Автоматизация звука Л на материале лексической темы "Хлеб"
конспект занятия
Автор: Сыромятникова Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБДОУ № 42 "Черёмушки", г. Южно-Сахалинск
В раздел среднее профессиональное образование
Конспект открытого логопедического занятия для родителей
Тема: Автоматизация звука Л на материале лексической темы «Хлеб» Цель: Устранение дефектов звукопроизношения в речи дошкольников. Задачи: 1.Формирование практических умений и навыков применения в речи поставленного звука. 2.Развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия. 3.Воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и в речи товарищей. 4.Обогащение словаря по теме «Хлеб» Оборудование: ИКТ, предметные картинки со звуком Л, картинки по теме «Хлеб», дидактическая игра «Логические пары». Словарная работа: буханка, булочная, хлебница, хлебороб, свежий, хрустящий, чёрствый, ржаной, пшеничный, душистый, аппетитный. Ход:
1) Организационный момент.
Перед детьми картины с изображением хлебных изделий. Логопед читает стихотворение, а дети в такт стихотворению перекатывают в руках карандаш: Тили-тали, тили-тали, карандашик мы катали, карандашик мы катали и картинки называли: хлеб, батон, ватрушка, булка, плюшка, сушка.
2) Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики
№ Упражнен ие Речевое сопровождени е Выполнение органами речи Выполнение кистью руки Дополнительные рекомендации 1 чашечка Язычок лежит широкий, И, как чашечка, глубокий. Широко открыть рот, распластанны й язык приподнять, загнуть вверх боковые края и кончик. Пальцы прижать друг к другу, ладонь направлена вверх. Слегка сжать ладонь до образования в ней ямки. Задерживаем позу на3-5с., даём время расслабиться, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. Следим за симметричностью язычка. 2 качели Выше дуба, Выше ели На качелях мы взлетели. Рот широко открыть. Язык максимально тянуть вверх, затем опустить и тянуть вниз. Движения кистью ведущей руки вверх- вниз, ладонью вперёд. Выполняем 6-8 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Следим за тем, чтобы не подтягивалась нижняя челюсть. 3 вкусное варенье Чтоб варенье с губ убрать, Губки нужно облизать. Рот широко открыть, широким языком совершать круговые движения, касаясь губ. Пальцы ведущей руки соединить, совершать круговые движения кистью руки. Выполняем 5-6 раз. Даем ребенку время для расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза. Следим, чтобы язык плавно двигался по губе, а нижняя челюсть не закрывалась. 4 иголка Тяну язык вперёд я долго. Он тонкий, острый, Как иголка. Широко открыть рот, вытянуть вперед тонкий и длинный язычок. Указательный палец ведущей руки направить прямо вперёд, параллельно языку. Фиксируем положение на 3-5с. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. Следим за тем, чтобы язычок не опускался и не загибался «крючком». 5 расческа Причешу я свой язык. Меж зубами, протолкну, Язычок свой причешу. Губы улыбаются, зубы видны. С усилием проталкивать сквозь сжатые зубы широкий язык. Пальцы ведущей руки прижать друг к другу. Кисть с прямыми пальцами ладонью вниз проталкивать между большим и указательным пальцем другой руки. Выполняем 6-8 раз. Даем время для отдыха.Повторяем упражнение 3-4 раза. 6 парус Я по морю поплыву, Паруса подниму! В синем море тут и там Плывут рыбки по волнам. Широко открыть рот, язык поднять вверх, кончик прижать к внутренней поверхности верхних резцов. Ладонь вперёд, пальцы руки сомкнуть и поднять вверх. Держим позу 3-5 с., даём время расслабиться, отдохнуть. Повторяем упражнение 3-4 раза. 7 лошадка Прыгает вниз язычок, Рот приоткрыть, Обе кисти сжатьи Выполняем 5-6 раз. Даем ребенку время
И раздаётся щелчок. улыбнуться, пощёлкать языком, прижимая его к нёбу поставить кулак на кулак. Постукивать кулаками в такт движения языка. для расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза. Следим, чтобы не качалась нижняя челюсть.
3) Упр. «Запомни-повтори»
ЛА-ЛУ-ЛО-ЛЫ АЛА-ОЛА-УЛО-ИЛУ ИЛ-УЛ-ЕЛ-АЛ ЛОЛ-ЛАЛ-ЛУЛ-ЛЫЛ
4) Загадка:
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. что это? (хлеб)
5) Беседа о хлебе.
-Из чего делают хлеб ( из пшеницы, зерна). - Как называется хлеб из ржаной муки (ржаной), из пшеничной (пшеничный). -Хлеб ласково называется ... хлебушек. -Посуда для хлеба называется ... хлебница. -Вкусный квас из хлеба называется … хлебный. -Человек, который выращивает хлеб, называется … хлебороб. -Как называется магазин, где продается хлеб? -Почему так говорят: «Хлеб всему голова».
6) Упр. «Подбери словечко»
- Хлеб какой? - свежий, вкусный, хрустящий, чёрствый. - Батон какой? - мягкий, душистый. - Булочка какая? – аппетитная, свежая.
7) Упр. «Кто внимательный»
Логопед произносит предложения, дети отвечают на вопросы: * МИЛА КУПИЛА СЛАДКУЮ БУЛОЧКУ. (Кто купил булочку? Что сделала Мила? Что купила Мила? Какую булочку купила Мила?) * МИ ЛА ДА ЛА С ЛАВЕ С ЛАДКУЮ БУ ЛОЧКУ И ШОКО ЛАДНУЮ СЛОЙКУ. (Что сделала Мила? Кто дал Славе сладкую булочку и шоколадную слойку? Булочка какая? Слойка какая?)
8) Упр. «Лишнее слово»
БАТОН-БУЛКА-МАСЛО-ВАТРУШКА -Сколько слогов в слове (мас-ло) -Где находится звук Л (в начале, середине или в конце слова)
9) ФИЗМИНУТКА
1.
Ветерок спросил, пролетая: - Отчего, ты рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят!
2. Дыхательное упражнение
«Душистая булочка» И.п.– стоя, ладони на ребрах по обе стороны грудной клетки. Представьте, что вы нюхаете душистую булочку. Медленный вдох через нос – заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Плавный выдох через рот – ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Повторить 3-4 раза.
10) Рефлексия.
В раздел среднее профессиональное образование