтроль. 3. Взаимоконтроль.
Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:
1. Научность знаний. 2. Доступность знаний. 3. Наглядность. 4. Учёт возрастных особенностей, интеллектуальных возможностей.
Здоровье сберегающий аспект урока:
реализуется через организацию физкультминутки, чередование видов деятельности.
Средства обучения и оборудование:
1. Г.М. Капустина, М.Н. Перова. Математика 5 класс. Москва «Просвещение» 2006г. 2. Мультимедийное оборудование. 3. Презентация. 4. Карточки для индивидуальной и парной работы. Пояснительная записка.
Урок был разработан по методической теме: «Методы и приёмы, используемые на уроках математики для развития семейных ценностей», так как духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся были определены на методическом объединении как задачи первостепенной важности. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно - нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Учащиеся и выпускники с ограниченными возможностями здоровья существуют в исключительно сложной обстановке, им необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами. Считаю, что в настоящее время духовно - нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства. Поэтому духовно - нравственному воспитанию нужно уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и на математике. Главный путь решения воспитательных задач на моих уроках - всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется через содержание заданий, которые несут информацию о труде, о профессиях, об истории, об экономике, о семейных ценностях. Математика вносит заметный вклад не только в общее развитие личности, но и в формирование характера, нравственных черт, способствует формированию интеллектуальной честности, объективности, настойчивости, способности к труду, успешной социализации. В связи с этим возникла необходимость показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление духовно - нравственного воспитания. Урок проводится в нестандартной форме - в виде игры «Строим дом». Это делает процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья интересным и занимательным, создаёт у них бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Теоретической новизной данного урока является подборка заданий и упражнений на каждом этапе урока для развития семейных ценностей, что способствует духовно - нравственному воспитанию детей. Игровая форма проведения урока стимулирует качественное повторение пройденного материала, развивает сотрудничество, учит общению и взаимоотношению со сверстниками, способствует развитию уверенности в себе. Применение на данном уроке ИКТ обеспечивает решение всех задач урока, способствует повышению познавательной активности обучающихся. Урок математики по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000» был проведён в 2015 году с учащимися 5 класса школы - интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2 г. Нолинска. На данном уроке чётко прослеживаются межпредметные связи, а именно с уроками социально - бытовой ориентировки, штукатурно - малярного дела, письма и развития речи. Нестандартная форма проведения урока позволяет каждому ученику
проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, способствует мотивации к учению, вызывает интерес к предмету. На данном уроке - игре «Строим дом» у детей прививаются эстетические чувства, развиваются семейные ценности, интеллектуальные и творческие способности, формируются следующие компетенции: коммуникативные - основные нормы этикета при работе в паре, умение слушать и понимать речь других, совместно договариваться, умение оформлять свои мысли в устной форме; регулятивные - умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; личностные - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000.
Общедидактическая цель :
обобщить и систематизировать ранее усвоенные знания, выработать умения по их применению.
Задачи:
Образовательная:
обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по сложению и вычитанию чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд.
Коррекционно – развивающая :
развивать мыслительную деятельность учащихся, способствовать обогащению речи через различные приёмы изученного, используемую наглядность.
Воспитательная:
создать условия для воспитания интереса к предмету, для развития семейных ценностей, формировать основные нормы этикета при работе в паре.
Средства обучения и оборудование :
Г.М. Капустина, М.Н. Перова. Математика 5 класс. Москва «Просвещение» 2006 г., мультимедийное оборудование, презентация, карточки для работы в парах, карточки с примерами (кирпичами), карточки для вычисления размеров окон и двери, ромашки с примерами, шарики для рефлексии.
Ход урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Примечание.
1. Организация
начала урока.
2. Тема, цель
урока.
а) - Настроенье каково? - Все такого мнения? - Может Вы уже устали? - Может ляжем, отдохнём? - Тихо сели. б) Проверка готовности к уроку. в) Настрой на урок. - Давайте поприветствуем друг друга с улыбками. Это придаст нам уверенности и поднимет настроение. - А начнём урок с загадки. - Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит Вас, друзья? Ваша дружная … - Как Вы думаете: что должна иметь каждая семья? - Семья - наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Каждой семье нужен дом. - Во! - Все без исключения! - Мы с собой таких не брали. - Лучше мы урок начнём. Проверяют готовность к уроку. Дети приветствуют друг друга кивком головы и улыбками. - Семья! - Каждая семья должна иметь дом, квартиру. 1 минута. 2 минуты.
3. Проверка
домашнего
задания.
И я предлагаю Вам сегодня на уроке построить дом для счастливой семьи. А чтобы дом получился прочным и красивым, Вам понадобятся математические знания, светлый ум и смекалка. - Давайте вспомним: чему учились на прошлых уроках? - Наша цель, строя дом, обобщить приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 при решении примеров и задач. - Что будем обобщать сегодня на уроке? - Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000. - Прежде чем приступить к строительству дома, нужно подготовить площадку - убрать камни. Этим Вы занимались дома. - Прочитайте пример, ответ которого записан на 1 камне, на 2, на 3 , на 4. 543 – 156 = 387 627 – 354 = 273 452 + 186 = 638 278 + 231 = 509 Ответы примеров из домашнего задания записаны вразбивку на камнях. - Учились складывать и вычитать числа в пределах 1 000. - Будем обобщать приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1000. Читают примеры с данными ответами. 2 минуты.
Слайд №
1,2,3,4,5.
Камни убираются по мере чтения примеров с данными ответами.
4. Подготовка к
основному
этапу урока
(устный счёт).
Молодцы! Вы отлично подготовились к строительству дома. - При постройке дома самое важное - это закладка фундамента. Чтобы фундамент нашего дома был надёжен, нам нужно выполнить правильно задания. а) - Давайте вспомним: как называются числа при сложении? - Как называются числа при вычитании? б) - 1 слагаемое 24, 2 слагаемое 15. Найти сумму. - Уменьшаемое 28, вычитаемое 13. Найти разность. - Из 18 вычесть 9. - К 12 прибавить 10. в) – Я предлагаю Вам выполнить работу с товарищем по парте на карточках. При работе в паре Вы должны уметь договариваться друг с другом, прислушиваться к мнению друг друга, работать вместе. -Числа при сложении называются так: 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма. - Числа при вычитании называются так: уменьшаемое, вычитаемое, разность или остаток. - Сумма 39. - Разность 15. - Получится 9. - Получится 22. Работают по карточкам в парах. 10 минут.
Слайд № 6.
Слайд № 7.
Слайд № 8.
Слайд № 9.
Слайд № 10
(1 кирпич для фундамента).
Заполнить таблицу: 1 ряд. а 450 300 в 500 400 а + в 950 840 2 ряд а 850 400 в 100 120 а - в 200 300 - Какие пары правильно заполнили всю таблицу, поднимите руки? - Молодцы! Вы поработали очень дружно, пожмите друг другу руки. Продолжаем закладку фундамента. г) Задачи. - Мама отутюжила за вечер 15 вещей, а дочка на 3 меньше. Сколько вещей отутюжила за вечер дочка? - Дедушка почистил для ужина 10 картофелин, а внук – 6 картофелин. Сколько картофелин почистили для ужина дедушка с внуком? - Фундамент готов. Вы неплохо Поднимают руки. - 12 вещей отутюжила за вечер дочка. - 16 картофелин почистили для ужина дедушка с внуком.
Слайд № 11.
Проверка, ответы выделены красным цветом. Поставить оценки тем, кто выполнил на 5 (2 первые пары).
Слайд № 12
(2 кирпич).
Слайд № 13.
Слайд № 14.
Слайд № 15
(3кирпич).
Слайд № 16.
Слайд № 17.
Слайд№ 18
(4кирпич). Фундамент
5. Обобщение и
систематизация
знаний.
потрудились при его закладке. А легко справиться с заданиями помогли имеющиеся у Вас знания. а) - Открываем тетради. Записываем число, классная работа и тему нашего урока: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000». - Что будем обобщать сегодня на уроке? б) Работа с учебником. - А сейчас мы будем все вместе готовить раствор для кладки кирпичей. № 81, стр.206 (1 столбик). Дополнительно для тех, кто быстро сделает - 2 строчка. - Какое правило вы должны помнить при записи решения примеров столбиком? - С какого разряда начинаем выполнять сложение или вычитание чисел при записи столбиком? в) Самостоятельная работа. - Раствор для кладки кирпичей готов и мы продолжаем строительство. Класть кирпич к кирпичу - это нам по плечу. Записывают число, классная работа, тему урока. - Будем обобщать приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1 000. Решают коллективно с доской. - При записи решения примеров столбиком разрядные слагаемые записываются друг под другом. - Сложение и вычитание начинаем выполнять с разряда единиц. - Кирпичи кладёт каменщик. дома. 25 минут.
- Как называется профессия человека, который занимается кладкой кирпичей? - Обратите внимание на то, как пишется слово каменщик. - Вы каменщики. Вам нужно самостоятельно решить примеры на белых кирпичах. Примеры на серых прямоугольниках (кирпичах) - самостоятельно. 1 ряд 2 ряд 456 + 87 548 + 76 654 – 187 987 – 679 329 + 123 653 + 185 903 – 303 708 – 508 - Молодцы! Крепко стоят стены нашего дома. г) Физкультминутка. - Задание было трудным. Вы хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть. - Кирпичи мы в руки взяли И строителями стали. Дружно строим новый дом Кирпичи передаём. Руки вверх я подниму Влево, вправо поверну. А потом присяду, встану Решают примеры самостоятельно. Взаимопроверка. Наклон вперёд. Хлопают в ладоши. Выполняют действия. Наклон вперёд. Шагают.
Слайд № 19.
Слайд № 20.
Слайд № 21
(примеры с ответами).
Слайд №22
И ешё кирпич достану. Раз, два, раз, два Вот и кончилась игра. д) Задача. - Посмотрите, какой надёжный поднимается дом. - Можно ли жить в таком доме? - Чего не хватает в нашем доме? -Как называется профессия человека, который кроет крышу? Мы кровельщики. Чтобы наша крыша была без дыр, не протекала во время дождя, нам нужно правильно решить задачу. Чтение и разбор задачи. Для строительства крыши привезли 125 досок, а бруса – на 80 штук меньше. Сколько досок и бруса привезли для строительства крыши? - О чём задача? - Что известно в задаче? Прочитайте главный вопрос. - Можно ли сразу на него ответить? - Что узнаем сначала? Каким действием? - Что узнаем потом? Каким действием? - Вот и крыша готова. У нас красивый, - В таком доме жить нельзя. - В нашем доме не хватает крыши. - Крышу кроет кровельщик. 1 человек у доски делает краткую запись, 2 - записывает решение, остальные в тетрадях. - Нам не хватает окон и дверей.
Слайд № 23.
Слайд № 24.
Слайд № 25.
Слайд № 26.
6. Подведение
итогов.
Рефлексия.
аккуратный дом. А посмотрите внимательно: чего ещё не достаёт в Вашем доме? з) Работа в парах по рядам. - Кто знает: как называется профессия человека, который изготавливает окна и двери? - Для того, чтобы узнать размеры окон и двери, Вам снова придётся поработать в парах. 1 ряд. Ширина окна � м см Высота окна м см 2 ряд. Ширина двери м см Высота двери м см (О разном достатке людей). - Посмотрите, какой замечательный дом Вы построили. В нём нет места лени, грубости, лжи. Надеюсь, что в будущем у каждого из Вас будет свой дом и счастливая семья, так как семья - это самое важное в жизни человека. а) - Вы отлично потрудились, почти безошибочно выполнили все задания Молодцы! И получили следующие оценки... - Окна и двери изготавливает столяр. Работают в паре по карточкам. (Напомнить о правилах работы в паре). Говорят варианты своих ответов.
Слайд № 27.
Слайд № 28.
5 минут.
Слайд № 29, 30,
31.
б) Рефлексия. – Возможно, кто - то из Вас в дальнейшем получить профессию строителя и будет строить настоящие дома. А в этом ему помогут знания и умения, которые Вы обобщали сегодня на уроке. -Что обобщали сегодня на уроке? - У каждого из Вас есть шарики 3 цветов. К новоселью мы украсим шарами комнаты дома. Умею Сомневаюсь Мне трудно Если Вы умеете вычитать и складывать числа в пределах 1 000 положите в тетрадь красный шарик. Если сомневаетесь - зелёный. Если Вам ещё трудно складывать и вычитать числа в пределах 1 000 - положите синий шарик. А я по цвету определю: с кем ещё нужно индивидуально поработать на следующих уроках. в) - Символом семьи, любви, верности является ромашка. И если Вы правильно выполните домашнее задание вот на этих ромашках, то - Обобщали приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1 000. 1 в. 457 +383 541 – 237 742 + 258 1 000 – 354 348 + 469 810 – 375 2 в. 320 + 170 970 – 605 530 + 253 362 – 170
Слайд № 32
вокруг построенного Вами дома, появятся красивые цветники из ромашек. Пусть у каждого будет свой дом, Чтобы знал он в минуту несчастья – Ждут всегда его в доме родном Верность близких, и радость, и счастье. Всем спасибо за работу.
Слайд № 33.
Приложение 1 - презентация. Приложение 2 - кирпич (для примеров).
Приложение 3 - шарики для рефлексии.
Приложение 4 - ромашка (примеры для домашнего задания).
В раздел среднее профессиональное образование