"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе на уроках обществознания"
статья
Автор: Сафронова Лариса Анатольевна, преподаватель обществознания, ГПОУ ТАПТ, пгт Тяжинский, Кемеровская область
В раздел среднее профессиональное образование
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
ина уроках обществознания
Л. А. Сафронова, преподаватель обществознания ГБОУ СПО «Тяжинский агропромышленный техникум» Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой её безопасности и независимости. Ещё Я.А.Каменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для обучающегося в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям. Под
здоровьесберегающими образовательными технологиями
(ЗОТ)
в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью обучающихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
Одна из задачнашего образовательного учреждения состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье обучающихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. Здоровьесберегающее обучение и воспитание обучающихся складывается из классной, внеклассной работы и дополнительного образования. Особое внимание уделяется вопросам пропаганды здорового образа жизни и охране здоровья, конечно, на уроках ОБЖ, обучающиеся получают здоровьесберегающие знания и на уроках биологии, химии, физического воспитания, кружках. Уделяется внимание формированию навыков управления стрессом, психологической практике в целях сохранения психического здоровья; профилактике вредных привычек посвящены темы психологических обучающих и профилактических тренингов. Естественным условием укрепления здоровья детей является, конечно, развитие спортивно-массовой работы.Наши студенты принимают активное участие в спортивных мероприятиях на уровне техникума, районных, межрайонных и областных соревнованиях, олимпиадах. Вошли в практику внеклассной работы в техникуме такие мероприятия как «Всероссийский день здоровья», акции «Мы против наркотиков!», «Нет – курению!», «Нет – СПИДу!», «Мы - за ЗОЖ!», «Неделя здорового образа жизни». В рамках Недели при активном участии самих детей проводятся классные часы, викторины, спортивные турниры, спринты, эстафеты, молодецкие игры и многое другое, в том числе с участием родителей. Эти мероприятия способствуют формированию здоровьесберегающих знаний у обучающихся и их родителей, пропаганде здорового образа жизни. В образовательном учреждении ведется контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при организации учебного
процесса.Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательном учреждении. Примерами такой работы служит вакцинация обучающихся и всего коллектива, контроль за сроками прививок и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья студентов и всего коллектива, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.Существует немало возможностей конструктивного взаимодействия педагогов и медиков в их совместной работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский, создавший оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, воспитывающую в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью, утверждал, что “…забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. По сло вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровьюучащихся». Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:
«Не навреди!»
- все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося
- все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Непрерывность и преемственность -
работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные взаимоотношения
- обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным
особенностям учащихся
- объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся.
Комплексный, междисциплинарный подход -
единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех
- акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность
— активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье
- у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым педагогом неизбежно встает задача качественного обучения образовательной дисциплине, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации студентов. В решении поставленных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1.технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; 2.технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся; 3.разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями. А ведь значительную часть своего времени обучающиеся проводят в кабинетах, сидя за партами. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической
активности обучающихся
Анализ научно-методической литературы и мой собственный педагогический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:
Правило 1. Правильная организация урока
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель педагога - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего
уровня его работоспособности;проявлением и тренировкой познавательной активности;показателем адекватно развитых коммуникативных навыков. Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. Организация урока должна обязательно включать три этапа: 1этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); 2этап: ученики формулируют и задают вопросы; 3этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логическийстиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; - правополушарные люди — доминирование правого полушария. У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; - равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное восприятие; визуальное восприятие; кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех обучающихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся
Доказано экспериментально, что биоритмы работоспособности у детей имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от их возрастных особенностей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице №1. Эффективность усвоения знаний обучающихся в течение урока такова: 5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%. Практически все исследователи сходятся во мне нии, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы обучающиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологичес ких функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная,
охранительная реакция организма, стимулятор его восстано вительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление. Таблица №1
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
Часть урока
Время
Нагрузка
Деятельность
1-й этап. Врабатывание 5 мин. Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение 2-й этап. Максимальная работоспособность 20-25 мин. Максимальное снижение на 15-й мин. Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3-й этап. Конечный порыв 10-15 мин. Небольшое по - вышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного Специальными исследованиями выявлено, что у обучающихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющееся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая
работоспособность обучающихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно
психологический комфорт
обучающихся во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия их творческих возможностей. Как же решаются задачи по здоровьесбережению обучающихся, поставленные педагогом на уроках обществознания? Доброжелательная обстановка на уроке, взаимодействие в ходе беседы, внимание к высказываниям обучающихся, позитивная реакция педагога на их желание выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое отступление входе урока - вот ещё не все приемы, которыми может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого обучающегося. Одним из направлений деятельности по здоровьесбережению стало использование работы в режиме
двигательной активности
. Начиная с первых уроков необходимо следить за осанкой детей, проводить физминутку с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз по методике офтальмотренинга. Иногда физминутки можно проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание обучающихся, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (например, во время контрольной работы). На каждой перемене необходимо обязательно проветривать кабинет, так как студентамнеобходим свежий воздух для улучшения самочувствия и повышения их работоспособности.
Другими формами двигательной активности являются ролевые игры и «инсценирование» на уроках, поиска решений обществоведческих задач, работа в группах, когда обучающиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор при выборе того, кто им более симпатичен и привлекателен. А положительные эмоции сказываются как на ходе урока, так и на их самочувствии. Со слабыми детьми организована индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после уроков, работу по карточкам, заполнение кроссвордов, выполненных другими студентами. На уроках обществознания осуществляется передача знаний по профилактике и последствиях отдельных болезней. Например, при изучении темы «Молодежь как социальная группа» можно предостеречь о последствиях неправильного образа жизни.Изучая психолого - возрастные особенности этого возраста, подчеркнуть, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям. Поэтому единственный путь, чтобы избежать эти последствия - осознание понимания и контроля своего поведения. Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами, ещё и поэтому так многодетей с ослабленным иммунитетом. На уроках обществознания при изучении темы «Общество и природа», «Глобализация. Глобальные проблемы» говорим об экологических проблемах и их последствиях, изыскиваются пути их решения. Интересно провести «круглые столы» на эту тему, во время которыхстуденты спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому мнению, но соглашаются в том, что для здорового человечества нужны чистые воздух, вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них. Это доказывает, что молодёжь также как и весь мир озабочены
здоровьем человечества и заинтересованы в изучении, разработке и применении здоровьесберегающих технологий в дальнейшей жизни. Пропагандируя здоровый образ жизни на уроках обществознания, например, при изучении темы «Девиантное поведение, его формы», «Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни» и используя межпредметную связь в обучении, акцентируется внимание обучающихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина. Обязательно рассматривается статья 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения». Рассматривая темы «Мораль. Основные принципы и нормы, категории морали», «Моральная самооценка личности. Моральный самоконтроль личности» нужно попытаться пояснить обучающимся необходимость воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни. Сложность состоит в том, что каждый человек учится на собственных ошибках, и никакие «вредно», «плохо» и «нехорошо» не научат его избегать их. Только собственный опыт показывает, что «такое «хорошо» и что такое «плохо». Необходимо обоснованно и доказательно показать студентам важность бережного отношения к самому себе, выбора правильных нравственных ценностей. На уроках обществознания при изучении темы «Религия как феномен культуры. Мировые религии», говоря о заповедях Христа, учении Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе», красной нитью проводим мысль, что если человек любит не только себя и окружающих, отношение его будет терпимым, добрым и бережным,что история человечества, а,следовательно, история общества зависит от личной заинтересованности людей в добрых изменениях и сохранении жизни.
При изучении темы «Современная демографическая ситуация в РФ» поясняем, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений. Табакокурение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями, бездумные аборты в юности и, как следствие - бесплодие. Учитывая возрастные особенности обучающихся эти темы и вопросы не оставляют равнодушными никого из обучающихся. Работа по этим направлениям позволит достичь высокого показателя качества знаний у студентов, что в свою очередь свидетельствует об их интересе к изучаемым предметам. Предметам, на которых у студентов формируется ценностное отношение к жизни и здоровью, позволяющееим успешно адаптироваться во многих сферах жизни на пути к самореализации, социальной адаптации. Потому что состояние здоровья молодого поколения – один из важнейших показателей благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Таким образом, задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику профессионального образовательного учреждения высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда диплом о профессиональном образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
В раздел среднее профессиональное образование

