Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СПОРТА В СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ"

статья

Автор: Храмова Татьяна Викторовна, преподаватель физического воспитания, Железнодорожный техникум Нижегородского филиала МИИТ, город Нижний Новгород



В раздел среднее профессиональное образование




ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СПОРТА

В СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ

МОЛОДЕЖИ

Храмова Татьяна Викторовна
Преподаватель физического воспитания «Железнодорожный техникум Нижегородского филиала МИИТ» г.Нижний Новгород
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается воспитательная роль спорта в социализации молодежи. Отмечается, что спорт является одной из основ воспитания здорового и социально активного молодого поколения выполняет функцию социализации личности, является важным фактором включения молодых людей в общественную жизнь и накопления у них опыта социальных отношений.
Ключевые

слова:
спорт, социализация, воспитание, молодежь. Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Обладая связями с различными сторонами общественной, трудовой, культурной деятельности, спорт выступает не только в качестве важной сферы проявления творчества и социальной активности масс, но и одним из существенных факторов,
способствующих формированию активного созидательного начала личности. Спорт выступает мощным фактором социализации личности и ее социальной интеграции. Межличностные отношения соперничества, сотрудничества между спортсменами, тренерами, организаторами, спортивными арбитрами, совокупность этих отношений и составляет основу его формирующего влияния на личность [3,с. 13]. Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь воспитывает веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздержаться от риска. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для общества ценности, как равенство шансов на успех, его достижение, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя [2, с. 24]. На первых этапах своей спортивной карьеры юный спортсмен придя в спортивную секцию или школу, попадает в новую социальную сферу. Начинает соприкасаться с тренерами, судьями, соперниками, членами своей команды – это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование,
обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, так как в ней закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители играют главенствующую роль. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны ровесники, а с другой – родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов. Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Спорт – это в первую очередь школа воспитания мужества,
характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях. Термин «вторичная социализация» охватывает те социальные роли, которые стоят на втором эшелоне влияния, оказывают менее важное воздействие на человека. В сфере физической культуры и спорта агентами вторичной социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Контакты спортсмена с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтом вторичной социализации – федерация, средства массовой информации. Спортсмен, как и любой другой человек, переживает несколько стадий социализации. Классификация стадий социализации спортсмена путем включения его в спортивную деятельность можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять этот принцип, то можно выделить четыре основные стадии социализации:
1. Включение субъекта в спортивную деятельность. 2. Занятия детско-юношеским спортом. 3. Переход из любительского в профессиональный спорт. 4. Завершение спортивной карьеры. Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности. В это время формируется интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного отношения к спортивной деятельности. Этот период очень важен для юного спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена. Все увеличивается количество соревнований, переезды, сборы, тренировочный процесс, организуемый, как правило, за границей, формируют новый социальный опыт, создают новые ценности и ориентации. Третью стадию социализации символизирует расцвет спортивной карьеры. Спортсмен подчиняет
образ жизни интересам спортивного клуба, команды, коллектива, который обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером особое место в его жизни занимают массажисты, врачи, менеджеры. На четвертой стадии социализации начинается период завершения спортивной карьеры и переход к другой профессиональной деятельности. Как правило, у спортсменов это один из наиболее сложных жизненных периодов. Важную роль в преодолении негативных моментов в жизни спортсмена должны сыграть руководители спортивного клуба, тренеры, близкое окружение. Социализация личности является непрерывным процессом и обеспечивает постоянный личностный рост, а результат социализации – положительное социальное обучение и образование [1, с. 45]. Процесс социализации через спорт имеет особое воспитательное значение, так как выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и как фактор освоения и передачи общих культурных ценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса. Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает молодого человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни.

Список литературы:
1. Апциаури Л. Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 1. – 12 с. 2. Лубышева Л. И. Социалогия физической культуры и спорта : учеб.пособие. – М. : Академия , 2001. – 240 с. 3. Паначев В. Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа // Социс. – 2007. – № 11. – 125 с.


В раздел среднее профессиональное образование