Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Горизонты будущего"

проект

Автор: Кравченко Надежда Александровна, социальный педагог, ГКУСО РО Большелогского центра помощи детям, х.Большой Лог Аксайского района Ростовской области



В раздел среднее профессиональное образование



I


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ГОРИЗОНТЫ БУДУЩЕГО»

на 2013- 2017г.г

Кравченко Надежда Александровна, социальный педагог ГКОУ

детского дома х. Большой Лог Аксайского района Ростовской

области.

Руководитель: Ткаченко Лидия Ивановна, директор ГКОУ

детского дома х. Большой Лог Аксайского района

Ростовской области.

Цели проекта:
 обеспечить
возможность

построения
и реализации воспитанниками
индивидуальных образовательных траекторий
; 
обеспечить успешную социализацию
воспитанников в социальной среде,  предоставить возможность изучения воспитанниками отдельных профессий, подготовки к среднему и высшему профессиональному образованию и дальнейшему трудоустройству. Обозначенные выше цели определяют
:
1. Индивидуальный – обеспечивающий развитие ребенком личной образовательной траектории, не обязательно выводящей его на после школьное образование. 2. Социализирующий – обеспечивающий подготовку ребенка к трудовой деятельности, а также к получению начального и (или) среднего профессионального образования. 3. Пред вузовский – обеспечивающий подготовку воспитанника к поступлению в ВУЗ. Для достижения поставленных целей должны быть решены
основные задачи:
1. Разработка и утверждение содержания деятельности детского дома по организации профессиональной ориентации и пред-профильной подготовке. 2. Разработка, утверждение и экспериментальная апробация форм организации и организационных моделей пред-профильного обучения на уровне отдельного образовательного учреждения. 3. Привлечение кадров для обучения по программам профессионального обучения соответствующих типов.
4. Ресурсное обеспечение реализации программ профессиональной ориентации и пред профильного обучения. 5. Кадровое обеспечение образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на право реализации программ профессиональной подготовки и пред профильного обучения. 6. Управленческая реорганизация на уровне образовательного учреждения и вышестоящих уровней управления.
Краткая аннотация
Сложность переходного периода в развитии общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность активного поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения, воспитывающегося в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к взрослой жизни, постоянного развития индивидуальности, потребностей и способностей молодого человека, а также его ориентации в жизни. В связи с этим появляется необходимость создания системы профессиональной ориентации и предпрофильной подготовки воспитанников,
содержание
которой определяется
обеспечением функциональной грамотности и социальной адаптации

обучающихся для содействия их общественному и гражданскому самоопределению.

Профессиональная ориентация и предпрофильная подготовка
– это система мероприятий, ориентированных на индивидуализацию обучения, успешную социализацию личности, а также на кооперацию старших воспитанников с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, межсетевое взаимодействие. Предпрофильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание воспитанникам психолого–педагогической поддержки в учреждениях дополнительного профессионального образования и рассматривается не только как помощь в принятии выбора дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности старшеклассника к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. Таким образом, профориентационная работа, предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Перед коллективом педагогов и специалистов стоит важнейшая
цель
воспитания, образования, развития и социализации детей таким образом, чтобы воспитанник, выйдя из стен детского дома, мог быть социально готовым к преодолению жизненных трудностей, смог бы получить профессию, адекватную его способностям, достойно и ответственно трудиться, приносил бы пользу и был востребован обществом. Системная работа по профессиональной ориентации и до профессиональной подготовке и социально-трудовой адаптации началась с 2010 года: разработали парциальную программу «Твой выбор», спроектировали шаги реализации, в 2013 году на базе МБОУ Межшкольного учебного комбината организовали Ресурсный центр и сетевую площадку взаимодействия.
Разработали технологические карты комплексной до

профессиональной подготовки по четвертям и полугодиям, технологические карты

социально- трудовой адаптации в каждой группе и семье на календарный год. Это

наше «ноу-хау» в управлении.
Следующий немаловажный фактор – это изучение спроса и востребованности специальностей, получаемых нашими воспитанниками для пополнения кадрами Района и области. В данный период психологи, педагоги, социальные педагоги, учитывая проблемы, которые могут возникнуть при переходе в самостоятельную жизнь, осуществляют социально- развивающую деятельность в нескольких направлениях. Прежде всего, это профориентация и подготовка к овладению выбранной профессией. Она включает комплекс мероприятий по профориентации с учетом индивидуальных
особенностей, склонностей, интересов, возможностей каждого воспитанника; налаживанию взаимодействия с учреждениями профессионального образования по подготовке выпускников детского дома к поступлению и дальнейшей адаптации. Задачи профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки:  Подготовка воспитанников к жизненно важному выбору через актуализацию их потребностей;  информирование воспитанников и их воспитателей об условиях и особенностях допрофессиональной подготовки;  создание условий для получения воспитанниками минимального личного опыта в различных видах деятельности. Направления работы по профессиональной ориентации допрофессиональной подготовки:  организационная деятельность;  информационная работа;  психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение. Опыт работы детского дома позволяет утверждать о значимости грамотно организованной работы по профессиональной ориентации и предпрофильной подготовке воспитанников разного возраста, открытия перед ними многообразия мира профессий, возможности оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. Основная цель предпрофильной подготовки воспитанников детского дома х. Большой Лог — ориентационная. Это означает, что ведущими задачами данного этапа обучения выступают ориентация, диагностика и самоопределение выпускников основной школы. В условиях детского дома приобщение детей к труду, предпрофильную подготовку выполняют все педагогические работники в различных видах своей деятельности: 1. Занятия в группах воспитанников по программам «Воспитание семьянина», «Твой выбор», «Труд для себя и других»(знакомство с загадочным миром профессий, воспитание в труде, труд по самообслуживанию, домашний труд, ведение домашнего хозяйства…) систематически ведут воспитатели. 2. Знакомство с миром профессий через посещение профессиональных учебных заведений, проведение круглого стола, информационные стенды, встречи с людьми различных профессий организует социальный педагог. 3. Работа в швейной мастерской курируется инструкторам по труду. 4. Обучение по профессии автомеханик, повар, делопроизводитель организуют преподаватели МБОУ Межшкольного учебного комбината Аксайского района В рамках проекта будет организованы занятия в швейной мастерской детского дома, а также в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Межшкольном учебном комбинате Аксайского района в кулинарном классе (повар), концелярии(делопроизводство), автомастерской (автомеханик), экскурсии на предприятия ООО ПФК «Атлантик Пак», кондитерскую фабрику «Мишкино», и др., интересный и полезный досуг воспитанников, будет проводиться пропаганда здорового образа жизни. Ребята смогут испытать себя в роли поваров, делопроизводителя,
автомеханика, швеи, самостоятельных взрослых людей, узнать своих товарищей с новой стороны, приобрести новые знания и умения. Для некоторых ребят эти занятия будут так же частью профориентационной работы. Уже сейчас многие из будущих выпускников хотели бы связать свою будущую профессию с вышеуказанными профессиями.
Описание проекта:

Участники проекта:
* Воспитанники ГКОУ РО детский дом х.Большой Лог Аксайского района Ростовской области 7-18 лет * Педагогический коллектив ГКОУ РО детского дома х. Большой Лог Аксайского района * Муницпальное бюджетное образовательное учреждение Большелогская средняя школа * Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Ростовской области Межшкольный учебный комбинат * Центр занятости населения Аксайского района Ростовской области(ЦСЗН) * Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Институт открытого образования» г.Шахты * Южный Федеральный университет (г. Ростов-на-Дону). * Администрация Большелогского сельского поселения
Срок реализации проекта
: 2013-2017г.г.
Этапы проекта:
Подбор педагогических кадров Разработка календарно-тематического планирования занятий. Деление на группы участников проекта (при делении учитываются пожелания детей, результаты психологического тестирования, степень подготовленности детей). Каждая группа 2часа в неделю, по выходным, занимается в закрепленном за группой классе. Проведение конкурсов, отчётных мероприятий и праздников в рамках проекта. Подведение итогов проекта, написание отчетов, анкетирование детей по результатам проекта, разработка предложений по дальнейшему развитию проекта.
Возможные риски:
Отсутствие финансирования; Невостребованность услуги.
Предполагаемый результат:
Эффективная деятельность проекта способствуют повышению уровня познания о востребованных обществом профессиях. Овладение профессией на уровне получения подтверждающего овладение профессией документа, дальнейшего трудоустройства Для рациональной и успешной реализации системы предпрофильного обучения в старших классах (10-11 класс) необходима профориентация учащихся (8-9 класс), а также приобщение к самообслуживанию воспитанников 1-4 классов.. Актуальность выбранного направления связана с миссией образовательного учреждения и определяется условиями, когда коммерция и предпринимательство стали реальностью, т.е. идет воспитание рынком и для рынка. При этом, важно создать такие условия жизни в детском доме, при которых будет воспитываться ребёнок, способный на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей. Введение ребенка в мир труда и профессий начинается задолго до предпрофильной подготовки, но на данном этапе приобретает особое значение, поскольку необходимо принимать решение для продолжения обучения. Большую роль отводится всему педагогическому коллективу детского дома и особенно
воспитателям, психологам и социальным педагогам, непосредственно работающим с конкретными детьми. Воспитанникам детского дома из-за их оторванности от реальной деятельности, необходима дополнительная разъяснительная работа по вопросам социально-экономического и производственного характера, структуры рынка труда и системы образования. Работники детского дома, взаимодействуя с педагогическим коллективом образовательного учреждения (МБОУ МУК Аксайского района), ведущим предпрофильную подготовку, отслеживают результаты, учитывают индивидуальные особенности и интересы детей-сирот. Если дети определились с выбором профессии, воспитатели делают акцент на углубление информации. В случае, когда подросток затрудняется в выборе профессии или его выбор не соответствует реальным возможностям и условиям, педагогам учреждения для детей- сирот необходимо совместно с педагогами образовательных учреждений (НПОУ - №56,57, Центром занятости населения г. Аксай (ЦСЗН), ООО ПФК «Атлантик Пак» расширить информацию о профессиях, востребованных и привлекательных. В этом большую роль может сыграть непосредственное знакомство с такими профессиями во время экскурсии на производство, встречи с выпускниками, работниками предприятий и учреждений. Одной из основных задач воспитателя является сбор и обобщение результатов диагностики детей, определение их интересов и способностей, выявление профессионально-образовательных устремлений и консультирование по вопросам формирования и последующей реализации жизненных и профессионально- образовательных планов. Воспитатель взаимодействует со специалистами, социальным педагогом и психологом, согласовывая выводы и действия по отношению к конкретному ребенку, организует встречи и консультации со специалистами. Воспитатель, учитывая профессиональные и образовательные интересы ребенка, уровень подготовленности по предметам, которые важны для реализации намеченных замыслов, помогает воспитаннику определить факультативные занятия, согласует с учителями школ индивидуальные планы и задания, контролирует их выполнение. Таким образом, профессиональная ориентация и предпрофильная подготовка — важнейшее средство введения детей-сирот в мир реальных отношений, формирования гражданской и профессиональной позиции. Знание, поддержка и развитие предпрофильной подготовки детей, осуществляемой педагогами и воспитателями детского дома, развитие в системе дополнительного образования, общественно- полезного и производительного труда с участием общественных организаций и производственных структур, позволяют повысить эффективность социализации, трудового воспитания и профессиональной ориентации воспитанников детских домов. Профессиональная ориентация выделяет следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект
заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект -
это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект
состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект
связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов и склонностей ребенка.
Медико-физиологическийаспект
выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Структура деятельности педагогического коллектива в рамках проекта:
Координатор деятельности:
заместитель директора по учебно - воспитательной

работе
в функции которого входят:  выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения воспитанников с целью согласования и координации их деятельности;  поддержание связей образовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;  планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности воспитанников к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой образовательного учреждения;  осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации воспитателей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;  проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;  организация системы повышения квалификации педагогов по проблеме самоопределения учащихся;
Выполняющие рекомендации координатора:

Воспитатель:
опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы детского дома:  составляет для конкретной группы план педагогической поддержки самоопределения воспитанников, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность детей;  организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
 ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей воспитанников (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте воспитанника);  помогает проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;  организует посещение дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;  организует тематические и комплексные экскурсии воспитанников на предприятия;  организует встречи воспитанников с выпускниками — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.  способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности воспитанников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, и т.д.:  способствуют формированию у воспитанников адекватной самооценки;  проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей воспитанников;
Педагог-библиотекарь:
 регулярно подбирает литературу для воспитанников в помощь выбору профессии (по годам обучения) ;  изучает читальские интересы детей и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;  обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);  регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Социальный педагог:
 способствует формированию у детей группы риска адекватной самооценки;  оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;  осуществляет консультации воспитанников по социальным вопросам;  оказывает помощь воспитателю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения ребенка.
Педагог - психолог:

 изучение профессиональных интересов и склонностей воспитанников  осуществляет мониторинг готовности детей к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование;  проведение тренинговых занятий по профориентации воспитанников;  проводит беседы, психологическое просвещение для педагогов на тему выбора;  осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей воспитанников;  способствуют формированию адекватной самооценки;  оказывает помощь воспитателю в анализе и оценке интересов и склонностей детей;
Медицинский работник:
 используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни;  проводит с детьми беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;  оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;  оказывает помощь воспитателям, психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Организация работы по профессиональной ориентации и

допрофессиональной подготовке.
Цель организации профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки – осуществление воспитанниками «пробы сил» в той или иной сфере человеческой деятельности.
Ребёнок -

человек

Ребёнок -

природа

Ребёнок –

знаковая

система

Ребёнок -

техника

Ребёнок –

художествен

ный образ
Секретарское дело; делопроизводств о. Ресторатор, Повар, официант, Научные исследования через НОУ Экологическая тропа здоровья Сельскохозяйстве нный труд в Компьютер ная графика и дизайн в Медиацент ре Работа с Автодело, Пожарное дело Кружок «Юный пожарный» Деревообработ ка Дизайнер Современное направление в дизайне Декоративно- прикладное творчество
бармен Азбука продаж; Мой салон красоты; Туристический бизнес Школа юного организатора (детское самоуправление) ; Книжкина больница; Экскурсионная работа по детскому дому; Сюжетно- ролевые игры в 1- 4 классах, с детьми- дошкольниками; Центр правовой информации «Ты и закон» Лекторийзаконн ости и порядка «ГРАД» детском доме Экскурсии в заповедные места, походы по родному краю информаци ей Киновидеоз ал в детском доме Пресс- центр Издательс тво газеты «Детский вестник» Навыки проведения различных видов презентаци й и публичных выступлени й.  Металлообраб отка  Современная отделка и ремонт помещений в группах и семьях;  Индустрия общественного питания; Ознакомление и использование бытовой техники в условиях проживания в группе, семье. Художествен ный класс Кружок «Фантазеры» Кружок «Флористика » Вокальная студия «Росияночка» Хоровая студия «Росияночка»
Экономическая игра-марафон «Банк активных действий»

Детское самоуправление в детском доме

Заключительный этап:

Праздник «Фестиваль профессий», конкурс «Путь к профессии», экзамен на

социальную зрелость.


Взаимодействие с предприятиями, организациями, учреждениями:
Центр занятости населения (ЦСЗН); Администрация Большелогского сельского поселения; Предприятия города: ООО «Атлантис-Пак», ООО «Сигма» МБОУ Аксайского района межшкольный учебный комбинт. Образовательные учреждения: МБОУ Большелогская средняя школа, НПУ -57, НПУ – 56, Южный Федеральный университет г. Ростова –на-Дону. Организация экскурсий с воспитанниками 1- 9 классов организовано в образовательные учреждения, предприятия, организации города и района.
Список использованных источников:
1. Приказ Министерства образования РФ от 18 июля 2002 г. №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» 2. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р « О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы» 3. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб.-метод. пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. – 2-е изд., перераб. и доп. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. — 240 с. 4. Дик Н.Ф. Лучшие профильные классные часы в школе: «Моя будующая профессия» / Н.Ф. Дик. – Росто н/Д: Феникс, 2007. – 314 с.


В раздел среднее профессиональное образование