"Деятельностные педагогические технологии в профессиональном образовании"
статья
Автор: Шкробко Евгений Геннадьевич, преподаватель, ГБОУ СПО "Топкинский технический техникум", город Топки, Кемеровская область
В раздел среднее профессиональное образование
Деятельностные педагогические технологии в профессиональном
образовании
Шкробко Евгений Геннадьевич преподаватель ГПОУ Топкинский технический техникум Кемеровская обл., г. Топки Главным конечным результатом профессионального образования является готовность выпускника, будущего специалиста к выполнению профессиональной деятельности. В соответствии с ФГОС наиболее актуальным, является деятельностный подход при подготовке специалистов среднего звена. В профессиональном образовании деятельностный подход занимает центральное место, предполагает формирование у студентов как профессиональных, так и учебно-познавательных умений. Реализация деятельностного подхода в практике профессионального обучения направлена на формирование субъектности личности, предметно- профессиональной мотивации и потребности в профессиональном образовании. Посредством деятельностного подхода в образовательном процессе формируется профессиональная самоидентификация студентов, которые овладевают навыками осознанного выбора специальности. Деятельностная технология обучения предполагает такой отбор и применение в учебном процессе форм, методов, приемов и средств обучения, а также такой организации контроля и самоконтроля собственной деятельности, которые позволили бы добиться наиболее эффективных результатов обучения. Применение таких приемов деятельностной технологии как: развитие критического мышления; проектного метода; моделирование профессиональной деятельности; контекстное обучение; деловых и ролевых игр позволяют формировать общие и профессиональные компетенции. Использование критического мышления актуально, так как дает возможность прививать навыки работы с Интернет-ресурсами, работы в коллективе; принятия решений, оценки результатов, развития логического мышления, воспитывает толерантность. Метод проектов позволяет освоить методы исследовательской и творческой деятельности. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, предполагает отражение профессиональной деятельности в содержании обучения и в реальной учебной деятельности студентов, позволяет им в процессе обучения овладеть способами профессиональной деятельности. Анализ ситуационных производственных задач включает в процесс обучения сложные, не типичные ситуации, требующие от студента знаний, способов решения, по сути это кейс метод. Данный метод позволяет формировать навыки работы в команде и анализировать производственные ситуации
непосредственно с представителями работодателя. Таким образом, происходит моделирование профессиональной деятельности. Применение деловой игры способствует формированию общих и профессиональных компетенций. Являясь участником игры, студент имеет право выбора, что формирует профессиональную готовность: овладение системой знаний и умений, возможностью использовать их производственной деятельности; умение решать профессиональные задачи, видеть и выбирать способы их решения; развитие инициативности, ответственности; умение работать в коллективе. Использование ролевых игр не менее эффективно, чем деловая игра. Студент становится участником производственного «спектакля», где ему отводится определенная роль. Ролевая игра имеет преимущества: реалистичность, так как это конкретная производственная ситуация; дает возможность использовать собственный опыт, теоретические знания; учит решать производственные и жизненные ситуации. Новый образовательный стандарт расширяет возможности учебной, производственной и преддипломной практики которые способствуют «погружению» студентов в профессиональную деятельность. Деятельностные технологии обучения включают студентов в конкретную практическую профессиональную деятельность, таким образом, чтобы в результате студенты овладели соответствующими умениями и навыками. Литература: 1. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [Текст]: учебное пособие для студ.высш.пед. учеб, заведений. / М.М. Левина. – Москва: Академия, 2001. 2. Семушина, Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий обучения [Текст] / Л.Г. Семушина // Специалист, 2005. №8, 9, 10.. 3. Семушина, Л.Г., Ярошенко, Н.Г. [Текст]: Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях/ Л.Г. Семушина, Н.Г.Ярошенко: Москва: Высшая школа, 1990.
В раздел среднее профессиональное образование