"Сергий Радонежский и его участие в созидания немеркнущего облика Святорусского государства"
проблемная статья
Автор: Валюченко Владимир Викторович, преподаватель (высшей категории)общественных дисциплин,к.ю.н., ГАПОУ "МКИ", Магадан
В раздел среднее профессиональное образование
Валюченко Владимир Викторович НОУ ВПО «МУФО» ОГБОУ «МКИ»
Тема: «Сергий Радонежский и его участие в созидания немеркнущего
облика Святорусского государства»
Введение.
Преподобному Сергию Радонежскому выпала роль собирателя духовной мощи Руси и созидания немеркнущего облика Святорусского государства. Духовное делание, проповедником которого был Сергий и его ученики имело не меньшее значение в возрождении России, чем активная деятельность московских князей на поле брани и за столом переговоров с другими князьями, литовскими и ордынскими владыками. Для того чтобы по достоинству оценить роль Сергия в историческом процессе, связанном с борьбой русского народа за свою независимость, нам необходимо обратиться к основным событиям, происходившим на Руси в последние три десятилетия 14 века.
Отрочество Святого.
Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 г. в семье ростовского боярина Кирилла и был крещен с именем Варфоломея. Знамение духовного величия преподобного проявилось еще до его рождения. Согласно свидетельству жития, однажды, во время церковной службы, младенец трижды воскликнул в утробе матери – “и бысть страх на всех слышащих сиа”. Новорожденный мальчик в постные дни отказывался от груди матери, но не только не страдал от этого, но “и лице, и сердце, и очи весели и всячески младенцу радостна сущу, яко и ручками играше”. После этого мать и все родные окончательно уверовали в то, что младенец облечен Божией благодатью. Когда Варфоломей подрос его отдали учится, но грамота давалась ему с трудом, что очень огорчало отрока и вызывало нарекание от отца и братьев Стефана и Петра. Мальчик втайне часто молился Богу со слезами, говоря: “Господи! Ты дай же ми грамоту сию, Ты научи мя и вразуми мя”. Однажды, когда Варфоломей был послан отцом на поиска стада, он встретил старца, молящегося в поле под дубом. Старец, увидев мальчика, подозвал его к себе и, благословив, спросил: “Да что ищеши, или что хощеши, чадо?”. Варфоломей отвечал, что его сокровенное желание – познать грамоту. Старец помолился за отрока и дал ему часть просфоры, с которой и
передалась Варфоломею благодать разумения грамоты. Дома мальчик неожиданно для всех и для самого себя, начал уверенно читать псалом, по благословению старца, начавшего служить церковную службу в доме родителей Варфоломея – “яко от Бога дасться ему книжный разум, а не от человек”.
Рознь на Руси
Разорение Ростовского княжества Иваном Калитой вынудило боярина Кирилла покинуть город и переселиться в городок Радонеж, в пределах Московского княжества. Сыновья Кирилла подрастали – Стефан и Петр женились, один только Варфоломей не собирался создавать семью – его влекло монашество. Родители не возражали юноше, просили не оставлять их одних наедине со старостью и болезнями. Через несколько лет Кирилл и Мария приняли монашеский постриг и скончались. После сорочин по родителям Варфоломей удалился в “место пустынное”. С юношей удалился от мира и его брат Стефан, который к этому времени овдовел. Братья поставили посреди леса келию и деревянную церковь, которую освятили во имя Святой Троицы. Так начался долгий молитвенный и отшельнических подвиг святого. Стефан, хотя и был старше годами, но не смог терпеть тягот пустынножительства – “житие жестоко, отвсюду теснота, отвсюду недостатки” – покинул радонежские леса, пришел в Москву и принял постриг в Богоявленском монастыре. В Москве Стефан выделился своим “добрым житием”, был возведен в сан иеромонаха, затем, стал игуменом и духовником великого князя Семена Гордого, московского тысяцкого Василия Вельяминова и других старейших бояр.
Постриг.
Варфоломей же продолжал жить в лесной чаще и молился о молился о том, чтобы сподобиться ему монашества. Призвав к себе игумена Митрофана, Варфоломей попросил постричь его монахи. Игумен вошел в церковь и 7 октября постриг Варфоломея, дав ему имя Сергия. В это время преподобному было 23 года. Годы провел Сергий в одиночестве “живяху о Бозе”. Многие искушения и страхи находили на него – являлись бесы, одетые в литовские одежды и островерхие шапки и “на блаженного зубы скергчюще и грозяще ему”, но растаяли от молитвы святого. Стаи волков “выюще и ревуще” около одинокой келии. Повадился приходить к Сергию медведь, с которым отшельник делил кусок хлеба, иногда же, когда не было хлеба “тогда бо абие пребываста алчюща, сам же и зверь”. Сергий укрылся от мира, желая провести жизнь в молитве и постничестве, спасая свою душу, но Богом ему был определен иной жребий. Прослышав о святой жизни отшельника, к нему начали стекаться “богобоязнивые”. Тщетно отшельник пытался избавиться от людей, указывая им на тяготы пустынножительства, наконец, был вынужден смириться, предчувствуя, что вокруг его келии суждено возникнуть монастырю. Со временем, братия увеличивалась и преподобный, уступая мольбам своих учеников, согласился
принять священство и игуменство. Епископ Афанасий Волынский, заменявший митрополита Алексия, находившегося в Константинополе, поставил Сергия в игумены.
Игумен Сергий и его труды во благо Церкви и Государства.
Много трудов и даже бед претерпел преподобный игумен, управляя своим монастырем, но Божественное заступничество и помощь сопровождали Сергия. Слава о монастыре и его святом игумене широко распространилась на Руси. К Сергию приходили за духовным советом и благословением множество русских людей, от князей и бояр до крестьян, и преподобный не отказывая никому, наставлял и укреплял их на путь спасения. Число учеников Сергия постоянно росло, со временем в сердцах многих из них возгорелось желание отшельничества. Святой игумен благословлял их на подвиг и отшельники покидали стены монастыря. Но в и им было суждено повторить судьбу своего учителя – основанные учениками Сергия одинокие пустыньки привлекали к себе искателей душевного спасения, и становились монастырями. Так возникли Савво-Сторожевский (Рождественский) под Звенигородом, Авраамиев (Успенский) под Чухломой, Павлов-Обнорский (Троицкий) в костромских лесах, Спасо-Ефимьев (под Суздалем), Макарьев- Желтоводский (под Нижним Новгородом). Духовная генеалогия преподобного Сергия Радонежского продолжалась и после его кончины, последовавшей 25 октября 1392 г., ученики учеников радонежского игумена основали Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Пафнутьев-Боровский, Ферапонтов, Калязин монастыри – ставшие в XV—XVI вв. крупнейшими центрами духовной жизни, книжности и церковного искусства. Огромное значение имели монастыри школы преподобного Сергия Радонежского и в хозяйственном освоении окраин Русского государства, осваивая и заселяя лесистые и пустынные места монастыри преображали землю, расчищая путь крестьянину, торговцу и горожанину. Немало монастырей было основано и самим Сергием. Около 1360 г. Сергий вместе с митрополитом Алексием основал монастырь во имя Спаса Преображения, в котором первым игуменом стал его ученик Андронник, а вторым, другой ученик – Савва. В 1374 г. по просьбе князя Владимира Андреевича Серпуховского преподобный основал в Серпухове Высоцкий монастырь, в котором оставил игуменом своего ученика Афанасия. В 1377 г. Сергий и митрополит Алексий основали другой монастырь под Москвой – Симонов (Успенский). Его первым игуменом стал ученик и племянник Сергия Федор, сын Стефана, впоследствии, возглавивший ростовскую кафедру. В отличие от митрополита Алексия Сергий был далек от дел сильных мира сего. Однако, и ему довелось способствовать укреплению власти московского князя. Мудрый старец по просьбе московского князя ездил к суровому князю
Олегу Рязанскому и “тихими и кроткими словесы” уговорил его на мир. В другой раз, Сергий ездил в Нижний Новгород, уговаривать младшего из князей покориться старшему, стороннику Москвы. Сергий поддержал Дмитрия Московского в стремлении бороться с Ордой и благословил его на битву. Сама идея противостояния Орде питалась и чудотворным наставничеством Сергия Радонежского. “Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло: своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертней, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть в нем тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч”, – писал В.О.Ключевский о значении преподобного Сергия для русского народа и государства.
Куликовская битва и деяния Сергия Радонежского.
Духовное пробуждение русского общества наиболее ярко проявилось в противостоянии Древней Руси иноземным завоевателям. Пиком, наивысшей точкой этого противостояния стала Куликовская битва - историческое событие, также связанное с именем преподобного Сергия. Из многочисленных историко-литературных источников нам известно, что перед кровопролитным сражением с полчищами хана Мамая московский князь Дмитрий приехал в Троицкий монастырь за благословением преподобного Сергия на предстоящую битву. Отслужив молебен, игумен радонежской обители пригласил Дмитрия на трапезу вместе с братией и, благословив князя, сделал, казалось бы, невозможное для монаха: краткий подвижник послал на бой с врагом двух троицких иноков, Пересвета и Ослябю, утверждая этим поступком мысль о том, что защита Отечества - святое дело, имеющее всенародную значимость. Победа русского народа на Куликовом поле, победа, которую предрекал князю Дмитрию преподобный Сергий, положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига: впервые за многие годы иноземного владычества русские люди, преодолев внутренние раздоры и разногласия, сплотились в единое войско и нанесли сокрушительное поражение завоевателям, защитив православную веру, отстояв свое культурно-историческое наследие. Путь русского народа к этой победе был долгим и мучительно трудным: не одно десятилетие потребовалось для того, чтобы люди, сломленные бесконечными неурядицами, смогли поверить в себя, в свои скрытые силы и подняться на защиту Отечества; нужно было воспитать в воинах мужество, собрать их в одно ополчение, пробудить в народе чувство национального самоопределения, национального подъема. Этому великому делу, делу духовного становления русской нации, и посвятил себя преподобный Сергий Радонежский.
Заключение
Еще задолго до Куликовской битвы подвижник осознал, что судьба русского народа, его духовная миссия, его спасение как творца и носителя самобытной культуры всецело зависят от единства Руси. Неоднократно преподобный Сергий выступал с миротворческой миссией, призывая русских князей прекратить разорительные междоусобные войны и обратиться к решению созидательных задач, направленных на укрепление государства. Таким образом, очевидно, что Сергий Радонежский принимал активное участие в созидания немеркнущего облика Святорусского государства. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Кучкин В. А. Сергий Радонежский. - Вопросы истории. – 1992. - № 10. 2. Георгиевский Г. Заветы Преподобного Сергия. – Сергий Радонежский. – М., 1991. 3. Васянин А. "АЛФАВИТ" №. 51-1, 1999-2000. 4. Борисов Н.С. И свеча бы не угасла... Исторический портрет Сергия Радонежского. - М., 1990; 5. Ключевский В. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства. Сергий Радонежский. – М., 1991. 6. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997 г
В раздел среднее профессиональное образование