"Этническое самосознание студентов из числа малочисленных народов Севера"
статья
Автор: Хороля Светлана Михайловна, воспитатель общежития №2 колледжа, БУ "Белоярский политехнический колледж", г.Белоярский ХМАО-Югра Тюменской области
В раздел среднее профессиональное образование
Этнопедагогическая направленность воспитательных мероприятий в «формировании
этнического самосознания и этнической самоидентификации студентов из числа КМНС
в целях адаптации в период обучения в профессиональном учебном заведении и
социализации в современных условиях» за 2015 – 2016 уч.год
Возрождение и обновление национальной жизни народов России является неотъемлемой составной частью общего процесса формирования гражданского общества и становления правового государства. Этнопедагогизация воспитательного процесса рассматривается как движущая сила, которая помогает создавать условия для обеспечения этнокультурной социализации личности. В настоящее время актуальна проблема возрождения утраченных национальных традиций, обычаев, языков малочисленных коренных этносов, формирования этнической принадлежности к своему народу. Без опоры на национальную культуру трудно воспитать личность, ориентированную на мораль и нравственность, эстетическое, творчество независимо от сферы деятельности личности. Основание для глубокого освоения культуры народа, уважения и любви к родному языку, стремления к постоянному постижению общемировых ценностей возможно только в целенаправленном последовательном и непрерывном воздействии учебно-воспитательной деятельности с этнокультурным и этнопедагогическим содержанием всех образовательных сфер, включая и профессиональное обучение. Целенаправленное использование особенностей этно- педагогической среды в работе всех образовательных сфер поможет обеспечить детям из числа малочисленных народов Севера адекватное восприятие своей национальности и сформировать позитивное, толерантное отношение к представителям других национальностей, развивать межкультурную компетентность. Под этническим самосознанием понимается, прежде всего, национально- специфическое, проявляющееся главным образом в языке, повседневно-бытовой культуре, в том числе обрядах, устном творчестве, нормах поведения, а также в особенностях психического склада определенной исторически сложившейся группы людей. Особой миссией воспитательной работы педагога является помощь в осознании студентом своей этнической идентичности, культивации личной значимости родной культуры, профессиональном и личностном самоопределении, как гарантов идентификации своих жизненных и профессиональных планов с родным местом жительства. Воспитывая молодое поколение на национальных традициях, развиваем у них национальное самосознание, значит, любовь и уважение к своему народу, к своим корням, предкам, предшествующим поколениям, к своему началу. Основными направлениями формирования этнического самосознания у студентов являются: - приобщение к национальной культуре, традициям, обычаям, обрядам, истории своего этноса, духовным и морально-нравственным ценностям; - ознакомление с фольклором, литературой, живописью, прикладными ремёслами и традиционным образом жизни народов Севера;
- формирование интереса к культурным ценностям своего этноса и других народов, адекватное их восприятие и усвоение; - формирование основ культуры межнационального общения; - деятельное, а не созерцательное отношение к этнической культуре; - формирование позиционно активного носителя национальной культуры. В общежитии №2 проживает 56 студентов, из них 5 ребят и 7 девушек представителей малочисленных народов Севера. Ханты-Мансийский округ является полиэтнической средой, где проживают люди разных национальностей из разных регионов страны. Так и в нашем общежитии есть русские, украинцы, татары, рутульцы, коми-зыряне. Мероприятия посещали студенты не только из числа северных этносов, но и других народов. Самыми активными участниками массовых мероприятий, праздников, встреч, экскурсий, вечеров, викторин, дискуссий и игр были ребята 1 курса из группы ЭТ-151 Кузьменко Александр, Железняк Александр, Задумин Кирилл, Семионов Иван, Филиппов Кирилл, Кузнецов Андрей. Хочу отметить так же таких студентов, как Анадеева Лидия, Захарова Вера, Молданова Ксения, Шанин Леонид, Шихова Сюзанна и Чижов Дмитрий, как энергичных и инициативных людей, которые ответственны и дисциплинированны, понимают значимость посещения досуговых мероприятий этнической направленности. Способность к самоорганизации, стремление к творчеству, к познанию придаёт личности такие качества, как любовь к Родине, к своему народу, семье, родителям, традициям. Через различные формы и методы организации воспитательной деятельности педагога студенты приобщаются к желанию с интересом познавать историю своего края, духовному наследию своего народа. В тесном сотрудничестве находимся с сотрудниками филиала «Обско-угорского института прикладных исследований и разработок», совместно проведены мероприятия со студентами общежития №2 колледжа: 1.«Таинство куклы» (в слайд презентации). Для обзора были представлены японские традиционные куклы-обереги, куклы-сувениры, куклы-артефакты - развлечение большей частью для взрослых со своей эстетикой, религией и даже мистикой. Кукла акань народа ханты (куклы для игры детьми, девочками) и ритуальные куклы в похоронно- поминальной обрядности, которые имели предназначение продолжения жизни души умершего человека, доступ которой имелась только для женщин старшего возраста. Цель мероприятия: знакомство с культурами разных народов, сравнение мировосприятия людей Азии, расширение кругозора, интереса познания.(Участвовало 17 человек) 2.Викторина «Путешествие в историю моей малой родины – Югры» к 85-летию округа. Цель: расширить кругозор студентов по истории ХМАО, развивать чувство национальной гордости, любви к малой родине, родному краю.(Участвовало 14 человек) 3.Проведен тотальный диктант в Международный день родного языка. Цель: подчеркнуть важную роль языкового многообразия в мире, пропагандировать изучение родного языка как инструмента развития и сохранения духовного и материального наследия народа ханты. (Участвовало 14 человек)
4.«Легенда о Казымской Богине» (Образ мифологической Богини Казыма) мероприятие проведено к Международному женскому дню, цель: ознакомление с покровительницей местности, которой поклоняются и поныне ханты, верят в силу добра, воспитание бережного отношения к святыням, священных мест богини Сорни Най (Золотая Богиня). (Участвовало 12 человек) В городе функционирует Центр Культуры Национального Творчества, который посещают студенты колледжа, совместно так же были проведены следующие мероприятия: 1.Экскурсия «Экспонаты изделий мастеров района» - И.К. Фирсова.(Присутствовало 7 человек) 2.Мастер-класс по работе с бисером - И.К. Фирсова. (Присутствовало 7 человек) 3.Мастер-класс «Язык танца – язык жестов» - В.А. Костылева. (Участвовало 7 человек) 4.«Игры и игрушки детей ханты» - А.А. Тарлина. (Участвовало 7 человек) 6.Встреча с сотрудниками «Музея Арктики» (г.Санкт-Петербург), с испанским исследователями-путешественниками, занимающимися проблемой языковой ситуации родного (материнского) языка от младенческого до подросткового возраста народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктического побережья Земного шара. (Присутствовало 5 человек) В ЦКНТ вместе со студентами посмотрели спектакль «Яй» («Брат») с участием школьников из с.Казым, художественный руководитель М.А. Кабакова, сотрудница этнографического музея. Это легенда о мифологическом образе Медведе, который спустился с Торума на Землю, став братом каждому мужчине, мальчику, и вместе с ними он преодолевает человеческие пороки, страхи, сомнения, помогает в трудную минуту. Такие представления ханты разыгрывали на «Медвежьих игрищах», на которых были собраны все виды искусств и каждый участник раскрывался в своём искусстве исполнения, достигая наивысшей точки художественного творчества традиционного исполнительства. Такие сведения были предоставлены перед представлением студентам художественным руководителем-постановщиком Кабаковой с целью наилучшего восприятия сакрального фольклорного произведения, которое использовалось в священнодействиях при проведении обрядов, поклонениях божествам. Так с помощью фольклора ханты передавали будущим поколениям сакральные знания о пантеоне божеств и духов, знания об опыте освоения сакрального пространства, о взаимоотношениях человека со сверхъестественными силами природы. Студенты ежемесячно посещали этнографический музей «Нуви Ат», были на открытии персональной выставки картин художника В.С. Белых (г. Белоярский), а также на открытии выставки картин самобытного художника Ю.Г. Гришкина (д. Тугияны) и на выставке творческих работ мастеров города и Белоярского района. Совместно со студентами были просмотрены документальные фильмы: «Нумто», «Тугияны», «Нумсан ёх» и художественный фильм «Белый ягель» (по одноименной повести А. Неркаги), после просмотра проходили обсуждения. В течение учебного года были проведены тематические вечера: презентации на тему: «Летний отдых», «Осенняя пора», «Прелести зимних пейзажей», сопровождающие тексты
на ханты языке, а также на английском и русском языках. В проведении таких вечеров стало традицией чтение стихотворений выразительно и наизусть, ребята уже знают, что предполагается обязательное включение стихотворений поэтов русских классиков и поэтов Югры и народов Севера. Студенты нашего общежития участвовали в окружном конкурсе «Голоса писателей Югры», Задумин Кирилл читал стихотворение Андрея Тарханова «Берёзовские лиственницы», Кузьменко Александр читал отрывок из повести Еремея Айпина «У гаснущего очага». Для осуществления языковой и этнокультурной интеграции студентов северных этносов важно создать в процессе получения профессионального образования условия для равноправного культурного самовыражения в совместной досуговой и творческой деятельности. Задачей воспитательных воздействий является организация системы мероприятий, направленных на сохранение культуры, традиций, обычаев и языка коренных народов. Но данная работа не должна сводиться лишь к изучению и культивации национальных культурных особенностей, необходимо ориентировать студентов на межкультурное взаимодействие, ознакомление с культурами различных народов и преодоление социально-культурных барьеров, предрассудков и противоречий, создание условий для налаживания конструктивного поликультурного диалога. Воспитатель общежития №2 БУ «Белоярский политехнический колледж» Хороля С.М.
В раздел среднее профессиональное образование