"Утопление. Электротравма. Особенности СЛР"
методическая разработка
Автор: Сидорук Татьяна Ивановна, преподаватель безопасности жизнедеятельности, Филиал ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж" в г.Зее, г.Зея, Амурская область
В раздел среднее профессиональное образование
Министерство здравоохранения Амурской области
Филиал ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж» в г. Зея
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Медицина катастроф»
Тема:
«Утопление. Электротравма. Особенности СЛР»
Преподаватель
: Т. И. Сидорук
г. Зея
2015 г.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Пояснительная записка Данная методическая разработка предназначена для преподавателя , написана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом СПО для специальности « Сестринское дело » и в соответствии с рабочей программой по дисциплине « Медицина катастроф ». На практическом занятии необходимо систематизировать и обобщить знания студентов по теме , закрепить умения и навыки по оказанию ПМП и доврачебной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях . ДИСЦИПЛИНА: «Медицина катастроф» ТЕМА: «Утопление. Электротравма. Особенности СЛР.» МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: показать роль межпредметных связей в формировании холистического подхода в ходе обучения. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: 1. Способствовать повышению познавательной деятельности студентов, умению логически мыслить, воспроизводить, анализировать изученный материал. 2. Способствовать умению самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях. 3. Способствовать закреплению умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения, как на изучаемой дисциплине, так и на других дисциплинах. ВИД ЗАНЯТИЯ: семинарско-практическое ТИП ЗАНЯТИЯ: формирование и закрепление новых знаний и умений ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: технология коллективной мыслите- льной деятельности ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 240 минут МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет доклинической практики
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ Формы и методы контроля: *алгоритмы *ситуационные задачи *тесты Оснащение занятия: *Методическая разработка занятия *Муляжи ожоговой раны *Перевязочный материал *Фантом для проведения СЛР *Воздуховоды, мешок Амбу *Фантомы для в/в и в/м инъекций *Носилки *Ситуационные задачи После изучения темы студент должен обладать следующими ОК: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. После изучения темы студент должен обладать следующими ПК: ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического
процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию После изучения темы: студент должен знать студент должен уметь *Определение, причины, патогенез, варианты утопления *Клинические варианты утопления *Необходимый объем ПМП в зависимости от периода утопления *Определение, причины, патогенез электротравмы *Общие и местные изменения при электротравме *ПМП при электротравме *Местное лечение э/ожогов *Отдаленные последствия электротравмы *Элементарную СЛР *Обеспечивать проходимость ВДП *Проводить СЛР *Вводить воздуховод *Проводить ИВЛ при помощи мешка АМБУ *Накладывать асептическую повязку на ожоговую рану *Проводить в/в и в/м инъекции *Перекладывать пострадавшего на носилки методом «нидерландский мост»
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ этапы Время Уровень Метод Вид Ср-ва Приложения усвоения обучения учебной ситуации обучения 1.организационный 5 мин 2. актуализация опорных знаний 40 мин УУ 1 Р ВУС 3 Приложение №1: вопросы А) фронтальный опрос УУ 2 Ч-П ВУС 2 ДСО фронтального опроса Б) составление алгоритмов ПМП при утоплении, электротравме, клинической смерти, взаимоконтроль 3. формирование новых знаний и умений 45 мин по теме (работа микрогруппами по два человека): Приложение №2: решение ситуационных задач УУ 3 Ч-П ВУС 2 ДСО ситуационные задачи А) с выполнением алгоритмов ПМП УУ з Ч-П ВУС 2 Б) с применением сестринского процесса 4. закрепление полученных знаний и 90 мин умений (самостоятельная работа учащихся) малыми группами по четыре-пять человек) : уу 3 Ч-П ВУСЗ ДСО А) выполнение на фантомах
элементарной СЛР, взаимоконтроль УУ 2 Р ВУС 2 ДСО Приложение № 3: тесты 5.тестирование по теме 30мин 6.рефлексия 10мин 7.подведение итогов занятия, домашнее задание 5 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ Этапы Деятельность преподавателя Деятельность студентов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Объявляет тему занятия А) с помощью студентов составляет кластер по межпредметным связям изучаемой дисциплины с другими, ранее изученными дисциплинами (СУ в терапии, СУ в хирургии, Основы реаниматологии, СУ в травматологии и др.) Б) проводит фронтальный опрос В) делит студентов на микрогруппы и дает задание по составлению алгоритмов по оказанию ПМП при утоплении, электротравме, клинической смерти Раздает ситуационные задачи двух типов: А) с выполнением алгоритмов ПМП Б) с применением сестринского процесса Организует просмотр видеофильма «Выполнение СЛР». Дает задание отрабатывать навыки по СЛР на фантомах Проводит программированный контроль Рефлексия Подводит итоги, оценивает, дает домашнее задание Записывают тему и цели занятия в рабочую тетрадь Отвечают на вопросы Составляют алгоритмы, проводят взаимоконтроль, оценивают друг друга Решают задачи, выполняют практические навыки друг на друге и на фантомах Просматривают фильм. Выполняют СЛР, проводят взаимоконтроль, оценивают друг друга Решают тесты Анализируют полученные знания и умения, отмечают роль знаний и умений , полученных на других дисциплинах
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: 1. Анатомия и физиология человека (Анатомия сердца, Физиология сердца, Анатомия органов дыхания, Физиология дыхания) 2. Основы патологии (Патология дыхания) 3. ОАСУ (Потребности человека, Сестринский процесс) 4. СУ в хирургии (СУ при термической травме) 5. Основы реаниматологии (Общие нарушения жизнедеятельности, Элементарная СЛР) ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: 1. Оказание ПМП в очагах катастроф ЛИТЕРАТУРА: 1. Бубнов В. Г. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, - М.: ООО «ГАЛО БУБНОВ» 2007г. 2. Киршин Н. М. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф, - М.:АСАDЕМА 2005 г. 3. Мусалатов Х. А. Медицинская помощь при катастрофах, - М.: «Медицина» 1997 г. 4. Рябочкин В. М. Медицина катастроф, -М.: «ИНИ Лтд» 1996 г.
Приложение №1 А) фронтальный опрос 1. Строение сердца 2. Между какими костными образованиями находится сердце 3. Как при СЛР имитируются фазы систолы и диастолы 4. Как изменяется состав крови, когда она проходит через легкие 5. Как нарушается газообмен при утоплении 6. Что такое гипоксия, гипоксемия, что происходит в организме человека при их развитии 7. Дайте характеристику периодам умирания 8. Дайте определение утоплению, его виды 9. Особенности утопления в пресной и морской воде 10. Дайте определение электротравмы 11. Дайте характеристику общим нарушениям при электротравме 12. Дайте характеристику местным изменениям при электротравме Б) составить алгоритмы действий: 1. при бледном утоплении 2. при истинном утоплении 3. при развитии отека легких 4. при поражении электрическим током, когда сознания нет, а пульс есть 5. при поражении электрическим током и развитии клинической смерти
Приложение № 2 ЗАДАЧА № 1 Вы оказались случайным свидетелем спасения утопающего. Когда его извлекли из воды, он был в сознании, изо рта и носа выделялась пена, слизь, отмечались позывы на рвоту. Задание: 1. Окажите пострадавшему ПМП 2. Продемонстрируйте этап А (обеспечение проходимости верхних дыхательных путей) 3. Есть ли необходимость в госпитализации пострадавшего, обоснуйте ЗАДАЧА № 2 Вы работаете в пульмонологическом отделении медсестрой. К вам в отделение поступил пострадавший после утопления. Он жалуется на слабость, головную боль, головокружение, боль в грудной клетке, кашель. Задание: 1. Определите нарушенные потребности 2. Определите проблемы пациента, выделите потенциальные и приоритетную проблемы 3. По приоритетной проблеме составьте план сестринских вмешательств независимых и зависимых 4. Продемонстрируйте проведение вибрационного массажа грудной клетки ЗАДАЧА № 3 Вас срочно позвали на помощь в соседнюю квартиру. Придя туда, вы обнаружили мужчину без признаков жизни. Со слов соседей, он ремонтировал электропроводку, вдруг у него начались судороги и он упал. Без сознания он находится примерно 2 минуты. 1. Ваши действия по определению признаков жизни 2. Продемонстрируйте этапы В и С, выполняемые одним спасателем ЗАДАЧА № 4
Прибывшая «Скорая помощь» продолжила СЛР и вывела пострадавшего из состояния клинической смерти. Задание: 1. Продемонстрируйте этапы В и С, выполняемые двумя спасателями 2. Расскажите, почему при электротравме необходимо выполнение следующих этапов СЛР 3. Продемонстрируйте введение воздуховода и проведение этапа В при помощи мешка Амбу 4. Окажите помощь работникам «Скорой помощи» по перекладыванию пострадавшего на носилки ЗАДАЧА № 5 В терапевтическое отделение поступил пострадавший после электротравмы. Жалуется на слабость, тяжесть во всем теле, боли за грудиной, отдающие в левую руку и лопатку. Пострадавший в состоянии средней степени тяжести, сознание спутанное, АД 100/60 мм. рт. ст., пульс 94 в мин., на ЭКГ – признаки ишемии миокарда, аритмия. Задание: 1. Определите нарушенные потребности пациента 2. Определите проблемы, выделите потенциальные и приоритетную 3. Составьте по приоритетной проблеме план сестринских вмешательств независимых и зависимых 4. Продемонстрируйте внутримышечное и внутривенное введение лекарственных препаратов ЗАДАЧА № 6 Вы работаете медсестрой в хирургическом отделении. Ваша коллега из терапевтического отделения в плане сестринских вмешательств выделила пункт «Уход за ожоговой раной». Задание: 1. Расскажите о местных изменениях при электротравме 2. Продемонстрируйте перевязку ожоговой раны
Приложение № 3 Вариант 1 1.Верно, что различают утопление «истинное» и «бледное» а) да б) нет 2.Бледная кожа, отсутствие выделений изо рта и носа это утопление а) «синее» б) «сухое» 3. При утоплении в морской воде: а) вода из альвеол поступает в кровь, разжижает ее и вызывает гемолиз эритроцитов б) жидкая часть крови поступает в просвет альвеол, образуя белковую пену 4. Пострадавший извлечен из воды через 10 минут. Он в сознании, пульс и сердечная деятельность сохранены. Выберите объем помощи: а) переодеть, согреть, приложить грелку к шее, ногам б) немедленно приступить к СЛР в) очистить полость рта от инородных тел, вызвать рвоту, дать понюхать нашатырный спирт, госпитализировать 5. Назовите причину нарушения газообмена при утоплении: а) алкогольное утопление б) ЧМТ в) аспирация воды в дыхательные пути г) остановка сердца 6. Период клинической смерти при истинном утоплении составляет: а) 3-6 мин б) 6-12 мин в) до 30 мин 7. Для истинного утопления характерно все, кроме а) бледная кожа б) цианотичная кожа в) набухшие сосуды шеи г) выделение пены изо рта 8. Верно, что электротравма оказывает общее и местное действие а) да б) нет 9. Субъективные ощущения при электротравме это- а) боль, судороги, дрожь б) усталость, испуг, тяжесть в) угнетение или возбуждение г) все верно 10. Определите степень электроожога, если при осмотре имеется некроз кожи а) 1 ст б) 2ст в) 3ст г) 4 ст 11. Верно, что при электротравме реанимацию необходимо проводить до появления признаков биологической смерти
а) да б) нет 12. К терминальным состояниям относится все, кроме а) агония б) социальная смерть в) предагония г) клиническая смерть 13. Продолжительность клинической смерти зависитот а) гибели коры головного мозга б) гибели подкорковых образований в) гибели сердечной мышцы г) нарушения обмена веществ 14. Чтобы определить признаки клинической смерти, необходимо а) б) в) 15. Тройной прием Сафара это – а) б) в) 16. Частота сдавлений грудной клетки у взрослого человека в минуту составляет а) 100-120 б) 90-100 в) 80-90 г) 60-80 17. Шансы спасти пострадавшего будут выше, если СЛР проводится в пределах а) 6 минут б)10 минут в) 15 минут г) 25 минут 18. Между какими костными образованиями сжимают сердце при наружном массаже сердца а) б) 19. Если СЛР проводится двумя реаниматорами, сочетание ИВЛ и массажа сердца а) 1:5 б)1:10 в) 2:15 г) 2:20 20. При остановке сердца прекардиальный удар наносится в область: а) сердца б) на границе средней и нижней трети грудины в) мечевидного отростка г) на границе верхней и средней трети грудины Вариант 2 1.Верно, что при внезапной смерти в воде не происходит аспирации воды в легкие а) да б) нет 2. Цианоз кожи, набухшие вены шеи, выделение пены изо рта и носа характерны для: а) истинного утопления б) бледного утопления 3. При утоплении в пресной воде: а) вода из альвеол поступает в кровь, разжижает ее и вызывает гемолиз эритроцитов б) жидкая часть крови поступает в просвет альвеол, образуя белковую пену 4. Пострадавший извлечен из воды, он без сознания, пульса и дыхания нет . ваши действия: а) переодеть, согреть, приложить грелку к шее, ногам б) немедленно приступить к СЛР
в) очистить полость рта от инородных тел, вызвать рвоту, дать понюхать нашатырный спирт, госпитализировать 5. Что происходит при бледном утоплении а) спазм голосовой щели, остановка дыхания и сердца б) вода из желудка и легких переходит в кровеносное русло в) перед погружением в воду наступает остановка сердца г) легкие постепенно заполняются водой 6. При утоплении в ледяной воде и остановке сердца оживление возможно через а) 16-30 минут б) 3-6 минут в) 50 минут г) оживление невозможно 7. Отек легких развивается при утоплении а) истинном б) бледном 8. Верно, что нижняя петля тока наиболее опасна для жизни а) да б) нет 9. Причинами смерти при электротравме является а) фибрилляция желудочков б) паралич дыхательного центра в) шок, спазм голосовой щели г) все верно 10. Определите степень ожога, если имеется поражение кожи, подкожной клетчатки, мышц, костей , нервов, сухожилий а) 1 ст б) 2ст в) 3ст г) 4 ст 11. Верно, что все пострадавшие при 2-4 степени электротравмы нуждаются в СЛР а) да б) нет 12. Причинами терминального состояния могут быть а) обширные ранения, ожог б) острый инфаркт миокарда б) утопление г) электротравма д) все ответы верны е) нет правильного ответа 13. Продолжительность клинической смерти составляет а) 1-2 минуты б) 5-6 минут в) 10-12 минут г) более 10 минут 14. Признаки клинической смерти а) б) в) г) 15. СЛР начинают со следующего мероприятия а) ИВЛ б) обеспечение проходимости дыхательных путей в) дефибрилляции г) введения лекарственных препаратов 16. При проведении ИВЛ голову необходимо запрокинуть для а) удаления инородного тела из верхних дыхательных путей б) обеспечения проходимости дыхательных путей в) создания герметичности г) восстановления дыхания 17. При проведении непрямого массажа сердца у взрослого, руки располагаются а) в области верхней трети грудины б) в области нижней трети грудины
в) на два поперечных пальца выше мечевидного отростка г) в пятом межреберье 18. Если СЛР проводится одним реаниматором, сочетание ИВЛ и массажа сердца а) 1:5 б)1:10 в) 2:15 г) 2:20 19. При проведении СЛР пульс определяют на: а) лучевой артерии б) сонной артерии в) височной артерии г) не определяют 20. При проведении непрямого массажа сердца у взрослого грудина смещается на а) 1-2 см б) 2-4 см в) 4-6 см г) 8-10см
В раздел среднее профессиональное образование