Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Педагогическая концепция преподавателя МСМТ Пантелеева Николая Михайловича в области решения проблем образовательного процесса и развитии специальности".

Эссе

Автор: Пантелеев Николай Михайлович, преподаватель спецдисциплин, ГБПОУ "Магнитогорский строительно-монтажный техникум", город Магнитогорск, Челябинская область



В раздел среднее профессиональное образование




Педагогическая концепция преподавателя МСМТ

Пантелеева Николая Михайловича в области решения проблем

образовательного процесса и развитии специальности.
Концепция развития специальности напрямую связана с развитием преподавания конкретных дисциплин профессионального цикла. Особую роль в становлении специалиста играют дисциплины, изучающие базовые знания и дисциплины специализации. Что касается базовых знаний, то огромное значение приобретает уровень подготовки в школах. Предусмотренная государственной программой стратегия дальнейшего социально- экономического развития на ближайшие годы в большей своей части основывается на активизации российской экономики и в особенности её высокотехнологичной несырьевой базы. Естественно, что развитие этого сектора экономики требует четкого механизма реализации по классической схеме:
научные открытия и разработки - технология -

внедрение - производство
. В последнее время, всё более чётко просматривается тенденция к восстановлению технологической культуры в системе образования и, соответственно слоя специалистов, обеспечивающих единство двух направлений - научной и производственной. Все это увеличивает возможности эффективной реализации государственного плана по активизации высокотехнологичного сектора экономики. Эффективность производства зависит от специалистов занятых в нем, следовательно, основной задачей отечественной школы в широком смысле этого слова, остается воздействие на обучающихся основных принципиальных положений
: заинтересовать -

научить - озадачить
. Уместно было бы вспомнить фразу одного из великих, на мой взгляд, педагогов о том, что «…ученик – это не сосуд который нужно наполнить знаниями, а факел – который нужно зажечь…». Отсюда важность первого положения –
заинтересовать
занимает первое место. Что же касается –
научить
, то в современном мире это звучит как применение различных методов осуществления учебных процессов, ведущих к изменению мировоззрения личности, поскольку они ведут к возникновению мыслей, чувств, потребностей, побуждающих к определенным поступкам. И тогда вышеозначенный принцип звучит более ёмко:
любопытство -

любознательность - познавательный интерес - познавательная потребность
.
Помня о том, что цель педагогической деятельности - это смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественно-качественных изменений педагогического процесса и его отдельных компонентов, следует учитывать технологию конструирования учебной информации, характеризующейся процессом принятия определенных педагогических решений. В свою очередь, конструирование педагогического процесса зависит в основном от двух факторов: - Во-первых, содержание образования должно удовлетворять требованиям научности и производственной значимости, а также укладываться во временные рамки процесса обучения. - Во-вторых, оно должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся к восприятию этого содержания. Но как справедливо отметил великий педагог А.С. Макаренко: "... у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка ". У настоящего педагога все эти "технократичные" атрибуты взяты на вооружение и он никогда не следует в точности за утвержденной "сверху" программой, а она для него является основным вектором направления. На её основе он создает свою собственную программу деятельности, ориентируясь на психологию усвоения учебной информации обучающихся, при этом выделяя основные, фундаментальные понятия, без знания которых невозможно глубокое усвоение изучаемого предмета. Таким образом, тому педагогу обеспечен успех, который при разработке технологии изучения дисциплины главный акцент делает: - на обучающихся, - их потребности, - готовность к работе над предметом на любой стадии обучения, - их способность к дальнейшему саморазвитию. При этом решение любой педагогической задачи вне зависимости от её предметно- содержательного наполнения и временных ограничений требует выполнения триады:
прогноз, проект и анализ
. Применительно к нашему учебному заведению эту задачу можно сформулировать как:
планирование – обучение – контроль.
Именно так была сформулирована задача перед преподавателями нашей комиссии на заседании ЦК в сентябре этого года. Выполнением является
планирование
нагрузки преподавателя на год (с учётом стандартов расчасовки по дисциплинам). Далее следует
обучение
и вот тут огромное значение имеет умение преподавателя увлечь, заинтересовать учащихся.
П.Л. Капица как-то сказал: …наука и должна быть интересной, весёлой и простой. Бурный рост объема научно-технической информации, необходимой для усвоения актуализирует необходимость обучения умению выбирать и оценивать получаемую информацию в соответствии с реалиями жизни. Реалии сегодняшнего дня – это скудное обеспечение конкретной, технической специализированной литературы при гигантском информационном потоке идущем от производителя. Вот почему умение работать с информацией становится ведущим, а чтобы овладеть им, обучающиеся должны научиться проводить самостоятельно исследования и выполнять практические работы, используя необходимые информационные технологии. Отсеять, систематизировать нужную информацию, показать дальнейшее направление поисков – одно из эффективных взаимодействий преподавателя и студентов. В моём случае, при изучении базовой дисциплины «Автомобили», уже на первых порах, после знакомства с автомобилем как таковым, ученикам предоставляется возможность проявить себя в поиске информации об истории создания авто. В дальнейшем при выполнении первых практических занятий учащиеся самостоятельно выбирают модель и марку конкретного автомобиля, что позволяет пользоваться различными источниками и начинать практическое изучение своего «семейного» автомобиля. При всем многообразии технологии обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом, так как он всегда должен помнить, что само присутствие обучающегося в классе или аудитории еще не означает, что он действительно занят учебно-познавательной деятельностью. И тут вступают в силу психолого-педагогические условия организации этой деятельности, зависящие от занимаемой позиции в педагогической ситуации обучаемыми. С точки зрения восприятия информации различают либо пассивное её восприятие, либо активный самостоятельный поиск, обнаружение и использование информации. Второй способ более эффективен, поэтому думаю верно, на данном этапе сделать шаг навстречу студенту – создать электронное пособие по изучению дисциплины. Вторым шагом со стороны преподавателя хорошо бы подготовить рабочую тетрадь для выполнения самостоятельных практических работ. Осуществление познавательной внутренней деятельности требует таких умственных действий, как анализ и синтез, отождествление и селекция, абстрагирование и обобщение, которые являются следствием внешней (практической) гностической деятельности. Последняя проявляется в манипулировании деталями автомобиля, сборке и разборке, их механической обработке, взвешивании, взаимном перемещении, измерении и т.п. Все эти
виды познавательной деятельности и создают основную информационную базу для обучающихся. Конечно, в подпитке знаний учащихся за пределами учебной программы, кроме основной, принимает участие дополнительная информация, получаемая ими в результате общения с профессиональными специалистами своего дела, визуально-разъяснительного наблюдения в ходе экскурсий за работой машин, механизмов, и станков различных предприятий, из литературных источников, материалов выставок, из компьютерной сети Интернет. Все это естественно требует несколько расширенного содержания курса информатики, накопления информационных ресурсов в каждом учебном заведении, развития библиотечного фонда, организации тематических олимпиад и конкурсов, а также тесной связи предприятий с ССУЗом на основании договоров о творческом сотрудничестве. Вот на этом этапе и чувствуется необходимость поддержки со стороны предприятий – потенциальных заказчиков. Именно они, по моему мнению, должны подсказать вектор направления дальнейшего развития специалиста. В настоящее время ведущие преподаватели готовы к сотрудничеству с реальными предприятиями, что выражается во взаимодействии администрации нашего учебного заведения с так называемыми «социальными партнёрами». В числе благоприятных и значимых предприятий города с нашим учебным заведением уже сотрудничают: АТУ ОАО «ММК» ОАО «Подьёмник» ОАО «Прокатмонтаж» МУП АТП АТП треста «Магнитострой» ООО «МБ моторс» ООО «Диагностика +» множество ЧП занимающихся обслуживанием и ремонтом автомобильного транспорта К сожалению, еще существует значительный разрыв между требованиями к поступающим в технический СУЗ и уровнем теоретической подготовки их в школе (лицее) и это "аукается" на старших курсах, когда выполняется итоговая работа будущих специалистов. К сожалению не все студенты адекватно могут отреагировать на предложенные формы взаимодействия с преподавателем. Причины могут быть разными, от отсутствия персональных компьютеров до элементарного нежелания совершать какие либо действия (лень). Поэтому наряду с новыми формами взаимодействия ученика и преподавателя - предметника важными остаются работа классного руководителя, отзывчивость и заинтересованность родителей.


В раздел среднее профессиональное образование