"Пути формирования здорового образа жизни студентов"
статья
Автор: Ооржак Лаура Оскал-Ооловна, воспитатель, ГБПОУ РТ "Ак-Довуракский горный техникум", город Ак-Довурак Республика Тыва
В раздел среднее профессиональное образование
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Тыва
«Ак-Довуракский горный техникум»
Пути формирования здорового образа жизни студентов
Выполнила: Ооржак Лаура Оскал-ооловна- воспитатель ГБПОУ РТ «АГТ»
Ак-Довурак – 2016 год.
1
Здоровый образ жизни
(ЗОЖ) является наиболее действенным способом укрепления и сохранения здоровья и подготовки к активной жизнедеятельности студенческой молодежи. Вместе с тем приобщение студентов к ЗОЖ - сложная гигиено-педагогическая проблема, оптимальные пути решения которой пока еще не определены в полной мере. Это объясняется тем, что предлагаемые мероприятия, как правило, не предусматривают интересы и личный опыт студентов по устройству их образа жизни. Проведен опрос 70 студентов, проживающих в общежитии ГБПОУ Рт «Ак-Довуракский горный техникум», с целью выяснения их мнения о наиболее действенных мерах, создающих реальные предпосылки для полноценного использования всех компонентов ЗОЖ, эффективно содействующих укреплению здоровья, к которым мы относим: рациональный труд, рацио нальное питание, рациональную двигательную активность, закаливание, личную гигиену, психогигиену, отказ от вредных привычек (табакокурения, употребления алкогольных напитков и наркотиков). В результате было выявлено следующее. Рационализацию своего студенческого труда и суточного режима значительная часть студентов связывает, прежде всего, с оптимизацией организации образовательного процесса в техникуме. В этой связи
36,63%
опрошенных нами студентов предлагают начинать учебные занятия с 9-10 часов с тем, чтобы можно было успеть полноценно организовать начало своего рабочего дня (сделать зарядку, позавтракать, без спешки добраться до места учебы).
42,74%
респондентов советуют распределять учебную нагрузку в течение семестров;
37,03%
— выдавать учебные задания оптимальными порциями, не требующими чрезмерных напряжений и продолжительных вечерних занятий;
20,52%
рекомендуют обеспечить доступ к учебной информации через ИНТЕРНЕТ. Кроме того
15,99%
студентов считают необходимым улучшить санитарно-гигиенические условия учебных занятий:
15,34%
—создать в учебной группе здоровый социально- психологический климат;
8,99%
— проводить производственную гимнастику; 2
8,76%
— создать в учебных корпусах и библиотеке уголки отдыха;
20,52%
— ввести большую перемену, во время которой, можно было бы полноценно отдохнуть и «перекусить»;
4,28%
студентов предлагают обеспечить условия для их эффективного, отдыха в субботние и выходные дни;
17,76%
— организовать активный отдых в период каникул. Для рационализации питания 50,38% респондентов считают целесообразным создать сеть дешевых пунктов питания в учебном корпусе и общежитии:
18,81%
— организовать разработку для студентов индивидуальных программ рационального питания;
17,63%
—провести цикл лекций, бесед, консультаций по содержанию и организации рационального питания при студенческой столовой;
11,17%
— предусмотреть в курсах физического воспитания продуманную пропаганду научных знаний по проблемам рационального питания в студенческие годы и во время работы с выпусками размещением в ИНТЕРНЕТЕ методических разработок. Чтобы поднять уровень личной гигиены, 62,31% респондентов рекомендуют обеспечить возможность регулярно пользоваться теплым душем и другими гигиеническими проце дурами в целях ухода за телом в местах занятий физической тренировкой и проживания;
33,80%
— организовать постоянно действующие консультации врачей по вопросам профилактики СПИДа, венерических и других заболеваний;
8,70%
—ввести строгий распорядок суток в семье, в общежитиях. Для закаливания организма студенты рекомендуют своим сверстникам:
41,09%
— прогулки на свежем воздухе;
26,04%
— парение в бане (сауне); 3
15,81 %
— ежедневные до машние закаливания водой (обтирания, обливания, душ);
15,58%
— сон при открытой форточке;
14,87%
— круглогодичные тренировки на открытом воздухе;
13,69%
— купание в открытых водоемах;
11,23%
— ношение легкой одежды. В целях психогигиены, профилактики и ликвидации последствий стрессов, несущих угрозу здоровью, 37,74%опрошенных студентов предлагают развивать в техникуме экстремальные виды спорта, помогающие воспитывать стрессоустойчивость;
22,63%
— вве сти в программы дисциплины «Технология поиска работы», «Основы семейной психологии» и др. обучение специальным приемам и методам регуляции психических состояний;
17,87%
— создавать в вузе (в общежитии, в корпусе физического воспитания, в студенческой поликлинике, при профилактории) комнаты психологической разгрузки;
22,05%
— предлагают формировать на занятиях физическим воспитанием и спортом свойства и качества личности, обеспечивающие стрессоустойчивость в обычных и экстремальных условиях. Опрос студентов дает возможность наметить действенные мероприятия, позволяющие искоренить в их среде такие вредные привычки, как табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков. Для решения этой задачи 31,45%респондентов предлагает морально и материально поощрять за отказ от вредных привычек;
24,75%
—вводить запретительные меры;
14,93%
— вести разъяснительную работу;
22,46%
— воспитывать на положительных примерах.
18,16%
опрошенных студентов считает, что в данном случае поможет привлечение к усиленным занятиям спортом. Исследования показали, что большинство студентов во многом увязывают оптимизацию своего двигательного режима и приобщение к здоровому образу жизни в целом с физическим воспитанием и спортом. В связи с 4
этим 34,21% студентов считают необходи мым бесплатно ежедневно предоставлять на 1 час спортивные сооружения техникума для самостоятельных занятий физическим воспитанием в удобное для них время;
24,51%
— организовывать тренировки в спортивных и оздоровительных секциях для всех желающих по популярным среди студентов видам спорта и системам физических упражнений;
14,16%
респондентов предлагают максимально профилировать занятия физическим воспитанием с учетом особенностей и требований избранной профессии;
13,75%
— ввести обязательные занятия физическим воспитанием на всех курсах в объеме не менее 4-х часов в неделю.
12,99%
студентов считают, что оптимизации двигательного режима помогает проведение спартакиад и факультетов по популярным среди студентов видам спорта. Практика постановки физического воспитания и спорта в вузах показывает, что ее успехи во многом зависят от того, настолько учитываются физкультурные и спортивные интересы студентов. В проведенных нами исследованиях установлено, что сегодня нашу студенческую молодежь по-настоящему увлекают более 30 традиционных и нетрадиционных систем физических упражнений и видов спорта. До 30% студентов заявляют, что их интересуют любые системы и виды спорта, способствующие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовке к будущей профессиональной деятельности, популярные среди молодежи. В связи с тем, что свыше 60% (а III курса — 74,18%) студентов заняты на работе по совместительству с учебой во второй половине дня, для них очень важно, когда организуются занятия физическим воспитанием и спортом. Около 34,74% студентов согласны заниматься физическим воспитанием и спортом во второй половине дня, 49,09% предпочитают это делать в первой половине. При этом абсолютное большинство студентов заявляют, что они не готовы к платным занятиям своим физическим совершенствованием. Свою двигательную активность и физическое совершенствование до 50% респондентов связывает с личным осознанием их роли в своей жизнедеятельности и будущей профессиональной работе, созданием культа физического совершенства в студенческом коллективе, с заказом работодателей на физическую надежность специалистов, с наличием в вузе 5
современной спортивной базы, с профессионализмом педагогов, руководящих физическим воспитанием. Основываясь на личном опыте студентов, были выяснены и наиболее действенные мероприятия, мотивирующие использование в их среде компонентов ЗОЖ. Для решения этой проблемы от 10 до 50% опрошенных респондентов предложили: широко пропагандировать ЗОЖ и его компоненты на лекциях, в беседах врачей студенческой поликлиники и профилактория, на занятиях гуманитарными дисциплинами, в многотиражной газете, на сайте техникума, на факультетских стендах; ввести в оценку за физическое воспитание и в «Паспорт здоровья», выдаваемый после окончания вуза, по казатели соблюдения ЗОЖ; регулярно проводить на факультетах Дни и конкурсы здоровья с пропагандой здорового образа жизни. Подобные обобщенные предложения студентов, согласно внедряемым на современном этапе профессионального образования принципам педагогики сотрудничества должны являться ин формационной базой для разработки в каждом учебном заведении реальных программ формирования здорового образа жизни и здоровья студентов. Основная идея такой программы — создание благоприятных условий студентам для реализации принципов здорового образа жизни, формирования и достижения высокого уровня здоровья и дееспособности, необходимых для активной жизнедеятельности и высокопродуктивной работы в условиях рыночных отношений. Важную роль в обеспечении ЗОЖ должна принадлежать созданию системы студенческого самооздоровления. Самооздоровление студентов нужно понимать как систему оздоровительных немедикаментозных мероприятий, осуществляемых силами самих студентов, способствующих укреплению здоровья и физической реабилитации ослабленных студентов, предрасположенных к заболеваниям или подверженных им (при типичных заболеваниях студентов и преморбидных состояниях). Эти мероприятия не подменяют усилий медицинских работников, направленных на оздоровление студентов, а предваряют или дополняют их. Многие факторы играют важную роль в обеспечении здоровья студенческой молодежи, но в разной степени. Проблема состоит в том, чтобы активизировать, простимулировать положительное влияние факторов, 6
которые укрепляют здоровье, и нейтрализовать влияние тех факторов, которые его ухудшают. Самооздоровление должно проводиться под руководством или наблюдением преподавателей или лечебного персонала студенческих поликлиник, курирующих студентов. Оно предполагает: изучение студентами (по литературным источникам) возможных причин наследственных или приобретенных заболеваний и факторов, способствующих их развитию, определение профилактических мероприятий, технологии физической реабилитации, освоение и практическую реализацию оздоровительных мероприятий в процессе своей жизнедеятельности в годы учебы в техникуме. Важной задачей является также приобретение студентами навыков укрепления своего здоровья, которые понадобятся им в процессе работы на производстве. Литература: на основе анкетирования студентов, проживающих в общежитии. 7
В раздел среднее профессиональное образование