"Роль практических заданий по гармонии в формировании навыка концертмейстера"
Статья
Автор: Жучкова Елизавета Борисовна, преподаватель теоретических дисциплин, ГБПОУ СО "Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н.носцовой", Сызрань, Самарская область
В раздел среднее профессиональное образование
Жучкова Елизавета Борисовна
ГБПОУ СО Сызранский колледж искусств и культуры им.
О.Н.Носцовой
РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ГАРМОНИИ В
ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
“Пианист должен уметь аккомпанировать,
прелюдировать, разбираться в гармонии,
теории музыки, транспонировать и
обязательно импровизировать”.
Карл Черни
Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и в преподавательской деятельности (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы. Работа концертмейстера над профессиональным мастерством заключается во многих аспектах. Это и грамотное чтение с листа, и умение точно следовать солисту, сопереживать ему, и владение различными исполнительскими стилями и многие другие навыки. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижёрскую сетку и т.п. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим музыкальным
слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трёхстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного. Концертмейстер должен также обладать рядом положительных психологических качеств. Внимание концертмейстера совершенно особого рода. Его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. «В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла» i . Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил. Концертмейстер должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Целью данной статьи является вопрос необходимости качественного выполнения заданий по гармонии на фортепиано для свободного владения концертмейстером такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д. Мелодию всегда сопровождает ритм и гармония. На плечи аккомпанемента ложится огромная нагрузка, и, вследствие этого, мы утверждаем, что упражнения на фортепиано в курсе гармонии являются важнейшей формой работы, позволяющей учащимся успешно овладеть необходимыми практическими навыками концертмейстера. Важность регулярной игры на фортепиано заданий по гармонии заключается, прежде всего, в слуховом постижении законов гармонии. Однако, с другой стороны,
она ценна своей чисто практической направленностью. Эта направленность ведет к развитию двух навыков, необходимых концертмейстеру: навыков импровизации и навыков чтения с листа. Последнее обеспечивается координацией «читающего глаза», «слышащего уха», и играющих рук, координацией, которая вырабатывается при регулярных упражнениях в игре на фортепиано в курсе гармонии. Пособия практических заданий на фортепиано предлагают ряд упражнений. Они включают в себя соединение аккордовых построений, секвенции, гармонизация мелодии, контурное двухголосие, игра модуляций и т.д. Пособия по игре на фортепиано также содержат задания на сочинение малых музыкальных форм. Подобные задания развивают творческий склад мышления, фантазию. Такую же цель преследуют задания с применением секвенций. Это чрезвычайно важно, так как «секвенции в курсе гармонии так же необходимы, как технические этюды при занятии на любом инструменте» ii . Поэтому очень полезно требовать от учащихся умения играть самые разнообразные секвенции. Наряду с правильной расшифровкой и построением заданий перед учащимися ставится задача осмысленного, выразительного воспроизведения упражнений, что предполагает обязательный анализ поставленной задачи. Большое значение необходимо придавать роли метроритма в освоении гармонических закономерностей. Поэтому особое внимание следует обратить на ритмическое исполнение всех упражнений, которые заданы в определенном ритме. Игра в заданном ритме важна со многих точек зрения. Во-первых, ритм «омузыкаливает» схему аккордов, что делает ее лучше воспринимаемой слухом. Во-вторых, ритмическая организация необходима, так как далеко не все аккорды «безразличны» к своему метроритмическому положению (кадансовый квартсекстаккорд – на сильной доле, проходящие аккорды – на слабой). В-третьих, ритмическая организация требует при игре особого внимания и сосредоточенности, она не дает долго думать над
каждым аккордом. В-четвертых, выполнение заданий вне ритма приучает к вольности в игре, что не допустимо с точки зрения концертмейстера. При таких заданиях надо помнить, что это не письменные упражнения. При их игре учащийся может иметь перед собой только тональный план или схему аккордов. В ином случае произойдет подмена одной формы работы (игры) другой (письменной задачей). Наряду с задачей правильной расшифровки и построения заданных в последовательности созвучий, перед учащимся должна ставиться задача осмысленного, выразительного воспроизведения текста упражнений, что предполагает обязательный анализ его синтаксического строения, мелодико- интонационного содержания, ладовых особенностей и голосоведения, даже если речь идет о простейших в техническом отношении упражнениях. Выразительность исполнения является главным критерием правильного выполнения задания. К основным исполнительским навыкам, которые помогает выработать данная система упражнений, относится, прежде всего, навык пальцевого легато, а также умение выдержать общий тон аккордов (в тех случаях, когда это необходимо по условиям ритма и фразировки). Таким образом, упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории музыки, а также гармонии, являются важнейшей формой работы, позволяющей учащемуся успешно овладеть необходимыми практическими навыками и конкретными представлениями о многоголосной ткани, выразительной специфике различных элементов музыкального языка, прежде всего - лада и гармонии, в условиях определенного контекста, Главная цель данных упражнений - привить учащимся навыки свободного применения звуковых элементов (интервалов, аккордов и созвучий) в зависимости от их метрического положения и мелодического содержания голосов. Проще говоря, эти упражнения призваны помочь учащимся свободно овладеть
инструментом и не ощущать скованность при сопровождении солиста, что окажет влияние на карьеру будущего концертмейстера.
i Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М., 2002 ii Мясоедова Н., Мясоедов А. Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии – М.:1983.
Карл Черни
Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и в преподавательской деятельности (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы. Работа концертмейстера над профессиональным мастерством заключается во многих аспектах. Это и грамотное чтение с листа, и умение точно следовать солисту, сопереживать ему, и владение различными исполнительскими стилями и многие другие навыки. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижёрскую сетку и т.п. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим музыкальным
слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трёхстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного. Концертмейстер должен также обладать рядом положительных психологических качеств. Внимание концертмейстера совершенно особого рода. Его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. «В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла» i . Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил. Концертмейстер должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Целью данной статьи является вопрос необходимости качественного выполнения заданий по гармонии на фортепиано для свободного владения концертмейстером такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д. Мелодию всегда сопровождает ритм и гармония. На плечи аккомпанемента ложится огромная нагрузка, и, вследствие этого, мы утверждаем, что упражнения на фортепиано в курсе гармонии являются важнейшей формой работы, позволяющей учащимся успешно овладеть необходимыми практическими навыками концертмейстера. Важность регулярной игры на фортепиано заданий по гармонии заключается, прежде всего, в слуховом постижении законов гармонии. Однако, с другой стороны,
она ценна своей чисто практической направленностью. Эта направленность ведет к развитию двух навыков, необходимых концертмейстеру: навыков импровизации и навыков чтения с листа. Последнее обеспечивается координацией «читающего глаза», «слышащего уха», и играющих рук, координацией, которая вырабатывается при регулярных упражнениях в игре на фортепиано в курсе гармонии. Пособия практических заданий на фортепиано предлагают ряд упражнений. Они включают в себя соединение аккордовых построений, секвенции, гармонизация мелодии, контурное двухголосие, игра модуляций и т.д. Пособия по игре на фортепиано также содержат задания на сочинение малых музыкальных форм. Подобные задания развивают творческий склад мышления, фантазию. Такую же цель преследуют задания с применением секвенций. Это чрезвычайно важно, так как «секвенции в курсе гармонии так же необходимы, как технические этюды при занятии на любом инструменте» ii . Поэтому очень полезно требовать от учащихся умения играть самые разнообразные секвенции. Наряду с правильной расшифровкой и построением заданий перед учащимися ставится задача осмысленного, выразительного воспроизведения упражнений, что предполагает обязательный анализ поставленной задачи. Большое значение необходимо придавать роли метроритма в освоении гармонических закономерностей. Поэтому особое внимание следует обратить на ритмическое исполнение всех упражнений, которые заданы в определенном ритме. Игра в заданном ритме важна со многих точек зрения. Во-первых, ритм «омузыкаливает» схему аккордов, что делает ее лучше воспринимаемой слухом. Во-вторых, ритмическая организация необходима, так как далеко не все аккорды «безразличны» к своему метроритмическому положению (кадансовый квартсекстаккорд – на сильной доле, проходящие аккорды – на слабой). В-третьих, ритмическая организация требует при игре особого внимания и сосредоточенности, она не дает долго думать над
каждым аккордом. В-четвертых, выполнение заданий вне ритма приучает к вольности в игре, что не допустимо с точки зрения концертмейстера. При таких заданиях надо помнить, что это не письменные упражнения. При их игре учащийся может иметь перед собой только тональный план или схему аккордов. В ином случае произойдет подмена одной формы работы (игры) другой (письменной задачей). Наряду с задачей правильной расшифровки и построения заданных в последовательности созвучий, перед учащимся должна ставиться задача осмысленного, выразительного воспроизведения текста упражнений, что предполагает обязательный анализ его синтаксического строения, мелодико- интонационного содержания, ладовых особенностей и голосоведения, даже если речь идет о простейших в техническом отношении упражнениях. Выразительность исполнения является главным критерием правильного выполнения задания. К основным исполнительским навыкам, которые помогает выработать данная система упражнений, относится, прежде всего, навык пальцевого легато, а также умение выдержать общий тон аккордов (в тех случаях, когда это необходимо по условиям ритма и фразировки). Таким образом, упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории музыки, а также гармонии, являются важнейшей формой работы, позволяющей учащемуся успешно овладеть необходимыми практическими навыками и конкретными представлениями о многоголосной ткани, выразительной специфике различных элементов музыкального языка, прежде всего - лада и гармонии, в условиях определенного контекста, Главная цель данных упражнений - привить учащимся навыки свободного применения звуковых элементов (интервалов, аккордов и созвучий) в зависимости от их метрического положения и мелодического содержания голосов. Проще говоря, эти упражнения призваны помочь учащимся свободно овладеть
инструментом и не ощущать скованность при сопровождении солиста, что окажет влияние на карьеру будущего концертмейстера.
i Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М., 2002 ii Мясоедова Н., Мясоедов А. Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии – М.:1983.
В раздел среднее профессиональное образование