"Модель потребительской оценки качества образовательных услуг среднего профессионального образования"
статья
Автор: Зворыгина Людмила Николаевна, преподаватель специальных дисциплин, КГБ ПОУ "Шушенский сельскохозяйственный колледж", Пгт. Шушенское, Красноярский край
В раздел среднее профессиональное образование
МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Основным аспектом качества СПО является адекватность его результата существующим и перспективным потребностям потребителей и заинтересованных сторон. Согласно проведённым исследованиям запрос потребителей к образовательному учреждению на данный момент выражен слабо, и не осознана потребность оценивать деятельность ОУ как учреждения, оказывающего образовательные услуги в районе. Отсутствует перечень критериев оценки образовательного учреждения с точки зрителя потребителей. Большинство потребителей не готовы к осуществлению оценки качества образовательных услуг, им необходима специальная подготовка для того, что б стать полноправным субъектам такой оценки. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигнутых результатов социальным, нормативным требованиям и личностным ожиданиям (Лебедев О.Е.). Оценка качества образовательных услуг является частью управленческого процесса и отвечает за важное выявление такого факта, как отклонение фактических результатов образовательного процесса от целевых требований. Оценке присущи все атрибутивные характеристики деятельности: субъект, цель, метод, средства и результат [2]. Потребительская оценка качества образовательных услуг представляет собой важнейший элемент обратной связи между производителями услуги и её потребителями. Процедура такой оценки представляет собой совокупность операций, включающих выбор показателей качества оцениваемых услуг, определение значений этих показателей и сравнение их с установленными потребительскими требованиями, а так же определение степени их соответствия. Потребительская оценка качества образовательной услуги предполагает оценку целей, условий, процесса и результатов обучения, как на
входе, так и во время обучения, в завершающем этапе (выходе), а так же и через некоторое время после окончания учебного заведения [3]. На сегодняшний день существуют различные виды оценок качества образовательных услуг: независимая, внешняя и внутренняя, общественно- профессиональная аккредитация и государственная аккредитация, есть самообследование и система менеджмента качества внутри. Основными предназначениями потребительской оценки качества образовательной услуги является: -диагностика уровня развития ОУ и зоны его ближайшего развития, соответствующей целям качественного и доступного профессионального образования; -целостности ОУ с соблюдением баланса между процессами функционирования и развития (не останавливаться на своём развитии, но и не увлекаться ненужными инновациями); -стабильность процессов развития в учреждениях СПО за счёт налаживания обратной связи и получения информации об изменяющихся внешней и внутренней ситуации; -условий для достижения трёх целей: повышение эффективности работы ОУ; повышение качества образования; развития потенциальных способностей участников оценочных процедур к реализации экспертно- оценочной деятельности и постоянный рост их самостоятельности; - открытость образовательного пространства учреждения и его интеграции в региональную и федеральную системы образования посредствам создания социально-профессиональной среды, и отработки нового типа взаимодействия с представителями социума; -инновационного развития ОУ посредствам актуализации проблемных точек и разрывов в деятельности. Потребительская оценка качества образовательной услуги рассматривается как системаобразующий элемент, обеспечивающий запуск и устойчивость процессов развития в ответ на обнаружение разрыва в деятельности, формировании социально-профессиональной среды и
возможности саморазвития ОУ в условиях изменяющихся внутренних потребностей и внешних воздействий. Модель потребительской оценки качества образовательных услуг имеет самостоятельную ценность как инструмент организационного управления при реализации стратегических планов развития ОУ или ситуативной реорганизации деятельности. Главными функциями такой оценки являются: диагностическая, рефлексивная (анализ, критика и нормирование деятельности), прогностическая (опережающий результат в оценки необходимый для выявления направления развития), формирующая ( развитие потребительских способностей субъектов в процессе оценки, формирование новых), контролирующая (своевременное получение информации о сбоях в образовательной деятельности). Цель потребительской оценки качества образовательной услуги- получение информации о сильных и слабых сторонах образовательных услуг для разработки планов развития и совершенствования. В случае появления проблемных ситуаций, таких как, например несовпадение качества образования с потребительскими требованиями, оценка признана выявить причины их появления в ходе реализации образовательных услуг. Основной целью оценки качества является выявление ключевых точек, нуждающихся в усовершенствовании и прогноза путей улучшения[4]. Так в зависимости от цели оценка может быть формирующей или итоговой. Содержание оценки определяется субъектами (потребителями), а так же выбором объектов оценки. В качестве субъектов потребительской оценки качества образовательных услуг выступают потребители услуг (обучающиеся, родители, работодатели, общественные организации, профессиональные сообщества). Объектами оценки качества образовательных услуг можно считать все, что входит в сферу этих услуг и влияет на их качество. Главный показатель качества объекта оценки- это соответствие объекта своему назначению, то есть целесообразность. В качестве объектов оценки выступают: миссия, цели и стратегия ОУ; учебные планы, образовательные и воспитательные программы; деятельность
ОУ по управлению качеством образования; проекты инновационной и экспериментальной деятельности ОУ и педагогов; результаты образовательных услуг; инновационная деятельность педагогических работников ОУ[4]. Потребительская оценка должна производиться на различных стадиях жизненного цикла образовательного процесса. Модель потребительской оценки качества представлена в таблице. Таблица 1 Модель потребительской оценки качества образовательных услуг Этапы цели Ведущие субъекты оценки Критерии оценки Ведущие методы и формы Проектирован ие образовательн ых услуг, программ развития, образовательн ых программ Установление потребительск их требований к условиям и результатам услуг (программы), определение показателей качества для фиксации в нормативных документах (учебных планах, программах, договорах практик идр.) Представители всех заинтересованн ых сторон (обучающиеся, студенты, их родители, работодатели, общественность, работники ОУ и др.) Соответствие замыслов и проектов (программ) развития социально- профессионально му контексту, потребителям заинтересованны х сторон. Всевозможные методы и формы открытых обсуждений, общественная экспертиза, опросы общественного мнения, общественные слушания, семинары, тематические группы, консультировани е, проектная и исследовательск ая деятельность. Оказание образовательн ых услуг (реализация программ) Определяются фактические значения показателей качества по результатам контроля. Оценивается уровень качества и принимаются соответствующ ие решения по управлению качеством. Обучающиеся (на всех стадиях и этапах обучения), члены профессиональн ых ассоциаций, представители общественных организаций, работодатели- привлечённые для участия. Изменения уровня развития личностных и профессиональн ых компетенций. Соответствие ожиданиям потребителя. Общественно- профессиональн ая аттестация , рефлексия, Ассесмит-центр, опросы, наблюдения, методы проектов и исследовательск их работ, кейсы или проблемно ориентированны е практические работы. Завершающий и этап «постобучение Оценивается качество результатов для Представители работодателей, профессиональн Уровень развития профессиональн ых и личностных Общественно профессиональн ая экспертиза.
» принятия управленчески х решений, направленных на развитие деятельности ОУ ых сообществ (приглашенных к участию в учебном процессе, практике, стажировки и итоговой аттестации), молодые специалисты. компетенций. Соответствие результатам обучения социально- профессионально му контексту, потребителям заинтересованны х сторон. Независимая сертификация профессиональн ых компетенций. Анкетирование или участие в опросах. Привлечение потребителей (работодателей, общественных организаций, обучающихся) к участию в оценки качества является формирование социально-педагогической среды как формы совместной партнёрской деятельности различных субъектов. В качестве ведущих методов и форм выступают проектная деятельность, социальные практики, событийная деятельность, конкурсы и рефлексия этой деятельности. Ведущими субъектами оценки качества образовательных услуг должны стать обучающиеся- процесс превращения студента (обучающегося) в специалиста должен контролироваться самими обучающимися по чётким, личностно значимым и понятным критериям. Только при этих условиях, по мнению Вербицкого А.А., можно рассчитывать на возникновение познавательной мотивации и превращение её в профессиональную мотивацию и заинтересованное участие обучающихся в процессе перехода от учения в труду. Библиографический список 1. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2006. - 256 с. 2. Воронова O.E. Через инновации к новому качеству подготовки специалистов / O.E. Воронова // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. -С. 73-76. 3. Кобелев О.И., Лякина О.В. Повышение качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. № 2, 2008. - С. 41-42. 4. Оценка качества профессионального образования. Доклад 5, май 2001. / Под общей редакцией В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта. М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.-186 с.
В раздел среднее профессиональное образование