Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФОРМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО"

Статья

Автор: Туркина Надежда Михайловна, Петрова Екатерина Сергеевна, преподаватели специальных дисциплин,, ГБПОУ ИО "АПЭТ", город Ангарск, Иркутская область



В раздел среднее профессиональное образование




Туркина Надежда Михайловна,
Преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ ИО «АПЭТ» nadytyr@mail
Петрова Екатерина Сергеевна,
Преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ ИО «АПЭТ» catiha@mail
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФОРМА

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СТУДЕНТОВ СПО
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно-ориентированного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Работа над проектом предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов и интегрирование знаний, умений из различных областей. Деятельность при осуществлении проекта предполагает соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности. На разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Освоение элемента проектной деятельности приводит к формированию соответствующего специального умения.
В основе этого метода лежит развитие познавательных, творческих навыков участников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. «Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо, и как я могу это применить» - основной тезис современного понимания метода проектов. Проектная деятельность – обязательный элемент организации и реализации образовательного процесса, имеющая целью подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих углубленными знаниями в области дисциплин специализации, а также владеющих навыками организации и выполнения исследовательской работы, навыками постановки и решения новых научных и производственных задач. Проектная деятельность студентов является действенным средством повышения качества подготовки выпускников и проводиться в тесной связи с учебным процессом, являясь его составной частью. Согласно положению «Об организации учебно - исследовательской работы студентов в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования Иркутской области «Ангарский промышленно – экономический техникум», одной из форм организации проектной деятельности является написание курсовых и дипломных работ с элементами творческой исследовательской деятельности. В соответствии с современными представлениями под термином «модульное обучение» понимают технологию обучения студентов, основными средствами которого являются модуль и модульная программа. Основополагающим понятием обсуждаемой темы является образовательный модуль. В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.
Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ. Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях, принципиально отличается от традиционного. В обучении, основанном на компетенциях, применяются активные, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной и практической деятельности, методы обучения. Преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ учащимися. Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям), входящей в укрупнённую группу специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника в части освоения основного вида профессиональной деятельности Эксплуатация и модификация информационных систем (ПМ 01) и Участие в разработке информационных систем (ПМ 02). Освоение профессионального модуля для специальности 230401 Информационные системы (информационно-вычислительное обслуживание) ПМ 01 «Эксплуатация и модификация информационных систем» должно проводиться синхронизировано с освоением профессионального модуля ПМ 02 «Участие в разработке информационных систем». Согласно учебному плану изучение ПМ 01 и ПМ 02 завершается выполнением курсовых проектов. Результатом освоения ПМ 01 является овладение обучающимися профессиональных компетенций:
 ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.  ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. Результатом освоения ПМ 02 Участие в разработке информационных систем является овладение обучающимися профессиональных компетенций:  ПК 2.2 Программировать в соответствии с требованиями технического задания.  ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.  ПК 2.4. Формировать отчетную документацию по результатам работ. Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Жизненный цикл ИС
-
это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации. Традиционно выделяются следующие основные этапы жизненного цикла программного ИС: 1) анализ требований, 2) проектирование, 3) разработка, 4) тестирование и отладка, 5) эксплуатация и сопровождение.
В ходе выполнения курсового проекта по ПМ 01 студентами выполняются работы по анализу предметной области и моделированию информационной системы. При работе с курсовым проектом по ПМ 02 студенты разрабатывают, тестируют и осуществляют сопровождение информационной системы по модели, спроектированной в рамках ПМ 01. Т.е. при работе на двумя курсовыми проектами, студенты рассматривают ряд событий, происходящих с системой в процессе ее создания и использования. Проходят все стадии жизненного цикла, отражая различные состояния системы, начиная с момента возникновения необходимости в данной ИС и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления. Моделируют процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования. В заключение хочется сказать, что применение проектной деятельности в процессе обучения помогает студентам осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у студентов возрастает мотивация к изучению дисциплин. Используя информационные технологии (то есть систему приемов с привлечением всех возможностей компьютера) в проектной деятельности, у них автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 124-126. 2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007. 3. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10. 4. Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151. 5. Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. N 4. Т.2. С. 115-117. 6. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. С. 132


В раздел среднее профессиональное образование