"Специфика обучения взрослых"
статья
Автор: Боробова Наталья Евгеньевна, Богданова Елена Александровна, преподаватели, ГБПОУ ККБМК, Краснодарский край, город Краснодар
В раздел среднее профессиональное образование
Авторы: Боробова Наталья Евгеньевна, Богданова Елена Александровна,
Преподаватели ГБПОУ «ККБМК», Россия, Краснодарский край,
г. Краснодар
Специфика обучения взрослых
Если педагогика - искусство и наука о воспитании и обучении человека, то андрогогика - раздел теории обучения, раскрывающий закономерности обучения взрослых. В настоящее время на очном и очно - заочном отделениях медицинских колледжей обучаются взрослые студенты имеющие возраст за 30, иногда и 40 лет. Обучение взрослых студентов имеет существенную специфику, особенности и принципы. Рассмотрим некоторые важнейшие направления современной методики обучения взрослых людей. В обучении взрослых существует два основных момента. 1. Наличие острого постоянного лимита времени, отводимого на обучение: специальное время на обучение практически отсутствует; любое отвлечение взрослого человека от выполнения профессионального труда влечет моральные и материальные издержки, как для общества, так и для самого человека. 2. Мотивация взрослого человека к обучению наряду с ее явной слабостью подвергается воздействию противоречивых факторов. С одной стороны, это факторы, мотивирующие взрослых к активному обучению (стремление сохранить занимаемую должность; желание получить повышение или занять другую должность; заинтересованность в увеличении заработной платы; интерес к самому процессу овладения новыми знаниями и умениями; желание установить контакты с другими участниками учебы). С другой - факторы, подавляющие мотивацию к обучению (социально подкрепляемая мотивация к трудовой деятельности; зависимость должностного положения взрослого от результата и успешности выполняемого им труда и невозможность отвлекаться на то, что в будущем несет иллюзорные выгоды). К сдерживающим мотивацию к обучению у взрослых факторам следует отнести проблемы, связанные с домом и семьей, проблемы социально-
экономического характера, тревоги по поводу оплаты обучения, вопросы относительно перспективности обучения, его ценности, целесообразности и качества, отсутствие уверенности в своих способностях. Следует отметить, что взрослые люди не станут учиться, пока не захотят этого, что они постигают только то, что, по их мнению, необходимо, и обучаются в процессе работы, поэтому нужно учитывать их реальные производственные проблемы. Взрослые достаточно критически к преподавателю настроены, поэтому взаимоотношения с такой аудиторией лучше строить на основе сотрудничества и взаимного обмена идеями. Основная цель обучения взрослых - получение знаний для новой профессиональной деятельности. Среди принципов обучения взрослых следует отметить: актуальность - то, о чем говорится во время обучения, должно иметь отношение к профессиональной жизни обучаемых (взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы); участие - обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения; повторение помогает новому знанию закрепиться в памяти; обратная связь - обучающимся нужно постоянно представлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед, что позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов, при этом взрослых людей не нужно «оценивать», их нужно направлять. Тип обучающегося оказывает влияние на мотивацию взрослых. Выделяют три основных типа: ориентированные на цель; ориентированные на деятельность; ориентированные на учебу. Человек может переходить из одного типа в другой в различных ситуациях, и часто взрослый студент содержит в себе несколько типов. Преподаватель должен удостовериться, имеются ли удобные учебные помещения. Следует помнить, что взрослым требуется больше времени на усвоение нового материала. В процессе обучения взрослые боятся
показаться некомпетентными. Предпочтение следует отдавать групповым методам. Преподавателю надо быть готовым корректировать учебное содержание в ответ на пожелания студентов. Но традиционные методы обучения остаются востребованными, и практика подтверждает их высокую эффективность. Основной путь повышения эффективности обучения - это применение инноваций. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Инновации уже проникли в наиболее консервативную область методики обучения - в традиционную классическую лекцию - информацию. Развиваются новые формы лекций: лекция - визуализация, проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция - пресс -конференция. Лекция - визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Ее подготовка состоит в реконструировании содержания всей лекции или ее части в демонстрационные материалы либо формы наглядности, которые не только дополняет словесную информацию. Чтение такой лекции сводится к развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов. Основные трудности ее подготовки состоят в разработке визуальных средств и процесса чтения лекции. Но результат качественного усвоения материала очевиден. Проблемная лекция. В отличие от информационной, на которой слушателям дается и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится, как неизвестное, - его необходимо «открыть». Задача преподавателя, создав проблемную ситуацию, побудить обучающихся к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. В ходе этого процесса в сотрудничестве с преподавателем приобретаются новые знания. Лекция вдвоем - разновидность лекции, являющаяся продолжением и развитием проблемного изложения материала, но уже в диалоге двух
преподавателей. Такая лекция результативна, но сложна в плане постановки в расписание и оплаты второму преподавателю, но может быть проведена как открытое занятие. Лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей задавать ему вопросы по данной теме. В течение 2-3 минут они формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связанный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ полученных вопросов и делает выводы об интересах, потребностях и установках аудитории. Актуальным становится вопрос не только подготовки кадров новой формации, но и поддержания профессиональной компетентности работающих специалистов. Применение инновационных методов обучения - один из факторов качественной подготовки специалиста, конкурентоспособного на рынке труда независимо от возрастной категории.
Специфика обучения взрослых
Если педагогика - искусство и наука о воспитании и обучении человека, то андрогогика - раздел теории обучения, раскрывающий закономерности обучения взрослых. В настоящее время на очном и очно - заочном отделениях медицинских колледжей обучаются взрослые студенты имеющие возраст за 30, иногда и 40 лет. Обучение взрослых студентов имеет существенную специфику, особенности и принципы. Рассмотрим некоторые важнейшие направления современной методики обучения взрослых людей. В обучении взрослых существует два основных момента. 1. Наличие острого постоянного лимита времени, отводимого на обучение: специальное время на обучение практически отсутствует; любое отвлечение взрослого человека от выполнения профессионального труда влечет моральные и материальные издержки, как для общества, так и для самого человека. 2. Мотивация взрослого человека к обучению наряду с ее явной слабостью подвергается воздействию противоречивых факторов. С одной стороны, это факторы, мотивирующие взрослых к активному обучению (стремление сохранить занимаемую должность; желание получить повышение или занять другую должность; заинтересованность в увеличении заработной платы; интерес к самому процессу овладения новыми знаниями и умениями; желание установить контакты с другими участниками учебы). С другой - факторы, подавляющие мотивацию к обучению (социально подкрепляемая мотивация к трудовой деятельности; зависимость должностного положения взрослого от результата и успешности выполняемого им труда и невозможность отвлекаться на то, что в будущем несет иллюзорные выгоды). К сдерживающим мотивацию к обучению у взрослых факторам следует отнести проблемы, связанные с домом и семьей, проблемы социально-
экономического характера, тревоги по поводу оплаты обучения, вопросы относительно перспективности обучения, его ценности, целесообразности и качества, отсутствие уверенности в своих способностях. Следует отметить, что взрослые люди не станут учиться, пока не захотят этого, что они постигают только то, что, по их мнению, необходимо, и обучаются в процессе работы, поэтому нужно учитывать их реальные производственные проблемы. Взрослые достаточно критически к преподавателю настроены, поэтому взаимоотношения с такой аудиторией лучше строить на основе сотрудничества и взаимного обмена идеями. Основная цель обучения взрослых - получение знаний для новой профессиональной деятельности. Среди принципов обучения взрослых следует отметить: актуальность - то, о чем говорится во время обучения, должно иметь отношение к профессиональной жизни обучаемых (взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы); участие - обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения; повторение помогает новому знанию закрепиться в памяти; обратная связь - обучающимся нужно постоянно представлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед, что позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов, при этом взрослых людей не нужно «оценивать», их нужно направлять. Тип обучающегося оказывает влияние на мотивацию взрослых. Выделяют три основных типа: ориентированные на цель; ориентированные на деятельность; ориентированные на учебу. Человек может переходить из одного типа в другой в различных ситуациях, и часто взрослый студент содержит в себе несколько типов. Преподаватель должен удостовериться, имеются ли удобные учебные помещения. Следует помнить, что взрослым требуется больше времени на усвоение нового материала. В процессе обучения взрослые боятся
показаться некомпетентными. Предпочтение следует отдавать групповым методам. Преподавателю надо быть готовым корректировать учебное содержание в ответ на пожелания студентов. Но традиционные методы обучения остаются востребованными, и практика подтверждает их высокую эффективность. Основной путь повышения эффективности обучения - это применение инноваций. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Инновации уже проникли в наиболее консервативную область методики обучения - в традиционную классическую лекцию - информацию. Развиваются новые формы лекций: лекция - визуализация, проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция - пресс -конференция. Лекция - визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Ее подготовка состоит в реконструировании содержания всей лекции или ее части в демонстрационные материалы либо формы наглядности, которые не только дополняет словесную информацию. Чтение такой лекции сводится к развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов. Основные трудности ее подготовки состоят в разработке визуальных средств и процесса чтения лекции. Но результат качественного усвоения материала очевиден. Проблемная лекция. В отличие от информационной, на которой слушателям дается и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится, как неизвестное, - его необходимо «открыть». Задача преподавателя, создав проблемную ситуацию, побудить обучающихся к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. В ходе этого процесса в сотрудничестве с преподавателем приобретаются новые знания. Лекция вдвоем - разновидность лекции, являющаяся продолжением и развитием проблемного изложения материала, но уже в диалоге двух
преподавателей. Такая лекция результативна, но сложна в плане постановки в расписание и оплаты второму преподавателю, но может быть проведена как открытое занятие. Лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей задавать ему вопросы по данной теме. В течение 2-3 минут они формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связанный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ полученных вопросов и делает выводы об интересах, потребностях и установках аудитории. Актуальным становится вопрос не только подготовки кадров новой формации, но и поддержания профессиональной компетентности работающих специалистов. Применение инновационных методов обучения - один из факторов качественной подготовки специалиста, конкурентоспособного на рынке труда независимо от возрастной категории.
В раздел среднее профессиональное образование