"ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА"
статья
Автор: Хакимова Светлана Фаритовна, преподаватель, ГБПОУ ОКГ "Столица", Москва
В раздел среднее профессиональное образование
Хакимова Светлана Фаритовна
преподаватель,
ГБПОУ ОКГ «Столица»
Москва
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В условиях перехода к экономике знаний наличие и реализация
инновационной стратегии — необходимое условие динамичного развития
как национальной экономики, так и отдельных хозяйствующих субъектов.
Главная функция инновационной стратегии заключается в
определении основных долговременных направлений научных разработок,
внедрении нововведений, обеспечении ресурсами для достижения
поставленных целей. Государство гармонизирует интересы участников
процесса, контролирует и регулирует инновационную деятельность.
Инновационная деятельность неизбежно связана с риском. Его
обобщающим показателем выступает финансовый риск предпринимателя и
инвесторов, который характеризует возможные потери в случае
неудачного, независимо от причины, завершения финансируемого проекта.
Риск в инновационной деятельности увеличивается с локализацией
инновационного проекта. Если таких проектов много и они
рассредоточены по разным направлениям, то риск минимизируется.
Главный риск — это неопределенность, связанная с принятием
решений, реализация которых происходит только с течением времени.
Поэтому при разработке инновационных проектов учитывается
вероятностный характер ожидаемого результата.
Основные риски, связанные с инновационными проектами, можно
подразделить на следующие виды:
экономический, связанный с финансированием и калькуляцией
проекта, принятием и реализацией экономических решений;
оригинальности, обусловленный возможностью
невостребованности предлагаемых технологий и продуктов
производством и рынком;
технологической неадекватности, возникающий из-за
принципиальной разницы между технологией как продуктом
интеллектуальной деятельности и технологией как объектом инвестирования; финансового несоответствия, когда выделяемые средства на реализацию инновационного проекта не соответствуют его содержанию; неуправляемости проектом, возникающий из-за недостаточной проработанности проекта, непрофессионализма управленческой команды; юридический, связанный с соблюдением нормативных актов о защите интеллектуальной собственности, обязательств при исполнении договоров, определением прав на разработки. Появляются и риски, связанные с продвижением нового вида продукции или услуг на рынок, конкуренцией идей и разработок, и другие, плохо прогнозируемые. Наиболее характерными являются риск невостребованности инновационного продукта на рынке — вероятность потерь из-за отказа потребителя от предлагаемого продукта, отсутствия гарантированной рыночной ниши для реализации продукта; коммерческий риск, связанный с опасностью опережения конкурентами; риски, вызванные стихийными бедствиями и различными конфликтами, изменением экономической и политической ситуации. Причем эти риски могут накладываться друг на друга. Чтобы сократить негативное воздействие рисков на реализацию инновационных проектов, следует ими управлять: своевре менно оценивать и обнаруживать; принимать меры воздействия и контроля. Возможны следующие варианты действий: уклонение — инвестор и исполнитель инновационного проекта готовы нести большие издержки на проведение различных страхующих мероприятий; сознательный риск — готовность нести ответственность за его последствия; безразличие — стремление к оптимизации затрат на смягчение последствий и взвешенное применение различных инструментов и методов страхования от последствий. При разработке нового или усовершенствованного туристского продукта часто применяется SWOT-анализ, который позволяет наметить планы инноваций.
Что касается инновационных процессов в российской экономике, то они заключаются в следующем: 1. Разработка и принятие комплекса законодательных актов и распоряжений, обеспечивающих благоприятную правовую среду для развития инновационной деятельности. 2. Формирование системы взаимодействующих инновационных структур (инновационные центры, технопарки, технополисы, инкубаторы инновационного бизнеса, центры оценки технологий, агентства по трансферу технологий, региональные центры инновационного развития, биржи разработок и технологий, бизнес-центры, бюро патентной и юридической защиты, интеллектуальной собственности, бюро независимой экспертной оценки проектов, отделы маркетинга и рекламы продукции, центры международной связи и телекоммуникации, лизинговые и транспортные компании, центры подготовки и повышения квалификации кадров и т. д.). 3. Формирование системы взаимосвязанных по инновационному циклу финансовых институтов (программ, бюджетных и внебюджетных фондов, представительств зарубежных фондов и т. д.), предназначенных для финансирования инфраструктуры инновационной деятельности и инновационных проектов на возвратной и безвозвратной основе. 4. Формирование инновационно-инвестиционных структур, обеспечивающих единство инновационного цикла и логистику ресурсов в пределах этого цикла. 5. Организация государственной и региональной поддержки процесса адаптации научно-технического потенциала к современным потребностям. 6. Дальнейшее развитие территорий приоритетного развития. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов
должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики. Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде. В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том
числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно- воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.
интеллектуальной деятельности и технологией как объектом инвестирования; финансового несоответствия, когда выделяемые средства на реализацию инновационного проекта не соответствуют его содержанию; неуправляемости проектом, возникающий из-за недостаточной проработанности проекта, непрофессионализма управленческой команды; юридический, связанный с соблюдением нормативных актов о защите интеллектуальной собственности, обязательств при исполнении договоров, определением прав на разработки. Появляются и риски, связанные с продвижением нового вида продукции или услуг на рынок, конкуренцией идей и разработок, и другие, плохо прогнозируемые. Наиболее характерными являются риск невостребованности инновационного продукта на рынке — вероятность потерь из-за отказа потребителя от предлагаемого продукта, отсутствия гарантированной рыночной ниши для реализации продукта; коммерческий риск, связанный с опасностью опережения конкурентами; риски, вызванные стихийными бедствиями и различными конфликтами, изменением экономической и политической ситуации. Причем эти риски могут накладываться друг на друга. Чтобы сократить негативное воздействие рисков на реализацию инновационных проектов, следует ими управлять: своевре менно оценивать и обнаруживать; принимать меры воздействия и контроля. Возможны следующие варианты действий: уклонение — инвестор и исполнитель инновационного проекта готовы нести большие издержки на проведение различных страхующих мероприятий; сознательный риск — готовность нести ответственность за его последствия; безразличие — стремление к оптимизации затрат на смягчение последствий и взвешенное применение различных инструментов и методов страхования от последствий. При разработке нового или усовершенствованного туристского продукта часто применяется SWOT-анализ, который позволяет наметить планы инноваций.
Что касается инновационных процессов в российской экономике, то они заключаются в следующем: 1. Разработка и принятие комплекса законодательных актов и распоряжений, обеспечивающих благоприятную правовую среду для развития инновационной деятельности. 2. Формирование системы взаимодействующих инновационных структур (инновационные центры, технопарки, технополисы, инкубаторы инновационного бизнеса, центры оценки технологий, агентства по трансферу технологий, региональные центры инновационного развития, биржи разработок и технологий, бизнес-центры, бюро патентной и юридической защиты, интеллектуальной собственности, бюро независимой экспертной оценки проектов, отделы маркетинга и рекламы продукции, центры международной связи и телекоммуникации, лизинговые и транспортные компании, центры подготовки и повышения квалификации кадров и т. д.). 3. Формирование системы взаимосвязанных по инновационному циклу финансовых институтов (программ, бюджетных и внебюджетных фондов, представительств зарубежных фондов и т. д.), предназначенных для финансирования инфраструктуры инновационной деятельности и инновационных проектов на возвратной и безвозвратной основе. 4. Формирование инновационно-инвестиционных структур, обеспечивающих единство инновационного цикла и логистику ресурсов в пределах этого цикла. 5. Организация государственной и региональной поддержки процесса адаптации научно-технического потенциала к современным потребностям. 6. Дальнейшее развитие территорий приоритетного развития. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов
должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики. Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде. В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том
числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно- воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.
В раздел среднее профессиональное образование