Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Программа "Учитель - мастер"

методическая разработка

Автор: Апухтина Екатерина Борисовна, воспитатель, ГОКУ СКШ г.Усть - Илимска, город Усть - Илимск, Иркутская область



В раздел среднее профессиональное образование



Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области "Специальная (коррекционная) школа города Усть-Илимска"
ПРОГРАММА

«Учитель – мастер»
Составлена – куратор службы профессионального сопровождения педагогов, воспитатель, Апухтина Е.Б.

«Педагогическое мастерство –

это высокое и постоянно

совершенствуемое искусство воспитания и

обучения, доступное каждому педагогу,

работающему по призванию и любящему детей»
Издавна человека любой профессиональной деятельности, хорошо знающего своё дело и добротно исполняющего его, называли мастером.
Педагог – мастер
своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки, практически разбирающийся в вопросах общей, специальной и возрастной психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения воспитания. Главной приметой мастерства является профессионализм.
Профессионал –
это человек, сделавший какое – нибудь занятие своей профессией. Для определения профессионализма нужна высокая результативность. Поскольку проявление профессионализма возможно лишь при условии реализации комплекса знаний, умений и навыков практической деятельности, приходим к выводу, что
мастером
можно стать только на практике. Теоретическая подготовка выступает в качестве той профессиональной ступеньки, без которой невозможно подняться на высший квалификационный пьедестал и включает в себя четыре взаимосвязанных саморазвивающихся элемента педагогического мастерства : 1.гуманистическая направленность (интересы, идеалы, ценности); 2.профессиональные знания (предмета, методики преподавания, педагогики, психо логии); 3.педагогические способности (коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, эмоциональная гибкость, креативность) 4.педагогическая техника (умение управлять собой, взаимодействовать). Необходимо также остановиться на термине «гуманизация образования». Под
гуманизацией образования
мы понимаем преодоление в обучении и воспитании узкого профессионализма. Узкий профессионализм порождает человека – инструмент. При этом неизбежно страдают человеческие качества. Это в конце концов приводит к плохим результатам работы при хорошей квалификации. Узкий профессионализм в коррекционной школе сегодня не соответствует основным задачам образования. В коррекционнй школе актуальны следующие проблемы:  автономность специального педагогического труда в рамках педагогического сообщества города;  неготовность учителя к восприятию ребёнка в соответствии с его психофизическими и интеллектуальными возможностями;  несоблюдение техники безопасности по отношению к ребёнку (недоработка этических, психологических, педагогических инструментариев);  ощущение профессиональной несостоятельности, отсутствие чувства самовыражения и самореализации в профессии, отсутствие состояния профессионального счастья, потеря имеющихся профессиональных знаний. Необходима новая система взглядов на подготовку учителя - коррекционщика, соответственно, новые подходы к формированию учителя – профессионала. Мы подошли к необходимости создания программы
«Учитель – мастер».


Задачи программы
1. подготовить учителя, свободно ориентирующегося в различных областях педагогической деятельности; 2. дать учителю необходимые знания по его выбору; 3. сделать труд учителя, благодаря полученным знаниям, свободным, эффективным, приносящим удовлетворение, а, следовательно, качественным; 4. создать комплекс необходимых условий, направленных на формирование личности педагога с профессиональными качествами, которые помогут ему
любить, понимать,

сострадать, помогать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья,
а значит, состояться профессионально.
Концептуальные положения программы
1.Шуман «Чем ниже умственные возможности ребёнка, тем выше должен быть уровень профессионализма учителя». 2. «Учитель должен уметь любить детей. Умению любить следует обучать». к.п.н.Шевченко. 3.»Учитель дорлжен чётко понимать причину детского НЕ»Корчак. 4.Необходимо выработать совокупность взаимосвязанных установок на отношение учителя к ученику и самому себе, к организации педагогического воздействия. 5.Умение педагога находить оптимальный личностный подход, который представляет собой целесообразное сочетание методов положительного и отрицательного стимулирования («золотая середина»).
Основные разделы программы
1Программа
«Учитель – мастер»
рассчитана на три года , в течение которых учитель пройдёт все составляющие её разделы. Здесь учитывается самостоятельность выбора с расчётом два раздела на один год. Наименование разделов программы 1.Новые педагогические технологии, дидактические основы урока. 2.Психологический практикум. 3.«Школа молодого педагога» 4.Клуб «Самый классный классный» 5.Методология и методика научно – педагогического исследования. Это будет своеобразная лаборатория учителя – воспитателя. В основу функционирования лаборатории положен принцип взаимодействия заместителей по направления, психолога, социального педагога, опытных учителей школы. На базе лаборатории становится возможным оказание помощи и взаимопомощи, осуществление дифференцированного подхода в деле повышения педагогической квалификации. Такая работа вытекает из анализа и самоанализа, диагностика и самодиагностика мастерства учителя и воспитателя. Задачи и программное содержание разделов
Раздел 1.

Новые педагогические технологии
Цель данного направления – познакомить учителей и воспитателей с новейшими педагогическими технологиями. Тематика
1.педагогические мастерские 4ч; 2 технология УДЕ (по Эрдниеву) 2ч; 3 система развивающего обучения (Эльконин – Давыдов) 2ч
Раздел 2

Дидактические основы урока (лаборатория)
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – сложный педагогический процесс. Сложность учебно – воспитательного процесса обусловлена контингеном учащихся. У детей – олигофренов слабые возможности и способности для овладения знаниями, умениями и навыками. Учитывая это, необходимо использовать доступные и разнообразные формы учебно – воспитательной работы/ Основной формой УВП является
урок.
Дидактической основой урока в специальной коррекционной школе являются принципы дидактики, методы и приёмы обучения, особо актуальные для специальной школы. Рассмотрение дидактических основ урока является основной задачей лаборатории «Дидактические основы урока». Тематика 1. Принципы дидактики – основы урока (1ч) 2. Анализ урока. Его примерные схемы. (1ч) 3. Организация нетрадиционных форм учебной деятельности (1ч) 4. Предупреждение предметной неуспеваемости учащихся (1ч) 5. Добрые признаки хорошего урока (1ч)
Раздел 3

Психологический практикум
Психолого – педагогический практикум с элементами тренинга имеет целью научит участников занятий :  точно описывать «плохое поведение»учеников;  определять скрытый момент поступков ребёнка;  разработать и осуществлять экстренное воздействие, не снижая при этом самоуважения ребёнка;  более глубоко и конструктивно взаимодействовать с родителями учеников. Структура программы. 1.Упражение на групповое сплочение или эмоциональный разогрев группы. 2.Моделирование и анализ проблемных ситуаций. 3.Упражнение на овладение навыком Тематика 1.Введение в педагогический курс «Учитель и проблемы дисциплины». 2.Навык объективного описания «плохого» поведения учеников. 3.Привлечение внимания как мотив «плохого поведения». 4.Власть и месть как мотивы плохого поведения.
Раздел 4

Дефектологический лекторий

Значимое место в программе занимает раздел «Дефектологический лекторий».Учитывая, что в коррекционной школе работают педагоги, не имеющие специального образования, основные цели дефектологического лектория заключаются в следующем :  дать педагогам основы знаний из области олигофренопедагогики, специальной психологии, невропатологии, необходимые при работе с аномальными детьми;  формировать у начинающих педагогов позитивное отношение к детям с оВЗ, веру в перспективу их развития;  способствовать адаптации педагогов в новых условиях педагогической деятельности. Тематика 1.специфика работы коррекционной школы. 2.определение понятия «умственная отсталость» 3.особенности высшей нервной деятельности школьников. 4.Развитие психических процессов аномальных школьников. 5.особенности формирования личности аномального школьника. 6.формирование самооценки у детей с ОВЗ 7.особенности эмоционально – волевой сферы аномального школьника 8.формирование характера. Особенности волевых качеств.
Раздел 5

Клуб «Самый классный классный»
Цель работы клуба :  всесторонне раскрыть содержание работы классного руководителя(классного воспитателя).  познакомить педагогов с современными воспитательными педагогическими техънологиями;  рассмотреть современные подходы к воспитанию на практике.
Раздел 6

Школа молодого педагога
Цель – создание условий для адаптации, становления, развития и саморазвития молодых педагогов. Задачи  удовлетворение образовательных потребностей молодых педагогов в различных областях образовательной деятельности;  выявление имеющего потенциала педагогов, сопровождение педагогов в их профессиональном становлении. Тематика 1.Постановка и реализация коррекционных целей на уроках и воспитательных занятиях. 2.Соответствие целей содержанию урока. 3.Организация индивидуальной и дифференцированной работы на уроке. 4.Основные требования к ведению школьной документации. 5.Проблемное изложение при изучении нового материала. 6.Самообразование – основа успешной деятельности. 7.организация домашней подготовки. Формы работы с родителями.
Круглый стол «Проблемы и радости в работе».
Раздел 7.

Школа педагогов – инноваторов.
Учитель – исследователь, инноватор – это самая высшая ступенька педагогического мастерства, т.к. инновация – одно из самых сложных видов творчества. Инновационный процесс – это динамическое единство педагогических новшеств, их освоение педагогическим сообществом и эффективное использование в практике на научной основе. Педагогические инновации убеждают учителей в возможности работать иначе, интереснее, плодотворнее. Инновационная педагогическая деятельность придаёт педагогам уверенность в себе, повышает интерес к профессии. Инновационной деятельности педагога необходимо учить, а именно, уметь её проектировать, организовывать, оценивать эффективность. Этот раздел программы «Учитель – мастер» направлен на изучение методологии и методики научно – педагогического исследования. Тематика 1.Методология педагогики и педагогического исследования (2ч) 2.Научное исследование как форма познания педагогической реальности (2ч) 3.Определение проблемы и темы будущего исследования. Обоснование актуальности. (2ч) 4.Обучение приёмам формирования тем (2ч) 5.Формулирование темы и обоснование актуальности будущей темы. 6.Понятие о гипотезе. Правила формулирования гипотезы и задач исследования.(2ч) 7.Работа с авторефератами с целью изучения того, как формулируется задачи и гипотезы исследований (2ч) 8.Фоормулирования гипотез и задач «Своего» исследования, коллективное обсуждение (2ч) 9.Планирование исследования. Методы исследования.(2ч) 10.Определение этапов исследования, выбор и обоснование выбора методов исследования. Составление структуры работы. (2ч) 11.Виды эксперимента. Методика организации и осуществление педагогического эксперимента (2ч). 12.Планирование этапов и содержание экспериментальной работы. (2ч). 13. Составление анкет по теме исследования. Определение методики фиксации и обработки результатов исследования.(2ч.)

Ступени педагогического мастерства
Каждый специалист на практике последовательно и поступенчато (в своём темпе), шаг за шагом осваивает педагогические рубежи. Анализ основных концептуальных проблем педагогического мастерства показал, что в последовательном профессиональном развитии педагог на практиее проходит путь от учителя до учителя – исследователя. Каждый педагог проходит путь поступенчатого восхождения к вершинам мастерства в своём темпе. Степень мастерства определяется наличием комплекса определённых профессиональных знаний, умений, навыков, качеств и свойств личности, воспитателя, обеспечивающий должный уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Поскольку проявление высокого профессионализма возможно лишь в практической деятельности, следует, что Мастером можно стать только на практике.


В раздел среднее профессиональное образование