"Пути экологизации обучения химии"
cтатья
Автор: Пятова Людмила Георгиевна, преподаватель химии, спецпредметов, ГБПОУ "Профессиональное училище №31", город Волгоград
В раздел среднее профессиональное образование
ПУТИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Одной из глобальных проблем современности является экологическая. Эта проблема
стоит перед всем человечеством и решать ее необходимо всем. Один из путей решения этой
проблемы – экологизация образования.
Основная цель экологического образования – формирование экологического сознания
и мышления на основе активной жизненной позиции. Кроме этого решаются следующие
задачи:
- формирование особого отношения к среде обитания человека через знание
химических соединений, химических явлений;
- формирование представлений о сложности и противоречивости химических
процессов и на этой основе привлечение знаний из других курсов;
- воспитание людей, для которых необходимо знание химии для успешного решения
своих профессиональных задач.
На основе экологического сознания и мышления формируется экологическая культура,
которая несет в себе бережное отношение к природе, невозможность потребительского
отношения к ней.
Экологическую проблему на своих уроках я решаю под девизом: «Человек – часть
природы, он един с ней и неотделим от нее. Отчуждение человека от природы поставило его
на грань экологической катастрофы. Нравственное совершенствование самого человека есть
непременное условие выживания человеческого рода».
В
основу
экологического
образования
положены
методические
подходы,
активизирующие познавательную самостоятельную деятельность учащихся.
I.
Решение
задач
с
экологическим
содержанием
является
эффективным методом формирования экологических знаний и умений,
позволяет сделать теоретический материал аргументированным. Обучающиеся
получают реальную возможность использовать приобретенные знания в жизни.
В условия задач включаю следующие проблемы:
- двойственная роль химии (служит человеку и природе – в то же время приводит к
нарушению биохимических процессов при неразумном использовании ее достижений);
- влияние отдельных химических элементов и их соединений на живые организмы;
- технологическое несовершенство производства, накопление отходов, попадание вредных
веществ в природную среду.
II.
Содержание
материала
уроков
имеет
экологическую
направленность. В зависимости от цели урока, типа урока:
а) или сама делаю сообщение. Например, при изучении темы «Металлы»:
В питьевой воде содержится много железа. Как обезжелезить воду в домашних
условиях? И объясняю, что необходимо отстаивать воду в течение суток; прокипятить;
пропустить через бытовой водоочиститель.
Большое содержание в воде солей кальция и магния приводит к увеличению
жесткости воды, что отрицательно влияет: в паросиловом хозяйстве – образуется накипь на
стенках оборудования; при стирке, мытье - вызывает заболевание почек, мочекаменную,
почечнокаменную болезнь, заболевание раком. Как уменьшить жесткость воды в домашних
условиях? Прокипятить, пропустить через водоочиститель.
При изучении темы «Неметаллы» сообщаю:
Недостаток в питьевой воде фтора приводит к повышенной опасности появления
кариеса,
поэтому
необходимо
пользоваться
фторсодержащими
зубными
пастами,
фторировать воду.
Недостаток в воде иода приводит к развитию тиреоктоксикоза (зоб), поэтому
необходимо включать в рацион питания морские продукты, иодированную поваренную соль,
раз в неделю принимать профилактическое средство антиструмин.
б) либо это самостоятельная работа обучающихся, результатом которой являются сообщения, доклады, рефераты по определенной теме. Например, при изучении темы «Предельные углеводороды» - «Парниковый эффект», «Разрушение озонового слоя». При изучении темы «Дисперсные системы» - доклад «Кислотные дожди» и т.д. III. При подборе материала экологической направленности учитываю также и будущую профессию обучающихся, подбираю задачи для определенной специальности, учитывающие в своем содержании профессиональную направленность. IV. Приобщить обучающихся к защите окружающей среды можно путем нахождения способов переработки отходов химического эксперимента, проводимого в классе, т.е. их уничтожение, обезвреживание или утилизация. Например, практическая работа «Получение водорода». После выполнения работы не прореагировавший цинк промываем и затем используем вновь, а образовавшуюся в результате реакции соль сливаем в один сосуд и используем при выполнении других работ, например, при изучении гидролиза солей. Практическая работа «Реакции обмена». При проведении реакции между оксидом меди и серной кислотой для нейтрализации кислоты добавляем избыток оксида и подчеркиваю, что это – важный промышленный способ обезвреживания кислот. После работы собираем сульфат меди со всех столов и использую в дальнейшем. Таким образом, имеем опыт безвредного, безотходного производства, т.е. иллюстрируется принцип утилизации продуктов химических производств. При выполнении лабораторных опытов с фенолом собираем образовавшийся фенолят натрия и затем используем в практических работах на распознавание органических веществ. Так поступают и в промышленности в производствах с замкнутым циклом. Практическая работа «Синтез сложного эфира». Полученный эфир собираем в отдельный сосуд и затем используем в качестве растворителя (для бытовых нужд). Так я осуществляю экологическое образование обучающихся в процессе химического эксперимента. V. Экологическое образование обучающихся продолжаю и во внеклассной работе. Для этого провожу такие мероприятия: 1) «Аукцион знаний по экологическим проблемам» Формируется три группы, которые подбирают факты о нарушении экологии окружающей среды (желательно своего района) и предложения по их устранению. Каждая группа имеет свое задание: «Охрана водных ресурсов», «Охрана почв», «Охрана атмосферного воздуха». Затем проводится аукцион хрустально чистой воды, здорового воздуха и благодатной почвы. 2) Межпредметная конференция по экологии. Обучающиеся готовят рефераты по темам: «Парниковый эффект», «Разрушение слоя озона в атмосфере», «Кислотные осадки», «Фотохимический смог» 3) Экологическая викторина (межпредметная). 4) Классные часы Таким образом, экологизацию обучения я провожу по следующим направлениям: экологизация содержания обучения; экологизация условий задач с учетом получаемой профессии; привитие практических экологических навыков при выполнении лабораторно- практических работ; внеклассная работа. Проводимая мною работа активизирует самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, формирует их экологическое сознание и мышление и на их основе – экологическую культуру.
б) либо это самостоятельная работа обучающихся, результатом которой являются сообщения, доклады, рефераты по определенной теме. Например, при изучении темы «Предельные углеводороды» - «Парниковый эффект», «Разрушение озонового слоя». При изучении темы «Дисперсные системы» - доклад «Кислотные дожди» и т.д. III. При подборе материала экологической направленности учитываю также и будущую профессию обучающихся, подбираю задачи для определенной специальности, учитывающие в своем содержании профессиональную направленность. IV. Приобщить обучающихся к защите окружающей среды можно путем нахождения способов переработки отходов химического эксперимента, проводимого в классе, т.е. их уничтожение, обезвреживание или утилизация. Например, практическая работа «Получение водорода». После выполнения работы не прореагировавший цинк промываем и затем используем вновь, а образовавшуюся в результате реакции соль сливаем в один сосуд и используем при выполнении других работ, например, при изучении гидролиза солей. Практическая работа «Реакции обмена». При проведении реакции между оксидом меди и серной кислотой для нейтрализации кислоты добавляем избыток оксида и подчеркиваю, что это – важный промышленный способ обезвреживания кислот. После работы собираем сульфат меди со всех столов и использую в дальнейшем. Таким образом, имеем опыт безвредного, безотходного производства, т.е. иллюстрируется принцип утилизации продуктов химических производств. При выполнении лабораторных опытов с фенолом собираем образовавшийся фенолят натрия и затем используем в практических работах на распознавание органических веществ. Так поступают и в промышленности в производствах с замкнутым циклом. Практическая работа «Синтез сложного эфира». Полученный эфир собираем в отдельный сосуд и затем используем в качестве растворителя (для бытовых нужд). Так я осуществляю экологическое образование обучающихся в процессе химического эксперимента. V. Экологическое образование обучающихся продолжаю и во внеклассной работе. Для этого провожу такие мероприятия: 1) «Аукцион знаний по экологическим проблемам» Формируется три группы, которые подбирают факты о нарушении экологии окружающей среды (желательно своего района) и предложения по их устранению. Каждая группа имеет свое задание: «Охрана водных ресурсов», «Охрана почв», «Охрана атмосферного воздуха». Затем проводится аукцион хрустально чистой воды, здорового воздуха и благодатной почвы. 2) Межпредметная конференция по экологии. Обучающиеся готовят рефераты по темам: «Парниковый эффект», «Разрушение слоя озона в атмосфере», «Кислотные осадки», «Фотохимический смог» 3) Экологическая викторина (межпредметная). 4) Классные часы Таким образом, экологизацию обучения я провожу по следующим направлениям: экологизация содержания обучения; экологизация условий задач с учетом получаемой профессии; привитие практических экологических навыков при выполнении лабораторно- практических работ; внеклассная работа. Проводимая мною работа активизирует самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, формирует их экологическое сознание и мышление и на их основе – экологическую культуру.
В раздел среднее профессиональное образование