"Исполнительская деятельность МДК 01.02 Основы сценической подготовки"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Автор: Гусева Елена Михайловна, преподаватель, ГБПОУ СО "СОУКИ", г. Самара
В раздел среднее профессиональное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ТЕХНИКУМ
«САМАРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Исполнительская деятельность
МДК 01.02 Основы сценической подготовки
Раздел 7. Постановка голоса
Специальность 073403 Сольное и хоровое народное пение (по видам) САМАРА 2013
«Утверждено» на заседании предметно-цикловой комиссии народно-хоровых и сольных дисциплин Протокол № ___ от_______________ 20___ г. Председатель ПЦК ____________________________________________Мочальникова Т.В. Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета Протокол № _____ от ____________20_____г. Старший методист________________________________________________ Гаршина Ю. П. Заместить директора по учебной работе _____________________________Дерябина Н.К.
Составитель
: Гусева Елена Михайловна, преподаватель ГБОУ СПО – техникума «Самарское областное училище культуры и искусств».
Рецензенты:
Медведева Н.А.,
преподаватель ГБОУ СПО – техникума «Самарское областное училище культуры и искусств». Постановка голоса: Методические рекомендации по выполнению практических заданий для студентов специальности 073403 Сольное и хоровое народное пение (по видам. /Сост. Е.М.Гусева.- Самара: ГБОУ СПО Т «СОУКИ», 2013. Методические рекомендации по выполнению практических заданий предназначены для студентов специальности 073403 Сольное и хоровое народное пение. При разработке представленных практических заданий учтен весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирован профессиональный модуль ПМ. 01 Исполнительская деятельность. Содержание практических заданий рекомендаций носят репродуктивный и частично-поисковый характер
.
2
Пояснительная записка.
Методические рекомендации по выполнению практических заданий разработаны в соответствии с требованиями стандартов третьего поколения, предназначены студентам очной формы обучения на специальности 073403 Сольное и хоровое народное пение (по видам) и могут быть использованы при изучении профессионального модуля ПМ.01 Исполнительская деятельность, МДК 01.02 Основы сценической подготовки, раздела 7. Постановка голоса. Постановка голоса является неотъемлемой частью в подготовке артиста–вокалиста, преподавателя и руководителя народного хорового коллектива. Содержание раздела предусматривает комплексное решение задач, связанных с освоением певческих навыков: дыхания, дикции, звукообразования гласных, звуковедения, использования резонаторов, развития вокального слуха, сценической культуры. Формирование певческих навыков включает индивидуальную форму работы со студентом, с учетом природных музыкальных данных и технических возможностей его голоса. При этом обучение направлено на совершенствование исполнительского мастерства. Целью методических рекомендаций является освоение необходимых приемов вокальной техники при исполнении народной песни. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: - овладеть необходимыми умениями и навыками при исполнении вокальных произведений различных жанров; - ознакомиться с лучшими образцами народно-песенного творчества; - освоить средства анализа художественных и образных особенностей вокальных произведений. 3
Певческий голос - это самый совершенный и гибкий исполнительский инструмент. Он непосредственно связан с исполнителем, с его мыслями, чувствами и эмоциями, являясь одновременно и средством и орудием общения, коммуникации, воздействия. Владение вокально-техническими навыками способствует существенным изменениям качества звука и тембровых характеристик голоса в зависимости от жанра, стиля, образно- эмоциональной сферы музыкального произведения. Работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются остальные элементы учебно-хоровой деятельности. Поэтому хормейстер должен очень хорошо знать и чувствовать певческий процесс, сам владеть голосом, быть в певческой форме, постоянно совершенствовать своё вокальное мастерство. Среднее профессиональное образование сегодня ориентировано на активное включение студентов в учебный процесс и формирование у них следующих профессиональных компетенций: ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями). ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах. ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии. ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений. ПК 1.5. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара. ПК 1.6. Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач. 4
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- чтения с листа и транспонирования сольных вокальных произведений среднего уровня трудности; - самостоятельной работы с произведениями разных жанров, в соответствии с программными требованиями; - ведения учебно-репетиционной работы; - сценических выступлений с сольными номерами.
уметь:
-
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; - использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; - применять теоретические знания в исполнительской практике; - пользоваться специальной литературой.
знать:
- особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания; - профессиональную терминологию. Содержание практических заданий представленных рекомендаций носят репродуктивный и частично-поисковый характер. Они составлены с учетом практической направленности занятий изучаемого раздела и способствуют освоению вокальной техники и характерных приемов народного исполнительства. 5
При разработке практических заданий учтен весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирован профессиональный модуль. Наряду с освоением практических навыков систематизируются и закрепляются теоретические знания, вырабатывается готовность использовать теоретические знания на практике. Критериями оценки результатов практической работы студентов на занятиях по постановке голоса являются: рациональное использование певческого дыхания; координация дыхания и звука; ясное и четкое произношение поэтического текста; выполнение мышечного контроля за голосообразованием; одновременное применение грудного и головного резонаторов на всех звуках диапазона; использование приемов вокальной нюансировки; раскрытие образно-эмоциональной основы произведения; исполнение вокальных произведений различных жанров и стилей; организация сценического воплощения через систему выразительных средств мимики и жеста; использование элементы танцевальной лексики. Формами и методами контроля результатов освоения профессионального модуля в рамках междисциплинарного курса является практическая работа, творческий показ. На практическую работу студентов по ПМ. 01 Исполнительская деятельность, МДК 01.01.02 Основы 6
сценической подготовки, раздела 6. Постановка голоса отводится 143 часа на 1,2,3,4 курсе.
Практические задания
по теме: Основы звукоизвлечения.
Цель:
овладеть навыками извлечения и образования певческого звука. В результате выполнения практических заданий студент освоит: специфику округления гласных; основные способы атаки звука; принцип вертикального формирования гласных. научится: применять различные тембровые качества голоса; управлять работой гортани; использовать звуковой образ.
Задания
1. Отработайте открытый способ голосообразования гласных. 2. Пропойте на примере вокальных упражнений широкие гласные в заданных длительностях. 3. Продемонстрируйте различные способы атаки звука. 4. Проконтролируйте соблюдение единой манеры формирования широких и узких гласных.
Методические рекомендации
7
Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так образуется звук в окружающей нас природе. В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания. Отличительная особенность народной манеры заключается в открытом способе голосообразования, при котором активизируются все скрытые эмоциональные механизмы. Эмоция является своеобразной силой фонации и эффективно настраивает голос на правильную фонационную волну. Таким образом, достигается необходимый режим, который передается певцом в характерной интонации-образе. Это тонусное состояние, по-возможности, фиксируется, удерживается во времени и протягивается высотно на удобном гласном звуке. РЕКОМЕНДУЕТСЯ придавать особое значение постановке голоса в среднем участке диапазона и контролировать речевой характер звукоподачи. Народному пению присуща особая манера произношения слов – естественная, ненарочитая, непринужденная. Это придает исполнению искренность и простоту. Народные певцы пользуются «речевой манерой пения», при которой сохраняется мышечная координация, хорошо натренированная в процессе повседневной речи. Навык артикуляции в пении включает в себя различные действия: фокусирование фонем; фонетически чистое произношение слов; соблюдение единой манеры формирования гласных; сохранение стабильного положения гортани в пении различных гласных; предельное допевание гласных в заданных длительностях; удержание близкой певческой позиции. 8
РЕКОМЕНДУЕТСЯ контролировать акустическое качество звука вертикально направленным «воздушным столбом». В механике звукообразования используется три способа атаки звука: придыхательная, мягкая и твердая. Придыхательная атака в манере народного пения возникает самопроизвольно при произношении шипящих и свистящих звуков: Х, Ш, Щ, С. Мягкая атака подразумевает мягкий звуковой посыл сверху, наподобие стона, или жалобного плача. Однако, сильные взрывы чувства – ликования, гнева, возмущения, восторга вызывают динамичные и сильные мышечные действия, которые начинаются с твердой атаки. Пение при мягкой и твердой атаке происходит по принципу упругого отталкивания от согласных и диафрагмы. РЕКОМЕНДУЕТСЯ в процессе звукообразования учитывать, что при кантиленном пении, цепочка отталкивания мягкая и легкая. При условном нон легато отталкивание более энергичное и быстрое. Твердая атака должна быть хорошо подготовлена и как бы оттянута. Формирование правильных певческих навыков предполагает: - естественность звучания голоса; - натуральность тембра; - искренность выражаемых чувств; - психофизическую свободу исполнителя. РЕКОМЕНДУЕТСЯ при выравнивании голоса применять различные способы атаки звука, чередование широких, узких и йотированных гласных.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите действия, способствующие формированию навыка артикуляции. 2. Укажите основные способы атаки звука. 9
3. Какую манеру пения используют народные певцы. 4. Что способствует созданию интонации-образа.
Рекомендуемая литература
1. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения народного пения. – М., 2006. 2. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – М., 2004. 3. Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 2005. 4. Шаляпин Ф.И. Душа и маска. – М., 2007.
Практические задания
по теме: Техника дыхания.
Цель:
овладеть оптимальным типом певческого дыхания. В результате выполнения практических заданий студент освоит: технику короткого вдоха; правила подачи дыхания; различные типы дыхания. научится: организовывать певческий выдох; координировать дыхание и звук; 10
сохранять тонусное состояние диафрагмы.
Задания
1. Выполните дыхательную гимнастику А.Стрельниковой для тренировки короткого вдоха. 2. Выполните дыхательные упражнения для тренировки дыхательной мускулатуры. 3. Продемонстрируйте различные типы дыхания. 4. Установите связь между характером певческого звука и типом дыхания.
Методические рекомендации
Певческое дыхание отличается от обычного своей целенаправленностью на обеспечение фонационного процесса. Дыхательная гимнастика способствует укреплению мышц и лучшей их управляемости. Подчинение дыхательных мышц нашей воле оказывает положительное воздействие на работу голосового аппарата и поддерживает необходимый тонус мускулатуры. РЕКОМЕНДУЕТСЯ в ходе выполнения дыхательных упражнений анализировать свои ощущения и по ним контролировать голосообразование. Работа дыхательного аппарата во время пения тесно связана с работой гортани и артикуляционного аппарата. При этом функцию образования звука выполняет комплекс гортань-дыхание. Именно в гортани формируются главные отличительные качества певческого голоса. В процессе выполнения практических заданий необходимо выявить оптимальную дыхательную поддержку. Традиционно различают следующие типы дыхания: - ключичное; - нижнее грудное; 11
- нижнереберное; - грудобрюшное (диафрагмальное). Выбор типа дыхания должен диктоваться соображениями удобства и качественности звучания. Задачей дыхательных органов является координированная с другими отделами голосового аппарата подача дыхания. Она выражается в натренированном певческом выдохе. Координация дыхания со звуком должна вырабатываться постепенно и последовательно в одном направлении. Особое внимание следует уделять подготовке дыхания для голосообразования, атаке звука и сбережению дыхания во время пения. РЕКОМЕНДУЕТСЯ для организации певческого голоса соблюдать следующие правила: 1. Не перебирать дыхание. 2. Не начинать звука без достаточной дыхательной поддержки. 3. После умеренного вдоха сделать краткую задержку дыхания. 4. Плавно подать дыхание и распределить его на всю фразу. 5. По окончании фразы излишек дыхания выдохнуть прежде, чем начать новый вдох. Торможение и продолжительное удерживание выдоха создает ощущение напряжения – «опоры» в области диафрагмы. Опора является важнейшим ощущением в пении. Благодаря ней, певец спокойно распоряжается своим голосом. Чувство опоры субъективно и воспринимается по-разному. Чувство опоры, при энергичном включении в работу дыхательных мышц, способствует выносливости голоса. Ощущение опоры способствует формированию плотного и яркого звука. 12
РЕКОМЕНДУЕТСЯ для укрепления опоры звука: - исполнять вокальные упражнения приемом стаккато на гласных, меняя их поочередно; - исполнять вокальные упражнения в поступенном порядке движения, вверх и обратно, на йотированное Е или Я, со сбросом каждого второго звука на диафрагму; - исполнять октавные заклички с гуканием «А-ГУ», с твердой подготовленной атакой верхнего звука на опоре.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные типы певческого дыхания. 2. Укажите правила организации певческого вдоха. 3. Выделите принципы координации слова и звука. 4. Какое ощущение способствует формированию плотного и яркого звука.
Рекомендуемая литература
1. Геллат П. Дыхание и положение гортани. Спб., - М., 2005. 2. Мордвинов В. Практика основной работы над голосом. – М., 2004. 3. Павлищева О. Методика постановки голоса. – М., 2006. 4. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. – М., 2003. 5. Юдин С. Формирование голоса певца. – М., 2008.
Практические задания
по теме: Работа с текстом.
Цель:
овладеть навыками формирования согласных звуков. В результате выполнения практических заданий студент освоит: 13
технику вокализации сонорных согласных; правила произношения звонких согласных; способы подачи глухих согласных. научится: ясно и четко произносить поэтический текст; координировать слово и звук; использовать в пении речевые интонации.
Задания
1. Выполните упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к работе над дикцией. 2. Отработайте сочетания согласных: Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т в медленном темпе. 3. Произнесите многократно в разных темпах упражнения на скороговорки. 4. Пропойте на заданной высоте упражнения с использованием согласных: Л, М, Н, Р. 5. Отработайте сложные звукосочетания с согласными С, З, Ш, Ж, Щ, Ц.
Методические рекомендации
Речевая дикция целиком зависит от четкого произношения согласных. При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, 14
разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Воздействуя в нужном направлении на подчиненные нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании. Сонорные звуки: «М, Л, Н, Р» протягиваются наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски. Звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания. Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. На глухих согласных гортань не функционирует, поэтому на них легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. Щипящие и свистящие согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными. Согласные: С, Ш Х, Ц, Ч, Щ, хорошо улавливаемые ухом, необходимо укорачивать, иначе при пение будет создавать впечатление шума, свиста. Основное правило дикции в пении - быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных. Хорошая дикция 15
обусловлена активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Необходимо работать над подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани. Для тренировки губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и т.д. Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т; б-п; в-ф) то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять. Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие или глухие. Перед глухими согласными звонкие оглушаются. У берёз (с) поникли… РЕКОМЕНДУЕТСЯ начинать работу над скороговорками в медленном темпе, акцентируя внимание на ее содержании. Используя смысловую линию скороговорки, необходимо использовать разнообразные оттенки настроения. Все артикуляционные упражнения произносятся твёрдыми губами, при активной работе языка. При выполнении практических заданий следует применять принцип постепенного усложнения задач.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные органы артикуляционного аппарата. 2. Какие согласные относятся к направляющим. 3. Укажите правила произношения звонких согласных в конце слова. 4. Какие скороговорки используют для тренировки губ и кончика языка.
Рекомендуемая литература
16
1. Найденов В.С. Методика выразительного чтения. - М., 2007. 2. Произношение и дикция /Сост. И.П.Козлянинова. – М., 2004. 3. Реформатский А. Речь и музыка в пении //Вопросы культуры речи. - М., 2004. 4. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. – М., 2005. 5. Шамина Л.В. Работа над дикцией в процессе усвоения народной песенной речи. Методическое пособие. – М., 2006.
Практические задания
по теме: Грудное и головное резонирование мелодии.
Цель:
овладеть навыками голосовой вибрации в различных резонаторах. В результате выполнения практических заданий студент освоит: фокус головного резонирования; характерное звучание грудного резонатора; переход голоса из грудного в головной регистр. научится: мыслить высокими обертонами; программировать гласные звуки в фокусе грудного резонирования; использовать одновременно грудной и головной резонаторы. 17
Задания
1. Выявите акустические качества своего певческого голоса. 2. Определите динамическую яркость своего голоса. 3. Отработайте прием мысленного фокусирования голоса. 4. Установите характерные свойства головного и грудного резонаторов.
Методические рекомендации
Под резонатором в акустике понимается объем воздуха, заключенный в упругие стенки. Характерным свойством резонатора является отзвучивание собственного тона дополнительными обертонами. Резонанс ротовой и глоточной полостей может изменяться по объему. Головной и грудной резонаторы способствуют обогащению тембра голоса. Головной резонатор включает все полости, находящиеся выше гортани. Вибрационные явления в головном резонаторе являются сильнейшим стимулятором голосовой функции. Головное резонирование гарантирует голосу высокую певческую позицию. Высокая позиция помогает легко достигать верхние звуки диапазона голоса. Благодаря вибрациям в головном резонаторе голос приобретает важнейшие качества: металличность; полетность; яркость; звонкость. Мысленно воображаемый фокус головного резонирования представляется в области «маски» и ощущается в вибрации в разных местах: над зубами, в переносице, лобной пазухе. Достигается этот акустический фокус 18
мысленным представлением – «собиранием» звука в пучок. Для этого необходимо развивать навык слышания своего голоса как бы октавой выше его реального звучания. При выполнении практических заданий рекомендуется найти ту организацию работы гортани, при которой в исходном тембре голоса будут содержаться те обертоны, на которые ответит резонированием головной резонатор. Грудное резонирование находиться в центре грудной клетки и ощущается как вибрация в области гладкой бронхиальной мускулатуры. Фокус грудного резонирования воспринимается певцом как сосредоточие энергии эмоций и мысленно программирует гласные звуки. Резонаторами в акустическом понимании здесь являются трахеи и крупные бронхи. Точечное ощущение грудного резонирования помогает выявить: оптимальную динамическую яркость голоса; объемность; силу; мощь; обертоновую полноту звучания. При одновременном отзвучивании головного и грудного резонаторов голосовые складки колеблются по смешанному типу. При этом на протяжении всего диапазона сохраняется ровное звучание и голосовая ломка не ощущается. Сохранение открытой манеры на протяжении всего диапазона заключается в мысленной подготовке и осуществлении конкретных действий: 1. Мягкой атаки. 2. Эластичного дыхания. 19
3. Вертикального оформления звука. 4. Мысленно-высокий посыл гласной буквы. Использование грудного и головного резонирование является индикатором правильности певческого звука.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие качества приобретает голос благодаря вибрациям головного резонатора. 2. Укажите ощущения, способствующие работе грудного резонатора. 3. Раскройте принцип смешанного голосообразования. 4. Перечислите действия, сохраняющие ровное звучание голоса на всем диапазоне.
Рекомендуемая литература
1. Красильников В. Звуковые волны. – М., 2004. 2. Морозов В. Искусство резонансного пения. – М., 2005. 3. Петрова Е. О динамике звука певческого голоса. – М., 2006. 4. Рудаков Е. О природе верхней певческой форманты и механизме ее образования. – М., 2004. 5. Сонки С. Теория постановки голоса. – М., 2007.
Практические задания
по теме: Сценическое воплощение исполняемых произведений.
Цель:
овладеть навыками сценического воплощения народно-песенного репертуара. 20
В результате выполнения практических заданий студент освоит: особенности сценического поведения; способы развития эмоционального воображения; методы формирования образно-смыслового мышления. научится: использовать действенный жест при сценическом воплощении песни; координировать сценическое движение с певческим процессом; организовывать сценическое воплощение через систему выразительных средств мимики.
Практические задания
1. Выразите при помощи мимики разнообразные эмоциональные состояния человека. 2. Нарисуйте при помощи творческого воображения картину поэтического содержания исполняемого произведения. 3. Примените естественную интонацию, отражающую различные художественные переживания. 4. Подберите элементы сценического движения, соответствующие различным песенным жанрам.
Методические рекомендации
Формирование художественно-эмоциональной активности в процессе обучения осуществляется при помощи техники образного интонирования. Творческое прочтение вокального произведения требует осмысленного 21
использования средств художественной выразительности. Оптимальное певческое звучание достигается в результате создания звукового исполнительского образа. Сценическое воплощение народных песен способствует развитию творческого мышления и творческого воображения. Оно предполагает использование символической среды, композиционной организации сценического пространства и нахождение верного темпоритма. Взаимосвязь образных ассоциаций с жизненным опытом исполнителя создает эмоциональный эффект и определяет уровень зрительского восприятия. РЕКОМЕНДУЕТСЯ при создании художественного образа использовать зрительные и слуховые ассоциации. Жесты, мимика, телодвижения человека являются точными индикаторами его душевного внутреннего состояния, мыслей, эмоций и желаний. Эти элементы играют немаловажную роль в создании художественного образа. Слово – это искра, вспыхивающая на конце жеста, и без предварительной работы тела, основанной на мышечных условиях, оно вообще неспособно родиться. Жест относится к системе пластики, играет значительную роль в создании песенного образа, развивается в пространстве и во времени, имеет начало, середину, конец. Жест является знаковой единицей, так как может образовывать ряд оппозиций. Жесты подразделяются на: незнаковые (ритмические, эмоциональные); знаковые (изобразительные). Ритмический жест соотнесён с темпом, интонацией речи, со скоростью артикуляции. С помощью эмоциональных жестов достигается большая экспрессия, выразительность лексической информации. Жесты и движения подчёркивают эмоциональность высказывания, влияют на восприятие. У изобразительного жеста всегда есть реальный прототип, особенности 22
которого стремится передать жестикулирующий. Изобразительные жесты используются там, где не присутствует предмет и нельзя на него указать, а потому приходится изображать. “Регулировка” жестов в жизни и жестов на сцене производится по разным причинам и вызывается разными обстоятельствами”. Техника жеста бывает внутренняя (душевная) и внешняя (физическая). Внутренняя техника направлена к возбуждению творческого процесса переживания, а внешняя техника – к естественному и красивому воплощению пережитого с помощью голоса, интонации, мимики и всего телесного аппарата исполнителя. Использование внешнего и внутреннего жеста при сценическом воплощении песни является следствием эмоционально- смыслового проявления исполнителя. Ощущение внутреннего жеста не требует проявления специальной двигательной активности. Естественное равновесие между внутренними реакциями и их внешним проявлением достигается через управление импульсами. РЕКОМЕНДУЕТСЯ для формирования действенного жеста использовать специальные упражнения по управлению эмоциональными импульсами. Посредством мимики возможно выразить огромное множество душевных состояний - печаль, злость, радость, отвращение, презрение, удивление, изумление, остолбенение, страх, ужас, сомнение, гнев, боль, любовь. Мимика может быть репликой диалога, выступая самостоятельно, как функциональный элемент, необходимый для осуществления коммуникации. Отражение чувств на лице исполнителя имеет такое же выразительное значение, как и человеческая речь. Существует, таким образом, два языка: - язык мысли, или членораздельная речь; 23
- язык чувств, или мимика. При помощи мимики передаётся некоторое содержание, аналогичное содержанию, сообщаемому в словесной форме. Мимические движения осуществляются при помощи сложной мускулатуры лица. Мышцы лица в силу своего свойства сокращаться под влиянием нервного возбуждения образуют на лице человека то или иное выражение. В отличие от мимики в жизни, где важна коммуникативная функция мимики, для сцены не менее важна её эстетическая функция. РЕКОМЕНДУЕТСЯ в процессе выполнения практических заданий сохранять живую, искреннюю и непосредственную мимику. Исполнителю необходимо опираться на свойства своего характера, индивидуальные черты и манеру пения. Координация сценического движения с певческим процессом предусматривает сохранение качественного вокального исполнения. При этом большая роль отводиться соответствию сценического движения смысловым музыкальным акцентам. Синхронизация определенных двигательных навыков с пением требует использования правильной механики дыхания. Сочетание элементов народной хореографии с драматургией вокальной интонации способствует совершенствованию сценического образа. РЕКОМЕНДУЕТСЯ использовать практические навыки танцевальной лексики в сценическом воплощении учебного репертуара.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие параметры определяют уровень зрительского восприятия. 2. Перечислите особенности эмоционального и изобразительного жестов. 3. Что называется отражением чувств на лице исполнителя. 24
4. Каким образом танцевальная лексика способствует совершенствованию сценического образа.
Рекомендуемая литература
1. Анисимов С.П. Режиссер в музыкальном театре / С.П. Анисимов. – М.: ВТО, 2005. 2. Антипова Л. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора: учеб. пособие / Л. Антипова. – М., 2004. 3. Гусев В.Е. Истоки русского народного театра: учеб. пособие / В.Е. Гусев. – М., 2008. 4. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М., 2004. 5. Жинкин Н. Механизмы речи. – М., 2006. 25
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Исполнительская деятельность
МДК 01.02 Основы сценической подготовки
Раздел 7. Постановка голоса
Специальность 073403 Сольное и хоровое народное пение (по видам) САМАРА 2013
«Утверждено» на заседании предметно-цикловой комиссии народно-хоровых и сольных дисциплин Протокол № ___ от_______________ 20___ г. Председатель ПЦК ____________________________________________Мочальникова Т.В. Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета Протокол № _____ от ____________20_____г. Старший методист________________________________________________ Гаршина Ю. П. Заместить директора по учебной работе _____________________________Дерябина Н.К.
Составитель
: Гусева Елена Михайловна, преподаватель ГБОУ СПО – техникума «Самарское областное училище культуры и искусств».
Рецензенты:
Медведева Н.А.,
преподаватель ГБОУ СПО – техникума «Самарское областное училище культуры и искусств». Постановка голоса: Методические рекомендации по выполнению практических заданий для студентов специальности 073403 Сольное и хоровое народное пение (по видам. /Сост. Е.М.Гусева.- Самара: ГБОУ СПО Т «СОУКИ», 2013. Методические рекомендации по выполнению практических заданий предназначены для студентов специальности 073403 Сольное и хоровое народное пение. При разработке представленных практических заданий учтен весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирован профессиональный модуль ПМ. 01 Исполнительская деятельность. Содержание практических заданий рекомендаций носят репродуктивный и частично-поисковый характер
.
2
Пояснительная записка.
Методические рекомендации по выполнению практических заданий разработаны в соответствии с требованиями стандартов третьего поколения, предназначены студентам очной формы обучения на специальности 073403 Сольное и хоровое народное пение (по видам) и могут быть использованы при изучении профессионального модуля ПМ.01 Исполнительская деятельность, МДК 01.02 Основы сценической подготовки, раздела 7. Постановка голоса. Постановка голоса является неотъемлемой частью в подготовке артиста–вокалиста, преподавателя и руководителя народного хорового коллектива. Содержание раздела предусматривает комплексное решение задач, связанных с освоением певческих навыков: дыхания, дикции, звукообразования гласных, звуковедения, использования резонаторов, развития вокального слуха, сценической культуры. Формирование певческих навыков включает индивидуальную форму работы со студентом, с учетом природных музыкальных данных и технических возможностей его голоса. При этом обучение направлено на совершенствование исполнительского мастерства. Целью методических рекомендаций является освоение необходимых приемов вокальной техники при исполнении народной песни. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: - овладеть необходимыми умениями и навыками при исполнении вокальных произведений различных жанров; - ознакомиться с лучшими образцами народно-песенного творчества; - освоить средства анализа художественных и образных особенностей вокальных произведений. 3
Певческий голос - это самый совершенный и гибкий исполнительский инструмент. Он непосредственно связан с исполнителем, с его мыслями, чувствами и эмоциями, являясь одновременно и средством и орудием общения, коммуникации, воздействия. Владение вокально-техническими навыками способствует существенным изменениям качества звука и тембровых характеристик голоса в зависимости от жанра, стиля, образно- эмоциональной сферы музыкального произведения. Работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются остальные элементы учебно-хоровой деятельности. Поэтому хормейстер должен очень хорошо знать и чувствовать певческий процесс, сам владеть голосом, быть в певческой форме, постоянно совершенствовать своё вокальное мастерство. Среднее профессиональное образование сегодня ориентировано на активное включение студентов в учебный процесс и формирование у них следующих профессиональных компетенций: ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями). ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах. ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии. ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений. ПК 1.5. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара. ПК 1.6. Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач. 4
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- чтения с листа и транспонирования сольных вокальных произведений среднего уровня трудности; - самостоятельной работы с произведениями разных жанров, в соответствии с программными требованиями; - ведения учебно-репетиционной работы; - сценических выступлений с сольными номерами.
уметь:
-
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; - использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; - применять теоретические знания в исполнительской практике; - пользоваться специальной литературой.
знать:
- особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания; - профессиональную терминологию. Содержание практических заданий представленных рекомендаций носят репродуктивный и частично-поисковый характер. Они составлены с учетом практической направленности занятий изучаемого раздела и способствуют освоению вокальной техники и характерных приемов народного исполнительства. 5
При разработке практических заданий учтен весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирован профессиональный модуль. Наряду с освоением практических навыков систематизируются и закрепляются теоретические знания, вырабатывается готовность использовать теоретические знания на практике. Критериями оценки результатов практической работы студентов на занятиях по постановке голоса являются: рациональное использование певческого дыхания; координация дыхания и звука; ясное и четкое произношение поэтического текста; выполнение мышечного контроля за голосообразованием; одновременное применение грудного и головного резонаторов на всех звуках диапазона; использование приемов вокальной нюансировки; раскрытие образно-эмоциональной основы произведения; исполнение вокальных произведений различных жанров и стилей; организация сценического воплощения через систему выразительных средств мимики и жеста; использование элементы танцевальной лексики. Формами и методами контроля результатов освоения профессионального модуля в рамках междисциплинарного курса является практическая работа, творческий показ. На практическую работу студентов по ПМ. 01 Исполнительская деятельность, МДК 01.01.02 Основы 6
сценической подготовки, раздела 6. Постановка голоса отводится 143 часа на 1,2,3,4 курсе.
Практические задания
по теме: Основы звукоизвлечения.
Цель:
овладеть навыками извлечения и образования певческого звука. В результате выполнения практических заданий студент освоит: специфику округления гласных; основные способы атаки звука; принцип вертикального формирования гласных. научится: применять различные тембровые качества голоса; управлять работой гортани; использовать звуковой образ.
Задания
1. Отработайте открытый способ голосообразования гласных. 2. Пропойте на примере вокальных упражнений широкие гласные в заданных длительностях. 3. Продемонстрируйте различные способы атаки звука. 4. Проконтролируйте соблюдение единой манеры формирования широких и узких гласных.
Методические рекомендации
7
Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так образуется звук в окружающей нас природе. В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания. Отличительная особенность народной манеры заключается в открытом способе голосообразования, при котором активизируются все скрытые эмоциональные механизмы. Эмоция является своеобразной силой фонации и эффективно настраивает голос на правильную фонационную волну. Таким образом, достигается необходимый режим, который передается певцом в характерной интонации-образе. Это тонусное состояние, по-возможности, фиксируется, удерживается во времени и протягивается высотно на удобном гласном звуке. РЕКОМЕНДУЕТСЯ придавать особое значение постановке голоса в среднем участке диапазона и контролировать речевой характер звукоподачи. Народному пению присуща особая манера произношения слов – естественная, ненарочитая, непринужденная. Это придает исполнению искренность и простоту. Народные певцы пользуются «речевой манерой пения», при которой сохраняется мышечная координация, хорошо натренированная в процессе повседневной речи. Навык артикуляции в пении включает в себя различные действия: фокусирование фонем; фонетически чистое произношение слов; соблюдение единой манеры формирования гласных; сохранение стабильного положения гортани в пении различных гласных; предельное допевание гласных в заданных длительностях; удержание близкой певческой позиции. 8
РЕКОМЕНДУЕТСЯ контролировать акустическое качество звука вертикально направленным «воздушным столбом». В механике звукообразования используется три способа атаки звука: придыхательная, мягкая и твердая. Придыхательная атака в манере народного пения возникает самопроизвольно при произношении шипящих и свистящих звуков: Х, Ш, Щ, С. Мягкая атака подразумевает мягкий звуковой посыл сверху, наподобие стона, или жалобного плача. Однако, сильные взрывы чувства – ликования, гнева, возмущения, восторга вызывают динамичные и сильные мышечные действия, которые начинаются с твердой атаки. Пение при мягкой и твердой атаке происходит по принципу упругого отталкивания от согласных и диафрагмы. РЕКОМЕНДУЕТСЯ в процессе звукообразования учитывать, что при кантиленном пении, цепочка отталкивания мягкая и легкая. При условном нон легато отталкивание более энергичное и быстрое. Твердая атака должна быть хорошо подготовлена и как бы оттянута. Формирование правильных певческих навыков предполагает: - естественность звучания голоса; - натуральность тембра; - искренность выражаемых чувств; - психофизическую свободу исполнителя. РЕКОМЕНДУЕТСЯ при выравнивании голоса применять различные способы атаки звука, чередование широких, узких и йотированных гласных.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите действия, способствующие формированию навыка артикуляции. 2. Укажите основные способы атаки звука. 9
3. Какую манеру пения используют народные певцы. 4. Что способствует созданию интонации-образа.
Рекомендуемая литература
1. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения народного пения. – М., 2006. 2. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – М., 2004. 3. Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 2005. 4. Шаляпин Ф.И. Душа и маска. – М., 2007.
Практические задания
по теме: Техника дыхания.
Цель:
овладеть оптимальным типом певческого дыхания. В результате выполнения практических заданий студент освоит: технику короткого вдоха; правила подачи дыхания; различные типы дыхания. научится: организовывать певческий выдох; координировать дыхание и звук; 10
сохранять тонусное состояние диафрагмы.
Задания
1. Выполните дыхательную гимнастику А.Стрельниковой для тренировки короткого вдоха. 2. Выполните дыхательные упражнения для тренировки дыхательной мускулатуры. 3. Продемонстрируйте различные типы дыхания. 4. Установите связь между характером певческого звука и типом дыхания.
Методические рекомендации
Певческое дыхание отличается от обычного своей целенаправленностью на обеспечение фонационного процесса. Дыхательная гимнастика способствует укреплению мышц и лучшей их управляемости. Подчинение дыхательных мышц нашей воле оказывает положительное воздействие на работу голосового аппарата и поддерживает необходимый тонус мускулатуры. РЕКОМЕНДУЕТСЯ в ходе выполнения дыхательных упражнений анализировать свои ощущения и по ним контролировать голосообразование. Работа дыхательного аппарата во время пения тесно связана с работой гортани и артикуляционного аппарата. При этом функцию образования звука выполняет комплекс гортань-дыхание. Именно в гортани формируются главные отличительные качества певческого голоса. В процессе выполнения практических заданий необходимо выявить оптимальную дыхательную поддержку. Традиционно различают следующие типы дыхания: - ключичное; - нижнее грудное; 11
- нижнереберное; - грудобрюшное (диафрагмальное). Выбор типа дыхания должен диктоваться соображениями удобства и качественности звучания. Задачей дыхательных органов является координированная с другими отделами голосового аппарата подача дыхания. Она выражается в натренированном певческом выдохе. Координация дыхания со звуком должна вырабатываться постепенно и последовательно в одном направлении. Особое внимание следует уделять подготовке дыхания для голосообразования, атаке звука и сбережению дыхания во время пения. РЕКОМЕНДУЕТСЯ для организации певческого голоса соблюдать следующие правила: 1. Не перебирать дыхание. 2. Не начинать звука без достаточной дыхательной поддержки. 3. После умеренного вдоха сделать краткую задержку дыхания. 4. Плавно подать дыхание и распределить его на всю фразу. 5. По окончании фразы излишек дыхания выдохнуть прежде, чем начать новый вдох. Торможение и продолжительное удерживание выдоха создает ощущение напряжения – «опоры» в области диафрагмы. Опора является важнейшим ощущением в пении. Благодаря ней, певец спокойно распоряжается своим голосом. Чувство опоры субъективно и воспринимается по-разному. Чувство опоры, при энергичном включении в работу дыхательных мышц, способствует выносливости голоса. Ощущение опоры способствует формированию плотного и яркого звука. 12
РЕКОМЕНДУЕТСЯ для укрепления опоры звука: - исполнять вокальные упражнения приемом стаккато на гласных, меняя их поочередно; - исполнять вокальные упражнения в поступенном порядке движения, вверх и обратно, на йотированное Е или Я, со сбросом каждого второго звука на диафрагму; - исполнять октавные заклички с гуканием «А-ГУ», с твердой подготовленной атакой верхнего звука на опоре.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные типы певческого дыхания. 2. Укажите правила организации певческого вдоха. 3. Выделите принципы координации слова и звука. 4. Какое ощущение способствует формированию плотного и яркого звука.
Рекомендуемая литература
1. Геллат П. Дыхание и положение гортани. Спб., - М., 2005. 2. Мордвинов В. Практика основной работы над голосом. – М., 2004. 3. Павлищева О. Методика постановки голоса. – М., 2006. 4. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. – М., 2003. 5. Юдин С. Формирование голоса певца. – М., 2008.
Практические задания
по теме: Работа с текстом.
Цель:
овладеть навыками формирования согласных звуков. В результате выполнения практических заданий студент освоит: 13
технику вокализации сонорных согласных; правила произношения звонких согласных; способы подачи глухих согласных. научится: ясно и четко произносить поэтический текст; координировать слово и звук; использовать в пении речевые интонации.
Задания
1. Выполните упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к работе над дикцией. 2. Отработайте сочетания согласных: Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т в медленном темпе. 3. Произнесите многократно в разных темпах упражнения на скороговорки. 4. Пропойте на заданной высоте упражнения с использованием согласных: Л, М, Н, Р. 5. Отработайте сложные звукосочетания с согласными С, З, Ш, Ж, Щ, Ц.
Методические рекомендации
Речевая дикция целиком зависит от четкого произношения согласных. При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, 14
разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Воздействуя в нужном направлении на подчиненные нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании. Сонорные звуки: «М, Л, Н, Р» протягиваются наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски. Звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания. Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. На глухих согласных гортань не функционирует, поэтому на них легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. Щипящие и свистящие согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными. Согласные: С, Ш Х, Ц, Ч, Щ, хорошо улавливаемые ухом, необходимо укорачивать, иначе при пение будет создавать впечатление шума, свиста. Основное правило дикции в пении - быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных. Хорошая дикция 15
обусловлена активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Необходимо работать над подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани. Для тренировки губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и т.д. Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т; б-п; в-ф) то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять. Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие или глухие. Перед глухими согласными звонкие оглушаются. У берёз (с) поникли… РЕКОМЕНДУЕТСЯ начинать работу над скороговорками в медленном темпе, акцентируя внимание на ее содержании. Используя смысловую линию скороговорки, необходимо использовать разнообразные оттенки настроения. Все артикуляционные упражнения произносятся твёрдыми губами, при активной работе языка. При выполнении практических заданий следует применять принцип постепенного усложнения задач.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные органы артикуляционного аппарата. 2. Какие согласные относятся к направляющим. 3. Укажите правила произношения звонких согласных в конце слова. 4. Какие скороговорки используют для тренировки губ и кончика языка.
Рекомендуемая литература
16
1. Найденов В.С. Методика выразительного чтения. - М., 2007. 2. Произношение и дикция /Сост. И.П.Козлянинова. – М., 2004. 3. Реформатский А. Речь и музыка в пении //Вопросы культуры речи. - М., 2004. 4. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. – М., 2005. 5. Шамина Л.В. Работа над дикцией в процессе усвоения народной песенной речи. Методическое пособие. – М., 2006.
Практические задания
по теме: Грудное и головное резонирование мелодии.
Цель:
овладеть навыками голосовой вибрации в различных резонаторах. В результате выполнения практических заданий студент освоит: фокус головного резонирования; характерное звучание грудного резонатора; переход голоса из грудного в головной регистр. научится: мыслить высокими обертонами; программировать гласные звуки в фокусе грудного резонирования; использовать одновременно грудной и головной резонаторы. 17
Задания
1. Выявите акустические качества своего певческого голоса. 2. Определите динамическую яркость своего голоса. 3. Отработайте прием мысленного фокусирования голоса. 4. Установите характерные свойства головного и грудного резонаторов.
Методические рекомендации
Под резонатором в акустике понимается объем воздуха, заключенный в упругие стенки. Характерным свойством резонатора является отзвучивание собственного тона дополнительными обертонами. Резонанс ротовой и глоточной полостей может изменяться по объему. Головной и грудной резонаторы способствуют обогащению тембра голоса. Головной резонатор включает все полости, находящиеся выше гортани. Вибрационные явления в головном резонаторе являются сильнейшим стимулятором голосовой функции. Головное резонирование гарантирует голосу высокую певческую позицию. Высокая позиция помогает легко достигать верхние звуки диапазона голоса. Благодаря вибрациям в головном резонаторе голос приобретает важнейшие качества: металличность; полетность; яркость; звонкость. Мысленно воображаемый фокус головного резонирования представляется в области «маски» и ощущается в вибрации в разных местах: над зубами, в переносице, лобной пазухе. Достигается этот акустический фокус 18
мысленным представлением – «собиранием» звука в пучок. Для этого необходимо развивать навык слышания своего голоса как бы октавой выше его реального звучания. При выполнении практических заданий рекомендуется найти ту организацию работы гортани, при которой в исходном тембре голоса будут содержаться те обертоны, на которые ответит резонированием головной резонатор. Грудное резонирование находиться в центре грудной клетки и ощущается как вибрация в области гладкой бронхиальной мускулатуры. Фокус грудного резонирования воспринимается певцом как сосредоточие энергии эмоций и мысленно программирует гласные звуки. Резонаторами в акустическом понимании здесь являются трахеи и крупные бронхи. Точечное ощущение грудного резонирования помогает выявить: оптимальную динамическую яркость голоса; объемность; силу; мощь; обертоновую полноту звучания. При одновременном отзвучивании головного и грудного резонаторов голосовые складки колеблются по смешанному типу. При этом на протяжении всего диапазона сохраняется ровное звучание и голосовая ломка не ощущается. Сохранение открытой манеры на протяжении всего диапазона заключается в мысленной подготовке и осуществлении конкретных действий: 1. Мягкой атаки. 2. Эластичного дыхания. 19
3. Вертикального оформления звука. 4. Мысленно-высокий посыл гласной буквы. Использование грудного и головного резонирование является индикатором правильности певческого звука.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие качества приобретает голос благодаря вибрациям головного резонатора. 2. Укажите ощущения, способствующие работе грудного резонатора. 3. Раскройте принцип смешанного голосообразования. 4. Перечислите действия, сохраняющие ровное звучание голоса на всем диапазоне.
Рекомендуемая литература
1. Красильников В. Звуковые волны. – М., 2004. 2. Морозов В. Искусство резонансного пения. – М., 2005. 3. Петрова Е. О динамике звука певческого голоса. – М., 2006. 4. Рудаков Е. О природе верхней певческой форманты и механизме ее образования. – М., 2004. 5. Сонки С. Теория постановки голоса. – М., 2007.
Практические задания
по теме: Сценическое воплощение исполняемых произведений.
Цель:
овладеть навыками сценического воплощения народно-песенного репертуара. 20
В результате выполнения практических заданий студент освоит: особенности сценического поведения; способы развития эмоционального воображения; методы формирования образно-смыслового мышления. научится: использовать действенный жест при сценическом воплощении песни; координировать сценическое движение с певческим процессом; организовывать сценическое воплощение через систему выразительных средств мимики.
Практические задания
1. Выразите при помощи мимики разнообразные эмоциональные состояния человека. 2. Нарисуйте при помощи творческого воображения картину поэтического содержания исполняемого произведения. 3. Примените естественную интонацию, отражающую различные художественные переживания. 4. Подберите элементы сценического движения, соответствующие различным песенным жанрам.
Методические рекомендации
Формирование художественно-эмоциональной активности в процессе обучения осуществляется при помощи техники образного интонирования. Творческое прочтение вокального произведения требует осмысленного 21
использования средств художественной выразительности. Оптимальное певческое звучание достигается в результате создания звукового исполнительского образа. Сценическое воплощение народных песен способствует развитию творческого мышления и творческого воображения. Оно предполагает использование символической среды, композиционной организации сценического пространства и нахождение верного темпоритма. Взаимосвязь образных ассоциаций с жизненным опытом исполнителя создает эмоциональный эффект и определяет уровень зрительского восприятия. РЕКОМЕНДУЕТСЯ при создании художественного образа использовать зрительные и слуховые ассоциации. Жесты, мимика, телодвижения человека являются точными индикаторами его душевного внутреннего состояния, мыслей, эмоций и желаний. Эти элементы играют немаловажную роль в создании художественного образа. Слово – это искра, вспыхивающая на конце жеста, и без предварительной работы тела, основанной на мышечных условиях, оно вообще неспособно родиться. Жест относится к системе пластики, играет значительную роль в создании песенного образа, развивается в пространстве и во времени, имеет начало, середину, конец. Жест является знаковой единицей, так как может образовывать ряд оппозиций. Жесты подразделяются на: незнаковые (ритмические, эмоциональные); знаковые (изобразительные). Ритмический жест соотнесён с темпом, интонацией речи, со скоростью артикуляции. С помощью эмоциональных жестов достигается большая экспрессия, выразительность лексической информации. Жесты и движения подчёркивают эмоциональность высказывания, влияют на восприятие. У изобразительного жеста всегда есть реальный прототип, особенности 22
которого стремится передать жестикулирующий. Изобразительные жесты используются там, где не присутствует предмет и нельзя на него указать, а потому приходится изображать. “Регулировка” жестов в жизни и жестов на сцене производится по разным причинам и вызывается разными обстоятельствами”. Техника жеста бывает внутренняя (душевная) и внешняя (физическая). Внутренняя техника направлена к возбуждению творческого процесса переживания, а внешняя техника – к естественному и красивому воплощению пережитого с помощью голоса, интонации, мимики и всего телесного аппарата исполнителя. Использование внешнего и внутреннего жеста при сценическом воплощении песни является следствием эмоционально- смыслового проявления исполнителя. Ощущение внутреннего жеста не требует проявления специальной двигательной активности. Естественное равновесие между внутренними реакциями и их внешним проявлением достигается через управление импульсами. РЕКОМЕНДУЕТСЯ для формирования действенного жеста использовать специальные упражнения по управлению эмоциональными импульсами. Посредством мимики возможно выразить огромное множество душевных состояний - печаль, злость, радость, отвращение, презрение, удивление, изумление, остолбенение, страх, ужас, сомнение, гнев, боль, любовь. Мимика может быть репликой диалога, выступая самостоятельно, как функциональный элемент, необходимый для осуществления коммуникации. Отражение чувств на лице исполнителя имеет такое же выразительное значение, как и человеческая речь. Существует, таким образом, два языка: - язык мысли, или членораздельная речь; 23
- язык чувств, или мимика. При помощи мимики передаётся некоторое содержание, аналогичное содержанию, сообщаемому в словесной форме. Мимические движения осуществляются при помощи сложной мускулатуры лица. Мышцы лица в силу своего свойства сокращаться под влиянием нервного возбуждения образуют на лице человека то или иное выражение. В отличие от мимики в жизни, где важна коммуникативная функция мимики, для сцены не менее важна её эстетическая функция. РЕКОМЕНДУЕТСЯ в процессе выполнения практических заданий сохранять живую, искреннюю и непосредственную мимику. Исполнителю необходимо опираться на свойства своего характера, индивидуальные черты и манеру пения. Координация сценического движения с певческим процессом предусматривает сохранение качественного вокального исполнения. При этом большая роль отводиться соответствию сценического движения смысловым музыкальным акцентам. Синхронизация определенных двигательных навыков с пением требует использования правильной механики дыхания. Сочетание элементов народной хореографии с драматургией вокальной интонации способствует совершенствованию сценического образа. РЕКОМЕНДУЕТСЯ использовать практические навыки танцевальной лексики в сценическом воплощении учебного репертуара.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие параметры определяют уровень зрительского восприятия. 2. Перечислите особенности эмоционального и изобразительного жестов. 3. Что называется отражением чувств на лице исполнителя. 24
4. Каким образом танцевальная лексика способствует совершенствованию сценического образа.
Рекомендуемая литература
1. Анисимов С.П. Режиссер в музыкальном театре / С.П. Анисимов. – М.: ВТО, 2005. 2. Антипова Л. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора: учеб. пособие / Л. Антипова. – М., 2004. 3. Гусев В.Е. Истоки русского народного театра: учеб. пособие / В.Е. Гусев. – М., 2008. 4. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М., 2004. 5. Жинкин Н. Механизмы речи. – М., 2006. 25
В раздел среднее профессиональное образование