Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация самостоятельной работы обучающихся средствами ИКТ при формировании общих и профессиональных компетенций"

Доклад

Автор: Гребенкина Оксана Владимировна, мастер производственного обучения, КГА ПОУ "Дальнегорский индустриально-технологический колледж", г. Дальнегорск, Приморский край



В раздел среднее профессиональное образование



ДОКЛАД по теме:
«Организация самостоятельной работы

обучающихся средствами ИКТ при формировании общих и

профессиональных компетенций компетенций»

С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает. Необходимость её в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция студента в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе – овладения компетенциями. В условиях роста значимости внеаудиторной работы студентов наполняется новым содержание как деятельность мастера так и студента.
Роль мастера
заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентами ОК и ПК, позволяющих сформировать у них способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.
Роль студента
заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством мастера стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и практический опыт, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения
Самостоятельная работа
– планируемая учебная, учебно- исследовательская, творческая деятельность студентов, которая протекает без непосредственного участия мастера, хотя и направляется им. При самостоятельной работе студент сам осознает характер выполняемой работы, сам определяет и находит способы преодоления возникающих трудностей и организует свою деятельность. Самостоятельная деятельность – задача, основными целями которой являются: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, специальную и дополнительную литературу, периодическую печать; развитие познавательных способностей и активности студентов; формирование самостоятельности мышления; развитие исследовательских умений, формирование общих и профессиональных компетенций.
В большинстве современных исследований подчеркивается, что система НПО призвана научить студента учиться пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Достигнуть этих целей можно в ходе реализации их самостоятельной работы, которая в последнее время приобретает особый статус и предусматривает большую самостоятельность студентов, индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Самостоятельная работа
– это, с одной стороны, форма самоорганизации, которая требует от студента знаний процедуры целеполагания, планирования, самоуправления, самоконтроля и самооценки. С другой стороны, – это деятельность по приобретению и применению знаний без помощи со стороны, которая требует от студента умственных и физических усилий. Самостоятельная работа связана с самостоятельным добыванием знаний и самостоятельным получением продукта учебно-познавательной деятельности с использованием:  аудиторной работы (в виде фрагмента, основной части урока, практического занятия);  внеаудиторной работы (выполнение домашнего задания, кружки, творчество);  производственной практики. На учебной практике можно выделить два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Практическое задание
представляет собой набор организованных определенным образом требований (задач) по выполнению трудовых операций и действий, соответствующих содержанию трудовых функций и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Практические задания, которые используются на учебной практике, могут быть связаны с изготовлением какого-либо материального продукта, что особенно ценно при изучении профессии. Самостоятельная работа на учебной практике выполняется под непосредственным руководством мастера и по его заданию, организована индивидуально с каждым студентом. Цель учебной практики заключается в закрепления полученных теоретических знаний и практических умений. На практике каждый студент
работает самостоятельно по карточкам–заданиям при контроле мастером. Все задания выполняются с использованием ПК и программного обеспечения. Построение обучения с учетом уровневой дифференциации задач значительно повышает его эффективность, создает для студентов благоприятную среду, ситуацию “успеха”. Использование заданий разного уровня сложности позволяет формировать у них реальную самооценку своих знаний, способствует самоорганизации, т.к. при выполнении задания нужно рассчитывать только на свои силы.
Виды аудиторной самостоятельной работы:

Карточки–задания нескольких вариантов:

-
карточки–задания, в которых самостоятельная работа выполняется по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную внутрипредметную ситуацию. Эти работы выполняются на основе «конкретных алгоритмов», ранее продемонстрированных студентам;
-
карточки с постановкой проблемы – перенос известного способа действий с некоторой модификаций в необычную внутрипредметную или междисциплинарную проблемную ситуацию. Все действия обучающегося при выполнении самостоятельной работы по образцу служат только основой для формирования умений самостоятельной познавательной деятельности; - карточки на опережение. 
Занимательные игры (Что? Где? Когда?)

Игра в командах

Анализ конкретных ситуаций
– один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач.
Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения. 
Тестовые задания (машинный контроль)

Проверочная работа
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию мастера, но без его непосредственного участия.
Формы для развития общих компетенций
1.
Поиск и обработка информации
- использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами; подготовка фрагмента практического занятия.
2.

Диалог в сети
- обсуждение и консультации возникающих проблем в отсроченной телеконференции; - использование электронной почты.
3.

Для формирования умений и практического опыта:
- упражнения на тренажёре; - решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; - создание композиции рисунков и буклетов средствами графических редакторов; - подбор информации к теме практического задания; - создание кроссвордов средствами программ Excel и Word; - составление ребусов; - составление и оформление таблиц, схем; - разработка дидактических материалов для практических занятий; - подготовка творческих работ – презентаций; - составление диаграмм; - создание брошюр;
- создание буклетов; - создание портфолио; - индивидуальная проектная деятельность на протяжении всего курса обучения.
Проектное задание
– это связанная общей профессионально-трудовой ситуацией и «сюжетной линией» серия требований (профессионально-трудовых задач), соответствующих содержанию трудовых функций и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Специфика разработки проектных заданий как одного из вида практических заданий заключается в конструировании интегрирующей «сюжетной линии», объединяющей различные профессиональные задачи. При этом формулировке задач предшествует описание профессионально-трудовой ситуации. Часто в описании представлена не вся необходимая информация, ее необходимо найти в справочниках, использовать Интернет-поиск, сделать информационные запросы и т.д.
Проект
– это самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение всего курса обучения под руководством мастера и направленная на решение задач по вопросам, изучаемым в ПМ и учебной практике. Она представляет собой одну из форм учебно-исследовательской работы, ее выполнение является обязательным для всех студентов. Примерная тематика проектных работ для выбора студентом формируется, исходя из планируемых образовательных результатов профессионального модуля и учебной практики. Для организации защиты проектных работ необходимо разработать критерии оценки, включающие в себя показатели, сформированные на основе планируемых образовательных результатов (общих и профессиональных компетенций). Распределение заданий на самостоятельную работу должно сопровождаться инструктажем мастера производственного обучения. Инструктаж включает обозначение цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы и критериев, по которым будут оцениваться полученные продукты деятельности. Мастер может
информировать студентов о типичных ошибках, которые встречаются при выполнении подобных заданий.
Контроль и оценка результатов самостоятельной работы
Контроль самостоятельной работы включает в себя оценку хода и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия планируемым. Результаты аудиторной самостоятельной работы оцениваются в ходе текущего контроля и учитываются в процессе промежуточной аттестации студентов по учебной практике. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся осуществляется на практических занятиях: в виде проверочных работ, тестирования, защите проектной работы. Одним из инструментов оценивания и учета продуктов самостоятельной деятельности студентов является формирование «портфолио». В практике учреждений профессионального образования представлены три типа портфолио:  портфолио достижений;  портфолио-отчет;  портфолио-самооценка.
Портфолио достижений
представляет собой личный выбор работ студентом, который сам отбирает и формирует свой «портфель». Собираются учебные продукты, выполненные в процессе самостоятельной работы , за определенный промежуток времени, которые студент рассматривает как собственное достижение.
Портфолио-отчет
содержит индивидуальные текущие работы: тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т.д. Это своеобразный дневник самостоятельной деятельности.
Портфолио-самооценка
содержит как работы студента , так и заметки мастера по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями, а также самооценки студента. Я считаю, что умение студента работать с различными источниками способствует расширению возможностей ориентироваться в потоке новой
информации, пополнять и углублять свои знания и добиваться больших успехов в учёбе. Умение организовывать свою самостоятельную работу является ключевым в достижении успеха в процессе обучения. Именно исполнительность, обязательность, своевременность выполнения работ и есть способность студента организовывать свою самостоятельную работу. Самостоятельная работа повышает у студентов мотивацию к изучению предмета, расширяет кругозор; в процессе самостоятельной работы развиваются мыслительные способности, формируется индивидуальность мышления и поведения.


В раздел среднее профессиональное образование