КОП "Говорящие слова"
методическая разработка
Автор: Маркова Ирина Викторовна, учитель - логопед, МАДОУ "ЦРР - детский сад № 410" г. Перми, г. Пермь
В раздел среднее профессиональное образование
Кратковременная образовательная практика
«Говорящие слова».
Разработана учителем – логопедом Марковой И.В. Возраст детей: 6 – 7 лет. Количество детей: 8 человек. Длительность: 3 занятия (1 занятие в неделю). Место проведения: кабинет логопеда (2 –й корпус). 1. Пояснительная записка. Сложное слово – это слово, образованное сложением двух или более основ. Сложение слов может производиться разными способами: морфологическим, лексико-синтаксическим, условно-фонетическим. При морфологическом сложении новое слово образуется соединением значимых частей – основ слова – при помощи соединительных гласных: о после основ на твердый согласный, е после основ на мягкий согласный, шипящий или ц. Например: пар-о-ход, зме[й]-е-лов, каш-е- вар, солнц-е-пек. Значение такого слова легко получается на основе значений составляющих его частей. Таким образом, слово «говорит» нам о его значении. Морфологическое сложение – продуктивный способ словообразования; это значит, что таким способом можно образовывать новые слова (например, диск-о-вод). 2. Актуальность. Важнейшей особенностью детей старшего дошкольного возраста является возникновение у них устойчивого интереса к получению новых знаний и умений. Особенно важно привить им интерес к родному языку и дать доступные знания об особенностях словоизменения и словообразования русского языка, о правилах построения высказываний, необходимые в общении. Так, в соответствии с диагностикой речевого развития, старшие дошкольники должны не только понимать значение «сложных» слов, но и уметь образовывать такие слова с помощью слияния двух основ по аналогии.
Ребенку в современном мире крайне необходимо умение правильно строить свои высказывания, а также умения рассуждать, объяснять, доказывать свое мнение. Наконец, старшие дошкольники способны уже критически оценивать как речь окружающих, так и собственную, находя в речи ошибки или удачные моменты. В настоящее время наблюдается недостаток КОП речевой направленности. Диагностика же речевого развития детей подготовительных групп практически ежегодно выявляет недостаточный уровень составления детьми рассказов, проблемы в грамотном построении их высказываний, как монологических, так и диалогов. Надеемся, что данная практика повысит речевую активность и разовьет речевые умения у детей нашего МАДОУ. 3. Цель: Обогащение детского лексикона сложными словами, содержащими две основы. 4. Задачи: 1) Формирование первичного представления о «говорящих» словах. 2) Развитие умения объяснять значение таких слов в высказываниях – рассуждениях. 3) Формирование умения образовывать сложные слова способом слияния двух основ. 4) Формирование языковых умений: составление предложений – рассуждений, определение количества слогов в словах. 5) Развитие мышления, внимания, памяти; контроля за речью, умения оценивать высказывание. 6) Упражнение в чтении слов (для читающих детей). 5. Прогнозируемый результат: 1) Дети научатся отличать сложные слова от других слов по их признакам: они состоят из двух слов, по значению которых можно определить значение всего слова. 2) Дети научатся объяснять значение таких слов, а также образовывать сложные слова по заданной паре слов.
3) У детей разовьются навыки коммуникации, самоконтроля, психические функции. 6. Содержание: № зан яти я Название занятия Задачи Основное содержание 1. Что такое «говорящие» слова? 1.Форм-е первич. представления о сложных словах. 2. Развитие умения обяснять их значение. 3. Упражнение в составлении предложений, определении количества слогов. 4. Чтение слов. 1.Оргмомент – знакомство. 2.Понятие о «говорящих» словах на примере дырокола. 3.Дид. упражнение «Почему меня так назвали?» (с предметными картинками) 4.Выполнение заданий Знайкина: 1) Определение количества слогов в словах. 2) Вопрос о подберезовике. 3) Составление детьми предложений. 4) Чтение слов – названий картинок. 5. Итог. 2. Мы объясняем и создаем «говорящие» слова. 1. Закрепление понятия о двух признаках сложных слов. 2.Форм – е умения объяснять значение сложных слов. 3.Упражнение в образовании таких слов из слов, их составляющих. 4.Развитие 1.Огрмомент. Ребенок садится, если определил первый звук в своем имени. 2. Вопросы Знайкина. Закрепление понятия о «говорящих» или слож- ных словах. Два их признака:1) состоят их двух слов 2) по этим словам можно понять, что означает само слово. 3.Дид. упражнение «Конвейер слов»: Деление детей на группы из 3 человек. Первый ребенок называет картинку и два слова, составля-
мышления через распределение слов на 3 группы (транспорт, электроприборы, занятия человека) ющие название. Второй – находит соответствующие две карточки с написанными на них словами, читает их и объясняет значение слова. Третий ребенок находит само слово - название картинки, читает его и помещает в один из трех домиков (транспорт, электроприбо- ры, занятия людей). 4. Дид. упражнение «Создатели слов». На основе данных двух слов (слова читаются) дети поочередно «создают» сложное слово, находят нужное изображение и помещают картинку в один из домиков. 5. Дид. упражнение «Слова – фантазии». Детям необходимо по описанию придумать название несуществующих предметов: высоколет, острозуб, мелколист, маслонамазка, быстроед. 6. Итог. 3. Знатоки «говорящих» слов. 1.Обобщение знаний детей о сложных словах, их признаках. 2. Обогащение лексики детей сложными словами – названиями людей по их занятию, по их привычкам, названиями сказочных героев. 3.Закрепление умения подбирать название слова по его значению, а 1.Оргмомент. Дети по очереди отгадывают загадки с отгадками – сложными словами и объясняют их значение. 2.Дид. упражнение «Мяч по кругу беги - сложное слово сказать помоги!». Дети упражняются в назывании слова по его значению, которое зачитывает логопед от имени Знайки. 3.Дид. упражнение «Объясняльщики». Дети по очереди объясняют значение одного слова (занятия людей) и находят его изображение. 4. Фотоконкурс. Дети отмечают на данных им листах (с изображениями
также умения объяснять значение слова по его названию. 3.Формирование интереса к звучащему слову, к чтению книг. сказочных героев и людей по их качествам и привычкам) цифры от 1 до 8 в соответствии с номером зачи- тываемого логопедом слова. (Пишущие дети подписывают некоторые названия под картинками). Подведение итогов. Вручение призов, которые вместе с листами отдаются детям. 5. Итог. Обобщение знаний детей о сложных словах. Определение того, что было детям сложно, скучно, интересно. Беседа о первоклассни- ках (значение слова; необходимость знания букв русского языка, умения читать; важность интереса к чтению.) 7. Литература: 1) Игра «Говорящие слова».- Весна – Дизайн, 2013. 2) Федорова Л.Л. Сложные слова.- Ж-л «Русский язык».: 2002, № 44. 3) Вера Стерликова. Теория и методика развития речи детей. – Google Книги.
В раздел среднее профессиональное образование