Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"История и современные архивы"

методическая разработка по дисциплине "Архивное дело"

Автор: Маркина Лариса Асканазовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин, Ростовский колледж металлообработки и автосервиса (ГБПОУ РО "РКМиА"), Ростов-на-Дону



В раздел среднее профессиональное образование




Методическая разработка

по дисциплине

«Архивное дело»

История и современные архивы.
Преподаватель Л.А. Маркина
Содержание: Введение 1. История создания архивов. 2. Архивное дело в советское время и до современности. 3. Архивное дело сегодня 4. Современное законодательство в области архивного дела Заключение

Введение
Архивы - те незаменимые вполне реальные нити, которые связывают день сегодняшний с ушедшим. Хорошо организованные и правильно комплектуемые они - условие нашего «нового знания о прошлом», которое современная наука способна значительно обогатить и уточнить. Архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям стран и всего человечества. Архивоведение - научная дисциплина, изучающая вопросы хранения, использования архивов. Архивные документы являются важнейшим источником достоверной информации практически обо всех возможных аспектах развития общества. К архивным источникам постоянно обращаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Особенностью архивного фонда и одним из основных отличий его от других информационных фондов является то, что его объем постоянно возрастает за счет новых поступлений, причем с течением времени информационная, историческая и научная ценность архивной информации не снижается, а, напротив, постоянно возрастает. Поэтому увеличивается и интерес исследователей к архивной информации. Беречь и сохранить для истории документальные богатства нашей страны - важнейшая задача государственных и негосударственных архивов, общественных организаций, граждан России и, конечно, долг, и обязанность Архивной службы России всех уровней. Центральное место в архивах Российской Федерации занимает Государственный архив. Государственный архив Российской Федерации - архив России, куда поступают на хранение документы высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации; крупнейший федеральный архив страны, в котором хранится около 5,5 миллионов дел по истории России XIX-XXI вв.; одно из ведущих культурно-просветительских учреждений страны; особо ценный объект культурного достояния народов России.
Цель работы Государственного архива Российской Федерации - обеспечить вечное хранение уникальных документов, запечатлевших историю нашей страны, и предоставить каждому, кто в этом заинтересован, возможность воспользоваться ретроспективной информацией по политическим, экономическим, общественным, культурным аспектам российской истории XIX-XX1 вв.
1. История создания архивов.
Система хранения информации стала формироваться одновременно с формированием системы деловой письменности. Хранение информации из хаотичного становится системным в результате оценки (экспертизы) скапливающихся документов и распределения их на хранение в зависимости от проведенной оценки. Поэтому в документационном обеспечении управления существуют два понятия - документальный фонд и архивный фонд. И если документальный фонд объединяет в своем составе всю документацию организации (или отдельных лиц): документы текущего управления, документы, отобранные для постоянного или длительного хранения, в том числе и переданные на хранение в Государственный Архивный фонд, собранные коллекции документов, то архивный фонд - лишь часть документального фонда. В отличие от документального фонда архивный фонд не включает в себя документы с временными сроками хранения и имеет стабильный состав, который может только пополняться. В состав архивного фонда включаются документы, имеющие политическое, экономическое, научное, социальное, культурное, историческое или иное значение. С появлением первых документов, известия о которых восходят к X в., появилась и задача сохранения этих документов, и ларник, должностное лицо, ответственное за сохранность документов и «скрепляющее», т.е. удостоверяющее их правдивость, может считаться первым архивистом. Первая опись, а точнее перечневая роспись, датированная 1288 г. и вошедшая позднее в Ипатьевскую летопись, может считаться первым научно- справочным аппаратом, хотя различия между рукописями, т.е. собственно документами и книгами в ней не проведено. С появлением системы государственных учреждений — приказов, система хранения документов, их учета и использования значительно усовершенствовалась. С возрастанием объема книгопечатания письменные материалы - документы, отделялись в XIV в. от библиотек. К XVI в. крупные комплексы документов отлагались в приказах, ведавших определенными отраслями управления, прежде всего Поместном, Разрядном, Посольском и др. Имелись хранилища документов по имущественному положению и
повинностям посадских людей согласно Судебнику 1550 г. у старост, сотских, десятских. В 1836 г. была опубликована неполная рукопись 70-х годов XVI в. под названием «Опись Царского архива», так как в подлиннике заголовок и точная дата составления отсутствовали. О полной картине развития архивного дела в этот период судить трудно, поскольку генеральные описания стали проводиться после «освобождения Москвы от интервентов 1614—1615 гг. и после «Большого московского пожара» 3 мая 1626 г. по именным указам. В 1680 г. такой указ был адресован 23 (но не всем) центральным учреждениям. В период приказной системы управления еще не сложилось представление об архивном деле как одной из функций управления информацией. Места хранения документов не были стабильными, по мере практической надобности их перемещали из одного хранилища в другое. Имелись случаи сознательного уничтожения документов, например удалялись из столбцов листы с повторяющимся содержанием для повышения их информационной насыщенности. Но никаких нормативных материалов того времени об уничтожении документов, не имеющих практического значения или дублетных, нам неизвестно. Зато хорошо известна практика снятия копий для воссоздания хранилищ документной информации, понесших серьезный урон вследствие войны, плохих условий хранения и стихийных бедствий, особенно пожаров. Копии документов помещались в хранилища и их использование и хранение не отличались в дальнейшем от работы с подлинными документами. 16 июля 1712г. — особая дата в истории архивного дела, связанная с указом о создании из дел и «приговоров» правительствующего Сената первого в государстве архива: «...собрать помесячно и учинить тем приговорам реестры с объявлением каждого дела» и отдать их на постоянное хранение в архив. Так был создан Московский сенатский архив, как первый архив ведомства. Положения о ведомственных архивах были развиты в 44-й главе «Генерального регламента», например впервые в мировой практике предусматривалась обязательная сдача учреждениями своих документов в архивы по истечении определенного срока. Для документов, необходимых в работе учреждений, сроков сдачи в архив не существовало, а для утративших практическую ценность он устанавливался в три года. Тем самым создавались самостоятельные структурные подразделения - архивы, документы текущего делопроизводства был и отделены от архивных документов. Вводилась и специальная должность - архивариус. Коллежскому асессору А.Д. Почаинову в 1720 г. была поручена разработка и описание дипломатических дел и документов, хранившихся в Москве и Петербурге, он же стал архивариусом обоих архивохранилищ. И только в 1724 г. оформился фактически и юридически первый исторический архив России, получивший штаты (6 сотрудников), печать и собственного руководителя (асессора П. Курбатова), - Московский архив Коллегии
иностранных дел. Тем самым было заложено начало формирования сети исторических архивов, принимающий на государственное хранение архивные фонды юридических и физических лиц — фондообразователей. В 1728 г. Сенат разослал наказы губернаторам о целесообразности создания объединенных губернских архивов и архивов городского самоуправления. Указом Сената 1736 г. предписывалось строить для архивов каменные здания с железными затворами и решетками на окнах, от деревянных строений «не в близости». Архивы было положено опечатывать, а вынос документов, как и по Судебнику 1550 г. был категорически запрещен. В течение XVIII — XIX в.в. росло количество исторических архивов, велся поиск наилучшей схемы их систематизации — архивы возникали, сливались, переподчинялись, иногда ликвидировались. Закон «Учреждение губернских правлении» 1845 г. впервые в мировой практике архивного дела требовал располагать и содержать дела постоянно в том порядке, в котором они были зарегистрированы в текущем делопроизводстве, т.е. с сохранением внутренней структуры документальных комплексов. В настоящее время этот порядок называется принципом систематизации по происхождению.
2. Архивное дело в советское время и до современности
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли пристальное внимание развитию и совершенствованию архивного дела в Советской России. В своей деятельности они руководствовались указанием В.И. Ленина о том, что нельзя отбрасывать ценные достижение прошлого, а напротив, необходимо усвоить и переработать все ценное. Попытка спроектировать государственную систему архивного дела была поддержана правительством только в XX в. В апреле 1918 г. был создан Центральный Комитет по управлению архивным делом, а 1 июня 1918г. Советом народных комиссаров был принят декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР», вобравший в себя многое из ранее готовившихся проектов и предложений был создан Единый государственный архивный фонд, (ЕГАФ), в который передавались дела,
утратившие практическое значение, а отдельные части Государственного архивного фонда соединились по принципу централизации архивного дела. Одновременно правительственным учреждениям запрещалось уничтожать без специального разрешения какие бы то ни было дела или отдельные бумаги под угрозой судебной ответственности. Для управления ЕГАФ был создан правительственный орган — Главное управление архивным делом. Декрет, положивший начало общегосударственной системе архивного дела в России, был вскоре дополнен другими законодательными актами и практическими мероприятиями. Так, все ранее существовавшие исторические архивы получили от органов власти охраняемые помещения. В 1919 г. декретами правительства были созданы областные (губернские) управления архивным делом, в состав ЕГАФ включены документы профсоюзных и кооперативных организации, армии, умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, в том числе находившихся на хранении в библиотеках и музеях. 17 сентября 1920 г. - Постановлением коллегии Главного управления архивным делом Наркомата просвещения РСФСР был образован «для хранения важнейших документов РСФСР, а также наиболее ценных исторических материалов предшествующих режимов» Государственный архив РСФСР, состоявший из четырех отделений: 1 - древлехранилище, содержащее материалы по внешней и внутренней политике России до XVIII в. включительно; 2 - хранилище государственных документов новой русской истории (XIX в. -1 марта 1917 г.); 3 - хранилище документов истории революции и общественного движения (до 1 марта 1917 г.); 4 - архив пролетарской революции, содержащий документы после 1 марта 1917 г. 4-ое отделение получило специальное название «Архив Октябрьской революции» и делилось в соответствии с постановлением на отделы: 1 -политический с подотделами внутренней и внешней политики, 2 - документы по истории РКП(б), 3 - письма, дневники, воспоминания заметки и т.п., 4 -экономико-статистические документы, 5 - печать, 6 - иллюстративный отдел. 21 сентября 1920 г. - Постановление Совнаркома РСФСР о создании «Комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории Российской коммунистической партии». По соглашению с Главным управлением архивным делом, отдел АОР по истории
L

РКП(б) стал практически хранилищем документов, собираемых комиссией по истории партии. Положение об Архиве Октябрьской революции определяло состав его материалов. В архив должны были передаваться документы всех возникших и уже ликвидированных за время революции государственных учреждений, общественных объединений и организаций, архивы контрреволюционных правительств, политических партий, учреждений Временного правительства. Таким образом, в число источников комплектования архива вошли как российские, так и союзные учреждения и организации. Кроме того, архиву предоставлялись права Комиссии по истории партии в деле сбора партийных документов. Оговаривалось и пополнение АОР печатными изданиями и кинофотоматериалами путем передачи архиву Центральной Российской книжной палатой и Центральной и областными фото-, кино-секциями обязательных экземпляров печатных и иллюстративных материалов, относящихся к его профилю. 24 ноября 1921 г. - Постановлением Президиума ВЦИК Главное управление архивным делом из ведения Наркомата просвещения РСФСР переходит в ведение ВЦИК и переименовывается в Центральный архив РСФСР (Центрархив). 3 февраля 1925 г. - Утверждение коллегией Центрархива РСФСР нового положения об организации единого государственного архивного фонда (ЕГАФ), в соответствии с которыми все материалы ЕГАФ делились на дореволюционные (исторические архивы) и пореволюционные (архивы Октябрьской революции). Датой размежевания был определен февраль-март 1917г. Кроме того, архивные материалы подразделялись на документы центрального и местного происхождения. АОР стал практически центральным архивом Октябрьской революции. В состав АОР на правах «Отдела падения старого режима» был включен «Новоромановский архив», находившийся во 2-ом отделении Государственного архива РСФСР и содержавший документы по истории Дома Романовых. 1925 г. - из Архива Октябрьской революции выделился в качестве самостоятельного Архив Красной армии. 1926 г. - На базе иллюстративного отдела АОР был создан центральный кино-фото-архив. 1935 г. - Положение о Центральном архиве Октябрьской революции, окончательно определившее профиль архива как хранилища документальных материалов высших органов государственной власти и управления и центральных органов государственного управления советского периода, приему в архив подлежали как документы учреждений союзного уровня, так и учреждений РСФСР. Кроме того, в архиве продолжали храниться фонды
L

Временного правительства и контрреволюционных правительств периода Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Положением архив был признан самостоятельным научно-исследовательским учреждением и при его директора в качестве совещательного органа создан Научный совет. В соответствии с Положением архив имел следующую структуру: -отделы хранения центральных правительственных органов СССР и РСФСР; - народного хозяйства; - культуры и быта; - дооктябрьских фондов и фондов «контрреволюционных правительств; - книгохранилище, отдел газет, плакатов и листовок. 1938 г. - Произошла новая реорганизация управления архивным делом, в соответствии с которой сеть государственных архивов была передана Народному комиссариату внутренних дел СССР, а Центральное архивное управление было преобразовано в Главное архивное управление (ГАУ) НКВД СССР. Переходит в ведение ГАУ НКВД СССР и ЦАОР, который переименовывается при этом в Центральный государственный архив Октябрьской революции (ЦГАОР). Постановлением СНК СССР от 29 марта 1941 г. было утверждено «Положение о Государственном архивном фонде Союза ССР и сети центральных государственных архивов СССР». В соответствии с новым положением ЦГАОР был переименован в Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства (ЦГАОРСС). 1960 г. - После ликвидации МВД СССР и передачи Главного архивного управления в непосредственное подчинение Совету Министров СССР в ЦГАОРСС были переданы документы упраздненного НКВД-МВД СССР и подведомственных ему организаций за 1934 -1960 гг. включительно. Материалы союзного ведомства внутренних дел поступили на государственное хранение впервые. 28 июля 1961 г. - Постановление Совета Министров СССР об утверждении положения о Главном архивном управлении при Совете Министров СССР и сети центральных государственных архивов СССР, в которой значились два вновь созданных архива: Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР) и Центральный
L

государственный архив народного хозяйства (ЦГАНХ СССР). Оба архива были созданы на базе реорганизованного ЦГАОРСС. Во вновь созданный ЦГАНХ были переданы из ЦГАОРСС фонды экономического характера. В ЦГАОР СССР после реорганизации остались фонды высших органов власти и управления СССР, центральных органов управления в сфере труда, здравоохранения, образования, печати, информации, внутренних дел, юстиции, государственного контроля, органов суда, прокуратуры, арбитража СССР, а также фонды ряда общественных организаций. Были включены в состав ЦГАОР СССР и фонды ликвидированного Центрального государственного исторического архива в г. Москве (ЦГИАМ). 1989-1991 гг. - Активный прием документов в связи с ликвидацией всей системы государственных учреждений СССР. К 1991 году Государственный архивный фонд СССР насчитывал 356 млн. ед. хр. (дел), хранившихся в 3268 государственных архивах и более в 213 тыс. ведомственных архивах. С распадом СССР количество государственных архивов РФ сократилось. Согласно Указу Президента РСФСР от 24 августа 1991 года «О партийных архивах», в связи с тем, что КПСС была частью государственного аппарата и образовавшиеся в ее деятельности документы подлежат государственному хранению, сеть центральных и местных партийных архивов была присоединена к сети государственных архивов. 28 апреля 1992 г. - Распоряжение правительства Российской Федерации о создании Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) на базе Центрального государственного архива Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления (ЦГАОР СССР) и Центрального государственного архива РСФСР (ЦТА РСФСР). Во вновь созданном архиве на 1 января 1993 г. хранилось 3.150 фондов и 4. 947.881 ед. хр. 18 июня 1993 г. - Утверждено Государственной архивной службой России Положение о Государственном архиве Российской Федерации. 1994- 1999 гг. - Проведена разборка, формирование, описание, систематизация документов Верховного Совета РФ, пострадавших во время события сентября-октября 1993 г. 1995- 2002 гг. - Подготовка и проведение историко-документальных и историко-художественных вставок с привлечением музейных экспонатов крупнейших хранилищ России.
L

К концу 1997 года сеть государственных архивов РФ насчитывала 2267 архивных учреждений, из них: федеральных - 18; краевых - 16; областных - 134; городских и районных - 2060; органов управления архивами. 17 апреля 1998 г. - Приказ Федеральной архивной службы России «О реструктуризации сети организаций, обслуживающих государственные архивы», в соответствии с которым Научная библиотека государственных федеральных архивов присоединена к ГА РФ. Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.04 г. Федеральная архивная служба России преобразована в Федеральное архивное агентство. Государственный архив Российской Федерации хранит: 1 миллион дел по истории Российской империи и истории России периода Временного правительства, около 3 миллионов дел по истории Советского Союза, свыше 1,5 миллионов дел по истории РФСР, около 33 тысяч дел по истории Российской Федерации, документы по истории белого движения и русской эмиграции.
3. Архивное дело сегодня
Архивное дело – отрасль деятельности, охватывающая вопросы хранения и использования архивных документов. Архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко- культурного наследия народов Российской Федерации. Организация документов Архивного фонда страны осуществляется на трех уровнях: — в пределах АФ РФ в целом; — в пределах архива; — в пределах архивного фонда. Организация документов на первом этапе, т.е. на уровне Архивного фонда РФ, лежит в основе построения сети государственных хранилищ.
Сеть

государственных

хранилищ
образуют все федеральные архивы субъектов федерации, музеи, библиотеки, отраслевые фонды. В эту сеть
L

архивисты должны «поймать», по возможности, все документы, представляющие ценность для общества и исторической науки. Современными признаками организации документов Архивного фонда Российской Федерации являются:
1.
Организация архивных фондов и архивных документов по формам собственности: — архивные фонды и архивные документы государственной части Архивного фонда РФ; — архивные фонды и архивные документы, отнесенные к федеральной собственности и находящиеся в исключительном ведении РФ; — архивные фонды и архивные документы, находящиеся в ведении муниципальных органов; — архивные фонды и архивные документы негосударственной части Архивного фонда РФ.
2.
Организация архивных фондов и архивных документов по видам носителей, способам и технике закрепления информации: — архивные письменные и графические документы на бумажных носителях; — кинофотофонодокументы, видеофонограммы, машинописные (электронные) документы.
3.
Организация архивных фондов и архивных документов по срокам хранения: — архивные фонды и архивные документы, находящиеся на постоянном хранении в архивах; — архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном хранении в течение установленных сроков в ведомственных архивах; — архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном и депозитарном хранении в ведомственных архивах и отраслевых депозитарных фондах; — архивные фонды и архивные документы негосударственной части Архивного фонда. Архивный фонд Российской Федерации делится на две большие части - государственную и негосударственную. Хранение государственной части архивного фонда РФ осуществляется государственными и ведомственными архивами. Государственные архивы подразделяются на федеральные и муниципальные. Федеральные архивы осуществляют хранение документов в
L

строгом соответствии с профилем архива и списками источников комплектования. Вот эти архивы: 1. Государственный архив РФ; 2. Российский государственный архив древних актов; 3. Российский государственный архив экономики; 4. Российский государственный исторический архив; 5. Российский государственный военно-исторический архив; 6. Российский государственный военный архив; 7. Российский государственный архив военно-морского флота; 8. Российский государственный архив научно-технической документации; 9. Российский государственный архив социально-политической истории; 10.Российский государственный архив новейшей истории; 11.Российский государственный архив литературы и искусства; 12.Российский государственный архив Дальнего Востока; 13.Российский государственный архив кинофотодокументов; 14.Российский государственный архив фонодокументов. Ведомственные архивы подразделяются на 5 групп: — архив организации; — центральный архив; — центральный отраслевой архив; — объединенный ведомственный архив; — объединенный межведомственный архив. Муниципальные архивы. Муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов. Муниципальные (районные и городские) архивы могут осуществлять временное хранение в учреждении ФАС (это архивы с переменным составом документов).
L

Негосударственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности: 1. государственных объединений и организаций с момента их регистрации в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях, в том числе профессиональных союзов, благотворительных и иных фондов, политических партий и движений, религиозных объединений и организаций; 2. негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных обществ), учреждений, организаций и предприятий промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики, науки, культуры, социальной сферы, средств массовой информации; 3. физических лиц (документы личного происхождения, фамильные архивы, коллекции документов и другие). В соответствии с третьим признаком организации документов Архивного фонда РФ существуют три формы хранения документов:
Постоянное хранение
- вечное хранение архивных документов в архивах, библиотеках, музеях.
Временное хранение
- хранение документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение в учреждения ФАС, которое осуществляют ведомственные архивы органов государственной власти и управления государственных учреждений, организаций, предприятий, а также государственные отраслевые фонды. Обычно временное хранение осуществляется в интересах учреждений и ведомств, пока документы нужны для информационного обеспечения работы данного учреждения. Сроки передачи документов на постоянное хранение строго ограничены законом.
Депозитарное хранение
- хранение документов в архиве, музее и библиотеке на условиях, определяемых соглашением - договором между собственником документов и архивом, музеем и библиотекой с сохранением за собственником права распоряжаться архивными документами.
3. Современное законодательство в области архивного дела
В июле 1993 года были приняты Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах №5341-I, а в 1994 году утверждено Положение об Архивном фонде Российской Федерации. Государственная политика реализуется через нормативные акты, и принятие федеральных законов является важнейшей частью государственной политики в соответствующих сферах. Принятый в 2004 году Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред.Федеральных законов от04.12.2006 №202-ФЗ, от 01.12.2007 №318-ФЗ, от 13.05.2008 №68-ФЗ, от 08.05.2010 №83-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ) ознаменовало собой новый этап развития российского общества. Одной из особенностей нового Федерального Закона является форма документа. В законе детально
L

проработаны вопросы организации архивной работы по всем направлениям. О хранении, комплектовании, учете и использовании архивных документов. В Закон входят три самостоятельных раздела: «Хранение и учет архивных документов», «Комплектование архивов архивными документами», «Доступ к архивным документам и их использование». Новый закон более чем в два раза расширяет содержание, определения, термины и характеристики различных вопросов работы с архивными документами по сравнению с Основами законодательства. Вторая отличительная особенность – сфера применения нового закона. Ранее действовали Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, название нового Федерального закона – «Об архивном деле в Российской Федерации». В полном объеме новый закон в части, касающейся муниципальных архивов, вступил в силу с 1 января 2006 года. Закон четко соответствует международным договорным обязательствам России и ее федеральным законам, в частности в том, что касается вывоза и ввоза архивных документов за пределы государства. Новый закон приведен в строгое соответствие с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804 - I «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Во всем, что касается вопросов перемещенных культурных ценностей, в том числе перемещенных архивов, новый закон приведен в строгое соответствие с Федеральным законом от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», потому что ранее так называемые трофейные ценности, которых у нас немало в архивах, выпадали из правового регулирования в прежнем архивном законодательстве. Часть 3 ст. 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» гласит: «Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации». Это все, что связано с пенсионным обеспечением, льготами и компенсациями жертвам репрессий, узникам нацистских лагерей и т.п. Когда эти люди ищут защиты своих прав, такие справки им выдаются бесплатно. Вопросы управления архивным делом в Российской Федерации регламентируются третьей главой структура, которой выглядит следующим образом: 1. Создание архивов.
L

2. Организация управления архивным делом в Российской Федерации. 3. Финансовое и материально-техническое обеспечение архивного дела. 4. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации. Однако данный закон не решил всех проблем, которые имеют место в архивном деле. Основные из данных проблем представлены на рисунке 1. Охарактеризуем каждую из них. Сегодня совершенно необходима кропотливая работа приведения существующей нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным Законом «Об архивном деле». Проблема заключается в том, что некоторые субъекты федерации имеют собственные законы, которые до сих пор не приведены в строгое соответствие с нормами Федерального законодательства. К ним относятся законы таких регионов как Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Новосибирская и Московская области, город Москва.
L


Рис.1. Проблемы архивного дела на современном этапе, решаемые

законодательным путем
В архивном деле существует особо актуальная задача введения и применения единых стандартов доступа, что является прямым требованием Конституции РФ. Должны существовать единые правила учета и поиска информации, как и единые правила работы всех публичных архивов: государственных, федеральных, всех субъектов федерации и муниципальных. Здесь следует особо подчеркнуть, что Единые правила работы государственных и муниципальных архивов – это подзаконный акт, который должен быть выпущен Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ в ближайшие год-полтора. Этот документ должен стать нормативным актом, по которому будут жить государственные и муниципальные архивы страны. Архивные документы со временем ветшают, приходят в неудовлетворительное состояние. Понятие «неудовлетворительное физическое состояние документа» вводится архивистами главным образом для того, чтобы сохранить подлинники документов, а не для закрытия архива для пользователя. Необходимо создание страхового фонда архивов и фонда пользователя, чтобы этот последний мог бы работать с микрофильмом 17
документа (то есть его копией) и читать этот документ, пока нет возможности доступа к подлиннику. В соответствии с п. 2 ст. 25 закона «Ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда Российской Федерации, признанным в порядке, установленном специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии». Здесь уместно напомнить, что любой пользователь архива вправе подать в суд, если его законное требование не выполнено и ему отказывают в доступе к открытым документам на основании того, что последние находятся в неудовлетворительном физическом состоянии. Такая формулировка на деле отражает тот факт, что в архиве отсутствуют необходимые мирофильмированные копии документов, а работники архива не выполняют в полном объеме своих должностных обязанностей. Очевидно, что в компетенцию Закона об архивах не входит установление ответственности за его нарушение – такая ответственность устанавливается административным, гражданским, уголовным и иным законодательством РФ. Согласно Статье 13.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях граждане, виновные в несоблюдении законодательства, правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа на сумму от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностные лица – на сумму от 3 до 5 МРОТ. В этой статье существует правовой вакуум относительно возникновения и объема ответственности за несоблюдение законодательства об архивах юридическими лицами. Очевидно, что совершенно необходимо изменение ответственности за такие правонарушения на более суровую, поскольку ценность многих утраченных документов и стоимость реставрации сохранившихся значительно больше предусмотренной данной статьей. 18

Заключение
В Советском Союзе были созданы первые кино- и фоноархивы, благодаря которым мы сегодня можем увидеть и услышать давно минувшее. К сожалению, сейчас ситуация с пополнением этих архивов изменилась в худшую строну: даже государственные теле- и радиовещательные компании не считают нужным отправлять обязательный экземпляр своей аудиовизуальной продукции в соответствующие государственные архивы. И это – несмотря на то, что в начале 2004 года было принят новый вариант закона «Об обязательном экземпляре документов» (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ с изменениями от 27 декабря 2000 г., 11 февраля 2002 г.), предполагающий обязательную поставку в Федеральные архивы любого аудиовизуального произведения. Очевидно, что здесь большую роль играет широкая востребованность такого информационного продукта и значительная финансовая выгода от его продажи и существующая очень незначительная ответственность за нарушение архивного законодательства, и поэтому производители просто блокируют передачу документов такого рода на государственное хранение. Ведь, в случае наличия таких документов в архиве, они будут доступны для многих пользователей. Здесь происходит столкновение авторских прав на информационный продукт и названного Закона «Об обязательном экземпляре документов», что требует дальнейшего совершенствования законодательства в таких, на первый взгляд, далеких друг от друга областях. Наши архивы во многом уникальны. Для многих зарубежных партнеров огромный интерес представляет покупка у России сырой архивной информации – копий, микрокопий, электронных копий документов и т.д. Этот вопрос представляет собой предмет ожесточенных споров, хотя несомненно, что Россия не должна идти на масштабные проекты, связанные с продажей такой информации. Сегодня наша страна вышла из полосы кризиса начала- середины 90-х годов прошлого века. И поэтому курс, который был взят когда- то на такую форму международного сотрудничества в архивном деле, уже не является оправданным. Архивные документы являются важнейшим источником достоверной информации практически обо всех возможных аспектах развития общества. К архивным источникам постоянно обращаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Одним из факторов, определяющих способность архивов полно и точно удовлетворять все возрастающую потребность в ретроспективной информации, является степень автоматизации архивных технологий, охватывающих процессы комплектования архивных фондов, учета и обеспечения их сохранности, работы с научно-справочным аппаратом, выполнения информационных запросов и учета использования фондов, разработкой которых занимаются специалисты отдела автоматизированных архивных технологий и информационно-поисковых систем, которые входят в структуру Росархива. 19


В раздел среднее профессиональное образование