Рабочая программа для специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" 60часов
Рабочая программа по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Автор: Климова Галина Анатольевна, преподаватель информатики, ГБОУ РХ ЧГСТ, город Черногорск, Республика Хакасия
В раздел среднее профессиональное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИИ
«ЧЕРНОГОРСКИЙ ГОРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2016г.
Программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности «Строительство и эксплуатация сооружений зданий» (базовая подготовка) Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» Разработчик: Климова Г.А. преподаватель ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум » Рассмотрена: Утверждена: Комиссия Директор Общеобразовательных дисциплин Протокол№ _________Л.М.Ващенко от «___»_______2016г. «___»______2016г. Председатель ПЦМК _____________В.М.Лаптева Согласована: Заместитель директора по учебно –методической работе ______________/Г.М. Сизова «____»________2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1.
Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО
08.02.012 Строительство и эксплуатация зданий
и сооружений
(базовая подготовка)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1
.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
по базовой подготовке
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
– применять программное, обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности; – обрабатывать текстовую и числовую информацию; – применять мультимедийные технологии обработки и представления информации; – обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
– состав, структуру, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; – назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации; – основные этапы решения задач с помощью электронно- вычислительных машин; – базовые и прикладные информационные технологии; инструментальные средства информационных технологий 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
по базовой подготовке:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -
90
часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -
60
часов; самостоятельной работы обучающегося -
30
часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
по базовой подготовке
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60
в том числе: лабораторные работы (не предусмотрено) - практические занятия 30 контрольные работы 2 курсовая работа (проект) (не предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе: Работа с информационными источниками 6 Реферативная работа 8 Подготовка презентационных материалов 4 Индивидуальное проектное задание 12 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в
профессиональной деятельности» - базовая подготовка
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся
1
2
Раздел 1.
Автоматизированные
рабочие места для решения
профессиональных задач
Тема 1.1.
Информационные системы
Содержание учебного материала
Техника безопасности при работе с компьютерными системами. Санитарные требования Правила эксплуатации компьютерных систем. Правила эксплуатации оборудования. Виды профессиональных автоматизированных систем. Классификация информационных систем по назначению. Классификация информационных систем по структуре аппаратных средств. Классификация информационных систем по режиму работы. Классификация информационных систем по характеру взаимодействия с пользователем.
Тема 1.2.
Технические средства реализации информационных систем
Содержание учебного материала
Многообразие компьютеров и внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Технологические решения обработки информации. Средства хранения и переноса информации Компьютерные системы, предназначенные для обработки текстовой, числовой, графической, аудио, видео и другой информации. Комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений деятельности на строительных предприятиях
Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка докладов по тематике: Информационные системы в управлении. Советы по приобретению компьютера
Раздел 2. Базовые системные
программные продукты и
пакеты прикладных программ в
области профессиональной
деятельности
Тема 2.1.
Аппаратное и программное обеспечение современного ПК.
Содержание учебного материала
Магистрально-модульный принцип архитектуры ЭВМ. Принцип программного управления компьютером. Классификация ПО. Особенности использования программного обеспечения компьютера. Системное ПО. Функциональное назначение программ. Правила эксплуатации программ
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Подготовка сообщения по теме «Основные методы и средства компьютерных технологий». 2. Работа с учебником по теме «Аппаратное и программное обеспечение современного ПК», составление конспекта дополнительного материала.
Тема 2.2.
Технология обработки текстовой информации
Содержание учебного материала
Текстовые редакторы как один из пакетов прикладного программного обеспечения, общие сведения о редактировании текстов. Основы конвертирования текстовых файлов. Контекстный поиск и замена. Оформление страниц документов, формирование оглавлений. Расстановка колонтитулов, нумерация страниц, буквица. Шаблоны и стили оформления. Работа с таблицами и рисунками в тексте. Водяные знаки в тексте. Слияние документов. Издательские возможности редактора.
Практические работы:
1. Создание документа с указанной структурой. Создание автоматического оглавления. Создание гиперссылок. 2. Разработка интерфейса команд. Создание новых панелей инструментов, новых кнопок. Создание макросов
Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с основной и дополнительной литературой. Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Автоматизация работы с MS Word с помощью шаблонов. Текст как информационный объект. Подготовка докладов по тематике: Текстовой процессор MS Word. Издательские системы.
Содержание учебного материала
Тема 2.3.
Мультимедийные технологи Мультимедийный компьютер. Программное обеспечение, предназначенное для обработки и воспроизведения аудио и видео информации. Технические средства презентаций. Схема работы Рower Рoint. Графические объекты, таблицы и диаграммы как элементы презентации. Общие операции со слайдами. Выбор дизайна, анимация, эффекты, звуковое сопровождение.
Практическая работа:
3.
Создание презентации с использованием мультимедийной технологии
Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Создание презентации группы. Создание учебных презентаций по спец.дисциплинам(. Подготовка докладов, по тематике: Пользовательские макеты в POWER POINT. Индивидуальные настройки дизайна слайдов.
Тема 2.4.
Технология обработки числовой информации
Содержание учебного материала
Компьютерные системы, предназначенные для обработки числовой информации. Электронная таблица – универсальная система обработки числовой информации: интерфейс таблицы, особенности ввода информации, способы адресации, типы данных. Электронные таблицы, банки данных, их назначение, использование в информационных системах профессионального назначения. Расчетные операции, статистические и математические функции. Решение задач линейной и разветвляющейся структуры в ЭТ. Связь листов таблицы. Построение макросов. Дополнительные возможности EXCEL.
Практические работы:
4. Создание отчётности средствами Microsoft Excel. Построение диаграмм 5. Создание отчётности средствами Microsoft Excel. Выполнение автоматических расчётов с помощью мастера функций. 6. Сортировка и фильтрация данных, подведение итогов в MS Excel 7. Создание расчетной таблицы для конкретной задачи в среде MS Excel
Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft с оставление конспекта дополнительного материала Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Взаимодействие ЭТ с другими приложениями Windows. Электронные таблицы как информационные объекты. Переход от табличного к графическому представлению информации.
Тема 2.5.
Технология обработки информационных массивов
Содержание учебного материала
Общие сведения о базах данных. База данных ACCES. Ввод, редактирование и хранение данных. Окно, основные элементы . Основные типы данных. Формы и таблицы. Объекты, атрибуты и связи. Связь между таблицами и целостность данных. Способы формирования запросов при обращении к базе данных. Формирование запроса-выборки. Составление и получение отчетов о деятельности предприятия.
Практические работы:
8. Организация работы с данными в MS Access 9. Управление данными в MS Access 10. Создание отчета. Построитель выражений в MS Access 11. Создание диаграмм и почтовых наклеек в MS Access
Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Базы данных и Интернет. Подготовка докладов, по тематике: Создание базы данных, правила и методы установление связей в базе данных. Назначение и функции Access
Тема 2.6.
Технология обработки графической информации. Система автоматизированного проектирования «Компас»
Содержание учебного материала
Виды и назначение систем автоматизированного проектирования. Интерфейс системы компас. Основные режимы работы: построение элементов, измерение, размеры и технологические обозначения, выделение, редактирование. Создание вида, выбор масштаба и системы координат. Выбор атрибутов линий. Хранение чертежей в электронном виде и печать на бумаге
Практические работы:
12. Приемы работы с инструментом Точка и Отрезок. Чертеж "плоской детали". 13. Выполнение чертежа в системе прямоугольной проекции
Самостоятельная работа при изучении темы:
Создание чертежа плана помещений малого предприятия для размещения компьютерной системы.
Раздел 3. Состав, функции и
возможности использования
информационных и
телекоммуникационных
технологий в профессиональной
деятельности
Тема 3.1.
Компьютерные сети
Содержание учебного материала
Компоненты вычислительной сети. Классификация сетей по масштабам, топологии, архитектуре и стандартам. Среда передачи данных. Типы компьютерных сетей. Эталонная модель OSI. Преимущества работы в локальной сети.
Тема 3.2.
Глобальная сеть Интернет
Содержание учебного материала
Основные службы Интернета. Технология World Wide Web. Браузеры. Адресация ресурсов, навигация. Настройка Internet Explorer. Поиск в Интернете. Электронная почта и телеконференции. Мультимедиа технологии и электронная коммерция в Интернете. Основы языка гипертекстовой разметки документов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки, списки, формы. Инструментальные средства создания Web-страниц. Основы проектирования Web – страниц.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Подготовка докладов по темам: Современная структура сети Интернет. Основные протоколы сети Интернет. Интернет как единая система ресурсов.
Содержание учебного материала
Тема 3.3.
Информационно- поисковые и автоматизированные системы обработки данных Информационно-поисковые системы, основные характеристики, тен перспективы развития систем обработки экономической информации. систем, основные режимы работы: просмотр, поиск, редактирование и печать информационных материалов. Работа с локальными и глобальными информационными системами (поиск и обработка информации). Основные отличительные особенности АИС по сравнению с неавтоматизированными ИС;
Практические работы:
14. Изучение поисковых служб и серверов 15. Изучение автоматизированных информационных систем.
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Работа с учебником по теме «Интернет. Поисковые и автоматизированные информационные системы», составление конспекта дополнительного материала. 2. Подготовка сообщения по теме «Компьютерные коммуникационные системы Республики Хакасия»
Раздел 4. Основные методы и
приемы обеспечения
информационной безопасности
Тема 4.1.
Основы информационной компьютерной безопасности
Содержание учебного материала
Проблемы защиты информации в информационном обществе. Уровни защиты информации. Типы компьютерных преступлений, предусмотренные уголовным кодексом РФ: неправомерный доступ к информации, создание и использование вредоносных программ, нарушение правил эксплуатации компьютерных систем.
Тема 4.2
Основы технической компьютерной безопасности
Содержание учебного материала
Защита от компьютерных вирусов. История возникновения компьютерных вирусов; Что такое компьютерный вирус; Организация защиты от компьютерных вирусов. Виды компьютерных вирусов Организация безопасной работы с компьютерной техникой. Защита от электромагнитного излучения. Компьютер и зрение.
Самостоятельная работа
: Подготовка докладов, по тематике: Рациональная организация рабочего места Советы по организации безопасной работы с компьютерной техникой
Контрольная работа
Зачет
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ. Технические средства обучения:
Аппаратные средства
•
Компьютер
— универсальное устройство обработки информации; основная конфигу рация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможнос ти: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. •
Проектор,
подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности — радикально повышает: уровень на глядности в работе учителя, возможность для студентов представлять результаты сво ей работы всей группе, эффективность организационных и административных вы - ступлений. •
Принтер
— позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную студентом или преподавателем. Для многих школьных применений необходим или жела телен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата. •
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие
подключение к сети
— дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести пере писку с другими учебными заведениями •
Устройства вывода звуковой информации
— наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всей аудитории. •
Устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экранными объектами
— клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). •
Устройства создания графической информации (графический
планшет)
— использу ются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного тек ста и преобразования его в текстовый формат. •
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой
информации:
сканер; фотоаппа рат; видеокамера; аудио и видео магнитофон — дают возмож ность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окру жающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи •
Управляемые компьютером устройства
— дают возможность
учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
• Операционная система (графическая); • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.); • Антивирусная программа; • Программа-архиватор; • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растро вый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы; • Звуковой редактор; • Простая система управления базами данных; • Система автоматизированного проектирования; • Виртуальные компьютерные лаборатории; • Программа-переводчик; Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: наличие персональных компьютеров, объединенных в сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. 2005 г. 2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. 2005 г. 3. Е. В. Филимонова. Информационные технологии в профессиональной деятельности, Издательство: Феникс, 2008 г. 4. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности (имеется ГРИФ), 2009 г.
Дополнительные источники:
1. Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. Учебное пособие, имеется гриф МО РФ, 2011 г. 2. Краевский В.В., Бережнова Е.В. , Основы учебно-исследовательской деятельности студентов, учебник для студентов средних учебных заведений, 2010 г. 3. Журналы «Компьютер-ПРЕСС», «Бухгалтер и компьютер» и др. 4. Учебник «Компьютеризация с/х производства» В.Т.Сергованцев, Е.А.Воронин, Т.И.Воловник, Н.Л.Катасонова, «Колос» 2001 г. 5. Учебник для вузов «Информатика: Базовый курс» С.В.Симонович и др., «Питер» 2002 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и оценка
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий
по базовой подготовке
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1 2
Уметь
Применять программное обеспечение в профессиональной деятельности, устанавливать пакеты прикладных программ Практические занятия (№1-№13) Внеаудиторная самостоятельная работа с учебником по теме «Аппаратное и программное обеспечение современного ПК» Оценка публичного выступления с докладом, по темам: Текстовой процессор MS Word. Издательские системы. «Создание базы данных, правила и методы установление связей в базе данных» и «Назначение и функции Access» Защита индивидуальных проектов, по теме: Взаимодействие электронных таблиц с другими приложениями Windows. Применять телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности Практические занятия (№14,№15) Оценка публичного выступления с докладом по темам: Современная структура сети Интернет. Основные протоколы сети Интернет.
Отображать информацию, используя мультимедийные технологии обработки и представления информации Практические занятия (№3, №10,№11) Защита индивидуальных проектов, по темам: Создание презентации группы. Создание учебных презентаций по спец.дисциплинам. Переход от табличного к графическому представлению информации Оценка публичного выступления с докладом по темам: Пользовательские макеты в POWERPOINT. Индивидуальные настройки дизайна слайдов. Основные методы и средства компьютерных технологий
Знать
Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности Тестирование по теме
«
Информационные системы» Защита индивидуального проекта, по теме: Базы данных и Интернет. Оценка публичного выступления с докладом по темам Интернет как единая система ресурсов и Информационные системы в управлении. Компьютерные коммуникационные системы Республики Хакасия Внеаудиторная самостоятельная работа с учебником по теме «Интернет. Поисковые и автоматизированные информационные системы», составление конспекта дополнительного материала. Перечень периферийных устройств, необходимых для реализации автоматизированного рабочего места на базе ПК Тестирование по теме
«
Технические средства реализации информационных систем» Оценка публичного выступления с докладом по темам Рациональная организация рабочего места Советы по организации безопасной работы с компьютерной техникой Советы по приобретению компьютера Основные этапы решения задач с помощью электронно-вычислительных машин Экспресс опрос по темам: Технология обработки текстовой информации, Технология обработки числовой информации, Технология обработки информационных массивов Практические занятия (№1-№13) Защита индивидуального проекта, по теме: Электронные таблицы как информационные объекты.
Технологию освоения пакетов прикладных программ Практические занятия №1-№15 Внеаудиторная самостоятельная работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft Excel», составление конспекта дополнительного материала. Защита индивидуального проекта, по теме: Автоматизация работы с MS Word с помощью шаблонов. Текст как информационный объект. Создание чертежа плана помещений малого предприятия для размещения компьютерной системы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2016г.
Программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности «Строительство и эксплуатация сооружений зданий» (базовая подготовка) Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» Разработчик: Климова Г.А. преподаватель ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум » Рассмотрена: Утверждена: Комиссия Директор Общеобразовательных дисциплин Протокол№ _________Л.М.Ващенко от «___»_______2016г. «___»______2016г. Председатель ПЦМК _____________В.М.Лаптева Согласована: Заместитель директора по учебно –методической работе ______________/Г.М. Сизова «____»________2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1.
Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО
08.02.012 Строительство и эксплуатация зданий
и сооружений
(базовая подготовка)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1
.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
по базовой подготовке
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
– применять программное, обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности; – обрабатывать текстовую и числовую информацию; – применять мультимедийные технологии обработки и представления информации; – обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
– состав, структуру, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; – назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации; – основные этапы решения задач с помощью электронно- вычислительных машин; – базовые и прикладные информационные технологии; инструментальные средства информационных технологий 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
по базовой подготовке:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -
90
часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -
60
часов; самостоятельной работы обучающегося -
30
часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
по базовой подготовке
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60
в том числе: лабораторные работы (не предусмотрено) - практические занятия 30 контрольные работы 2 курсовая работа (проект) (не предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе: Работа с информационными источниками 6 Реферативная работа 8 Подготовка презентационных материалов 4 Индивидуальное проектное задание 12 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в
профессиональной деятельности» - базовая подготовка
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся
1
2
Раздел 1.
Автоматизированные
рабочие места для решения
профессиональных задач
Тема 1.1.
Информационные системы
Содержание учебного материала
Техника безопасности при работе с компьютерными системами. Санитарные требования Правила эксплуатации компьютерных систем. Правила эксплуатации оборудования. Виды профессиональных автоматизированных систем. Классификация информационных систем по назначению. Классификация информационных систем по структуре аппаратных средств. Классификация информационных систем по режиму работы. Классификация информационных систем по характеру взаимодействия с пользователем.
Тема 1.2.
Технические средства реализации информационных систем
Содержание учебного материала
Многообразие компьютеров и внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Технологические решения обработки информации. Средства хранения и переноса информации Компьютерные системы, предназначенные для обработки текстовой, числовой, графической, аудио, видео и другой информации. Комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений деятельности на строительных предприятиях
Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка докладов по тематике: Информационные системы в управлении. Советы по приобретению компьютера
Раздел 2. Базовые системные
программные продукты и
пакеты прикладных программ в
области профессиональной
деятельности
Тема 2.1.
Аппаратное и программное обеспечение современного ПК.
Содержание учебного материала
Магистрально-модульный принцип архитектуры ЭВМ. Принцип программного управления компьютером. Классификация ПО. Особенности использования программного обеспечения компьютера. Системное ПО. Функциональное назначение программ. Правила эксплуатации программ
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Подготовка сообщения по теме «Основные методы и средства компьютерных технологий». 2. Работа с учебником по теме «Аппаратное и программное обеспечение современного ПК», составление конспекта дополнительного материала.
Тема 2.2.
Технология обработки текстовой информации
Содержание учебного материала
Текстовые редакторы как один из пакетов прикладного программного обеспечения, общие сведения о редактировании текстов. Основы конвертирования текстовых файлов. Контекстный поиск и замена. Оформление страниц документов, формирование оглавлений. Расстановка колонтитулов, нумерация страниц, буквица. Шаблоны и стили оформления. Работа с таблицами и рисунками в тексте. Водяные знаки в тексте. Слияние документов. Издательские возможности редактора.
Практические работы:
1. Создание документа с указанной структурой. Создание автоматического оглавления. Создание гиперссылок. 2. Разработка интерфейса команд. Создание новых панелей инструментов, новых кнопок. Создание макросов
Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с основной и дополнительной литературой. Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Автоматизация работы с MS Word с помощью шаблонов. Текст как информационный объект. Подготовка докладов по тематике: Текстовой процессор MS Word. Издательские системы.
Содержание учебного материала
Тема 2.3.
Мультимедийные технологи Мультимедийный компьютер. Программное обеспечение, предназначенное для обработки и воспроизведения аудио и видео информации. Технические средства презентаций. Схема работы Рower Рoint. Графические объекты, таблицы и диаграммы как элементы презентации. Общие операции со слайдами. Выбор дизайна, анимация, эффекты, звуковое сопровождение.
Практическая работа:
3.
Создание презентации с использованием мультимедийной технологии
Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Создание презентации группы. Создание учебных презентаций по спец.дисциплинам(. Подготовка докладов, по тематике: Пользовательские макеты в POWER POINT. Индивидуальные настройки дизайна слайдов.
Тема 2.4.
Технология обработки числовой информации
Содержание учебного материала
Компьютерные системы, предназначенные для обработки числовой информации. Электронная таблица – универсальная система обработки числовой информации: интерфейс таблицы, особенности ввода информации, способы адресации, типы данных. Электронные таблицы, банки данных, их назначение, использование в информационных системах профессионального назначения. Расчетные операции, статистические и математические функции. Решение задач линейной и разветвляющейся структуры в ЭТ. Связь листов таблицы. Построение макросов. Дополнительные возможности EXCEL.
Практические работы:
4. Создание отчётности средствами Microsoft Excel. Построение диаграмм 5. Создание отчётности средствами Microsoft Excel. Выполнение автоматических расчётов с помощью мастера функций. 6. Сортировка и фильтрация данных, подведение итогов в MS Excel 7. Создание расчетной таблицы для конкретной задачи в среде MS Excel
Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft с оставление конспекта дополнительного материала Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Взаимодействие ЭТ с другими приложениями Windows. Электронные таблицы как информационные объекты. Переход от табличного к графическому представлению информации.
Тема 2.5.
Технология обработки информационных массивов
Содержание учебного материала
Общие сведения о базах данных. База данных ACCES. Ввод, редактирование и хранение данных. Окно, основные элементы . Основные типы данных. Формы и таблицы. Объекты, атрибуты и связи. Связь между таблицами и целостность данных. Способы формирования запросов при обращении к базе данных. Формирование запроса-выборки. Составление и получение отчетов о деятельности предприятия.
Практические работы:
8. Организация работы с данными в MS Access 9. Управление данными в MS Access 10. Создание отчета. Построитель выражений в MS Access 11. Создание диаграмм и почтовых наклеек в MS Access
Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Базы данных и Интернет. Подготовка докладов, по тематике: Создание базы данных, правила и методы установление связей в базе данных. Назначение и функции Access
Тема 2.6.
Технология обработки графической информации. Система автоматизированного проектирования «Компас»
Содержание учебного материала
Виды и назначение систем автоматизированного проектирования. Интерфейс системы компас. Основные режимы работы: построение элементов, измерение, размеры и технологические обозначения, выделение, редактирование. Создание вида, выбор масштаба и системы координат. Выбор атрибутов линий. Хранение чертежей в электронном виде и печать на бумаге
Практические работы:
12. Приемы работы с инструментом Точка и Отрезок. Чертеж "плоской детали". 13. Выполнение чертежа в системе прямоугольной проекции
Самостоятельная работа при изучении темы:
Создание чертежа плана помещений малого предприятия для размещения компьютерной системы.
Раздел 3. Состав, функции и
возможности использования
информационных и
телекоммуникационных
технологий в профессиональной
деятельности
Тема 3.1.
Компьютерные сети
Содержание учебного материала
Компоненты вычислительной сети. Классификация сетей по масштабам, топологии, архитектуре и стандартам. Среда передачи данных. Типы компьютерных сетей. Эталонная модель OSI. Преимущества работы в локальной сети.
Тема 3.2.
Глобальная сеть Интернет
Содержание учебного материала
Основные службы Интернета. Технология World Wide Web. Браузеры. Адресация ресурсов, навигация. Настройка Internet Explorer. Поиск в Интернете. Электронная почта и телеконференции. Мультимедиа технологии и электронная коммерция в Интернете. Основы языка гипертекстовой разметки документов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки, списки, формы. Инструментальные средства создания Web-страниц. Основы проектирования Web – страниц.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Подготовка докладов по темам: Современная структура сети Интернет. Основные протоколы сети Интернет. Интернет как единая система ресурсов.
Содержание учебного материала
Тема 3.3.
Информационно- поисковые и автоматизированные системы обработки данных Информационно-поисковые системы, основные характеристики, тен перспективы развития систем обработки экономической информации. систем, основные режимы работы: просмотр, поиск, редактирование и печать информационных материалов. Работа с локальными и глобальными информационными системами (поиск и обработка информации). Основные отличительные особенности АИС по сравнению с неавтоматизированными ИС;
Практические работы:
14. Изучение поисковых служб и серверов 15. Изучение автоматизированных информационных систем.
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Работа с учебником по теме «Интернет. Поисковые и автоматизированные информационные системы», составление конспекта дополнительного материала. 2. Подготовка сообщения по теме «Компьютерные коммуникационные системы Республики Хакасия»
Раздел 4. Основные методы и
приемы обеспечения
информационной безопасности
Тема 4.1.
Основы информационной компьютерной безопасности
Содержание учебного материала
Проблемы защиты информации в информационном обществе. Уровни защиты информации. Типы компьютерных преступлений, предусмотренные уголовным кодексом РФ: неправомерный доступ к информации, создание и использование вредоносных программ, нарушение правил эксплуатации компьютерных систем.
Тема 4.2
Основы технической компьютерной безопасности
Содержание учебного материала
Защита от компьютерных вирусов. История возникновения компьютерных вирусов; Что такое компьютерный вирус; Организация защиты от компьютерных вирусов. Виды компьютерных вирусов Организация безопасной работы с компьютерной техникой. Защита от электромагнитного излучения. Компьютер и зрение.
Самостоятельная работа
: Подготовка докладов, по тематике: Рациональная организация рабочего места Советы по организации безопасной работы с компьютерной техникой
Контрольная работа
Зачет
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ. Технические средства обучения:
Аппаратные средства
•
Компьютер
— универсальное устройство обработки информации; основная конфигу рация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможнос ти: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. •
Проектор,
подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности — радикально повышает: уровень на глядности в работе учителя, возможность для студентов представлять результаты сво ей работы всей группе, эффективность организационных и административных вы - ступлений. •
Принтер
— позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную студентом или преподавателем. Для многих школьных применений необходим или жела телен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата. •
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие
подключение к сети
— дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести пере писку с другими учебными заведениями •
Устройства вывода звуковой информации
— наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всей аудитории. •
Устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экранными объектами
— клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). •
Устройства создания графической информации (графический
планшет)
— использу ются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного тек ста и преобразования его в текстовый формат. •
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой
информации:
сканер; фотоаппа рат; видеокамера; аудио и видео магнитофон — дают возмож ность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окру жающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи •
Управляемые компьютером устройства
— дают возможность
учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
• Операционная система (графическая); • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.); • Антивирусная программа; • Программа-архиватор; • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растро вый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы; • Звуковой редактор; • Простая система управления базами данных; • Система автоматизированного проектирования; • Виртуальные компьютерные лаборатории; • Программа-переводчик; Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: наличие персональных компьютеров, объединенных в сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. 2005 г. 2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. 2005 г. 3. Е. В. Филимонова. Информационные технологии в профессиональной деятельности, Издательство: Феникс, 2008 г. 4. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности (имеется ГРИФ), 2009 г.
Дополнительные источники:
1. Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. Учебное пособие, имеется гриф МО РФ, 2011 г. 2. Краевский В.В., Бережнова Е.В. , Основы учебно-исследовательской деятельности студентов, учебник для студентов средних учебных заведений, 2010 г. 3. Журналы «Компьютер-ПРЕСС», «Бухгалтер и компьютер» и др. 4. Учебник «Компьютеризация с/х производства» В.Т.Сергованцев, Е.А.Воронин, Т.И.Воловник, Н.Л.Катасонова, «Колос» 2001 г. 5. Учебник для вузов «Информатика: Базовый курс» С.В.Симонович и др., «Питер» 2002 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и оценка
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий
по базовой подготовке
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1 2
Уметь
Применять программное обеспечение в профессиональной деятельности, устанавливать пакеты прикладных программ Практические занятия (№1-№13) Внеаудиторная самостоятельная работа с учебником по теме «Аппаратное и программное обеспечение современного ПК» Оценка публичного выступления с докладом, по темам: Текстовой процессор MS Word. Издательские системы. «Создание базы данных, правила и методы установление связей в базе данных» и «Назначение и функции Access» Защита индивидуальных проектов, по теме: Взаимодействие электронных таблиц с другими приложениями Windows. Применять телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности Практические занятия (№14,№15) Оценка публичного выступления с докладом по темам: Современная структура сети Интернет. Основные протоколы сети Интернет.
Отображать информацию, используя мультимедийные технологии обработки и представления информации Практические занятия (№3, №10,№11) Защита индивидуальных проектов, по темам: Создание презентации группы. Создание учебных презентаций по спец.дисциплинам. Переход от табличного к графическому представлению информации Оценка публичного выступления с докладом по темам: Пользовательские макеты в POWERPOINT. Индивидуальные настройки дизайна слайдов. Основные методы и средства компьютерных технологий
Знать
Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности Тестирование по теме
«
Информационные системы» Защита индивидуального проекта, по теме: Базы данных и Интернет. Оценка публичного выступления с докладом по темам Интернет как единая система ресурсов и Информационные системы в управлении. Компьютерные коммуникационные системы Республики Хакасия Внеаудиторная самостоятельная работа с учебником по теме «Интернет. Поисковые и автоматизированные информационные системы», составление конспекта дополнительного материала. Перечень периферийных устройств, необходимых для реализации автоматизированного рабочего места на базе ПК Тестирование по теме
«
Технические средства реализации информационных систем» Оценка публичного выступления с докладом по темам Рациональная организация рабочего места Советы по организации безопасной работы с компьютерной техникой Советы по приобретению компьютера Основные этапы решения задач с помощью электронно-вычислительных машин Экспресс опрос по темам: Технология обработки текстовой информации, Технология обработки числовой информации, Технология обработки информационных массивов Практические занятия (№1-№13) Защита индивидуального проекта, по теме: Электронные таблицы как информационные объекты.
Технологию освоения пакетов прикладных программ Практические занятия №1-№15 Внеаудиторная самостоятельная работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft Excel», составление конспекта дополнительного материала. Защита индивидуального проекта, по теме: Автоматизация работы с MS Word с помощью шаблонов. Текст как информационный объект. Создание чертежа плана помещений малого предприятия для размещения компьютерной системы.
В раздел среднее профессиональное образование