"Новый год шагает по пленете"
Методическая разработка Классного часа
Автор: Акимова Галина Николаевна, преподаватель высшей категории, Железнодорожный техникум Нижегородского филиала МИИТ Императора Николая II, город Нижний Новгород
В раздел среднее профессиональное образование
Методическая разработка
Классного часа
Разработали студенты
группы ННАТ-211:
Наместников В.
Разин Л.
Руководитель
Акимова Г. Н.
2016
1. Новый год в России
В языческой Руси Новый год отмечался 22 марта – в день весеннего равноден- ствия. После принятия на Руси христианства византийский календарь стал посте- пенно вытеснять старый, и Новый год теперь уже начинался с 1 сентября. Долгое время на Руси
.
В 1699 году Пётр Великий (I), явно находясь в приподнятом состоянии духа, ввёл два новогодних празднества. Сначала 1 сентября отпраздновали наступление 7208 года от сотворения мира по обычаю отцов и дедов, а затем, три месяца спустя, 20 декабря, издал указ о праздновании нового 1700 года от рождества Христова 1 января. На подготовку к празднику подданным было дано всего 11 дней. Царь велел украсить дома сосновыми. Еловыми и можевёлыми ветвями. В знак веселья было приказано обязательно поздравлять друг друга с Новым годом. Свой неожиданный вклад в рождественский обычай внесли жители Азии. Хри- стианские миссионеры познакомили Китай и Японию с праздником Рождества, а местные жители в знак благодарности научили европейцев украшать рождествен- ское дерево специальными бумажными игрушками. Потом появились игрушки из папье-маше, а затем всё те же немцы, задавшие тон в ёлочной моде, создали свои удивительные шары из прозрачного стекла.
Рост популярности ёлки удачно совпал с бурным ростом капитализма. Разнооб- разные ёлочные украшения и свечи наводнили рынок. К сожалению, Россия пошла своим путём. Когда в 1914 году в Саратове на Ро- ждество была устроена ёлка для пленных германских солдат, лежавшим в местном госпитале, патриотическая пресса развернула настоящую кампанию осуждения. А уже в 1916 году священный Синод запретил рождественскую ёлку – как враже- скую, немецкую затею. Мирный обычай стал жертвой политики военного времени. Запрет Синода, который негласно был продлён большевиками, выполнялся да- леко не всеми.
2.
Как появился старый Новый год
В языческие времена на Руси Новый год отмечался 22 марта – в день весенне- го равноденствия. После принятия на Руси христианства византийский календарь стал постепенно вытеснять старый, и Новый год теперь уже начинался 1 сентября. Эту дату и сегодня некоторые учения трактуют, как истинный день рождения Хри- ста. Долгое время на Руси сохранялся новогодний разнобой – одни продолжали от- мечать Новый год весной, другие - осенью. И только в конце XV века – в 1492 году - официально определили единую дату начала Нового года на Руси – 1 сентября.
Только спустя 2 века, 19 декабря 1700 года, Петр I обнародовал указ лета ис- числять с 1 января от Рождества Христова (то есть, по «новому» стилю – 14 января). В указе царя предписывалось: «День после 31 декабря 7208 года от сотворения мира (православная церковь считает датой сотворения мира — 1 сентября 5508 лет до Р. X.) считать 1 января 1700 года от Рождества Христова. Указ также предписывал от- мечать это событие особенно торжественно: «А в знак того доброго начинания и но- вого столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом... По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... чинить стрельбу из небольших пушечек и ру- жей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни». Таким образом, в Российском государстве 1699 год продолжался всего 4 месяца с сентября по де- кабрь. К ХХ веку календарь России, которая продолжала пользоваться Юлианским календарем, на 13 суток отставал от Европы, давно перешедшей на Григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв в 1918 году декретом Совета Народных Комисаров был осуществлен переход на григорианский календарь - новый стиль, а 14 января - день Святого Василия, архиепископа Кесарии Капподакийской - оказал- ся старым Новым годом. После октябрьского переворота и в нашей стране 14 февраля 1918 года был введен так называемый новый стиль (григорианский).
Русская Православная Церковь, следуя Вселенским Соборам, пользуется юли- анским календарем – в отличие от католиков, которые пользуются григорианским. В то же время введение григорианского календаря гражданской властью при- вело к некоторым трудностям для православных христиан. Новый год, который от- мечает все гражданское общество, оказался перемещен в Рождественский пост, когда веселиться не подобает. Кроме того, по церковному календарю 1 января (19 декабря по старому стилю) отмечается память святого мученика Вонифатия, кото- рый покровительствует людям, желающим избавиться от злоупотребления спиртны- ми напитками — а вся наша огромная страна встречает этот день с бокалами в ру- ках. Православные люди празднуют Новый год «по-старому», 14 января.
3. Рождественское древо
Первыми ёлки в домах начали украшать в Германии. Немецкие учёные обна- ружили письменные свидетельства, относящиеся ещё к 16 веку, из которых со всей очевидностью следует, что маленькие ёлочки, украшенные яблоками и сладостями раньше всего появились в Эльзасе. В других регионах ёлочку подвешивали к по- толку, порою даже макушкой вниз, вместо того, чтобы поставить. Только эльзасцы ещё 4 века назад знали, как правильно поступать. Однако, судя по всему, рожде- ственское дерево появилось в Германии в средние века. 24 декабря, в день, когда по церковному календарю поминают Адама и Еву, прародителей рода человеческо- го, в домах ставили украшенную яблоками ёлку, которая олицетворяла райское древо познания добра и зла.
Одновременно существовал обычай устанавливать в той же комнате так назы- ваемую «рождественскую пирамиду» - треугольную конструкцию из дерева, на по- лочках которой стояли различные фигурки, лежали ветви вечнозелёных деревьев, горели свечи, а вершину украшала «вифлиемская звезда». А потом прижимистые бюргеры, вероятно, решили заменить два праздничных ритуала одним. Так и по- явилась рождественская ель. Кстати педантичные немецкие учёные выяснили, что на рождественском дереве стали зажигать свечи в 1708 году. Из Германии рождественская ёлка начала путешествие по всему свету. Напри- мер, герцог Орлеанский взял в жёны немку – вот рождественское дерево и во фран- ции. Английскому королю Георгу III приглянулась немецкая принцесса – и тогда ёлочка появляется и в Англии (1760г.)
До революции в нашей стране ёлка считалась украшением именно Рожде- ственских праздников. Она часто ставилась в доме не к Новому году, а к Рожде- ству. Эта традиция в деревнях сохранялась долго. На ёлку вешали ангелочков, Деву Марию с младенцем, на вершину водружали Вифлиемскую звезду. Но большевики, придя к власти в 1917 году, рождественские праздники и ёлки запретили. Многие горожане попрятали старые игрушки по чердакам. Ангелы, Девы Марии, Вифлиемские звёзды вышли из моды. Какие ангелы, если в стране громили церкви, жгли иконы, расстреливали священников? В мае 1932 года в стра- не началась новая кампания по искоренению религии. Искоренение православия в СССР должно было завершиться к майским праздникам 1937 года. Не помогали ни разъяснительные беседы, ни обличительные строки поэта Демьяна Бедного «А гра- ждане и гражданки из пустого баловства превращают ёлки в палки в день святого рождества». Отдельного постановления партии по рождественским ёлкам не было, но в дни, предшествующие Новому году и Рождеству, на железнодорожных станциях дежурили патрули, отбиравшие самовольно срубленные ёлки.
Запрет на ёлки сняли в 1936 году. Но теперь ёлка была объявлена не рожде- ственской, а новогодней. В магазинах снова появились ёлочные украшения, но без рождественского подтекста. Возвращение ёлки в народный обиход было восприня- то чуть ли не как начало новой жизни. При Петре I на усвоение нового обычая у подданных было 11 дней. Советский народ обошёлся тремя днями. В назначенный срок ёлки были везде. Даже доблестные полярники устроили себе праздничное де- рево из швабры. В ритуал были внесены некоторые политически правильные изме- нения: Вифлеемская звезда заменена красноармейской, а главным праздником ста- ло не Рождество, а Новый год. Ёлка вернулась в городской быт и стала одной из радостей простого советско- го человека. Но на официальном уровне ёлка была возвращена в советский обиход лишь после смерти Сталина. Первая Кремлёвская ёлка прошла в январе 1954 года. Её первыми участниками были дети погибших на войне солдат и дети сталинской номенклатуры.
Сценарий для первой Кремлёвской ёлки написал Сергей Михалков. Правда, ни Деда Мороза, ни Снегурочки на этой ёлке ещё не было. Под наряженным дере- вом для увеселения ребят бой вели красноармейцы с белогвардейцами. Красные ко- нечно побеждали. Были и подарки по тем временам очень щедрые: в праздничном пакете 1 апельсин, 2 яблока, 2 мандарина, пачка вафель и конфеты «Мишка косо- лапый». По воспоминаниям современников, многие родители, встречая вернувших- ся с ёлки счастливых ребят, и сами плакали от радости. В 70-е годы 20-го столетия прокатилась кампания массового перехода на ис- кусственные ёлки ради сбережения леса.
4. Сколько лет Дед Морозу?
Одним из символов праздника Нового года в России является Дед Мороз. Это сказочный волшебник, повелитель холодов. Образ этого детского любимца, добро- го и всемогущего дедушки сложился в результате трансформации далеко не миро- любивых древнеславянских божеств. Одного из них, звали Карачун, что по Далю корочун обозначает смерть, гибель, злой дух. Персонаж такого рода ходил с меш- ком отнюдь не раздавая подарки, а отбирая последнее, губя людей, воруя детей и творя прочие жестокие дела. Для того, чтобы защитить людей от ужасного гостя, ему приносили жертвы – в лютую стужу оставляли юную девицу. Это нашло отра- жение в поэме Некрасова «Мороз-Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних детишек. Отсюда в последствии родился и образ Снегурочки. В новом качестве Дед Мороз появился в России на Рождество в 1910 году, од- нако, сразу «не прижился». Распространению имиджа Деда Мороза, который яв- лялся детям под Новый год и дарил подарки, способствовали советские кинемато- графисты в 30-х годах 20 века. Позже родилась традиция организовывать праздно- вание Нового года для детей. Со временем приход на новогодний праздник Деда Мороза со Снегурочкой, вручение детям подарков либо оставление их для детей под ёлкой стали традицией. Образу современного Деда Мороза в привычном для нас одеянии, с посохом и с мешком подарков за плечами около 150 лет. Родина российского Деда Мороза и его резиденция - это Вологодская область, город Великий Устюг.
На горе высокой Гледен Жили братья много лет. Первый звался Водолей – Теплый взляд из-под бровей, А второй был Дед Мороз, Только нет, не красный нос. От древнерусских городов Гледен и Устюг и пошёл Великий Устюг. Эти горо- да стояли на перекрёстке всех дорог, всех славянских движений на север и
восток.
Много знатных гостей встречал город, был здесь и сам Пётр Великий, импера- тор, который указом своим постановил деда Мороза чествовать и ёлки новогодние ставить. Впервые Дед Мороз и Снегурочка появились в сказке Островского «Снегу- рочка». Вочтина Снегурочки – город Кострома.
Подобные превращения произошли со многими зарубежными аналогами Де- душки Мороза. Вначале это тоже были злобные божества в роли Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги, которые несли людям несчастье. Другая судьба разве что только у Санта-Клауса, он же Святой Николай, родил- ся в 280 году на территории современной Турции. Он помогал бедным, делал по- дарки детям, причём старался творить добрые дела тайно. Место проживания Снта-
Клауса считается Крайний Север. Считается, что Санта-Клаус передвигается на са- нях, в которые запряжены восемь северных оленей. В Новый год независимо от любой части света, люди ждут прихода своего Деда Мороза с подарками и поздравлениями.
5. Рождественский гимн
В 1903 году накануне Рождества вышел в свет номер журнала «Малют- ка». В нём было стихотворение «Ёлка», подписанное А.Э.
«
Я не хотела быть знаменитой, но не писать не могла» - призналась автор сти- хотворения Раиса Адамовна Кудашева, представитель боковой ветви старинного княжеского рода, идущего от татарского мурзы, она родилась в Москве 15 августа 1878 г. Раиса Адамовна раскрыла свой псевдоним лишь в 1941 году. А в 1906 году шесть четверостиший из этого стихотворения были положены на музыку кандида- том естественных наук Л.К. Бекманом. Леонид Карлович – потомственный дворянин. Он родился в 1872 г.в Москве. Окончил естественный факультет Московского университета. Учился также в Пет- ровской сельскохозяйственной академии. Песня, созданная двумя любителями, приобрела неслыханную популярность. Раиса Адамовна стала профессиональной писательницей лишь к старости, а до этого работала гувернанткой, учительницей, библиотекарем, Но из двухсот её сти- хотворений самым известным является «В лесу родилась ёлочка…». Ёлочка неслучайно возродилась так быстро – слишком глубоко она была уко- ренена в быту. Она оказалась живучей в нашем суровом климате – сегодня она сно- ва с нами, опять рождественская и новогодняя. Остаётся пожелать ей не бурных запрещений и столь же бурных возрождений, а спокойного и таинственного сияния в ХХI веке.
6. Ёлочные игрушки
Когда появились елочные игрушки? Ученые утверждают, что произошло это в ХVI веке. И вплоть до ХVIII века елочные украшения были съедобными – позолоченные орешки, имбирные пряники, сахарные ангелочки, наливные яблоки… Позднее появились бумажные цветы и зо- лоченые шпили, украшенные «Вифлеемской звездой». И только в 1848 году в город- ке Лауш в Тюрингии (одна из федеральных земель Германии) местные стеклодувы выдули первый шарик. Шары стали самым популярным украшением елки вплоть до ХХI века. В Россию прусский обычай украшать елку привезла царица Александра Федо- ровна. Тогда впервые на елке появились зажженные свечи и «снег» из ваты.
В новое время «Вифлеемские звезды» были заменены «кремлевскими» руби- новыми звездами, на шарах появились лица членов Политбюро. Елочные игрушки выпускались даже во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов – это были танки, самолетики, солдаты, а на новогодних открытках Дед мороз бил фашистов. В 1949 году, в юбилей Пушкина, шары украсила галерея его героев.
В пятидесятые годы на елках закачались игрушечные трактора, чуть позднее початки кукурузы. После выхода фильма «Карнавальная ночь» популярными стали стеклянные часики, на которых стрелки показывали «двенадцать без пяти». В 1960-е годы, после полета Гагарина, на елках заулыбались космонавты и за- мелькали серебряные ракеты. В 1970 – 1980-х появились стеклянные шишки, сосульки, Снегурочки и Деды Морозы, а в 1990-х годах – звери восточного гороскопа.
7.
Новый год в Германии
Если мы вешаем на ёлку стеклянные шары, то по всей Германии популярны деревянные игрушки – снежинки, куколки, сердца… Из традиционного немецкого на столе могут быть сосиски с капустой, а также раскетт – это маленькая электрическая сковородочка на середине стола, на которой шкворчит сыр, мясо, кукуруза, ветчина, грибы. Каждый готовит себе сам. Такое за- столье за беседами может идти очень долго.
У немцев есть традиция: каждый год более 30 лет в праздник смотреть старый чёрно-белый фильм «Ужин на одного».
8. Новый год в Китае
Мы привыкли в канун 1 января дарить друг другу фигурки животных, симво- лизирующих тот или иной год китайского лунного календаря, дабы не отпугнуть Лошадь, Тигра, Крысу, Кролика и т.д. дескать именно кат поступают сами китай- цы. Однако, это не так. С 1911 года (после антимонархической революции)этот день именуют празд- ник весны – Чуньдзе. Раньше он назывался куда проще – Синьянь, что и обозначает новый год. Согласно древнему мифу, свирепый зверь Нянь каждый раз являлся в Китай зимой, поедая листву на деревьях и замораживая землю. Однако чудище до дрожи боялось звуков хлопушек с фейерверками и в ужасе бежало, едва завидев ребёнка в красной рубашке. С тех пор Новый год в Поднебесной встречают, пого- ловно одевшись во всё красное, – этот цвет является признаком счастья, богатства и благополучия. Фейерверки и бенгальские огни в ходу, ибо они отпугивают зло. Как и в России, Новы год китайцы празднуют долго – целые две недели! Главным блюдом на новогоднем столе китайцев являются паровые пельмени со свининой «чжаоцзы», символизирующие слитки серебра (на севере) и кусочки золота (на юге), их поглощают в обязательном порядке, чтобы в наступающем году были деньги. Всегда присутствует рыба, как символ больших доходов, но её в но- вогоднюю ночь не доедят до конца, строго сказав: «Пусть обезьяна принесёт вам столько рыбы, чтобы вы не смогли её съесть!» Непременно варят лапшу, причём
стараются сделать её как можно более длинной, изображая долгую жизнь. Самое же первое блюдо нового года – овсяная каша со свининой, предлагают сперва её старшим гостям. Еды на стол ставят очень много – чем больше, тем добрее будет новый год. А вот что роднит наши страны: новогодний стол невозможно представить без манда- ринов – они означают удачу. Праздник весны приурочен к новолунию и посему отмечается в период после зимнего солнцестояния, примерно с 21 января по 21 февраля. Год Обезьяны у ки- тайцев наступит только 8 февраля. Ёлок, разумеется, в домах у жителей поднебес- ной нет, их заменяют маленькие мандариновые или сливовые деревца. Популярен обмен подарками, но это практически всегда деньги, которые кладут в красные картонные конверты с большим иероглифом «богатство». Во многих семьях (чаще в регионах) на всю новогоднюю ночь запечатывают водную дверь красной бумагой с изображением дракона или снежного льва - счита- ется, что они прогонят злых духов, активно пытающихся проникнуть в жилище на праздник. Печать снимают только утром, когда собираются в гости к друзьям или родственникам. На праздник весны дома необходимо прибраться, иначе грязь перетечёт в сле- дующие месяцы. Популярны магические числа – часто в дни Чуньдзе в разных углах квартиры хозяева расставляют восемь блюд с восьмью видами засахаренных фруктов: так просят у богов счастье. Последние сутки Чуньдзе завершаются фести- валем светильников – всё население Китая от мала до велика высыпает на улицы и запускает в небо самодельные фонари.
9.
Новый год в Японии
Новый год в Японии сопровождается различными старинными обрядами, ин- тересными традициями и играми, а сама подготовка к встрече начинается, практиче- ски за полгода до наступления Нового года. На улицах начинают работу многочис- ленные праздничные ярмарки, где приобрести можно самые разнообразные товары, начиная от сувенирной продукции, заканчивая модной одеждой и едой. Особый ин- терес вызывают специальные новогодние атрибуты. Например, хамаими – это такие стрелы, которые предназначены для охраны жилища от злых духов.
Следующий предмет – это маленькие кораблики такарабуне, которые наполня- ют рисом, фасолью, чечевицей и другими разнообразными вещами. Считается, что на каждом таком кораблике плывут божества удачи. И конечно японцы, как и все жители Азии очень суеверны, поэтому наи- большей популярностью пользуются талисманы, обереги и амулеты, призванные по- могать своим хозяевам в течение всего года. Один из самых популярных талисманов – это кумаде, что можно дословно перевести, как лапа медведя. Отдаленно он напо- минает грабли, с помощью которых очень удобно загребать счастье. Каждая покуп- ка новогоднего атрибута непременно сопровождается одним бесплатным сувениром – хозяева праздничных лавок преподносят своим клиентам одну из фигурок живот- ных, которому соответствует наступающий год. Мотебана. Согласитесь, это название немного напоминает известную всем ике- бану. Украшать свой дом на новогодние праздники при помощи мотебаны – одна из самых древнейших традиций японцев. По всему дому расставляют ивовые или бам- буковые ветки, на которые развешивают фигурки рыб, цветов, овощей и фруктов. Мотебаны раскрашивают в яркие цвета, преимущественно в желтый или розовый и размещают в доме на самом видном месте. Это делается для того, чтобы бог Нового года, заходя в жилище, чувствовал себя комфортно и удобно. И если он будет дово- лен, то и жильцы этого дома также будут испытывать достаток и комфорт в течение всего Нового года. Ещё одна древнейшая японская традиция – это 108 ударов колокола, ровно в полночь возвещающего о наступлении Нового года. Японцы верят, что с каждым ударом буддийского колокола все пагубные страсти, обуревающие человека, посте- пенно уходят.
Нетрудно догадаться, что каждый удар колокола символизирует одну из этих напастей. После финального удара тысячи людей выходят на улицы городов и встречают первое утро Нового года. По поверью, в эти ранние часы к берегам при- плывают боги счастья. Имена этих богов слишком сложные, зато каждый из них олицетворяет такое простое человеческое счастье, как Удача, Искренность, Дружба, Достоинство, Долголетие, благожелательность и Щедрость.
10.
Новый год во Франции
Во Франции Дед Мороз – это Пер Ноэль.
Он приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в башмачках. Поэтому свою обувь, разумеется самую хорошую, вся семья от мала до велика оставляет за дверью комнаты. Торжественный ужин начинается с поедания пирога. В нём, по традиции, хозяйка запекает боб. То счастливчик, кому он попадется, вместе со слад- ким кусочком получает титул «бобового» короля. В праздничную ночь все подчиня- ются его приказам. Непременное украшение, которое должно быть на французской ёлке, - санта- ны. Это деревянные или глиняные фигурки, которые ставят возле зелёной красави- цы. По поверью, они приносят в наступивший год счастье. Сантаны французы расставляют и у ёлок на площадях города. Конечно, разме- ром они в несколько раз больше. Но этим не ограничиваются уличные торжества. В новогоднюю ночь по всей Франции вспыхивают фейерверки, яркие иллюминации украшают Елисейские Поля. Но в конце декабря 2000 года на Париж обрушился страшный ураган. В ре- зультате половина парижан в новогоднюю ночь осталась без света. Мэрия вынужде- на была отключить иллюминацию и пустить электричество в дома горожан. Не смотря на то, что французы слывут любвеобильной нацией, в новогоднюю ночь они предпочитают не целоваться, а наедаться. По традиции, хороший винодел непременно должен чокнуться с бочкой вина.
11. Новый год в Англии
В английских домах к новогоднему столу подают индейку с каштанами и жа- реным картофелем. После сытного ужина, уже пустую тарелку, выставляют на стол, в которую дедушка волшебник Санта-Клаус непременно должен положить по- дарки. А рядом со столиком выставляют башмачки них сено – угощение для ослика. В Англии о приходе Нового года возвещает колокол. Правда, звонить он начи- нает немного раньше полуночи и делает это «шепотом» – одеяло, которым он уку- тан, мешает ему проделать всю мощь. Но ровно в двенадцать колокола раздевают, и они начинают громогласно петь гимн Новому году. В эти минуты влюблённые, чтоб не расставаться в будущем году, должны поцеловаться под веткой омелы, считаю- щейся магическим растением. В новогодние дни для детей в театрах разыгрываются представления на сюже- ты старинных английских сказок. Лорд Беспорядок ведёт за собой весёлое карна- вальное шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи. Всю ново- годнюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары.
Кстати, именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздра- вительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году.
12. Новый год в Италии
Под Новый год все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую фею Бефану. Она прилетает ночью на волшебной метле, открывает двери маленьким зо- лотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бе- фана щепотку золы или уголёк. Итальянский Дед Мороз – это Баббо Натале.
В Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому в новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. Надо быть осторожным, чтоб на голову не свалился утюг или стул. В итальянской провинции издавна существует такой обычай: 1 января рано утром принести «новую воду» из источника. «Если тебе нечего подарить друзьям, – говорят итальянцы, – подари «новую воду» с оливковой веточкой. Считается, что «новая вода» приносит счастье. Для итальянцев важно, кого они встретят первым в новом году встретить сим- патичного дедушку – это хорошо. А ещё лучше, если он горбатый. Вот тогда новый год точно будет счастливым!
13. Тайский новый год
13 – 14 апреля. В Таиланде и других странах Юго-Восточной Азии Новый год, он же Сонг-кран, наступает в апреле. И для иностранцев, которые оказались в этот момент в регионе, празднование Нового года оказывается испытанием. Дело в том, что одна из новогодних традиций, которая тщательно и с любовью соблюдается в Таиланде, Лаосе, Камбодже и других странах региона – поливание водой сначала статуи Будды, а потом и друг друга.
Празднование затягивается на несколько дней. В первый день все проходит чинно: люди собираются за столом целыми семьями, а иногда и общинами, едят, слегка выпивают, поют, танцуют, надевают друг на друга цветочные ожерелья и ак- куратно поливают водой из ладошек. В следующие несколько дней на улицах слыш- ны визг, крики, шум и плеск воды. Дети и молодежь усердно поливают друг друга и всех, кто попадается им на пути, из ведер, шлангов и водяных пистолетов. А еще с ног до головы перемазываются белой и розовой присыпкой. В эти дни особенно достается иностранцам: облить их с ног до головы – удо- вольствие в котором нельзя себе отказывать. Некоторые туристы обижаются, но со- вершенно напрасно, тем более что в такую жару даже приятно быть облитым. Толь- ко непременно нужно заранее купить в ближайшем магазине непромокаемую су- мочку для денег и документов.
14. Еврейский новый год
2 – 3 октября. Если вы пытались отпраздновать Новый год в Израиле в ночь на 1-е января, вы уже наверное поняли, что это плохая идея: никаких фейерверков, ка- таний с ледяной горки и елок на главной площади там нет. Да и вообще не до ноч- ных гуляний – завтра на работу. Новый, 5777 год по еврейскому календарю насту- пит в октябре. Иудеи, как и мусульмане, ориентируются на лунный календарь. Осенью празднование еврейского Нового года не будет связано с фейерверка- ми и прочими атрибутами праздника. Начало года, Рош – Хашан, - это религиозный праздник, с него идет отсчет десяти дней до Судного дня, так что это время хоро- шенько поразмыслить над тем, что вы натворили за прошедший год, принять реше- ние больше так не делать, попросить прощения у всех, кого обидели – в общем, ре- флексировать и молиться. Ну а еще существует целый ряд еды, которую должен съесть в Новый год каж- дый уважающий себя иудей. Яблоки с мёдом (не зря в Новый год принято желать друг другу «Хорошего и сладкого года», мёд символизирует благополучие и доста- ток), круглую халу, медовый кекс, гранат, рыбу.
Особенно важно съесть рыбью голову, поскольку рош – Хашан в переводе означает «голова года». Сама же по себе рыба – символ изобилия и плодородия. А это нам всем нужно, не правда ли?
15. Новый год в Индии
Индусы в зависимости от места проживания празднуют Новый год по- разно- му. Жители Северной Индии украшают себя цветами розовых, красных, фиолето- вых или белых оттенков. В Южной Индии матери кладут сладости, цветы, небольшие подарки на спе- циальный поднос. Утром нового года дети должны с закрытыми глазами ждать, когда их подведут к подносу.
В Центральной Индии на зданиях вывешивают оранжевые флаги. В Западной Индии празднуется в конце октября. На крышах домов зажигают маленькие огоньки. В Новый год индусы думают о богине богатства Лакшми. И ещё одна маленькая традиция. Праздник здесь считается открытым, только когда меткий стрелок поражает бумажного змея горящей стрелой. Змей вспыхивает – праздник начинается!
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
Японца можно обидеть, сели подарить ему на Новый год цветы. Считается, что дарить цветы имеют право только члены императорской фамилии. От простого смертного японец цветка не примет. …………. Китаец не возьмёт на новый год часы, потому что хронометраж в его сознании связан со смертью. …………. Замужняя француженка не согласится взять от постороннего даже маленький флакончик духов: слишком интимно. …………. В Англии для подарков существует специальный день – 28 декабря. Поэтому под Рождество здесь ещё не дарят, а в Новый год - уже не дарят. ………….
В Испании дарят на оба праздника: к Рождеству что-то романтическое, к Но- вому году – нечто практичное. …………. В Австрии в Новогодние праздники уже более двух веков принято посылать открытки и дарить фигурки с традиционными символами счастья: трубочистом, четырёхлистником клевера и свиньёй. …………. В Скандинавии подарки, обёрнутые в нарядную бумагу, обязательно запеча- тывают красным воском. К подарку прикладываются стишки и поговорки с инструк- цией, как употребить подарок, – иначе серьёзные скандинавы не будут знать, что с ним делать. …………. Шотландцы в новогоднюю ночь выглядывают за порог – не идёт ли черногла- зый смуглый брюнет. Обязательно молодой и красивый. Лучший подарок в эту ночь – подобный гость. Хозяева с благодарностью примут от него в
дар кусок угля: «Да
будет гореть огонь в вашем очаге». Чем ярче огонь, тем удачнее будет наступающий год. ………….
В раздел среднее профессиональное образование