"Проблемы обучения русскому языку в современном среднем профессиональном учебном заведении"
статья
Автор: Гетманова Валентина Леонидовна, преподаватель русского языка и литературы, ОГАПОУ "Алексеевский колледж", г. Алексеевка, Белгородской области
В раздел среднее профессиональное образование
Проблемы обучения русскому языку
в современном среднем профессиональном учебном заведении
Каждый педагог в силу своего жизненного и интеллектуального опыта сам отвечает на вопросы: Чему учить? Зачем учить? Как учить? Первые два – определяют уровень его профессионализма. Последний – уровень педагогического мастерства. В последнее время всё чаще бывает так, что нам, педагогам, неинтересно учить, а студентам, неинтересно учиться. Почему же это происходит? Ответ связан с множеством проблем: это отношение к профессиональному обучению сегодня, положение преподавателя в обществе, давление дисциплинарно-авторитарной педагогики и просто нежелание отдельных студентов учиться. Но есть ещё одна причина – психолого-педагогическая. Интересно общаться, учиться, трудиться, если это происходит на равных. В стремлении изменить ситуацию к лучшему оправдано возникновение новой инновационной технологии –
«педагогики
встречных усилий».
Умеют ил говорить наши студенты? Нет, это вопрос не риторический. Под «умением говорить» мы понимаем не только обмен отрывочными репликами и междометиями и не только пересказ слов преподавателя или статьи учебника. «Умение говорить» складывается в результате развития общения и мышления, что составляет основу учебной деятельности. Действительно, положительный эффект грамотной, образной речи проявляется на занятиях по всем дисциплинам. Психологи и методисты подчёркивают, что богатство, разнообразие, гибкость, доказательность речи является показателем таких же свойств мышления. Это- результат «умения говорить» (Ладыженская, 1986, 63). Для преподавателя очень важен и сам процесс овладения студентами устной или письменной речью. Та система действий и приёмов, которая используется на уроках русского языка и литературы, помогает студентам освоить и закрепить методическую основу всей учебной деятельности: восприятие учебной задачи, операция анализа, вычленение явлений и фактов, обобщение, доказательство и т.д. Это – основа обучения. Но «основа» - не есть нечто неизменное и незыблемое. Студенты часто высказываются, что интересно общаться, учиться, трудиться, если это происходит на равных. У нас же сам процесс обучения построен таким образом, что студент – всегда фигура ведомая. На каждом уроке ему подробно объясняют, что, как, в какой последовательности он должен делать и какой результат должен получить. Поэтому наиболее типичный для среднего профессионального учебного заведения механизм взаимодействия преподавателя и студента сводится к традиционной схеме «следуй за мной», «делай как я».
Это не вина, а беда нашей педагогики. В стремлении изменить ситуацию к лучшему перспективным курсом была объявлена «модернизация образования». Но реализация этого курса невозможна без усиленной работы на различных учебных дисциплинах инновационных технологий, без знания новых методов и приёмов, без соотнесения работы с информационными технологиями. При таком подходе развивается новая педагогика – «педагогика встречных усилий», в которой процесс освоения новых знаний основывается на взаимоподдержке обеих сторон – и педагога, и обучаемого (Селевко Г.К. , 1998, 39). Конечно, это направление работы требует пересмотра многих устоявшихся позиций. Но уже сегодня, даже не имея новых разработанных курсов, программ, каждый преподаватель может и должен использовать резервы своей учебной дисциплины. Педагогу-словеснику, к традиционным приёмам работы с лингвистическими текстами и художественными произведениями необходимо добавить те, которые используются при математических вычислениях, при работе с компьютером, в технологиях развития нестандартного мышления. С точки зрения инновационных технологий этап сообщения новых знаний на уроке можно назвать этапом «упущенных возможностей». Как правило, преподаватель просто сообщает тему, иногда записывает её на доске, уточняет цель урока, вытекающую из данной темы и переходит к объяснению нового материала. Но уже формулировка темы может побудить к интенсивной мыслительной деятельности, к конструктивному диалогу между преподавателем и студентом. Для этого нужно помнить несколько положений. 1. Можно расставить (или добавить) акценты в теме, если найти новую формулировку проблемы, задачи. Так, привычная тема по литературе «Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» обретает неожиданные повороты в своём раскрытии, если, исходя из темы, педагог вместе со студентами ставит следующие вопросы: одинаково ли понимают счастье герои и автор поэмы? Относятся ли автор и герои поэмы к тем, «кому на Руси жить хорошо?». Герои или автор являются настоящими героями поэмы? Ответ на каждый из прозвучавших вопросов заставляет по- новому взглянуть на уже пройденный материал, а заодно служит темой для диалога, касающегося вечных проблем бытия. 2. Нужно помнить о том, что каждое слово в формулировке темы несёт смысловую нагрузку. Это верно в отношении как уроков литературы, так и русского языка. Предположим, тема урока «Понятие о неполных предложениях». Казалось бы, о чём можно толковать. И всё же задержим внимание студентов на этой формулировке. Тема содержит в себе определённое противоречие (проблему): согласно словарю С.И.Ожегова
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
– «это сочетание слов, выражающее законченную мысль». Оправданно ли в таком случае говорить о «неполных» предложениях? Или в этой неполности, незаконченности есть
некий лингвистический (эмоциональный, поэтический и т.д.) смысл? Ещё один поворот: а что означает слово
ПОНЯТИЕ
(оно часто используется в студенческой практике, но очень общно воспринимается ими)? – Это представление, которое отражает общие и существенные признаки предмета, его связей и отношений. Итак, уже информационный анализ данных слов позволяет набросать план освоения данной темы: сопоставление полных и неполных предложений (общие признаки); выявление особенностей последних (существенные признаки); определение роли смысловой нагрузки неполных предложений; отличие их односоставных (установление связей и отношений) и т.д. Ценность такого плана заключается в том, что логика освоения темы не навязана преподавателем «сверху», а выстроена с помощью обучающихся. С помощью этого несложного приёма не только формулировка темы обретает дополнительный смысл, но и весь урок русского языка становится эмоционально богаче. 3. Для того чтобы тема могла стать предметом обсуждения, диалога, можно использовать следующий приём: формулировка изменяется таким образом, чтобы она звучала не обобщённо, а однозначно; студентам же предлагается определить своё отношение к обозначенной проблеме. Например, обычный урок по теме «Герой нашего времени». Смысл названия романа может перерасти в бурное обсуждение, если формулировка звучит достаточно конкретно: «Печорин – настоящий герой своего времени», а студентам предлагается определить своё отношение к данной теме, исходя из следующих позиций: 1. Совершенно согласен. 2. Согласен. 3. Не могу определиться. 4. Не согласен. 5 Совершенно не согласен. Далее идёт обоснование выбранной позиции. Очень важно, чтобы преподаватель был готов выслушать разные мнения студентов. В ином случае разговор не состоится: преподаватель просто будет доказывать правоту своего взгляда, а цель урока – тренинг «умения говорить» - потеряет смысл. В конце урока вместо подведения итога студенты возвращаются к выбранной позиции, уточняют, обосновывают, что произошла определённая коррекция в отношении к данной проблеме. 4. Не менее интересен в новых технологиях обучения метод «ролевой дискуссии». Тема для обсуждения может быть любой: «Русский язык в современном мире». «Многозначность образа «мёртвых душ» в одноимённой поэме Н.В.Гоголя». Структура такого занятия строится на дискуссии, в которой каждый из студентов «играет» какую-либо определённую роль. Обязательное условие успешной дискуссии: участники должны вести себя в соответствии с ролью. Тогда остальные студенты, которые наблюдают разыгрываемые дебаты со стороны, видят «плюсы» и «минусы» каждой позиции и решают для себя, какая роль является наиболее оптимальной в совместном обсуждении.
5. Ещё одним способом включения студентов в активную работу уже на этапе ввода новой темы может стать осмысление эпиграфов (особенно во время проведения уроков литературы). Несколько эпиграфов будут записаны на доске вместе с темой. Предлагается выбрать один, наиболее полно, с их точки зрения, отражающий суть проблемы, а в конце урока вернуться к выбранному эпиграфу и оценить верность выбора уже с точки зрения новых знаний. Если ориентация на учебный диалог становится системой взаимодействия педагога и обучающихся, то у студентов формируются продуктивные подходы к овладению информацией, снимается страх перед «неправильным» высказыванием (поскольку ошибка не влечёт за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с преподавателем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению. Педагогика встречных усилий предполагает постоянные «шаги» навстречу» от преподавателя к студентам и наоборот. Тогда обучение становится увлекательным процессом совместного познания. Хочется подчеркнуть, что к такому обучению нужно серьёзно готовиться не только преподавателю, но и студенту. Если обучающийся привык к роли объекта деятельности, пассивного «получателя знаний», то трудно ожидать от него мгновенной перестройки. Студенту, так же как и педагогу, необходимо увидеть в преподавателе СО-участника процесса познания и по – настоящему интересного СО-беседника и СО-трудника. Поэтому, как бы торжественно это ни звучало, совершенствуя методики преподавания, мы все вместе (и студенты, и преподаватели) используем инновационную технологию, основанную на педагогике встречных усилий. Педагогика встречных усилий включает в себя методы интерактивного обучения, которые вовлекают студентов в активный процесс получения и переработки знаний. К ним относится работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, учебный диалог, «круглый стол», «заседание экспертной группы», «сократические диалоги», «мозговой штурм» и т.д. Эти формы и методы обучения важны для студентов, поскольку позволяют каждому включиться в работу, в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи и пр. Подобные занятия позволяют студентам самим решать трудные проблемы, а не быть только наблюдателями; они создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную, позволяют «сжимать» время; кроме того они психологически привлекательны для студентов. Педагогика встречных усилий включает в себя связку не только «преподаватель - студент -преподаватель», но и «студент - преподаватель - студент». Организация групповых взаимодействий в учебной деятельности может быть различной. Такая форма работы помогает выработать навыки встречных усилий.
Творчество педагога почти безгранично. Но какую бы форму или технологию мы ни избрали, важнее всего то, что следование по данной методике прибавит точности и фундаментальности в учёбе, поубавит верхоглядства и не позволит превратить процесс профессионального образования в увлекательные и беспредметные разговоры ни о чём на кажущихся интересными пустых и бесполезных учебных занятиях. Как хотите это назовите: современные образовательные технологии и профессиональная компетентность педагогов, проблемы обучения русскому языку в среднем профессиональном учебном заведении и модернизация процесса обучения, педагогика сотрудничества или педагогика встречных усилий. Как хотите это достигайте: с помощью детали Ильина, с помощью опорных сигналов Шаталова, с помощью пакетов Амонашвили, «погружайтесь по методу» Щетинина, «играйте и пойте» по коммунарской методике Караковского, действуйте методом опережающего обучения Лысенковой… Только к вашему профессионализму, к вашей деликатности в общении, чистосердечию в разговоре, справедливости в жизни прибавьте толику человеколюбия, обращения со студентом как с равным по душе. Встречными усилиями поймите друг друга, примите каждого студента, помилосердствуйте ему, помогите ему, окрылите его. Он должен идти в колледж и знать: я нужен и интересен моим преподавателям, моим друзьям, колледжу. Вот что нужно нашим студентам, а не те обычные уроки, которые не оставляют света в душе студентов, и мало чему учат. Только так можно дать студенту необходимую сумму знаний и воспитать личность, «которая могла бы противостоять моральному нигилизму нашего времени, нести в себе духовные ценности … и критическое мышление» (Скворцов Л. И.,1995,97). Сегодня педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением, как содержания, так и форм образовательного процесса. Известный психолог А.Г. Асмолов назвал этот этап «непройденным путём: от культуры полезности – к культуре достоинства». В связи с этим роль технологии встречных усилий на различных учебных занятиях, которая способствует формированию у студентов профессиональной грамотности, умения общаться, чувства собственного достоинства, готовности к взаимодействию и взаимопомощи, трудно переоценить.
Библиографический список
1. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет как обучения. – М.: Просвещение, 1986.- с. 63. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М: Народное образование, 1998.- с. 39-45. 3. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь – справочник. – М.: Знание, 1995.- с.97.
В раздел среднее профессиональное образование