"Методика реализации творческих проектов на уроках технологии в начальной школе"
статья
Автор: Радчина Людмила Николаевна, преподаватель методики обучения продуктивным видам деятельности с практикумом, ГПОУ ТО ТПК, г.Тула,Тульская область, город Тула
В раздел среднее профессиональное образование
Методика
реализации
творческих
проектов
на
уроках
технологии в начальной школе.
Технологическое образование — интегрирующая, системообразующая
образовательная
область,
показывающая
применение
в
практической
деятельности
человека
гуманитарных и
естественнонаучных
знаний,
полученных при изучении всех других образовательных областей. Сегодня,
когда
образование
воспринимается
обществом
как
одна
из
высоких
ценностей жизни, возрастает современное методическое преподавание
уроков
технологии. Современная
методика
преподавания
технологии
призвана определить, какими должны быть его содержание и способы
организации деятельности школьников с точки зрения актуальных проблем
образования. Разумеется, достижение этой цели предполагает изучение всех
вопросов методики с опорой на психологические и дидактические основы, на
которых
строится
развитие
познавательных
процессов
и
творческих
способностей учащихся. Проектная деятельность при этом является той
качественной основой, которая может реализовать, гуманистический подход к
обучению, так как способствует формированию творческой личности,
деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих
идей, на изготовление моделей, устройств, приспособлений, исходя из
различных потребностей на основе своих возможностей. Цель проектов –
формирование системы интеллектуальных, общественных и специальных
знаний, умений и навыков учащихся, воплощенной в конечный продукт.
Под
содержанием
учебных
творческих
проектов
для
младших
школьников мы понимаем систему задач и способов их решения по выбору
проектного
задания
и
его
выполнения,
качественного
анализа
и
возможностей реализации конечного результата проектной деятельности.
Значение творческих проектов в образовательной области «Технология»
определяется полнотой реализации его основных функций: дидактической -
направленной на углубление процесса формирования системы политехнических, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков; развивающей – развитие моторики и творческих способностей, психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышление речи) ; познавательной – расширение кругозора учащихся, познавательных интересов, формирование мировоззрение; воспитывающей – становление положительных морально-волевых качеств личности ребенка: инициативность, самостоятельность, широта интересов, предприимчивость; Содержание учебных творческих проектов должно основываться на принципах дидактики с учетом специфики возраста младших школьников Проектные работы могут выполняться учащимися на протяжении 4 четверти каждого учебного года, начиная со второго класса и носить комплексный характер. Учитель при руководстве проектной деятельностью учеников должен учитывать ряд требований: комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в течении года; соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным и физиологическим возможностям ;соответствие экономическим и материально – техническим условиям организации технологического обучения младших школьников; политехническая направленность; общественно – полезная или личностная значимость; обеспечение санитарно – гигиенических и безопасных условий труда ;учет интересов детей. Проектный метод обучения содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей, заслуживает внимания выполнение интегрированных творческих проектов, включающих несколько дисциплин (технология, математика, природоведение и др.).Этапы деятельности младших школьников при выполнении творческих проектов должны соответствовать общей структуре проектирования и содержать его основные этапы: организационно – подготовительный, технологический, заключительный. Организационно – подготовительный этап включает в себя: поиск проблемы, выбор проекта и его обоснование, выбор и анализ конструкции изделия, материалов, инструментов, приспособлений,
необходимых для работы, анализ этапов предстоящей работы, определение критериев контроля за качеством, организацию рабочего места. На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции при соблюдении технологической и трудовой дисциплины, культуры труда .На заключительном этапе происходит контроль за качеством изделия, анализ результатов в виде защиты творческого проекта. Рассмотрим подробнее эти этапы. На организационно – подготовительном этапе перед школьниками ставится проблема – осознание потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, зачем и почему и надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества, какова основная задача предстоящей работы. Предметом их деятельности выступает создаваемый материальный продукт, а также знания, умения и навыки. В процессе поиска проекта анализируют степень его важности, полезность для общества, личную пользу. У учащихся тем самым должны быть вызваны познавательные и социальные мотивы. Школьники выясняют для себя: готовы ли они к выполнению проекта, какие ранее усвоенные знания и умения им особенно понадобятся при этом, чего не достает и что следует выполнить. Перед ними ставится цель — получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личный характер. На этом этапе учащиеся обобщают изученный материал, тем самым включают его в общую систему своих знаний и умений. Приступая к выполнению проекта, учащиеся производят обоснование своего выбора. Определяется посильность изготовления, ограниченность ресурсов в школе и дома, экономическая и экологическая целесообразность. Возникшие образы будущего изделия должны найти свое воплощение в графических документах. Учащиеся предлагают различные варианты конструкций. После этого производится выбор наиболее оптимального варианта, который является основой будущего проекта. Вместе с тем, учениками осуществляется подбор материала. Завершающим элементом
организационно-подготовительного этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и материалов, определяют последовательность технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Результатом деятельности учащихся на этом этапе является приобретение новых знаний, умений в процессе поиска оптимальной конструкции. На протяжении этого этапа школьники осуществляют самоконтроль и самооценку своей деятельности. На технологическом этапе учащиеся выполняют трудовые операции, предусмотренные технологическим процессом, корректируют свою деятельность. Целью деятельности на данном этапе является качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предметом деятельности выступает создаваемый материальный продукт. Средствами — те инструменты и оборудование, с которыми работают учащиеся. Результатами деятельности является приобретение знаний, умений, навыков, причем последние выражены наиболее ярко. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности. На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят окончательные расчеты, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. Учащиеся могут также разработать название и эмблему компании. В завершение всего учащиеся защищают свой проект перед одноклассниками. Подготовку к выполнению младшими школьниками творческих проектов следует начинать уже с первого класса. Этому способствует организация процесса обучения учащихся на основе продуктивных методов. Кроме того, очень важным является активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа задания, выполняемого на уроке (анализ образца изделия, выбор материалов, инструментов, планирование этапов работы, организация рабочего места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда). Положительным
моментом в подготовке к проектной деятельности могут являться также и дизайн -упражнения. Они представляют собой творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трех основных направлениях: полезность изделия, его прочность и эстетичность. Например, при изготовлении изделия из бумаги с элементами геометрической аппликации дети могут внести следующие изменения в предлагаемый объект труда: изменить цвет основы изделия и деталей аппликации; разработать новые варианты узора из предложенных геометрических фигур; изменить размеры. Учитель стимулирует творческий поиск детей, фиксирует их предложения, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи, оказывает помощь в их осуществлении. Во втором классе формируются первые представления о проекте и понятие «проблема». Учитель ставит перед учениками проблему и помогает им определить ее, выделить из множества менее значимых самую интересную для детей. Во 2 классе учитель должен обратить внимание на формирование у детей умения ясно и четко определять результаты предстоящей деятельности. При этом нужно ориентировать учащихся на то, чтобы они ставили реально достижимые цели и правильно оценивали свои возможности. При выборе объектов проектирования лучше остановить внимание детей на несложных и небольших по объему работах, поэтому лучше выбирать такие проектные задания, которые бы выполнялись в микрогруппах и были подчинены единой идее. В процессе выполнения проекта второклассники должны иметь возможность опираться на алгоритм проектной деятельности, отражающий основные этапы работы В третьем и четвертом классе следует продолжить учить младших школьников видеть и выделять проблемы, но уже в более высоком диапазоне интересов. Целесообразно так же расширять представления детей о способах решения проблем. В настоящее время метод проектов активно реализуется в начальных классах, создает предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся к познанию нового.
направленной на углубление процесса формирования системы политехнических, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков; развивающей – развитие моторики и творческих способностей, психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышление речи) ; познавательной – расширение кругозора учащихся, познавательных интересов, формирование мировоззрение; воспитывающей – становление положительных морально-волевых качеств личности ребенка: инициативность, самостоятельность, широта интересов, предприимчивость; Содержание учебных творческих проектов должно основываться на принципах дидактики с учетом специфики возраста младших школьников Проектные работы могут выполняться учащимися на протяжении 4 четверти каждого учебного года, начиная со второго класса и носить комплексный характер. Учитель при руководстве проектной деятельностью учеников должен учитывать ряд требований: комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в течении года; соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным и физиологическим возможностям ;соответствие экономическим и материально – техническим условиям организации технологического обучения младших школьников; политехническая направленность; общественно – полезная или личностная значимость; обеспечение санитарно – гигиенических и безопасных условий труда ;учет интересов детей. Проектный метод обучения содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей, заслуживает внимания выполнение интегрированных творческих проектов, включающих несколько дисциплин (технология, математика, природоведение и др.).Этапы деятельности младших школьников при выполнении творческих проектов должны соответствовать общей структуре проектирования и содержать его основные этапы: организационно – подготовительный, технологический, заключительный. Организационно – подготовительный этап включает в себя: поиск проблемы, выбор проекта и его обоснование, выбор и анализ конструкции изделия, материалов, инструментов, приспособлений,
необходимых для работы, анализ этапов предстоящей работы, определение критериев контроля за качеством, организацию рабочего места. На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции при соблюдении технологической и трудовой дисциплины, культуры труда .На заключительном этапе происходит контроль за качеством изделия, анализ результатов в виде защиты творческого проекта. Рассмотрим подробнее эти этапы. На организационно – подготовительном этапе перед школьниками ставится проблема – осознание потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, зачем и почему и надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества, какова основная задача предстоящей работы. Предметом их деятельности выступает создаваемый материальный продукт, а также знания, умения и навыки. В процессе поиска проекта анализируют степень его важности, полезность для общества, личную пользу. У учащихся тем самым должны быть вызваны познавательные и социальные мотивы. Школьники выясняют для себя: готовы ли они к выполнению проекта, какие ранее усвоенные знания и умения им особенно понадобятся при этом, чего не достает и что следует выполнить. Перед ними ставится цель — получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личный характер. На этом этапе учащиеся обобщают изученный материал, тем самым включают его в общую систему своих знаний и умений. Приступая к выполнению проекта, учащиеся производят обоснование своего выбора. Определяется посильность изготовления, ограниченность ресурсов в школе и дома, экономическая и экологическая целесообразность. Возникшие образы будущего изделия должны найти свое воплощение в графических документах. Учащиеся предлагают различные варианты конструкций. После этого производится выбор наиболее оптимального варианта, который является основой будущего проекта. Вместе с тем, учениками осуществляется подбор материала. Завершающим элементом
организационно-подготовительного этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и материалов, определяют последовательность технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Результатом деятельности учащихся на этом этапе является приобретение новых знаний, умений в процессе поиска оптимальной конструкции. На протяжении этого этапа школьники осуществляют самоконтроль и самооценку своей деятельности. На технологическом этапе учащиеся выполняют трудовые операции, предусмотренные технологическим процессом, корректируют свою деятельность. Целью деятельности на данном этапе является качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предметом деятельности выступает создаваемый материальный продукт. Средствами — те инструменты и оборудование, с которыми работают учащиеся. Результатами деятельности является приобретение знаний, умений, навыков, причем последние выражены наиболее ярко. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности. На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят окончательные расчеты, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. Учащиеся могут также разработать название и эмблему компании. В завершение всего учащиеся защищают свой проект перед одноклассниками. Подготовку к выполнению младшими школьниками творческих проектов следует начинать уже с первого класса. Этому способствует организация процесса обучения учащихся на основе продуктивных методов. Кроме того, очень важным является активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа задания, выполняемого на уроке (анализ образца изделия, выбор материалов, инструментов, планирование этапов работы, организация рабочего места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда). Положительным
моментом в подготовке к проектной деятельности могут являться также и дизайн -упражнения. Они представляют собой творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трех основных направлениях: полезность изделия, его прочность и эстетичность. Например, при изготовлении изделия из бумаги с элементами геометрической аппликации дети могут внести следующие изменения в предлагаемый объект труда: изменить цвет основы изделия и деталей аппликации; разработать новые варианты узора из предложенных геометрических фигур; изменить размеры. Учитель стимулирует творческий поиск детей, фиксирует их предложения, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи, оказывает помощь в их осуществлении. Во втором классе формируются первые представления о проекте и понятие «проблема». Учитель ставит перед учениками проблему и помогает им определить ее, выделить из множества менее значимых самую интересную для детей. Во 2 классе учитель должен обратить внимание на формирование у детей умения ясно и четко определять результаты предстоящей деятельности. При этом нужно ориентировать учащихся на то, чтобы они ставили реально достижимые цели и правильно оценивали свои возможности. При выборе объектов проектирования лучше остановить внимание детей на несложных и небольших по объему работах, поэтому лучше выбирать такие проектные задания, которые бы выполнялись в микрогруппах и были подчинены единой идее. В процессе выполнения проекта второклассники должны иметь возможность опираться на алгоритм проектной деятельности, отражающий основные этапы работы В третьем и четвертом классе следует продолжить учить младших школьников видеть и выделять проблемы, но уже в более высоком диапазоне интересов. Целесообразно так же расширять представления детей о способах решения проблем. В настоящее время метод проектов активно реализуется в начальных классах, создает предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся к познанию нового.
В раздел среднее профессиональное образование