"Формирование навыков здорового образа жизни воспитанников".
Методическая разработка комплексных программ социальной реабилитации по основным направлениям деятельности учреждения
Автор: Яблокова Ирина Николаевна, воспитатель, ГКУСОВО Кольчугинский детский дом интернат для умственно- отсталых детей, Кольчугино; Владимирская обл.
В раздел среднее профессиональное образование
Перспективный план по формированию навыков здорового образа жизни
М е с я ц Занятия Беседы Художественная литература Дидактические игры, опытная деятельность Сюжетно ролевые игры Работа с педагогами Закаливание Физкультурный досуг СЕНТЯБРЬ «Как устроено тело человека и сохранение его здоровья». Цели: - ознакомить детей с тем, как устроено тело человека; - формировать представление о связи двигательной активности и здоровья. «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; « Как движутся части тела»; « Как укрепить свои кости и мышцы»; « Как растет человек» Цели: - ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строение тела человека, а так же с возможностями движения различных частей тела; - воспитывать желание заниматься физкультурой. «Без осанки конь - корова», «Силушка по жилушкам огнём бежит». В. Драгунский Цели: -формировать представление о связи двигательной активности и здоровья. - воспитывать осознанное отношение к занятиям физкультурой. Д/и «Будь стройным» Цель: показать значение правильной осанки для здоровья человека. Д/и « Здоровые стопы» Цель: показать значение правильно подобранной обуви, избыточной массы тела и длительности хождения или стояния» Опыт «Наше сердце» Цель: смоделировать работу «здорового» - тренированного сердца и «слабого» не тренированного. «Спортивная школа» Вариант: тренировка спортсменов выбор упражнений для различных групп мышц. Консультация «Движение – это жизнь» Цель: познакомить воспитателей с физиологическими особенностями воспитанников. Дать совет по созданию двигательной активности детей. Цель: формировать сознательное отношение к закаливанию, развивать высокие адаптационные возможности организма ребёнка к природным факторам. Контрастно – воздушные ванны в помещении (увеличение холодовых нагрузок постепенно). Зарядка на свежем воздухе в течение года. Оздоровительный бег. Индивидуальные занятия в кабинете ЛФК с инструктором. ОКТЯБРЬ « Что мы делаем, когда едим». Цель: - ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения. « Зачем человеку желудок»; «Как ухаживать за зубами» (мед.каб.); « Что и как человек ест?» . Цели: - ознакомить детей со строением желудка и его роли в пищеварении; - воспитывать осознанное отношение к необходимости ухода за зубами. «На весь век не наешься». «На голодный желудок и песня не поётся». «Хочешь не хочешь, а есть надо». К. И. Чуковский «Айболит» Цель: дать знания о причинах заболевания желудочно- кишечного тракта. «Манная каша с бородой» Цель: уточнить понятие «аппетит», объяснить последствия плохого аппетита. Д/и «Путешествие по Стране Здоровья» Цель: учить противостоять рекламе Опыт «Как работает желудок» Опыт «Путешествие пирожка». Цель: систематизировать представление о работе органов пищеварения. Цель: показать способность желудка переваривать пищу. «Магазин» (овощной, хлебный, отделы, кафетерий) Вариант: предпочтени е в выборе продуктов отечественн ого происхожден ия, противостоя ние рекламе. Дискуссия о причинах плохого аппетита у детей. Беседа о правилах приема пищи. Воздушные ванны на улице (пробежка во время утренней зарядки на улице.) Развлечение: «Спортландия – страна здоровья» соревнования между детьми (прыжки, метание, лазание)
НОЯБРЬ «Дышите на здоровье» Цель: - дать знания о строении органов дыхания, значение чистого воздуха для здоровья человека. «Откуда в воздухе кислород?», «Как и для чего человек дышит», «Для чего человеку нос». Цели: - обогатить знания детей о свойствах и качестве воздуха; -ознакомить детей с органами дыхания. «Здоровью цены нет» Н. Семёнова «Как стать «Неболейкой» Цель: дать знания о пользе прогулок на свежем воздухе. Д/и «Как мы дышим» Цель: познакомить детей с работой органов дыхания. Опыт «Много ли воздуха в лёгких?» Цель: показать необходимость упражнений увеличивающих объём лёгких. Опыт « Причины храпа человека» Цель: выяснить почему человек храпит. Опыт « Воздух занимает место» Цель: показать, что воздух занимает место и попадает в легкие во время дыхания. «Строительство города» вариант: посадка деревьев для очищения воздуха. Консультация: «Дыхание и здоровье», «Что такое дыхательная гимнастика?». Цели: - раскрыть значение правильного дыхания в профилактике простудных заболеваний. - научить технике дыхательной гимнастики. Сухое обтирание, сон без маечек . Спортивный праздник «Мы спортивная семья» (эстафета соревнование по типу полоса препятствий) ДЕКАБРЬ « Режим дня» Цель: - сформировать у детей представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. « Знакомство детей с режимом дня в группе детского дома интерната», «Зачем нужно соблюдать режим дня?» «Здоровью надо помогать» Цели:- сформировать представление детей о режиме дня в группе; - уточнить необходимость соблюдения режима дня для здоровья, - научить рационально чередовать сон и период бодрствования. «Утро вечера мудренее». «Много спать – дела не знать». «Рано ложиться и рано вставать – горя и хвори не будешь ты знать». В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», О. Иваненко « Спокойной ночи» Цель: уточнить значение сна для здоровья. Альбом – сонник. Альбом колыбельных песенок (рисунки – модели). Цель: способствовать формированию полезной привычки к быстрому засыпанию. «Семья». Вариант: «Колыбельная для куклы – дочки» «Детский дом интернат» Вариант : режим дня (смена п/и спокойной деятельностью) Консультация: «Здоровье наших детей». Цель: дать знания о способах профилактики ранней усталости дошкольников. Воздушные ванны, совместная с воспитателем игра со снегом « Построй снежный замок». Прогулка в лесную зону.
ЯНВАРЬ « Микробы и вирусы» Цель: - дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах) « Можно ли пить воду из - под крана?», «Почему нельзя есть грязными руками?», «Кто нас лечит?», «Почему человек болеет?», «Зачем прикрывать рот рукой при чихании и кашле?». Цели: - познакомить детей с болезнями, передающимися через водопроводную воду и грязные руки; - сформировать привычку прикрывать рот при чихании и кашле; - уточнить причины некоторых заболеваний человека и кто помогает бороться с ними. П.Иванов « Зачем лечить болезнь, если можно ее предотвратить?» ; «Крепиться человек, крепче камня – ослабнет, слабее воды». «Здоров будешь, всё позабудешь». «Больному и богатство не мило». В. Катаев «Цветик -семицветик» Цель: - учить заботиться о своём здоровье. Д/и « Где спрятались микробы и вирусы?». Опыт « Рассмотреть под микроскопом каплю воды из - под крана и оттаявший снег» Цель: показать детям, что микробы не видны не вооруженным глазом, но представляют опасность. « Лаборант микробиологичес кой лаборатории» Вариант: рассматривание с использованием микроскопа, создание ситуации лаборатории, « Доктор» Вариант: обыгрывание ситуации обращения к врачу. Беседа с педагогами о путях передачи некоторых заболеваний ,о мерах их профилактики и предотвращении распространения в условиях детского дома интерната. Гимнастика пробуждения, воздушные ванны, сухое обтирание. Зимняя спартакиада (соревнования в зимних видах спорта (катание на санках). ФЕВРАЛЬ « Личная гигиена» Цель: - развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. «Как быть здоровым», «Чистота залог здоровья», «Здоровые зубки» «Микробам – бой» Цели: -уточнить знания о способах ухода за органами слуха, зрения, за полостью рта и кожей ; - закрепить знания о микробах и вирусах, о путях проникновения их в организм. - дать знания о роли личной гигиены в профилактике «Крепиться человек, крепче камня – ослабнет, слабее воды». Н. Найдёнова «Наши полотенца» Цель: дать знания о предметах личной гигиены. К.И. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Д. Родари « Люди из мыла» Цель: уточнить знания о значении соблюдения гигиенических правил. Д/и «Водяной лабиринт» Цель: учить правильно использовать воду в быту. «Где прячутся микробы?» Цель: научить ухаживать за руками, формировать умение подстригать ногти. «Детский дом интернат» Вариант: моем руки. «Будет мыло пениться и грязь куда то денется» Консультация: «Соблюдение гигиенических норм и правил – важный фактор ЗОЖ» Цель: раскрыть обязательность единства требований в формировании к/гигиенических навыков и привычек у детей. Гимнастика пробуждения, воздушные ванны, сухое обтирание. Развлечение ко Дню защитников Отечества «Не перевились на земле русской богатыри» (соревнования в ловкости, силе).
МАРТ «Витамины и полезные продукты» Цель: - рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. «Шиповник укрепляет наше здоровье», « Не всегда вкусное полезное», « Все о супах», « Каша радость наша», «Морковкина копилка» Цели: - дать знания о необходимости витамина «С» для укрепления защитных сил организма; - сформировать представление детей о здоровой пище. Ю. Тувим «Овощи», Л. Зильберг стихотворение, Н. Егоров Огород, капуста, помидор, наша яблонька, малина. ( Из книги « Огородный светофор»), В. Осеева « Печенье» Цель: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной , но и полезной. Д/и «Кулинарное лото», «Кто в домике живёт?» Цель: познакомить с витаминной ценностью продуктов питания. Д/и «Где растёт каша?» Цель: дать знания о продуктах растительного происхождения. Д/и «Во фруктовом царстве» Цель: дать знания о значении витаминов для здоровья. Д/и «Чудо – дерево» Цель: учить выбирать полезные продукты. Опыт «Молочная пища для здоровья» Цель: показать роль молока для укрепления костной системы и здоровых зубов. «Обед в семье» Вариант: составление меню (каша, суп, салаты для витаминизации). Магазин «У бурёнки». Вариант: реклама продуктов и блюд из молока. «На приёме у стоматолога» Вариант: советы по уходу за полостью рта, лечение зубов молочной пищей Консультация «Оздоровление питанием» Цель: дать информацию о калорийности и витаминной ценности продуктов питания в рационе детей. Дискуссия о причинах плохого аппетита у детей. Выставка дегустация «Овощи на столе» Цель: дать знания о значении овощей и фруктов в детском питании. Гимнастика пробуждения, воздушные ванны, сухое обтирание. Спортивный праздник на улице. АПРЕЛЬ «Здоровье и болезнь». Цель: - научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. « Забота о здоровье – победим болезнь» , « Что такое болезнь?», « Что такое здоровье?», « Какие ситуации могут быть опасными для здоровья?», « Как помогают нам прививки?», « Как укрепляет здоровье закаливание?». Цели: - дать знание о необходимости укрепления защитных сил организма; - научить детей не бояться врачей и делать прививки. И. Турчин « Человек заболел», «Смолоду закалишься – на весь век сгодишься». «Хилый в шубу, а здоровый на мороз». С. Михалков «Мимоза» А. Аким «Первый снег» Цель: дать знания о влиянии отрицательных природных факторов на здоровье человека и значения закаливания в профилактике простудных заболеваний. Д/и «Маленькая мама» Цель: научить предотвращать простудные заболевания, выбирая одежду соответственно погоде. Д/и «Зелёная аптека» Цель: обогатить знания о лекарственных травах Владимирской области. «Фито-аптека» Вариант: советы по лечению травами, разъяснение преимуществ фототерапии перед медикаментозным лечением. «Санаторный детский дом» Вариант: включение ситуаций - закали- вающие процедуры, одевание на прогулку. Консультация «Школа закаливания» с показом закаливающих процедур. Цель: познакомить с видами закаливающих процедур, обосновать их с научной точки зрения. Консультация «Примеры зрительной гимнастики». Цель: профилактика офтальмологичес ких нарушений. Гимнастика пробуждения, воздушные ванны, сухое обтирание. Зарядка на свежем воздухе в течение года. Оздоровительный бег.
МАЙ « Спорт» Цель: - способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека. «Какие виды спорта вам нравятся больше и почему?», « Из истории Олимпийских игр» Цель: - воспитывать желание заниматься физкультурой; - уточнить знание о видах спорта. «Бег не красен, а здоров», С. Черный « Кот на велосипеде» Цель: воспитывать осознанное отношение к занятиям спортом. Д/и « Какие виды спорта изобразил художник ?» Кроссворд о видах спорта. Цель: уточнить знание о видах спорта. Игра «Тренер» Вариант: дети проводят занятия по выбранным видам спорта, «Олимпиада в детском доме интернате» Вариант: подготовка к олимпиаде (выбор символа и видов спорта, составление команд) Лекция « О спортивных достижениях детей инвалидов» Цель: расширение знаний для общего развития. Гимнастика пробуждения, воздушные ванны, сухое обтирание Зарядка на свежем воздухе в течение года. Оздоровительный бег. июнь «Органы слуха и зрения» Цель: - дать знания о предназначении органов слуха и зрения. «Береги свои глаза», «Чтобы уши слышали». Цель: учить детей беречь свои глаза и уши. «Уши, носик и глаза, помогают нам всегда». С.Борода Цель: учить детей заботиться о своём организме. Д/и «Глаза могут не только смотреть», «Гимнастика для глаз» Цель: профилактика и укрепление зрения у детей. «На приём к доктору АЙБОЛИТУ» Консультация: «Гигиена глаз», «Экстренная помощь при повреждении органов слуха и зрения». Ходьба по сырому песку, контрастное обливание ног. Зарядка на свежем воздухе в течение года. Оздоровительный бег.
июль «Не шути с огнём» Цель: - дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём; - показать детям значение огня в жизни человека; - развивать чувство ответственности за свои поступки. «Правила обращения с огнём», «Не играй спичками» Цель: целенаправленное формирование знаний и представлений об основах безопасного поведения в быту у детей С.Я. Маршак – «Пожар», К.И Чуковский – «Путаница». Цель: воспитание ответственного отношения детей к выполнению правил пожарной безопасности. «В гости к НЕЗНАЙКЕ» Цель: Продолжать знакомить детей с причинами возникновения пожара. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Драматизация сказки С. Маршака «Кошкин дом». Цель: Воспитывать дружелюбие и чувство взаимопомощи. Консультация: «Первая помощь при ожогах», «Проведение инструктажа по правилам пожарной безопасности». Ходьба по сырому песку, контрастное обливание ног. Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально). «День НЕПТУНА» - досуг. август «Осторожно! Ядовитые растения!» Цель: дать знания о ядовитых растениях «Ядовитые растения нашей местности: (борщевик, вороний глаз, волчье лыко, болиголов, белена, дурман). Цель: Знакомить детей с ядовитыми растениями «Грибы съедобные, несъедобные, ядовитые» И.А. Акимова. Цель: дать знания о разнообразии растительного мира. Д/и «Грибы», Д/и «Растения» Цель: учить различать ядовитые грибы и растения. «Что мы видели в лесу» , « Доктор» Вариант: обыгрывание ситуации обращения к врачу. Консультация: «Первая помощь при отравлении». Гимнастика пробуждения, воздушные ванны, сухое обтирание, контрастное обливание ног. Зарядка на свежем воздухе в течение года. Оздоровительный бег. Поход в лес.
В раздел среднее профессиональное образование