"Согласование глаголов с существительными в роде и числе"
Конспект логопедического занятия
Автор: Курегова Светлана Николаевна, учитель - логопед, МОУ ИРМО "Оёкская СОШ", село Оёк, Иркутская область, Иркутский район
В раздел среднее профессиональное образование
Конспект
логопедического занятия
с группой учащихся 4 классов (НЧиП)
Учитель-логопед: Курегова С.Н.
Конспект логопедического занятия
с группой учащихся 4 классов с нарушениями чтения и письма
Тема:
согласование глаголов с существительными в роде и числе.
Цель:
формировать умение правильно согласовывать глаголы с существительными в роде и числе
Задачи:
коррекционные: обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме «Глагол»; формировать умение задавать вопросы к глаголам ,подбирать антонимы и синонимы; расширять словарный запас учащихся; развивающие: развивать речь, внимание, мышление учащихся; воспитательные: воспитывать навыки здорового образа жизни; умение работать в группах и парами
.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент (слайд1)
II. Сообщение темы занятия.
-Ребята, сейчас вы поздоровались с гостями, друг с другом и со мной. А зачем мы здороваемся друг с другом при встрече? (желаем здоровья) -Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о здоровье. А тему занятия вы назовете сами, когда расшифруете слово (слайд2) ГЛАГОЛ 4 13 1 4 16 13 -Мы будем учиться согласовывать глаголы с существительными в роде и числе. -А для чего нам надо изучать эту тему? Где в жизни вам могут пригодиться знания о глаголах?
III. Основная часть.
1. Дифференциация глаголов. -Прочитайте и объясните смысл данных пословиц и поговорок (слайд 3)
Ешь чеснок и лук – не возьмёт недуг.
За вредные привычки не держись.
Заболеть легко – вылечиться трудно.
Здоровье не купишь.
Сидеть да лежать – болезни поджидать.
-А сейчас мы будем выписывать из них только глаголы. -Давайте вспомним, что такое глагол. (учащиеся самостоятельно выписывают глаголы, их 9) -Поменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте работу друг друга. 2. Подбор антонимов и синонимов к глаголам. -Я тоже взяла некоторые глаголы из этих пословиц и поговорок. Прочитайте их (слайд 4)
Взять, держать, купить, лежать.
-Ребята, что такое антонимы? Давайте подберем антонимы к этим глаголам и запишем их. -А что такое синонимы? Прочитайте глаголы (слайд 5)
Заболеть, вылечиться
-
Подберите к ним синонимы и запишите. 3. Согласование глаголов с существительными в роде и числе.
-Прочитайте, употребив глагол в скобках в прошедшем времени (слайд 6) Живот (заболеть) Голова (заболеть) Сердце (заболеть) -Что надо сделать, чтобы не ошибиться? Задайте вопрос от существительного к глаголу. -Запишите, укажите род глаголов. -А что надо делать, чтобы ни чего не болело?
ФИЗМИНУТКА
(слайд 7) -Прочитайте слова и скажите, какой частью речи они являются.
Бег, плавание, прыжок, ходьба, закаливание, обтирание.
-Образуйте от этих существительных глаголы прошедшего времени множественного числа. Проверьте себя (слайд 8) -Посмотрите, кого вы видите на экране (слайд 9) МАЛЬЧИК -Давайте придумаем ему имя. Составим предложение про Мишу с данными глаголами в прошедшем времени. На какой вопрос они отвечают? (аналогично предложение про девочку) 4. Обогащение словарного запаса. -Прочитайте на карточках загадки и отгадайте их. *Он бывает баскетбольный, Волейбольный и футбольный. С ним играют во дворе, Интересно с ним в игре. Скачет, скачет, скачет, скачет! Ну конечно, это... (мячик) *И мальчишки, и девчонки Очень любят нас зимой, Режут лед узором тонким, Не хотят идти домой. Мы изящны и легки, Мы - фигурные ... (коньки) *Подтянуться мне непросто, Я же небольшого роста. Знает каждый ученик, Что подтянет нас... (турник) *На уроке с ним можно играть, Катать его и вращать. Он будто бы буква «О»: Круг, а внутри — ничего. (обруч) *Как только выпал первый снег, Мы возобновляем с папой бег. На доски с ним мы быстро встали И за здоровьем побежали! Кто доски первым назовёт - Тот Знайкой в спорте прослывёт. (лыжи)
*Чтоб спокойно под водой Созерцать весь мир морской, И придумали его - С длинной трубочкой стекло. (Маска и трубка для подводного плавания) -Давайте, подчеркнем в каждой загадке глаголы (работа в группах) Прочитайте в загадке про лыжи последнюю строчку. Как вы понимаете смысл слова «прослывет»? Замените его близким по смыслу глаголом. (аналогично в последней загадке – созерцать) Прослывет – прославится Созерцать – любоваться (эти глаголы на доску) 5. Согласование глаголов с существительными (работа на доске) -Вставьте в предложения пропущенные слова
Зимой папа (что делает?) ……. на лыжах.
Лена (что сделала?) …….мяч в кольцо.
На стадионе ребята (что делают?)………..в футбол.
Вика (что делала?)………на коньках.
Юра (что делал?)……..холодной водой.
IV. Итог занятия.
-Над какой темой работали на занятии? -Чему вы учились сегодня на занятии? -Какое задание вам понравилось больше всего? -А какое задание показалось вам самым сложным?
V. Рефлексия
(смайлики)
VI. Домашнее задание
-У вас на карточке 10 существительных. Подберите и запишите подходящие к ним по смыслу глаголы в прошедшем времени. Дерево, весна, шкаф, учитель, Марина, лето, бабушка, лётчик, огурец, сестра)
Конспект логопедического занятия
с группой учащихся 4 классов с нарушениями чтения и письма
Тема:
согласование глаголов с существительными в роде и числе.
Цель:
формировать умение правильно согласовывать глаголы с существительными в роде и числе
Задачи:
коррекционные: обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме «Глагол»; формировать умение задавать вопросы к глаголам ,подбирать антонимы и синонимы; расширять словарный запас учащихся; развивающие: развивать речь, внимание, мышление учащихся; воспитательные: воспитывать навыки здорового образа жизни; умение работать в группах и парами
.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент (слайд1)
II. Сообщение темы занятия.
-Ребята, сейчас вы поздоровались с гостями, друг с другом и со мной. А зачем мы здороваемся друг с другом при встрече? (желаем здоровья) -Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о здоровье. А тему занятия вы назовете сами, когда расшифруете слово (слайд2) ГЛАГОЛ 4 13 1 4 16 13 -Мы будем учиться согласовывать глаголы с существительными в роде и числе. -А для чего нам надо изучать эту тему? Где в жизни вам могут пригодиться знания о глаголах?
III. Основная часть.
1. Дифференциация глаголов. -Прочитайте и объясните смысл данных пословиц и поговорок (слайд 3)
Ешь чеснок и лук – не возьмёт недуг.
За вредные привычки не держись.
Заболеть легко – вылечиться трудно.
Здоровье не купишь.
Сидеть да лежать – болезни поджидать.
-А сейчас мы будем выписывать из них только глаголы. -Давайте вспомним, что такое глагол. (учащиеся самостоятельно выписывают глаголы, их 9) -Поменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте работу друг друга. 2. Подбор антонимов и синонимов к глаголам. -Я тоже взяла некоторые глаголы из этих пословиц и поговорок. Прочитайте их (слайд 4)
Взять, держать, купить, лежать.
-Ребята, что такое антонимы? Давайте подберем антонимы к этим глаголам и запишем их. -А что такое синонимы? Прочитайте глаголы (слайд 5)
Заболеть, вылечиться
-
Подберите к ним синонимы и запишите. 3. Согласование глаголов с существительными в роде и числе.
-Прочитайте, употребив глагол в скобках в прошедшем времени (слайд 6) Живот (заболеть) Голова (заболеть) Сердце (заболеть) -Что надо сделать, чтобы не ошибиться? Задайте вопрос от существительного к глаголу. -Запишите, укажите род глаголов. -А что надо делать, чтобы ни чего не болело?
ФИЗМИНУТКА
(слайд 7) -Прочитайте слова и скажите, какой частью речи они являются.
Бег, плавание, прыжок, ходьба, закаливание, обтирание.
-Образуйте от этих существительных глаголы прошедшего времени множественного числа. Проверьте себя (слайд 8) -Посмотрите, кого вы видите на экране (слайд 9) МАЛЬЧИК -Давайте придумаем ему имя. Составим предложение про Мишу с данными глаголами в прошедшем времени. На какой вопрос они отвечают? (аналогично предложение про девочку) 4. Обогащение словарного запаса. -Прочитайте на карточках загадки и отгадайте их. *Он бывает баскетбольный, Волейбольный и футбольный. С ним играют во дворе, Интересно с ним в игре. Скачет, скачет, скачет, скачет! Ну конечно, это... (мячик) *И мальчишки, и девчонки Очень любят нас зимой, Режут лед узором тонким, Не хотят идти домой. Мы изящны и легки, Мы - фигурные ... (коньки) *Подтянуться мне непросто, Я же небольшого роста. Знает каждый ученик, Что подтянет нас... (турник) *На уроке с ним можно играть, Катать его и вращать. Он будто бы буква «О»: Круг, а внутри — ничего. (обруч) *Как только выпал первый снег, Мы возобновляем с папой бег. На доски с ним мы быстро встали И за здоровьем побежали! Кто доски первым назовёт - Тот Знайкой в спорте прослывёт. (лыжи)
*Чтоб спокойно под водой Созерцать весь мир морской, И придумали его - С длинной трубочкой стекло. (Маска и трубка для подводного плавания) -Давайте, подчеркнем в каждой загадке глаголы (работа в группах) Прочитайте в загадке про лыжи последнюю строчку. Как вы понимаете смысл слова «прослывет»? Замените его близким по смыслу глаголом. (аналогично в последней загадке – созерцать) Прослывет – прославится Созерцать – любоваться (эти глаголы на доску) 5. Согласование глаголов с существительными (работа на доске) -Вставьте в предложения пропущенные слова
Зимой папа (что делает?) ……. на лыжах.
Лена (что сделала?) …….мяч в кольцо.
На стадионе ребята (что делают?)………..в футбол.
Вика (что делала?)………на коньках.
Юра (что делал?)……..холодной водой.
IV. Итог занятия.
-Над какой темой работали на занятии? -Чему вы учились сегодня на занятии? -Какое задание вам понравилось больше всего? -А какое задание показалось вам самым сложным?
V. Рефлексия
(смайлики)
VI. Домашнее задание
-У вас на карточке 10 существительных. Подберите и запишите подходящие к ним по смыслу глаголы в прошедшем времени. Дерево, весна, шкаф, учитель, Марина, лето, бабушка, лётчик, огурец, сестра)
В раздел среднее профессиональное образование