Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Анализ социально-психологического здоровья студентов"

Доклад

Автор: Балушкина Александра Александровна, тренер-преподаватель, ДЮСШ "Юность", город Аксай, Ростовская область



В раздел среднее профессиональное образование




Балушкина А.А



АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

СТУДЕНТОВ.
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется ростом напряженности жизни, ее темпа, постоянно увеличивающимся потоком информации, интенсификацией межличностной коммуникации. В то же время, здоровье людей является неотъемлемым условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Тем самым, повышение рейтинга здоровья в системе ценностей студентов, обучение оценке качества и количества здоровья, технологиям его обеспечения является необходимым условием успешности их социального и профессионального становления. Исследовательская работа посвящена
проблеме
исследования и анализа социально-психологического здоровья студенческой молодежи.
Цель исследования
– провести анализ социально- психологического здоровья студентов РИФКиС . В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие
задачи
: 1. Изучить социально-психологическое здоровье современной молодежи и процесс адаптации студентов в вузе. 2. Усовершенствовать экспресс-методику комплексного педагогического контроля оздоровительно-развивающей деятельности для анализа социально-психологического здоровья студентов. 3. Провести экспериментальный анализ социально-психологического здоровья студентов РИФКиС .
Гипотеза исследования:
предполагает, что усовершенствованная методика анализа позволит создать современный портрет социально-психологического здоровья студентов спортивного вуза.
Практическая значимость:
представленные методику и полученные данные социально-психологического здоровья студентов можно использовать на факультетах и в университетах, при подготовке и переподготовке кадров по физической культуре и спорту, а также в процессе спортивной и оздоровительной тренировки, в ДЮСШ и СДЮШОР, в фитнес клубах . Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы:
 анализ литературных источников;  педагогическое наблюдение;  тестирование;  педагогический эксперимент;  математической статистики;  анализа и синтеза. При изучении социально-психологического здоровья современной молодежи предлагают исследовать физически и психически здоровую социально-зрелую личность, условия правильного и здорового образа жизни, составлять портреты психологических расстройств личности, а также социально-психологический портрет личности проблемной молодежи и т.д. В то же время, становление социально-психологического здоровья зависит от темпов адаптации студентов к новым условиям существования, где исследуются такие факторы, как: характер учебной деятельности и соответствующие модели поведения студентов, стартовые условия учебы, выбор пути и профессии, требования к выпускникам технических, гуманитарных и спортивных вузов и т.д. На основании консультаций с ведущими спортивными педагогами, специалистами и тренерами, с применением методов моделирования и анализа литературы, нами произведено усовершенствование методики КПК ОРД и предложено в экспресс- методике анализа социально-психологического здоровья студентов на социально-деятельностном уровне анализировать следующие параметры :  субъективное социальное благополучие;  социальную фрустрированность;  наличие депрессии;  соответствие здоровья профессии умственного труда. На психологическом уровне анализ здоровья студентов рекомендовано осуществлять по параметрам :  агрессивного поведения;  стресса личности;  ситуативной и личностной тревожности Для составления портрета социально-психологического здоровья студентов РИФКИС, нами проведено три
педагогических

эксперимента
в течение 2011-2015 годов. Так, в конце 2012 года, проведен
первый
естественный, открытый, сравнительный констатирующий педагогический эксперимент с группой студенток дневного отделения специализации «Теория и методика гимнастики», членов команды «Оскар» по эстетической гимнастике, в количестве 5 человек. Полученные данные указаны в таблице 1 и на рисунках 1 и 2.
Так, по параметрам благополучия, фрустрированности и соответствия профессии умственного труда, выявлены существенные отклонения (в сторону увеличения) от рекомендованных норм. В то же время, параметр депрессии, находится в зоне нормы. Такие аспекты, как агрессивное поведение и стресс личности занижены и не входят в зону нормы, а ситуативная тревожность - в норме, при завышенной личностной тревожности. Таким образом, обнаружены значительные отклонения у студенток–спортсменок РИФКиС, занимающихся эстетической гимнастикой, по социально-психологическим параметрам здоровья. Следующий,
второй
естественный сравнительный констатирующий педагогический эксперимент проводился в конце 2015 года в группах отделения заочного обучения специализаций «Теория и методика: гимнастики, единоборств, плавание» РИФКиС КГУФКСТ. В эксперименте приняло участие 10 человек. Так, по всем исследуемым социальным параметрам, выявлены существенные отклонения (в сторону увеличения) от нормы. Такие аспекты, как стресс личности и агрессивное поведение занижены и не входят в зону нормы, а ситуативная тревожность - немного выше нормы, при завышенной личностной тревожности. В целом, этот портрет, при интерпретации, выглядит несколько хуже, чем портрет студенток-гимнасток. Это позволяет сделать вывод о необходимости применения и разработки методик и технологий оздоровительно-воспитательной и социально- психологической работы, адекватных насущным задачам высшей школы.
Третий
педагогический сравнительный последовательный эксперимент был проведен нами со студенткой ОЗО специализации «Теория и методика гимнастики», КМС по художественной гимнастике Вершининой А.Н. (псевдоним) с 2011 по 2015 года с тестированием на первом и пятом курсах обучения. Полученные данные указаны в таблице 3 и на рисунках 5-8. Так, на первом курсе можно увидеть, что по параметрам социального здоровья - у Вершининой А.Н. есть значительные отклонения, по всем показателям, но наиболее существенными явились показатели депрессии. По параметрам психологического здоровья, наиболее выражены показатели агрессивного поведения и личной тревожности. В плане интерпретации, можно сказать, что такая картина свидетельствует о проблемах социализации студентки, присутствием депрессивного настроения, сопровождающегося агрессивным поведением, как способе защиты от окружающего мира.
В то же время, на пятом курсе, у этой же студентки, можно увидеть нормализацию показателей социально-психологического здоровья, по всем исследуемым параметрам. Необходимо отметить, что к этому времени, исследуемая, уже была успешно включена в различные профессиональные (в том числе, и спортивные) виды деятельности, повысила свою дисциплину и успеваемость по изучаемым в вузе предметам. Это позволяет сделать вывод о позитивном воздействии спортивного образования на её социализацию и высокую степень индивидуального подхода, педагога спортивной специализации в работе, с рассматриваемой студенткой. Таким образом, выявленные портреты студентов РИФКиС выполняют погранично-охранную функцию диагностирования социально-психологических отклонений, а также предоставляют хорошую возможность разработки спортивно-оздоровительных рекомендаций для создания благоприятных условий повышения качества высшего профессионального образования по ФКиС. В итоге, можно сказать, о гипотезе исследования, что применение усовершенствованной методики экспресс анализа социально- психологического здоровья, позволит создать современный портрет студентов спортивного вуза, подтвердилась.


В раздел среднее профессиональное образование