"Система организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению"
Методическая разработка практического занятия для преподавателя
Автор: Васильева Алина Вячеславовна, преподаватель, ГБПОУ "Тольяттинский медколледж", город Тольятти, Самарская область
В раздел среднее профессиональное образование
ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»
Методическая разработка практического занятия
для преподавателя
«Система организации оказания медицинской помощи городскому и
сельскому населению»
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение»
Специальность: Сестринское дело (базовая подготовка)
Преподаватель: Васильева А.В.
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК № Протокол № ____ от „____” ___________ 20 г. Председатель ЦМК Визняк Г.А.
Пояснительная записка
Тема «Система организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению» согласно требованиям ФГОС СПО 3+ поколения представляет собой объемный блок теоретической информации (включает 2 лекционных занятия) необходимой к запоминанию. На этапе разработки лек- ционного материала, информация была структурирована и кластирована с це- лью ее лучшего усвоения студентами. Цель использования на практическом занятии активных и интерактивных приемов - эти стимулирование познава- тельной деятельности обучающихся путем разнообразия мыслительных и практических действий. На занятии использованы три вида современных образовательных техно- логий: игровая, информационно-коммуникационная и здоровьесберегающая. Занятие построено таким образом, что теоретический материал «прорабатыва- ется» в несколько этапов: сначала – это игра «Разминка» – короткий опрос по основным понятиям темы, по принципу игры в пинг-понг. Далее следует инди- видуальный опрос – вопросы темы прорабатываются несколько глубже, време- ни на ответ студенту дается больше, во время ответа студенту дается возмож- ности связать теоретический материал с ситуациями из жизни, тем самым включив элемент «личного переживания». Далее следует углубление знаний по теме ( с использованием ИКТ) – это момент практического занятия пред- ставляет собой своеобразный «мостик» между предыдущими занятиями и настоящим. Обязательным элементом занятия является физкультурная пауза. Заключительный момент – это итоговое тестирование, во время выполнения которого последовательно проверяются знания студентов по всем вопросам изученной темы. Итоговая оценка за практическое занятие выводится как среднее арифме- тическое из двух основных этапов занятия (индивидуальный опрос и итого- вое тестирование) с учетом двух вспомогательных этапов (игра «Разминка» и расчета статистических показателей деятельности диспансеров). 2
Общие сведения по теме
Тема. Система организации оказания медицинской помощи городскому и
сельскому населению
1. На изучение данной темы рабочей программой отводится 6 часов.
Вид учебной деятельности
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 9 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 6 в том числе лекции 4 семинарские занятия Не предусмотрено комбинированное занятие Не предусмотрено практические занятия 2 Самостоятельная работа студента (всего) 3
2.
Ц
ели изучения данной темы
2.1. Учебные цели. После изучения данной темы студент должен уметь: – рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья на- селения (У2) После изучения данной темы студент должен знать: – систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению (З5) 2.2. Воспитательные цели. Изучение данной темы способствует воспита- нию: – чувства профессиональной гордости; – гуманного отношения к пациентам. 2.3. В результате освоения данной темы у студента должны формиро- ваться следующие общие компетенции. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про- фессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллега- ми, руководством, потребителями. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отно- шению к природе, обществу и человеку. 3
2.4. Изучение данной темы является базой, на которой будут формиро- ваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основ- ному виду профессиональной деятельности: Проведение профилактических мероприятий. ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения; ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения; ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактических инфекционных и неинфекционных заболеваний. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и служба- ми. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстре- мальных состояниях. ПК 3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях; ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и до- бровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
3. Интеграция темы
(схема междисциплинарных и внутридисциплинарных связей)
3.1. Схема междисциплинарных связей
№
п/
п
Название дисциплины,
междисциплинарного курса,
профессионального
модуля
Название раздела (темы)
1. Дисциплина «Английский язык» Темы «Поликлиника», «Больница». 2. МДК «Технология оказания ме- дицинских услуг» Тема «Прием пациента в стационар. Ведение доку- ментации. Структура отделения. Лечебно-охрани- тельный режим в отделении» 3. МДК «Сестринское дело в си- Тема «Структура учреждений здравоохранения, 4
стеме первичной медико-сани- тарной помощи населению» оказывающая первичную медико-санитарную по- мощь» 4. МДК «Сестринский уход при различных заболеваниях и со- стояниях» Раздел «Сестринская помощь в педиатрии» Тема «Организация лечебно-профилактической по- мощи детям» 5. МДК «Сестринский уход при различных заболеваниях и со- стояниях» Раздел «Сестринская помощь в хирургии» Тема «Организация хирургической помощи в РФ» 6. МДК «Сестринский уход при различных заболеваниях и со- стояниях» Раздел «Сестринская помощь в акушерстве и гинеко- логии» Тема «Структура акушерско-гинекологической по- мощи и роль медицинской сестры» 7. МДК «Основы реаниматологи» Тема «Организационная структура отделения реа- нимации»
3.2. Схема внутридисциплинарных связей
№
п/п
Название раздела
Название темы
1. - Заболеваемость населения 2. - Заболеваемость с ВУТ 3. - Правовое обеспечение охраны здоровья населения 4. - Медицинское страхование 5. - Оценка деятельности ЛПУ
4. Выход учебной темы
: – для изучения профессиональных модулей «Участие в лечебно-диагно- стическом и реабилитационном процессах», «Оказание доврачебной меди- цинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях»; – для практической деятельности.
5. Темы и формы учебно-исследовательской работы студентов:
5.1. Рекомендуемые темы рефератов
1. Организация стоматологической помощи детскому населению. 2. Проблемы и перспективы развития скорой и неотложной медицинской по- мощи. 3. Организация оказания медицинской помощи через систему родовых серти- фикатов.
5.2. Рекомендуемые мультимедийные презентации
5
1. Устройство (схема) и организация работы областной (краевой, рес- публиканской) клинической больницы. 2. Устройство (схема) и организация работы центральной районной больницы. 3. Устройство (схема) и организация работы участковой больницы.
6. Рекомендуемая литература
Основные источники: 1. Бобровский И.Н. Муравьева В.Н. Дементьева Д.М. Максименко Л.Л, «Обще- ственное здоровье в схемах и таблицах: учебник» // Успехи современного есте- ствознания, 2013.- 340 с. 2. Щепин О.П. Медик В.А., «Общественное здоровье и здравоохранение: учеб- ник», ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 274 с. Дополнительные источники: 1. Ананьев Е.А. «К вопросу о финансировании здравоохранения в условиях ме- дицинского страхования. «Экономика здравоохранения». Спецвыпуск 2011 г. 2. Лисицин Ю.П., Полунина Н.В. «Общественное здоровье и здравоохранение», //ГРИФ УМО по медицинскому образованию 2011 г. 3. Селезнев В.Д., Поляков И.В. Экономические основы воспроизводства здоро- вья населения в условиях современной экономики. – СПб:, Издательство «Су- дарыня», 2012 г. 4. Юрьев В.К., Куценко Г.И. «Общественное здоровье и здравоохранение», изда- тельство «Профи-Информ» С-Пб, 2012 г. 6
Содержательная часть
Методическая разработка практического
занятия для преподавателя
Тема. Система организации оказания медицинской помощи городскому и
сельскому населению
Учебные цели. После проведения данного практического занятия студент должен уметь: – рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья на- селения После проведения данного практического занятия студент должен знать: – систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению. Воспитательные цели. Изучение данной темы на практическом занятии способствует воспитанию: – чувства профессиональной гордости; – гуманного отношения к пациентам. В результате освоения данной темы на практическом занятии у студента должны формироваться следующие общие компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про- фессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллега- ми, руководством, потребителями. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отно- шению к природе, обществу и человеку. Изучение данной темы является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основному виду профессиональной деятельности: Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения; ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения; ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактических инфекционных и неинфекционных заболеваний. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и служба- ми. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстре- мальных состояниях. ПК 3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях; ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и до- бровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. Общее время занятия – 2 часа Место проведения занятия: учебный кабинет колледжа «Общественное здоровье и здравоохранение». Оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, стенд «За- болеваемость населения», мультимедийная презентация, раздаточный мате- риал (карточки для решения задач( 3 варианта), тесты (3 варианта)) План проведения занятия №/ п Название этапа Описание этапа Цель этапа Время (мин.) 1 Организаци- онный этап. Преподаватель отмечает при- сутствующих, проверяет на- личие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы. Сформировать мотив для изучения данной темы, ак- тивизировать познаватель- ную деятельность студен- тов. 3 2 Контроль и коррекция Проверка домашнего задания. 1. Игра «Разминка» Проверить и скорректиро- вать исходный уровень зна- 7
исходного уровня зна- ний. 2. Индивидуальный опрос по основным понятиям темы ний студентов. 30 3 Углубление знаний по теме. 1. Разбор мультимедийной презентации по теме «Стати- стические показатели деятель- ности диспансеров» 2. Расчет статистических пока- зателей деятельности диспан- серов. Сформировать мотив для углубленного изучения си- стемы организации оказа- ния диспансерной меди- цинской помощи и связи статистических показа- телей с заболеваемостью населения 25 4 Физкультурная пауза 5 5. Контроль ко- нечного уровня зна- ний. Выполнение заданий в тесто- вой форме. Работа над ошиб- ками. Выявить степень до- стижения цели заня- тия, закрепить при- обретённые знания. 15 6. Подведение итогов и за- дание на дом. Преподаватель оценивает ак- тивность и качество ответов каждого студента, обсуждают- ся ошибки и трудности в рабо- те, даёт задание на дом и пояс- нения к его выполнению. Закрепить мотив к дальнейшему само- стоятельному углуб- ленному изучению темы для будущей успешной деятель- ности медсестры. Сконцентрировать внимание студентов на необходимость изучения следую- щей темы. 3 Резерв времени преподавателя 2
I. Организационный этап.
Студенты!
Тема практического занятия
«
Система организации оказания меди- цинской помощи городскому и сельскому населению» является важной по- скольку знание системы организации оказания медпомощи является основой, базой для дальнейшего изучения огромного количества тем на различных дисциплинах. Оценка за настоящее практическое занятие будет складываться следующим об- разом: 1. Проведение игры «Разминка»: зачет/незачет 2. Индивидуальный опрос по основным понятиям темы: по 5-ти бальной си- стеме
3. Углубление знаний по теме – Расчет статистических показателей деятельно- сти диспансеров: зачет/незачет 4. Выполнение заданий в тестовой форме: по 5-ти бальной системе.
Итоговая оценка за практическое занятие будет складываться как
среднее арифметическое из 2-х оценок с учетом полученных зачетов.
II. Контроль и коррекция исходного уровня знаний.
1. Игра «Разминка» по основным понятиям темы.
Вопросы: 1. Назовите самый массовый вид медицинской помощи в РФ. 2. По какому принципу организована и работает основная часть АПУ? 3. В зависимости от чего формируются участки? 4. Какой вид медицинской помощи в настоящее время является наиболее ресурсоемким? 5. Назовите тип медицинского учреждения, которое оказывает стацио- нарную медицинскую помощь. 6. В каких медицинских учреждениях сосредоточены основные матери- альные ресурсы отрасли здравоохранения. 7. Как называется экстренная медицинская помощь, оказываемая круг- лосуточно 8. В городах с какой численностью населения создаются самостоятель- ные станции СМП? 9. Как называется основная функциональная единица станции СМП? 10. Сколько этапов включает в себя организация медицинской помощи на селе? 11. Назовите основное медицинской учреждение, оказывающее медпо- мощь жителям села на 2-м этапе. 12. Назовите основное медицинской учреждение, оказывающее медпо- мощь жителям села на 3-м этапе.
13. Назовите самое эффективное направление медицинской реабилита- ции. 14. Назовите основной тип санаторно-курортной организации 15. Каковы сроки лечения больных в санаториях (сколько дней)? 16. Назовите учреждение, оказывающее основной объем стоматологиче- ской помощи населению. 17. По какому принципу оказывается основной объем стоматологической помощи в РФ. 18. Каков норматив врачей-стоматологов (сколько должностей) на 10 тыс. взрослого населения? Пункты темы Номера вопросов 1. Организация амбулаторно-поликлинической помощи 1,2,3 2. Организация стационарной помощи 4,5,6 3. Организация работы скорой и неотложной помощи 7,8,9 4. Организация оказания медицинской помощи сельскому населению 10,11,12 5. Организация санаторно-курортной помощи 13,14,15 6. Организация стоматологической помощи 16,17,18
Модельные ответы на игру «Разминка»:
1. Амбулаторно-поликлиническая помощь 2. По участковому принципу 3. В зависимости от численности населения. 4. Стационарная медицинская помощь 5. Больница 6. В стационарах 7. Скорая медицинская помощь 8. Свыше 50 тыс.чел. 9. Выездная бригада 10. 3 этапа 11. Центральная районная больница (ЦРБ) 12. Областная больница 13. Санаторно-курортное лечение 14. Санаторий
15. 24-30 дней 16. Стоматологическая поликлиника 17. По участковому принципу 18. 4 должности врача-стоматолога
Критерии оценки ответов игры «Разминка»
За правильный ответ на вопрос студент получает – зачтено За неправильный ответ на вопрос – не зачтено
2. Вопросы для проведения индивидуального опроса.
1. Расскажите об организационной структуре городской поликлиники для взрослых? 2. Перечислите основные задачи регистратуры поликлиники. 3.Перечислите основные задачи кабинета доврачебного приема поликли- ники. 4. Перечислите и охарактеризуйте диспансерную сеть РФ. 5. Расскажите об организационной структуре Центров общей врачебной (семейной) практики (ЦОВП)? 6. Приведите примерную организационную структуру женской консультации? 7. Расскажите об организационной структуре городской больницы для взрослых. 8. Какова примерная организационная структура станции (подстанции) скорой медицинской помощи? 9. Расскажите о составе выездной бригады станции СМП. 10. Расскажите об оперативном (диспетчерском) отделе станции СМП. 11. Перечислите три этапа в организации медицинской помощи сельско- му населению. 12. Перечислите и поясните основные задачи структурных подразделе- ний первого этапа оказания медицинской помощи сельскому населению
13. Перечислите и поясните основные задачи структурных подразделе- ний второго этапа оказания медицинской помощи сельскому населению 14. Перечислите и поясните основные задачи структурных подразделе- ний третьего этапа оказания медицинской помощи сельскому населению 15.Перечислите основные структурные подразделения санатория. 16. Расскажите об организационной структуре стоматологической поли- клиники.
Модельные ответы на индивидуальный опрос: см. лекции № 3,4
Критерии оценки ответов студентов:
5 (отлично)- студент четко и последовательно излагает теоретический материал, может продемонстрировать связь теоретического материала с ситуа- циями из жизни. 4 (хорошо) - студент испытывает незначительные затруднения при отве- те на теоретические вопросы. При наводящих вопросах демонстрирует связь теоретического материала с ситуациями из жизни. 3 (удовлетворительно) - ответ студента возможен при наводящих вопро- сах преподавателя: неполно излагает теоретический материал (определения, классификации). При наводящих вопросах частично демонстрирует связь тео- ретического материала с ситуациями из жизни. 2 (неудовлетворительно) - студент допускает грубые ошибки при изло- жении теоретического материала (определения, классификации). При наводя- щих вопросах демонстрирует отсутствие связи теоретического материала с ситуациями из жизни.
Студенты!
На предыдущих занятия мы изучали и рассчитывали показа- тели общественного здоровья населения, в состав которых входили показатели заболеваемости населения. Для анализа работы диспансеров используют ста- тистические показатели, которые одновременно показывают картину заболева- емости населения. Статистические показатели деятельности диспансеров по-
казывают картину по заболеваемости населения конкретного населенного пункта (город, регион, страна).
III. Углубление знаний по теме.
1. Мультимедийная презентация
. Углубление знаний по теме с исполь- зованием мультимедийной презентации.
(слайд) Студенты!
Рассмотрим статистические показатели деятельности тех диспансеров, за- болеваемость по видам которых за последние 10 лет (по статистике РФ) имеет тенденцию к увеличению. Это заболеваемость онкологическими болезнями, психоневрологическими болезнями и туберкулезом.
(слайд) I. Статистические показатели деятельности онкологического дис-
пансера.
Статистические показатели деятельности онкологического диспансера позво- ляют всесторонне анализировать его деятельность. Для анализа используют следующие показатели: - контингент больных ЗНО (злокачественными новообразованиями); - первичная заболеваемость ЗНО; Показатель контингента больных ЗНО дает общее представление о распро- страненности ЗНО. (Данные 2014 г в РФ 1897,0 на 100 тыс. населения) Контингент больных ЗНО = Число больных зно, находящихся под диспансерным наблюдением на конец отчетного периода Х 100 000 Среднегодовая численность населения
(слайд)
Показатель первичной заболеваемости ЗНО дополняет показатель контингента больных ЗНО и может служить одной из оценок эффективности реализации федеральных и региональных программ профилактики риска воз- никновения ЗНО. (Данные 2014г в РФ 355,8 на 100 тыс. населения)
Первичная забо- леваемость ЗНО = Число случаев ЗНО, выявленных впер- вые в жизни в данном году Х 100 000 Среднегодовая численность населения
(слайд) II. Статистические показатели деятельности психоневрологиче-
ского диспансера.
К основным показателям, характеризующим медицинскую деятельность пси- хоневрологических диспансеров относятся: - контингент больных с психическими расстройствами - первичная заболеваемость психическими расстройствами Показатель контингента больных с психическими расстройствами характери- зует распространенность психических расстройств, уровень организации ста- тистического учета и диспансерного наблюдения психических больных. (Дан- ные 2014 г в РФ 2978,3 на 100 тыс.населения) Контингент больных с психическими расстройствами = Число больных с психическими расстройствами, состоящих по диспан- серным наблюдением на конец отчетно- го периода Х 100 000 Среднегодовая численность населения
(слайд)
Показатель первичной заболеваемости психическими расстройствами служит косвенной характеристикой социального расслоения общества и нару- шения адаптационных механизмов психического здоровья населения. (Данные 2014 г в РФ 307,7 на 100 тыс. населения) Первичная забо- леваемость пси- хическими расстройствами = Число случаев психических расстройств, выявленных впервые в жизни в данном году Х 100 000 Среднегодовая численность населения
(слайд) III. Статистические показатели деятельности противотуберкулез-
ного диспансера.
Для анализа заболеваемости по туберкулезу, эффективности проводимых про- филактических и лечебно-диагностических мероприятий используют следую- щие показатели: - контингент больных всеми формами активного туберкулеза; - первичная заболеваемость всеми формами активного туберкулеза Показатель контингента больных всеми формами активного туберкулеза и ха- рактеризует распространенность активного туберкулеза, уровень организации статистического учета и диспансерного наблюдения этих больных. (Данные 2014 в РФ 187,2 на 100 тыс. населения) Контингент больных всеми формами актив- ного туберкулеза = Число больных всеми формами активно- го туберкулеза, находящихся под дис- пансерным наблюдением на конец отчет- ного периода Х 100 000 Среднегодовая численность населения
(слайд)
Показатель первичной заболеваемости всеми формами активного ту- беркулеза характеризует оперативную эпидемиологическую ситуацию по ту- беркулезу. (Данные 2014 в РФ 84,7 на 100 тыс.населения) Первичная забо- леваемость все- ми формами ак- тивного туберку- леза = Число заболеваний всеми формами ак- тивного туберкулеза, выявленных впер- вые в жизни в данном году Х 100 000 Среднегодовая численность населения
2. Расчет статистических показателей деятельности диспансеров.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Обучающая задача:
В г. Х. среднегодовая численность населения составляет 900 тыс. чел. На ко- нец 2014 года было поставлено на диспансерный учет 18 010 человек, боль- ных злокачественными новообразованиями. Рассчитайте показатель контин-
гента больных злокачественными новообразованиями и сравните полученные данные с данными по РФ 2014 года.
Используем формулу:
Контингент больных ЗНО = Число больных зно, находящихся под диспан- серным наблюдением на конец отчетного перио- да Х 100 000 Среднегодовая численность населения Контингент больных ЗНО = 18 010 Х 100 000 =2001,1 900 000
Ответ:
Контингент больных злокачественными новообразованиями 2014 года в городе Х. составляет 2001,1 чел. на 100 000 населения и на 5,4% превыша- ет показатель по РФ за 2014 года.
1 вариант
Решите задачу: Рассчитайте показатель первичной заболеваемости злокачественными новооб- разованиями г. Н. за 2014 год и сравните полученные данные с данными 2014 г по РФ, если среднегодовая численность населения г. Н составляет 600 тыс. чел, а число случаев злокачественных новообразований, выявленных впервые в жизни в данном году составило 2147 человек.
2 вариант
Решите задачу: Рассчитайте показатель первичной заболеваемости психическими расстрой- ствами г. К. за 2014 год и сравните полученные данные с данными 2014 г по РФ, если среднегодовая численность населения г.К составляет 800 тыс. чел., а число случаев психических расстройств, выявленных впервые в жизни в дан- ном году составило в этом городе 2 395 человек.
3 вариант
Решите задачу: Рассчитайте показатель первичной заболеваемости всеми формами активного туберкулеза в г. Л. за 2014 год и сравните полученные данные с данными 2014 г. по РФ, если среднегодовая численность населения г. Л. составляет 760 тыс. чел., а число случаев первичной заболеваемости туберкулезом за прошедший год составило 668 человек.
Модельный ответ на расчеты статистических показателей деятель-
ности диспансеров:
1 вариант
Используем формулу:
Первичная забо- леваемость ЗНО = Число случаев ЗНО, выявленных впер- вые в жизни в данном году Х 100 000 Среднегодовая численность населения Первичная заболевае- мость ЗНО = 2147 Х 100 000 =357,8 600 000 (Данные 2014г в РФ 355,8 на 100 тыс. населения)
Ответ:
Первичная заболеваемость злокачественными новообразованиями 2014 года в городе Н. составляет 357,8 чел. на 100 000 населения и на 0,6 % превышает данные по РФ.
2 вариант
Используем формулу:
Первичная забо- леваемость пси- хическими расстройствами = Число случаев психических расстройств, выявленных впервые в жизни в данном году Х 100 000 Среднегодовая численность населения
Первичная заболеваемость психическими расстройства- ми = 2395 Х 100 000 =299,4 800 000 (Данные 2014 г в РФ 307,7 на 100 тыс. населения)
Ответ:
Первичная заболеваемость психическими расстройствами 2014 года в городе К. составляет 299,4 чел. на 100 000 населения и на 2,7 % ниже, чем среднестатистические данные по РФ.
3 вариант
Используем формулу:
Первичная заболевае- мость всеми формами ак- тивного туберкулеза = Число заболеваний всеми формами активного туберкулеза, выявленных впервые в жизни в данном году Х 100 000 Среднегодовая численность населе- ния Первичная заболевае- мость всеми формами ак- тивного ту- беркулеза = 668 Х 100 000 = 87,9 760 000 (Данные 2014 в РФ 84,7 на 100 тыс.населения)
Ответ:
Первичная заболеваемость психическими расстройствами 2014 года в городе Л. составляет 87,9 чел. на 100 000 населения и 3,7 % превышает сред- нестатистические данные по РФ.
Критерии оценки задач:
зачет
- правильное использование формул, отсутствие арифметических ошибок или незначительные недочеты, логический комментарий к получен-
ным цифрам (или незначительные затруднения при комментариях к получен- ным цифрам); верный расчет показателей и их анализ.
незачет
- неправильное использование формул, арифметические ошиб- ки в расчете показателей, затруднения с оценкой полученных цифр и их ана- лиза.
IV. Физкультурная пауза.
V. Контроль конечного уровня знаний
Выполнение заданий в тестовой форме:
1 вариант
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. К основным типам амбулаторно-поликлинических учреждений отно- сятся: А. Диспансеры Б. Поликлиники (взрослые, детские, стоматологические) В. Больницы (участковая, районная, городская, областная) 2. Перечислите задачи, для решения которых организована регистратура: А. Выписывание направлений на лабораторные и другие диагностиче- ские исследования больных Б. Организация предварительной и неотложной записи на прием к врачу В. Обеспечение четкого регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки на врачей. 3. Исходя из какого количества взрослого населения (18 лет и старше) формируют участок врача общей врачебной (семейной) практики (ЦОВП)? А. 1200 человек Б. 1500 человек
В. 2200 человек 4. Станции Скорой медицинской помощи (СМП) как самостоятельные ЛПУ организуются в городах с населением: А. До 50 тыс. человек Б. Свыше 50 тыс. человек В. Свыше 100 тыс. человек 5. Сколько должностей (-ти) врачей стоматологов-хирургов устанавлива- ют на 10 тыс. взрослого сельского населения А. 1 должность Б. 2,5 должности В. 4 должности 6. Приведите в соответствие вид диспансера и его структуру (например 1-А,В;2-Б,Г) Вид диспансера Структура диспансера 1. Наркологический А. Отделение паллиативной помощи 2. Онкологический Б. Кабинет анонимного лечения В. Гипнотарий Г. Отделение лучевой терапии 7. Выберите медицинские учреждения, относящиеся к 1-му этапу оказа- ния медицинской помощи на селе. Этап Медицинские учреждения 1 этап - Сель- ское поселение А. Участковые больницы Б. Женская консультация В. ЦОВП (центр общей врачебной (семейной) практики) 8. Выберите медицинские учреждения, относящиеся ко 2-му этапу оказа- ния медицинской помощи на селе. Этап Медицинские учреждения 2 этап - Муни- ципальный район А. Амбулатория Б. Центральная районная больница В. Межрайонные диспансеры
9. Выберите медицинские учреждения, относящиеся к 3-му этапу оказа- ния медицинской помощи на селе. Этап Медицинские учреждения 3 этап – Субъект федерации А. Межрайонные медицинские центры Б. Республиканский родильный дом В. Областная больница 10.
Закончите предложение:
Основным типом санаторно-курортной организации является _____________________.
2 вариант
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. К основным типам амбулаторно-поликлинических учреждений отно- сятся: А. ЦОВП (центр общей врачебной (семейной) практики) Б. Больницы (участковая, районная, городская, областная) В. Женские консультации 2. Перечислите задачи, для решения которых организована регистратура: А. Обеспечение четкого регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки на врачей Б. Выписывание рецептов на диагностические исследования больных В. Организация предварительной и неотложной записи на прием к врачу 3. Исходя из какого количества взрослого населения (18 лет и старше) формируют участок семейного врача? А. 1200 человек Б. 1500 человек В. 2200 человек
4. Подстанции Скорой медицинской помощи (СМП) как подразделения станций организуются в городах с населением: А. До 50 тыс. человек Б. Свыше 50 тыс. человек В. Свыше 100 тыс. человек 5. Сколько должнос (-тей) (-ти) врачей(-а) стоматологов(-га)-хирургов(- га) устанавливают на 10 тыс. взрослого городского населения А. 1 должность Б. 2,5 должности В. 4 должности 6. Приведите в соответствие вид диспансера и его структуру (например 1-А,В;2-Б,Г) Вид диспансера Структура диспансера 1. Психоневрологический А. Лечебно-трудовые мастерские 2. Кожно-венерологический Б. Отделение «Телефон доверия» В. Косметологический кабинет Г. Клинико-диагностическая лаборатория 7. Выберите медицинские учреждения, относящиеся к 1-му этапу оказа- ния медицинской помощи на селе. Этап Медицинские учреждения 1 этап - Сель- ское поселение А. Центральная районная больница Б. Фельдшерско-акушерский пункт В. Амбулатории 8. Выберите медицинские учреждения, относящиеся ко 2-му этапу оказа- ния медицинской помощи на селе. Этап Медицинские учреждения 2 этап - Муни- ципальный район А. Станция (отделение) переливания крови Б. Межрайонная женская консультация В. Районные больницы
9. Выберите медицинские учреждения, относящиеся к 3-му этапу оказа- ния медицинской помощи на селе. Этап Медицинские учреждения 3 этап – Субъект федерации А. Республиканская детская больница Б. Станция (отделение) скорой медицинской помощи В. Краевой диспансер 10.
Закончите предложение:
Организационная структура санатория приближена к ______________ учреждению.
3 вариант
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. К основным типам амбулаторно-поликлинических учреждений отно- сятся: А. Больницы (участковая, районная, городская, областная) Б. Женские консультации В. Поликлиники (взрослые, детские, стоматологические) 2. Перечислите задачи, для решения которых организована регистратура: А. Проведение своевременного подбора и доставки медицинской доку- ментации в кабинеты врачей. Б. Выписывание рецептов на молочную кухню В. Обеспечение четкого регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки на врачей. 3. Исходя из какого количества женщин фертильного возраста формиру- ется 1 должность акушера-гинеколога в женской консультации? А. 1200 человек Б. 1500 человек
В. 2200 человек 4. Отделения Скорой медицинской помощи в составе центральных рай- онных, и городских больниц организуются в городах с населением: А. До 50 тыс. человек Б. Свыше 50 тыс. человек В. Свыше 100 тыс. человек 5. Сколько должнос (-тей) (-ти) врачей(-а) стоматологов(-га)-ортопе- дов(-да) устанавливают на 10 тыс. взрослого городского населения А. 1 должность Б. 2,5 должности В. 4 должности 6. Приведите в соответствие вид диспансера и его структуру (например 1-А,В; 2-Б,Г) Вид диспансера Структура диспансера 1. Кардиологический А. Отделение гравитационной хирургии крови 2. Противотуберкулезный Б. Кабинет функциональной диагностики боль- ных туберкулезом В. Бактериологическая лаборатория Г. Отделение анестезиологии и реанимации 7. Выберите медицинские учреждения, относящиеся к 1-му этапу оказа- ния медицинской помощи на селе. Этап Медицинские учреждения 1 этап - Сель- ское поселение А. Межрайонный диспансер Б. Районная больница В. Амбулатории 8. Выберите медицинские учреждения, относящиеся ко 2-му этапу оказа- ния медицинской помощи на селе. Этап Медицинские учреждения 2 этап - Муни- ципальный А.Родильный дом Б. Фельдшерско-акушерский пункт
район В. Межрайонный медицинский центр 9. Выберите медицинские учреждения, относящиеся к 3-му этапу оказа- ния медицинской помощи на селе. Этап Медицинские учреждения 3 этап – Субъект федерации А. Станция (отделение) переливания крови Б. Республиканская больница В. Окружной диспансер 10.
Закончите предложение:
Наиболее востребованным и эффективным направлением медицинской реабилитации является____________________________________ лечение.
Модельные ответы на выполненные задания в тестовой форме:
№№
1 вариант
2 вариант
3 вариант
1 А,Б А,В Б,В 2 Б,В А,В А,В 3 Б А В 4 Б В А 5 Б В А 6 1- Б,В; 2-А,Г 1- А,Б; 2-В,Г 1-А,Г; 2-Б,В 7 А,В Б,В Б,В 8 Б,В А,Б А,В 9 Б,В А,В Б,В 10 санаторий больничному санаторно-курортное
Критерии оценки выполнения заданий в тестовой форме:
На выполнение заданий в тестовой форме отводится 10 минут.
За каждый правильный ответ выставляется 1 балл (учитывая каждый от-
вет на соответствие).
Критерии оценки тестовых заданий:
Более 16 баллов – «5» - отлично
13-15 баллов – «4» - хорошо
10-12 баллов – «3» - удовлетворительно
Менее 10 баллов –«2»-неудовлетворительно
Стенд : «Заболеваемость населения»
методы источники виды Методы изучения заболеваемости По данным обращаемо- сти По данным медосмот- ров По дан- ным о при- чинах Врачебное сви- детельство о смерти Карта учета дис- пансеризации Листок нетрудо- способности Заболевае- мость с ВУТ Акт освидетель- ствования в МСЭК Врачебное сви- детельство о перинатальной смерти Заболеваемость по данным о причинах смер- ти Фельдшерская справка о смерти Заболеваемость по данным ме- дицинских осмотров Список лиц, подлежащих це- левому меди- цинскому осмот- Госпитальная заболевае- Инфекцион- ная заболевае- Инвалидность Статистическая карта выбывшего из стационара Экстренное изве- щение об инфек- ционном заболе-
В раздел среднее профессиональное образование