Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Пути экологизации обучения химии"

cтатья

Автор: Пятова Людмила Георгиевна, преподаватель химии, спецпредметов, ГБПОУ "Профессиональное училище №31", город Волгоград



В раздел среднее профессиональное образование



ПУТИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ Одной из глобальных проблем современности является экологическая. Эта проблема стоит перед всем человечеством и решать ее необходимо всем. Один из путей решения этой проблемы – экологизация образования. Основная цель экологического образования – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Кроме этого решаются следующие задачи: - формирование особого отношения к среде обитания человека через знание химических соединений, химических явлений; - формирование представлений о сложности и противоречивости химических процессов и на этой основе привлечение знаний из других курсов; - воспитание людей, для которых необходимо знание химии для успешного решения своих профессиональных задач. На основе экологического сознания и мышления формируется экологическая культура, которая несет в себе бережное отношение к природе, невозможность потребительского отношения к ней. Экологическую проблему на своих уроках я решаю под девизом: «Человек – часть природы, он един с ней и неотделим от нее. Отчуждение человека от природы поставило его на грань экологической катастрофы. Нравственное совершенствование самого человека есть непременное условие выживания человеческого рода». В основу экологического образования положены методические подходы, активизирующие познавательную самостоятельную деятельность учащихся. I. Решение задач с экологическим содержанием является эффективным методом формирования экологических знаний и умений, позволяет сделать теоретический материал аргументированным. Обучающиеся получают реальную возможность использовать приобретенные знания в жизни. В условия задач включаю следующие проблемы: - двойственная роль химии (служит человеку и природе – в то же время приводит к нарушению биохимических процессов при неразумном использовании ее достижений); - влияние отдельных химических элементов и их соединений на живые организмы; - технологическое несовершенство производства, накопление отходов, попадание вредных веществ в природную среду. II. Содержание материала уроков имеет экологическую направленность. В зависимости от цели урока, типа урока: а) или сама делаю сообщение. Например, при изучении темы «Металлы»: В питьевой воде содержится много железа. Как обезжелезить воду в домашних условиях? И объясняю, что необходимо отстаивать воду в течение суток; прокипятить; пропустить через бытовой водоочиститель. Большое содержание в воде солей кальция и магния приводит к увеличению жесткости воды, что отрицательно влияет: в паросиловом хозяйстве – образуется накипь на стенках оборудования; при стирке, мытье - вызывает заболевание почек, мочекаменную, почечнокаменную болезнь, заболевание раком. Как уменьшить жесткость воды в домашних условиях? Прокипятить, пропустить через водоочиститель. При изучении темы «Неметаллы» сообщаю: Недостаток в питьевой воде фтора приводит к повышенной опасности появления кариеса, поэтому необходимо пользоваться фторсодержащими зубными пастами, фторировать воду. Недостаток в воде иода приводит к развитию тиреоктоксикоза (зоб), поэтому необходимо включать в рацион питания морские продукты, иодированную поваренную соль, раз в неделю принимать профилактическое средство антиструмин.
б) либо это самостоятельная работа обучающихся, результатом которой являются сообщения, доклады, рефераты по определенной теме. Например, при изучении темы «Предельные углеводороды» - «Парниковый эффект», «Разрушение озонового слоя». При изучении темы «Дисперсные системы» - доклад «Кислотные дожди» и т.д. III. При подборе материала экологической направленности учитываю также и будущую профессию обучающихся, подбираю задачи для определенной специальности, учитывающие в своем содержании профессиональную направленность. IV. Приобщить обучающихся к защите окружающей среды можно путем нахождения способов переработки отходов химического эксперимента, проводимого в классе, т.е. их уничтожение, обезвреживание или утилизация. Например, практическая работа «Получение водорода». После выполнения работы не прореагировавший цинк промываем и затем используем вновь, а образовавшуюся в результате реакции соль сливаем в один сосуд и используем при выполнении других работ, например, при изучении гидролиза солей. Практическая работа «Реакции обмена». При проведении реакции между оксидом меди и серной кислотой для нейтрализации кислоты добавляем избыток оксида и подчеркиваю, что это – важный промышленный способ обезвреживания кислот. После работы собираем сульфат меди со всех столов и использую в дальнейшем. Таким образом, имеем опыт безвредного, безотходного производства, т.е. иллюстрируется принцип утилизации продуктов химических производств. При выполнении лабораторных опытов с фенолом собираем образовавшийся фенолят натрия и затем используем в практических работах на распознавание органических веществ. Так поступают и в промышленности в производствах с замкнутым циклом. Практическая работа «Синтез сложного эфира». Полученный эфир собираем в отдельный сосуд и затем используем в качестве растворителя (для бытовых нужд). Так я осуществляю экологическое образование обучающихся в процессе химического эксперимента. V. Экологическое образование обучающихся продолжаю и во внеклассной работе. Для этого провожу такие мероприятия: 1) «Аукцион знаний по экологическим проблемам» Формируется три группы, которые подбирают факты о нарушении экологии окружающей среды (желательно своего района) и предложения по их устранению. Каждая группа имеет свое задание: «Охрана водных ресурсов», «Охрана почв», «Охрана атмосферного воздуха». Затем проводится аукцион хрустально чистой воды, здорового воздуха и благодатной почвы. 2) Межпредметная конференция по экологии. Обучающиеся готовят рефераты по темам: «Парниковый эффект», «Разрушение слоя озона в атмосфере», «Кислотные осадки», «Фотохимический смог» 3) Экологическая викторина (межпредметная). 4) Классные часы Таким образом, экологизацию обучения я провожу по следующим направлениям:  экологизация содержания обучения;  экологизация условий задач с учетом получаемой профессии;  привитие практических экологических навыков при выполнении лабораторно- практических работ;  внеклассная работа. Проводимая мною работа активизирует самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, формирует их экологическое сознание и мышление и на их основе – экологическую культуру.


В раздел среднее профессиональное образование