"Формирование геометрических представлений у учащихся коррекционной школы VIII вида".
выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Автор: Питкина Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, МКОУ "Чёрмозская КШИ", город Чёрмоз, Ильинский район, Пермский край
В раздел среднее профессиональное образование
Формирование геометрических представлений у учащихся
коррекционной школы VIII вида.
Все мы знаем, что уровень значимости развития мышления у детей без умственных
патологий несравнимо выше, чем у умственно отсталых детей. Бесспорен и тот
факт, что процесс развития мышления у умственно отсталых школьников
осуществляется значительно труднее и длительнее. Но он всё – таки возможен и
имеет весомое значение. Ведь одной из главных задач воспитания и обучения в
специальной коррекционной школе является коррекция их познавательной
деятельности.
Основной недостаток мышления умственно отсталых детей – слабость обобщения )
как первостепенной мыслительной операции). В образовательном процессе это
проявляется в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Очень часто
они заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к каким
явлениям эти правила можно применить. Поэтому на изучение математики,
требующей усвоения правил, их понимания и применения, нужно обратить особое
внимание.
Математика в специальной коррекционной школе решает одну из важнейших
специфических задач обучения умственно отсталых учеников – преодоление
недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Нарушение
абстрактного и логического мышления, зрительно – пространственной
ориентировки особенно сильно сказывается при изучении геометрического
материала. Именно этот раздел математики способствует развитию всех высших
психических функций детей с ограниченными возможностями. Формирование
математических представлений начинается с познания свойств и отношений между
предметами. На начальном этапе выясняются свойства математических объектов,
проводится их классификация, даётся характеристика величины, веса, формы.
Умение ребёнка правильно воспринимать величину и форму предметов
обеспечивает ориентировку в окружающем мире и составляет основу развития
элементарных математических представлений. Первые представления о форме,
величине, пространственной ориентировке формируются у ребёнка достаточно
рано, и являются одной из сторон чувственного познания. Образцами, эталонами
формы выступают геометрические фигуры. Сначала дети воспринимают
геометрические фигуры как обычные игрушки, называя их именами предметов:
цилиндр – стаканом, столбиком, призму – крышей, параллелепипед – кирпичом.
Затем восприятие геометрических фигур перестраивается. Они уже не отождествляются с предметами, а лишь сравниваются с ними. Таким образом, геометрическая фигура приобретает роль образца. При проведении специально организованной работы в данном направлении необходимо обращать внимание детей на их элементарные свойства ( количество углов, сторон в фигуре, равенство и неравенство сторон, их взаимное расположение и т.д.), а также учить группировать геометрические фигуры по признакам, подчеркивая этим инвариантность формы. Формирование геометрических представлений должно происходить поэтапно. Задачи на каждом этапе: Во – первых, формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему, обогащение сенсомоторного опыта детей, формирование действий по подражанию. Во – вторых, расширение практического опыта детей, из знаний и представлений об окружающем мире, упражнения в обследовании предметов разной формы, назывании геометрических форм и объёмных фигур, формировании навыка воспроизведения комбинации фигур по рисунку – образцу, обучение группировке объёмных предметов по форме. В – третьих, развитие умения группировать предметы по форме, формирование умения выстраивать сериационный ряд по образцу, умения рисовать геометрические формы по точкам, шаблону, по словесной инструкции, конструирование геометрических фигур из палочек, развитие навыка соотнесения плоскостных и объёмных форм, закрепление представления о геометрической форме, формирование умения самостоятельно называть и выделять геометрические фигуры по словесной инструкции, использовать результаты обследования в дидактических играх, упражнениях. Кроме знаний о геометрических фигурах, телах, их свойствах и элементах, у умственно отсталых школьников необходимо формировать измерительные навыки. А именно навык работы с линейкой. Многие умственно отсталые школьники начинают построение не от 0, а от края линейки(на начальном этапе можно выделить 0 на линейке цветным маркером). В дальнейшей работе необходимо менять линейки так, чтобы 0 находился то с краю, то на некотором расстоянии – это помогает выработать устойчивый навык начала измерения от 0.
Для расширения понятия «линия» (т.к. умственно отсталые школьники не дифференцируют понятия «линия», «прямая», «отрезок», «луч») можно использовать такие методы: выкладывание линий любой формы и вида из проволоки, ниток на парте, на полу при передвижении по школе. Осмыслив понятие «линия», умственно отсталые школьники усваивают понятие «прямая», как кратчайшую линию, проходящую через 2 точки, также не имеющую границ, т.е. бесконечную. Отрезок является частью прямой, ограниченной с двух сторон точками – этот вывод школьники могут сделать самостоятельно после некоторых простейших построений( построение прямой по двум точкам, построение заданного отрезка и продолжение концов в обе стороны). Только отобрав эти понятия, можно переходить к осмысленному вычислению длины ломаной, а её усвоение является обязательным условием пере изучением понятия «периметр» ( в старших класса). Изучение ломаной линии нужно начать с моделирования её из проволоки ( сначала незамкнута ломаная) и построение по модели чертежа на месте, при этом дети производят измерение отрезков ломаной, перенос основных точек накалыванием, а затем построение по размерам. Понятие длины ломаной сначала определяется школьниками как длина прямой, полученной из растягивания ( этот способ дети предлагают сами, отвечая на вопрос «как узнать длину?»). Затем опытным путём, измеряя длину отрезков, получают такую же длину ломаной, что позволяет им сделать самостоятельный вывод о способе нахождения длины ломаной. Использование вышесказанных приёмов также развивает способность к анализу и синтезу, помогает развитию логического мышления, формирует навык самостоятельной работы. Понятие «угол» возможно также бывает сформирован неправильно. Нужно научить учащихся тому, что угол – это не отрезки, не лучи, а пространство между ними ( главная ошибка при измерении углов в старших классах – попытка измерить длину отрезков). Для лучшего запоминания необходимо отмечать угол дугой. Для успешного запоминания можно заштриховать, закрасить пространство между лучами, его образующими. Прямой угол можно построить из бумаги ( это перегибы). Делаем вывод, что прямой угол является тем образцом, сравнивая с которым можно назвать угол острым или тупым. Очень важно научить детей правильно пользоваться циркулем дл построений и измерений. Это крайне необходимо школьникам на уроках трудового обучения. Основная трудность заключается в том, что среди учащихся очень много детей с нарушенной в той или иной степени моторикой. Необходимо закрепить навык построения прямоугольника и квадрата. Этой цели хорошо служат творческие работы детей, где
они вычерчивают различные фигурки( домики, машины), используя знакомые им геометрические фигуры. Творческие работы очень нравятся детям, развивают пространственное воображение, ориентацию на плоскости, мышление, психические функции. Обучение геометрическому материалу на уроках математики тесно связано с трудовым обучением умственно отсталых школьников. Умственно отсталые школьники характеризуются трудностями в переносе знаний. Чёткая отработка всех измерительных навыков, использование чертёжных инструментов, своевременный ввод геометрических понятий облегчают перенос знаний в трудовую деятельность, использование математических знаний на уроках труда становится более осмысленным. Полученные знания и навыки на уроках математики закрепляются на уроках труда по конструированию, лепке, рисованию и аппликации. Геометрический материал связывает урок математики с другими предметами, а также со всеми сторонами практической жизни, что значительно повышает интерес к предмету. Не стоит забывать о том, что в работе с геометрическим материалом для увеличения интереса к предмету, закрепления материала, повышения эффективности обучения, для разнообразия форм и методов необходимо использовать различные дидактические игры, подвижные игры и игровые упражнения, математические загадки. Н.Н.Введенский, М.М.Горкуша приводят примеры на использование приёма «Числовой ряд в геометрической форме ( коррекц. спец. школа 8 вида, Ямало – ненецкий автономный округ). Предлагаемая схема обучения математике на ранних этапах её изучения в школе основывается на формировании у учащихся способности к обобщению как ключевой при развитии мышления. Основной идеей данной схемы является приём «числовой ряд в геометрической форме», позволяющий связать изучаемые числа и геометрические формы. Методика его использования: Используя свои знания, дети переносят их в новые условия и отвечают на вопросы: - С каким числом ассоциируется данная фигура?
- Какое число мы часто произносим при описании треугольника, прямоугольника, квадрата? - Какое число спряталось за данной фигурой? - С каким числом связана данная фигура? В результате: - это ноль - это один - это два - это три - это четыре - это пять Затем предлагаются следующие задания:
- Какие числа спрятались за данными фигурами? - Назовите числа от меньшего к большему; - Назовите фигуры в порядке возрастания чисел и наоборот; - Назовите четные и нечетные числа; - Есть ли число больше 5? И т.д. Эти задания позволяют сосредоточить внимание детей, активизировать их мышление, создать хороший эмоциональный настрой. Упражнения стимулируют проявление смекалки и сообразительности. Использование такого приёма на уроках математики или нет – дело каждого учителя.
Затем восприятие геометрических фигур перестраивается. Они уже не отождествляются с предметами, а лишь сравниваются с ними. Таким образом, геометрическая фигура приобретает роль образца. При проведении специально организованной работы в данном направлении необходимо обращать внимание детей на их элементарные свойства ( количество углов, сторон в фигуре, равенство и неравенство сторон, их взаимное расположение и т.д.), а также учить группировать геометрические фигуры по признакам, подчеркивая этим инвариантность формы. Формирование геометрических представлений должно происходить поэтапно. Задачи на каждом этапе: Во – первых, формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему, обогащение сенсомоторного опыта детей, формирование действий по подражанию. Во – вторых, расширение практического опыта детей, из знаний и представлений об окружающем мире, упражнения в обследовании предметов разной формы, назывании геометрических форм и объёмных фигур, формировании навыка воспроизведения комбинации фигур по рисунку – образцу, обучение группировке объёмных предметов по форме. В – третьих, развитие умения группировать предметы по форме, формирование умения выстраивать сериационный ряд по образцу, умения рисовать геометрические формы по точкам, шаблону, по словесной инструкции, конструирование геометрических фигур из палочек, развитие навыка соотнесения плоскостных и объёмных форм, закрепление представления о геометрической форме, формирование умения самостоятельно называть и выделять геометрические фигуры по словесной инструкции, использовать результаты обследования в дидактических играх, упражнениях. Кроме знаний о геометрических фигурах, телах, их свойствах и элементах, у умственно отсталых школьников необходимо формировать измерительные навыки. А именно навык работы с линейкой. Многие умственно отсталые школьники начинают построение не от 0, а от края линейки(на начальном этапе можно выделить 0 на линейке цветным маркером). В дальнейшей работе необходимо менять линейки так, чтобы 0 находился то с краю, то на некотором расстоянии – это помогает выработать устойчивый навык начала измерения от 0.
Для расширения понятия «линия» (т.к. умственно отсталые школьники не дифференцируют понятия «линия», «прямая», «отрезок», «луч») можно использовать такие методы: выкладывание линий любой формы и вида из проволоки, ниток на парте, на полу при передвижении по школе. Осмыслив понятие «линия», умственно отсталые школьники усваивают понятие «прямая», как кратчайшую линию, проходящую через 2 точки, также не имеющую границ, т.е. бесконечную. Отрезок является частью прямой, ограниченной с двух сторон точками – этот вывод школьники могут сделать самостоятельно после некоторых простейших построений( построение прямой по двум точкам, построение заданного отрезка и продолжение концов в обе стороны). Только отобрав эти понятия, можно переходить к осмысленному вычислению длины ломаной, а её усвоение является обязательным условием пере изучением понятия «периметр» ( в старших класса). Изучение ломаной линии нужно начать с моделирования её из проволоки ( сначала незамкнута ломаная) и построение по модели чертежа на месте, при этом дети производят измерение отрезков ломаной, перенос основных точек накалыванием, а затем построение по размерам. Понятие длины ломаной сначала определяется школьниками как длина прямой, полученной из растягивания ( этот способ дети предлагают сами, отвечая на вопрос «как узнать длину?»). Затем опытным путём, измеряя длину отрезков, получают такую же длину ломаной, что позволяет им сделать самостоятельный вывод о способе нахождения длины ломаной. Использование вышесказанных приёмов также развивает способность к анализу и синтезу, помогает развитию логического мышления, формирует навык самостоятельной работы. Понятие «угол» возможно также бывает сформирован неправильно. Нужно научить учащихся тому, что угол – это не отрезки, не лучи, а пространство между ними ( главная ошибка при измерении углов в старших классах – попытка измерить длину отрезков). Для лучшего запоминания необходимо отмечать угол дугой. Для успешного запоминания можно заштриховать, закрасить пространство между лучами, его образующими. Прямой угол можно построить из бумаги ( это перегибы). Делаем вывод, что прямой угол является тем образцом, сравнивая с которым можно назвать угол острым или тупым. Очень важно научить детей правильно пользоваться циркулем дл построений и измерений. Это крайне необходимо школьникам на уроках трудового обучения. Основная трудность заключается в том, что среди учащихся очень много детей с нарушенной в той или иной степени моторикой. Необходимо закрепить навык построения прямоугольника и квадрата. Этой цели хорошо служат творческие работы детей, где
они вычерчивают различные фигурки( домики, машины), используя знакомые им геометрические фигуры. Творческие работы очень нравятся детям, развивают пространственное воображение, ориентацию на плоскости, мышление, психические функции. Обучение геометрическому материалу на уроках математики тесно связано с трудовым обучением умственно отсталых школьников. Умственно отсталые школьники характеризуются трудностями в переносе знаний. Чёткая отработка всех измерительных навыков, использование чертёжных инструментов, своевременный ввод геометрических понятий облегчают перенос знаний в трудовую деятельность, использование математических знаний на уроках труда становится более осмысленным. Полученные знания и навыки на уроках математики закрепляются на уроках труда по конструированию, лепке, рисованию и аппликации. Геометрический материал связывает урок математики с другими предметами, а также со всеми сторонами практической жизни, что значительно повышает интерес к предмету. Не стоит забывать о том, что в работе с геометрическим материалом для увеличения интереса к предмету, закрепления материала, повышения эффективности обучения, для разнообразия форм и методов необходимо использовать различные дидактические игры, подвижные игры и игровые упражнения, математические загадки. Н.Н.Введенский, М.М.Горкуша приводят примеры на использование приёма «Числовой ряд в геометрической форме ( коррекц. спец. школа 8 вида, Ямало – ненецкий автономный округ). Предлагаемая схема обучения математике на ранних этапах её изучения в школе основывается на формировании у учащихся способности к обобщению как ключевой при развитии мышления. Основной идеей данной схемы является приём «числовой ряд в геометрической форме», позволяющий связать изучаемые числа и геометрические формы. Методика его использования: Используя свои знания, дети переносят их в новые условия и отвечают на вопросы: - С каким числом ассоциируется данная фигура?
- Какое число мы часто произносим при описании треугольника, прямоугольника, квадрата? - Какое число спряталось за данной фигурой? - С каким числом связана данная фигура? В результате: - это ноль - это один - это два - это три - это четыре - это пять Затем предлагаются следующие задания:
- Какие числа спрятались за данными фигурами? - Назовите числа от меньшего к большему; - Назовите фигуры в порядке возрастания чисел и наоборот; - Назовите четные и нечетные числа; - Есть ли число больше 5? И т.д. Эти задания позволяют сосредоточить внимание детей, активизировать их мышление, создать хороший эмоциональный настрой. Упражнения стимулируют проявление смекалки и сообразительности. Использование такого приёма на уроках математики или нет – дело каждого учителя.
В раздел среднее профессиональное образование