Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Изготовление токарной деревянной игрушки"

проект

Автор: Бородина Наталья Васильевна, Гундорова Ирина Викторовна, Вахоничев Анатолий Владимирович, преподаватель русского языка и литературы,старший методист, мастер производственного обучения, ОГБПОУ "Костромской строительный техникум", город Кострома, Костромская область



В раздел среднее профессиональное образование



Департамент образования и науки Костромской области ОГБПОУ «Костромской строительный техникум»
ПРОЕКТ

«ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТОКАРНОЙ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ»

Авторы:
Бородина Наталья Васильевна, преподаватель русского языка и литературы; Гундорова Ирина Викторовна, старший методист; Вахоничев Анатолий Владимирович, мастер производственного обучения
2 Кострома 2016 г.
3
Оглавление:
1. Введение…………………………………………………………………... 3 2. Актуальность проекта…………………………………………………… 3 3. Цель и задачи проекта…………………………………………………… 4 4. Новизна проекта………………………………………………………….. 4 5. Этапы реализации проекта………………………………………………. 5 6. Ожидаемые результаты проекта………………………………………… 6 7. Основные проблемы реализации проекта……………………………… 6 8. Заключение……………………………………………………………….. 6 9. Список литературы………………………………………………………. 7 10. Приложения………………………………………………………………. 8
4
1. Введение
В последние десятилетия в связи со сменой духовных ориентиров утрачиваются национальные ценности народа. Традиционные умения и знания оказываются невостребованными и постепенно утрачиваются. В таких условиях реален переход целых направлений национальной культуры в ранг исторических древностей. Сегодня необходимо начинать изучать и, по возможности, возрождать ремесла, не один век приносившие славу русскому народу, Примером для нашего техникума, готовящего специалистов по специальностям и профессиям деревообрабатывающего профиля, может служить работа Центра дополнительного образования детей «Бабенская игрушка», расположенного в селе Шишкин лес Подольского района Московской области [3,4]. Одной из важнейших задач центра является изучение, сохранение традиций изготовления деревянной токарной игрушки, распространение опыта мастеров Подмосковья.
2. Актуальность проекта
Как изменились игрушки! Во что играли дети вчера, во что они играют сегодня, и какие игрушки у них появятся завтра? Знакомясь с историей развития российского рынка игрушек можно сказать, что он был богат многообразием самодельных игрушек. До наших дней дошли имена русских мастеров-игрушечников, названия артелей, развивавших игрушечный промысел, способствовавший популяризации отдельных видов игрушек. Игрушки прошлого, как правило, были деревянными, это обуславливалось, прежде всего, богатством лесов в России. Многообразие необычайных свойств дерева позволяло игрушечных дел мастерам изготавливать игрушки различных размеров, форм и содержания. Современные игрушки не только продолжают сохранять многообразие форм и размеров, они видоизменяются по содержанию, разнообразнее становится материал их изготовления [2]. Выбор игрушки сегодня стал настоящей проблемой в нашем обществе. При их изобилии в прошлое начинают уходить токарные деревянные игрушки. Вместе с тем, «токарная игрушка для маленького ребенка является наиболее подходящей как дидактический материал, развивающий общую и мелкую моторику, координацию движений, равновесие. Богатые возможности для сенсорного развития имеют яйца, волчки, пирамидки, грибочки. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действия с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, величины предметов, овладевает новыми действиями, движениями. И все это своеобразное обучение знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку, помогает ему вырабатывать целеустремленность, активность, планомерность действий» [1, С. 14-15]. Это значит, что токарная деревянная игрушка является важным средством развития и воспитания ребенка.
5 Таким образом, недостаток токарных деревянных игрушек на рынке игрушек, их высокий развивающий и воспитывающий потенциал, наличие соответствующих условий в техникуме для изготовления данного вида игрушек, - все это вызвало необходимость разработки проекта изготовления токарной деревянной игрушки.
3. Цель и задачи проекта

Цель проекта –
изготовление токарной деревянной игрушки в процессе профессионального обучения в техникуме.
Задачи проекта:
1. Изучить литературу по производству токарной деревянной игрушки; 2. Создать условия в Костромском строительном техникуме для изготовления токарной деревянной игрушки; 3. Выпустить каталог изготовленных игрушек с технологическими картами; 4. Изготовить токарные деревянные игрушки; 5. Организовать экспозицию токарной деревянной игрушки в музее техникума; 6. Разработать методические рекомендации по организации игр с токарной деревянной игрушкой (волчком, грибом, малечиной-калечиной).
4. Новизна проекта
При наличии изобилия игрушек в прошлое уходят токарные деревянные игрушки, способствующие разностороннему развитию ребенка. В условиях техникума появилась возможность возрождения традиции изготовления токарной деревянной игрушки, совершенствования и дальнейшего развития технологии ее изготовления и росписи.
6
5. Этапы реализации проекта

Этапы,

сроки

исполнения

Деятельность руководителей

Деятельность

студента
Подготови- тельный этап (сентябрь- октябрь 2015 г.) 1. Изучение литературы по данной проблеме, имеющегося опыта создания токарной деревянной игрушки; 2. Обсуждение цели и задач проекта; 3. Создание творческой группы в составе мастера производственного обучения, преподавателя и студента; 4. Определение основных направлений деятельности педагога и мастера производственного обучения, планирование деятельности; 5. Разработка программы, плана обучения токарному мастерству. 1. Обсуждение цели и задач проекта, их корректировка; 2. Знакомство с литературой по данной проблеме и имеющимся опытом изготовления токарной деревянной игрушки; 3. Систематизация информации по данной проблеме; 4. Планирование деятельности по реализации проекта Практичес- кий этап (ноябрь- декабрь 2015 г.) 1. Организация работы над проектом (выбор материала и инструментов); 2. Работа над каталогом по изготовлению токарной деревянной игрушки с технологическими картами изготовления гриба, волчка, калечины-малечины; 3. Пробный выпуск игрушек, их роспись; 4. Обучение студента токарному мастерству; 5. Открытие экспозиции в музее Костромского строительного техникума на тему: «Токарная деревянная игрушка». 1. Совместное изготовление токарной деревянной игрушки (гриба, волчка, калечины-малечины); 2. Открытие экспозиции в музее КСТ. Обобщаю- щий этап (январь 2016 г.) 1. Подведение итогов совместной деятельности по реализации проекта; 2. Разработка методических рекомендаций по организации игр с токарной деревянной игрушкой (волчком, грибом, калечиной- малечиной). Демонстрация экспозиции токарных деревянных игрушек; 2. Мастер-класс по игре с токарной деревянной игрушкой.
7
6. Ожидаемые результаты реализации проекта:
- создание условий в техникуме для изготовления токарной деревянной игрушки; - организация подготовки студентов по производству и росписи токарной деревянной игрушки; - выпуск каталога изготовленных игрушек с технологическими картами производственного процесса; - изготовление токарных деревянных игрушек становится основанием для организации экспозиции токарной деревянной игрушки в музее техникума; - разработка методических рекомендаций для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по организации игр с токарными деревянными игрушками (волчком, грибом, малечиной-калечиной).
7. Основные проблемы реализации проекта



п/

п

Наименование проблемы

Меры предупреждения
1. Отсутствие методической и технической литературы по теме проекта Поиск нужной информации в библиотеке, Интернете, использование регионального и межрегионального опыта 2. Отсутствие специалистов по разработке технической документации Повышение квалификации участников проекта. Привлечение сторонних специалистов 3. Производственная травма Инструктаж по технике безопасности на производстве, проверка рабочего места
8. Заключение
Наш проект по изготовлению токарной деревянной игрушки не преследует цели занять лидирующие позиции производства игрушек на рынке города Костромы и Костромской области, а является средством возрождения народных промыслов и ремесел. Заинтересовать подрастающее поколение традициями Костромской земли – вот то, к чему мы стремимся.
9. Список литературы
1. Виданов С.В. Бабенская игрушка. Энциклопедия. – Подольск: ЛО «Московия», 2006. – 100 с. 2. Казунина И.И. Игрушки родом из детства/Сборник тезисов Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика» 19-20 октября 2009 года, г. Москва.
8 3. Промыслы крестьян Подольского уезда Московской губернии середины 19 - начала 20 вв./Автор-составитель С.В. Виданов. – Подольск: ЛО «Московия», 2004. – С. 13-18. 4. Разина Т.М. Художественные промыслы Подмосковья. Истоки и развитие. – М.: ЛО «Московия», 2004. – С. 69-72.
9 Приложение 1.
Последовательность

работы

Эскиз

Оборудование

и инструменты
1. Зачистить топором чурку ближе к цилиндрической форме. Один из концов подрубить под конус. Широкой косой стамеской зачистить конусную часть под патрон. Топор, косая стамеска шириной 30-35 мм 2. Смочить конусную часть (50мм) в воде и, отцентровав, забить молотком в патрон. Проверить станок на холостом ходу. Токарный станок, банка с водой, молоток, токарный станок 3 Выполнить черновое обтачивание до 48 мм. Токарный станок, широкая косая стамеска шириной 30-35 мм 4. По размерам выполнить чистовое обтачивание шляпки гриба. Токарный станок, широкая косая стамеска (30-35 мм), штангенциркуль 5. По размерам выполнить чистовую обточку подставки и ножки. Зашлифовать изделие и отрезать. Токарный станок, широкая косая стамеска (30-35 мм), штангенциркуль, резка 6. На готовое изделие нанести карандашный рисунок, раскрасить и покрыть лаком. _ Карандаш, ластик, гуашевые краски, беличьи и щетинная (для лака) кисти, масляный лак
Технологическая карта изготовления гриба

10


Последовательность

работы

Эскиз

Оборудование

и инструменты
1. Зачистить топором чурку ближе к цилиндрической форме. Один из концов подрубить под конус. Широкой косой стамеской зачистить конусную часть под патрон. Топор, косая стамеска шириной 30-35 мм 2. Смочить конусную часть (50мм) в воде и, отцентровав, забить молотком в патрон. Проверить станок на холостом ходу. Токарный станок, банка с водой, молоток, токарный станок 3. Выполнить черновое обтачивание до 48 мм. Токарный станок, косая стамеска шириной 30-35 мм 4. Выполнить чистовое обтачивание до 45 мм и при помощи карандаша и металлической линейки отметить толщину волчка 7 мм. Токарный станок, косая стамеска шириной 30-35 мм, карандаш, металлическая линейка 5. При помощи острого конца косой стамески наметить центр и просверлить отверстие диаметром 3,5 мм на глубину 7-8 мм. Далее из намеченных 7 мм примерно 5 мм сточить на конус и заготовку отрезать. Токарный станок, широкая косая стамеска 30-35 мм, сверло на ручке диаметром 3,5 мм, отрезка
11
12 6. Из данной чурки получается примерно 8- 10 заготовок. 7. В оставшейся части чурки (примерно 20 мм) при помощи острого конца косой стамески наметить центр и просверлить отверстие диаметром 10 мм. Токарный станок, косая стамеска шириной 30-35 мм, сверло на ручке диаметром 10 мм 8. Зачистить топором чурку ближе к цилиндрической форме. Один из концов подрубить под конус. Широкой косой стамеской зачистить конусную часть под патрон. Топор, косая стамеска шириной 30-35 мм 9. Выполнить чистовое обтачивание до 8 мм. Токарный станок, косая стамеска шириной 10-15 мм 10. Выполнить точение ножки волчка, соблюдая размеры особенно той части, которая насаживается на кружок. Токарный станок, косая стамеска шириной 10-15 мм
11
. При помощи молотка забить ножку в кружок. Верстак, молоток Технологическая карта изготовления малечины-калечины схожа с технологией изготовления гриба.
13 Приложение 2.
Методические рекомендации

по организации игр с токарной деревянной игрушкой

Грибы

Цели:

Сенсорное развитие –
обучение детей группировать предметы по общему признаку («Найди грибы»), развитие умения выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям («Найди лишний»); обучение сравнению грибов по размеру; закрепление навыков счета в пределах 10 и умения соотносить цифры с количеством грибов («На грибы ты посмотри, цифру быстро покажи»); ориентировка в пространстве («Найди гриб»); закрепление понятия «столько же» («Столько же»);
Речевое развитие
– расширение и активизация словарного запаса по теме «Грибы»: - названия грибов: белый, подосиновик, подберезовик, рыжик, масленок, лисичка, опенок, сыроежка, мухомор, поганка («Узнай по описанию», «Почему они так называются»); - части гриба: шляпка, ножка, грибница, пластинки, воротничок, кожица («Что есть у гриба»); - подбор определений к грибам, исходя из трех признаков: цвет, форма, размер: цвет – коричневый, серый, желтый, рыжий, красный с белыми пятнами, белый: форма: круглая, овальная; размер: большой, маленький, средний, высокий, низкий, толстый, тонкий («Узнай по описанию»); - согласование прилагательных с существительными: лисичка – рыжая, рыжик – рыжий, ножка – белая, воротничок – белый, пятнышки – белые («Скажи правильно»); - образование множественного числа; - согласование с числительными; - образование уменьшительно-ласкательной формы («Назови ласково»); - где растут грибы? - что можно делать из грибов? - во что собирают грибы? - как называется человек, который собирает грибы? - знать выражения: крепкий, червивый, гнилой, грибница, стройный. Составление описательного рассказа по плану («Расскажи о своей игрушкке»): 1. Что это? 2. Каков её внешний вид (величина, цвет, форма)? 3. Из какого материала сделана? 4. Для чего она предназначена? Как с ней можно играть?
14
Развитие мелкой моторики рук
(«Собери грибы»).
Волчок

Цель:
развитие мелкой моторики рук, координация движений, закрепление основных цветов спектра и его оттенков. 1. Ребенку следует показать, как нужно закручивать волчок, с усилием производя движения пальцами. Обратить внимание на то, что волчки отличаются по величине и цвету. Попросить показать, где маленький, а где большой волчок. Предложить закрутить волчок и посмотреть, какого он стал цвета. Вспомнить, что зеленый цвет получается, если смешать желтый и синий, оранжевый – красный и желтый и т.д. 2. На столе в блюдце (или в другой емкости) лежат 10 волчков. Играющий поочередно выбирает волчки из блюдца и закручивает их на столе. Счет прекращают, если какой-либо из волчков остановился или упал со стола. За каждый закрученный волчок начисляется 1 очко.
Малечина-калечина

Цель:
координация движений, упражнение в равновесии. 1. Играющий держит на вытянутой руке (на пальце или ладони) малечину-калечину. За каждые два шага, сделанные с малечиной-калечиной, он получает 1 очко. Счет прекращается, если малечина-калечина падает. Нужно сделать 20 шагов. 2. Можно попытаться прочитать считалку (небольшое стихотворение) с малечиной-калечиной. 3. Можно усложнить задание, оградив пространство, в котором находится ребенок, например, кругом большого, а затем меньшего диаметра. Вести счет, пока малечина-калечина не упадет.


В раздел среднее профессиональное образование