"Формирование поездов и производство маневровых работ с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 "ВМ"
Учебное пособие
Автор: Гаврилова Ольга Ивановна, преподаватель высшей категории, "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II" (МГУПС (МИИТ) НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ МИИТ, город Нижний Новгород
В раздел среднее профессиональное образование
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ
СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II»
(МГУПС (МИИТ)
НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ МИИТ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине
«Техническая эксплуатация и безопасность движения»
Специальность:
23.02.01Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам)
Тема «
Формирование поездов и производство маневровых работ
с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 «ВМ»»
Выполнил: преподаватель высшей категории Гаврилова О.И.
Нижний Новгород , 2016г.
Формирование поездов и маневровая работа с вагонами,
загруженными ВМ
ВМ перевозятся в грузовых поездах одиночными вагонами, группами вагонов и маршрутами с постановкой соответствующего прикрытия, сформированных в пределах норм по весу и длине, предусмотренных графиком движения поездов. Разрешается включать вагоны с ВМ в тяжеловесные поезда. ВМ с условными номерами 119, 126, 137, 141, 179, 182, 350, 351, 352, 360, 361, 362, 363, 365 должны перевозиться только специальными поездами. Порядок пропуска специальных поездов устанавливается железнодорожной администрацией. Между сортировочными и участковыми станциями вагоны с ВМ могут следовать со всеми грузовыми поездами в соответствии с планом формирования. Такие вагоны с промежуточных станций на ближайшие участковые или сортировочные станции и в обратном направлении могут следовать со сборными, вывозными поездами или диспетчерскими локомотивами, а между станциями узла и узловыми станциями - с передаточными и вывозными поездами. Сборный поезд, в состав которого включены вагоны с ВМ, должен обслуживаться составительской или кондукторской бригадой (сопровождающей поезд, работающей с диспетчерским локомотивом на участке или находящейся в штате промежуточной станции).
Запрещается перевозка ВМ в поездах
: пассажирских и почтово-багажных (кроме перевозок табельного оружия и боеприпасов к нему, воинских караулов и команд министерств обороны, внутренних дел, службы безопасности и нарядов военизированной охраны железных дорог); людских, а также имеющих в составе (кроме воинских эшелонов) отдельные вагоны с людьми (кроме вагонов, занятых личным составом эшелона); соединенных; с негабаритными грузами верхней третьей, нижней третьей и больших степеней, боковой четвертой и больших степеней негабаритности; имеющих длину более вместимости приемо-отправочных путей на участках следования таких поездов. Не допускается постановка вагонов с ВМ в поезда ближних назначений, если по плану формирования для отправки этих вагонов предусмотрены более дальние поезда. Дежурные по отделению, станционные и маневровые диспетчеры при планировании поездной работы обязаны специально рассматривать возможность первоочередного отправления поступающих на станцию вагонов с ВМ меньшим количеством поездов. На отдельных направлениях перевозки ВМ могут осуществляться согласованными поездами. Указанные поезда устанавливаются в графике движения при перевозке по одной железной дороге - железнодорожной
администрацией, по двум и более железным дорогам - Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту по согласованию с железнодорожными администрациями, участвующими в перевозке.
Примечание.
Под словами "железная дорога" понимаются все железные дороги одного государства.
Прикрытие
Вагоны с ВМ при наличии в перевозочных документах штемпеля
"Прикрытие"
при постановке в поезда и производстве маневровой работы должны иметь прикрытие не менее минимальных норм, указанных в табл. 1. В качестве прикрытия в поездах, в которых следуют вагоны с ВМ, должны ставиться вагоны с неопасными грузами или порожние вагоны и цистерны из-под неопасных грузов. Порожние или груженые платформы (в том числе указанные в табл. 1), а также транспортеры можно использовать в качестве прикрытия с постановкой не ближе второго вагона от вагонов с ВМ. В воинских эшелонах допускается совместная перевозка ВМ с другими опасными грузами, принадлежащими эшелону, с постановкой между ними прикрытия - не менее одного вагона. (В качестве прикрытия в поездах, в которых следуют вагоны с ВМ, должны ставиться вагоны с неопасными грузами или порожние вагоны и цистерны из-под неопасных грузов. Порожние или груженые платформы, а также транспортеры могут использоваться в качестве прикрытия с постановкой не ближе второго вагона от вагонов с ВМ.) Маневровый локомотив, выдаваемый на станцию для производства маневровой работы с вагонами, загруженными ВМ, обязательно должен быть оборудован радиосвязью, а составитель поездов - иметь исправную носимую радиостанцию. Дежурный по станции, маневровый диспетчер или дежурный по горке при необходимости производства маневров с вагонами, загруженными ВМ, обязан поставить об этом в известность составителя поездов, а последний - своего помощника и машиниста локомотива в порядке и средствами, установленными местной инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ.
МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРИКРЫТИЯ В ПОЕЗДАХ И
ПРИ МАНЕВРАХ ДЛЯ ВАГОНОВ, ЗАГРУЖЕННЫХ
«
ВМ
» Таблица № 1 Условия, при которых требуется прикрытие Число вагонов прикрытия для ВМ с условными номерами, указанными в п. 3.9.2 Число вагонов прикрытия для прочих ВМ От ведущего локомотива: всех крытых специализированных вагонов с ВМ (независимо от вида тяги и топлива) 3 3 платформ и полувагонов с ВМ от: паровоза на твердом топливе 5 3 других видов локомотивов 3 3 От хвоста поезда с учетом последнего вагона, в том числе при подталкивании 3 3 От вагонов, занятых личным составом эшелона 3 3 От подвижного состава (вагонов, локомотивов в недействующем состоянии, кранов и других механизмов на железнодорожном ходу) с проводниками, специально выделенными работниками для сопровождения грузов, караулами, нарядами охраны 3 1 От вагонов с опасными грузами (кроме вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1) 3 3 От вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1 Запрещается 3 От порожних цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов 1 1 От вагонов с ВМ с условными номерами, указанными в п. 3.9.2 (115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 182, 199) 3 3 От вагонов с прочими ВМ 3 0 От платформ и полувагонов с лесоматериалами, стальными и железобетонными балками, рельсами, трубами 1 1
и тому подобными грузами, погруженными с выходом за пределы концевой балки и транспортеров От паровоза на твердом топливе, тепловоза (паровоза) при маневрах и при подаче (уборке) вагонов с ВМ на подъездные пути 1 1
Маневровая работа с вагонами загруженными ВМ
Если в перевозочных документах на вагоны с ВМ или на вагоны из состава воинского транспорта имеется штемпель
"Не спускать с горки"
, то маневры с ними должны производиться осаживанием или "съемом" локомотивом со стороны подгорочного парка с соблюдением норм прикрытия с особой осторожностью, без толчков и резких остановок. Скорость соударения вагонов с ВМ при их сцеплении с другими вагонами или с локомотивом не должна превышать 3 км/ч. Пропуск этих вагонов через сортировочную горку должен производиться только с локомотивом. После постановки на сортировочные пути эти вагоны должны немедленно ограждаться со стороны горки, полуторки или вытяжки двумя охранными тормозными башмаками, укладываемыми на оба рельса через 25 м друг от друга таким образом, чтобы общее расстояние от ограждаемых вагонов с ВМ до тормозного башмака, расположенного первым от сортировочного устройства, было не менее 50 м. Последующие отцепы, направляемые на эти пути, должны быть остановлены до места расположения охранных тормозных башмаков с накоплением группы, состоящей не менее чем из 10 вагонов. Нормальный режим роспуска вагонов или их направление при маневрах толчками может восстанавливаться только в том случае, если вагоны с ВМ (или вагоны транспорта) прикрыты этой группой вагонов, предварительно соединенной с ними. Если расстояние от вагонов с ВМ или вагонов транспорта до конца парковой тормозной позиции со стороны горки, полуторки или вытяжки менее 50 м, то последующие отцепы на эти пути должны направляться только посредством осаживания. Вагоны с ВМ, не имеющие в перевозочных документах штемпель
"Не спускать с горки"
, допускаются к роспуску с сортировочных горок и производству маневров толчками. Скорость соударения таких вагонов при сцеплении с другими вагонами не должна превышать 5 км/ч. В процессе роспуска дежурный по горке (оператор распорядительного поста) или горочный составитель должен информировать операторов исполнительных постов, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов об отцепах с вагонами, загруженными ВМ. Все работники, участвующие в роспуске, при спуске с горки таких отцепов, а также при пропуске любого отпела на пути, где имеются вагоны с ВМ, должны быть особенно внимательными, обеспечивать безопасность роспуска и сохранность подвижного состава. Скорость надвига, а также сила торможения на
тормозных позициях должны регулироваться с учетом создания необходимых интервалов между отцепами и безусловного соблюдения установленных скоростей при соударении этих вагонов с другими. Такой же порядок и меры безопасности должны соблюдаться с указанными вагонами и при производстве маневров толчками. Перед началом производства маневров вагонами, загруженными ВМ, специалисты и команды, сопровождающие груз, а также начальник караула и стрелок военизированной охраны железных дорог должны предупреждаться работником станции о предстоящих маневрах в соответствии с местной инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ.
Не допускается
передача машинистом управления локомотивом помощнику машиниста при производстве маневров с вагонами, загруженными ВМ.
Требования к местам стоянки, порядку закрепления и ограждения
вагонов с ВМ на станционных путях.
Места стоянки, порядок закрепления и ограждения вагонов с ВМ вне поездов, кроме случаев нахождения их под накоплением на сортировочных путях, устанавливаются ТРА станции в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах. Инструкции по сигнализации на железных дорогах и местной инструкции. Вагоны с нарядами охраны или со специалистами грузоотправителя (грузополучателя) ставятся на том же или смежном пути на расстоянии не более 50 м от сопровождаемых ими вагонов с ВМ. Закрепление вагонов на станционных и погрузочно-выгрузочных путях производится в порядке и по нормам, установленным ТРА станции. Подача, уборка вагонов с ВМ на подъездных путях арсеналов, баз и складов, производится, как правило, тепловозами или паровозами на жидком топливе. Там, где подача, уборка вагонов производится паровозами на твердом топливе, они должны быть оборудованы искрогасительными устройствами и, кроме того, при выполнении этих работ должны соблюдаться меры пожарной безопасности, установленные для каждого объекта комиссионным порядком. Перед подачей вагонов под погрузку ВМ маневровый диспетчер (дежурный по станции) в порядке, установленном местной инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ, обязан убедиться в том, что вагоны осмотрены и признаны годными в техническом отношении для перевозки таких грузов. Вагоны с ВМ при подаче (уборке) на пути необщего пользования предприятий и организаций должны иметь прикрытие в соответствии с нормами, установленными приложением №16 ИДП (Вагоны с ВМ при наличии в перевозочных документах штемпеля
"Прикрытие"
при постановке в поезда и производстве маневровой работы должны иметь прикрытие не менее минимальных норм, указанных в Таблице № 1).
Местная инструкция
. На всех сортировочных и участковых станциях, станциях погрузки, выгрузки, перегрузки, перестановки вагонов с одной колеи на другую, а также на других станциях, где по усмотрению владельца инфраструктуры это необходимо, в
качестве приложений к ТРА станций должна разрабатываться местная инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ, утверждаемая владельцем инфраструктуры ж.д. путей общего или не общего пользования. В данной инструкции должны регламентироваться с учетом местных условий следующие вопросы: порядок оповещения работников станций, пунктов технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов, локомотивных депо, подразделений военизированной охраны железной дороги, специалистов, караулов, нарядов охраны и команд, сопровождающих и охраняющих грузы, о предстоящем приеме и отправлении поездов, производстве маневров и других операций с вагонами, загруженными ВМ; порядок приема, сквозного пропуска, подготовки к отправлению и отправления поездов, а также производства маневровой работы с вагонами, загруженными ВМ; порядок документирования выдачи на маневры локомотивов с исправными искрогасительными и искроулавливающими устройствами; порядок выключения автотормозов при производстве маневровой работы; порядок выполнения операций по техническому обслуживанию и коммерческому осмотру поездов и вагонов, загруженных ВМ; порядок учета нахождения на станции вагонов с ВМ и их идентификация, при необходимости, с аварийными карточками; меры безопасности при экстремальных погодных условиях и осложнениях работы (туман, метель, ливень, ураганный ветер, снежные заносы, отказ технических средств и т.д.); порядок информации работников станции о возникновении аварийных ситуаций и их действиях; условное обозначение вагонов с ВМ в технических документах; подача устных команд при производстве маневровой работы и другие необходимые сведения; порядок производства маневров с вагонами с ВМ на сортировочных горках в случаях разрешения или запрещения роспуска с горок; место отстоя вагонов с ВМ, находящимися вне поездов или под накоплением; письменные наряды на производство работ с ВМ; другие местные особенности, устанавливаемые железными дорогами. В местных инструкциях по обслуживанию путей необщего пользования , принимающих под выгрузку или отправляющих вагоны с ВМ, должны быть определены маршруты подачи и уборки таких вагонов, скорости передвижения маневровых составов с ними, порядок следования через переезды и охраны маршрутов, а также другие меры, необходимые для обеспечения безопасности в зависимости от местных условий.
В раздел среднее профессиональное образование