Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Технология рекурсивного обучения математике студентов специальности "Прикладная информатика"

статья

Автор: Светлакова Валентина Петровна, преподаватель математики, ГПОУ "Профессиональный колледж г.Новокузнецка", город Новокузнецк, Кемеровская область



В раздел среднее профессиональное образование



Светлакова Валентина Петровна преподаватель Математики ГПОУ «Профессиональный колледж г.Новокузнецка» Технология рекурсивного обучения математике студентов специальности "Прикладная информатика" Формирование специалиста, способного к быстрому сбору и обновлению, применению знаний, возможно при эффективно организованном процессе самообучения, т.е. самостоятельной работе студента. Самостоятельная работа как планируемая учебно-познавательная деятельность обучающихся, осуществляется под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия. Она формирует навыки самостоятельности и ответственности мышления студентов. Изучение математики студентами направления "Прикладная информатика" предлагает выполнение большого объема самостоятельной работы. Учебный план данной специальности отводит более 50% общего числа часов на самостоятельную работу:  «Математическая деятельность человека»;  «Информация и информационно-математические процессы в современном мире»;  «Технологии создания и преобразования математики в информационные объекты»;  «Проектная деятельность».
Рекурсией
называется вызов функции из самой себя. Рекурсия бывает прямой и косвенной. Прямая рекурсия — это если функция содержит в своем теле вызов самой себя. Косвенная рекурсия — это если первая функция вызывают вторую функцию, но при этом в теле второй функции прописан вызов первой. В программировании и математике рекурсия занимает особое место и заслуживает особого внимания для изучения. Регламентируя качество математической подготовки выпускника через его квалификационную характеристику, ФГОС указывает на необходимость изучения предметной области "Математика и информатика", которая должна обеспечить:  сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики;  сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;  сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;  сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;  сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в 1
современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;  сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;  принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации. "выделения читального времени для базовой подготовки и освоения прикладных аспектов компьютерных наук, математики и кибернетики в экономических, гуманитарных и социальных областях, в объеме, достаточном для решения специфичных задач в этих областях компьютерными методами". Анализ видов и задач профессиональной деятельности выпускника показывает, что выпускник в рамках своей специальности должен уметь: создавать математические модели; ставить математические задачи; применять для решения 14 численные методы с использованием компьютеров; на основе исследования математической модели уметь вырабатывать практические рекомендации. При проектировании самостоятельной работы в обучении математике следует ориентироваться на его цель - готовность и способность будущего специалиста самостоятельно решать прикладные задачи в профессиональной области с помощью математических и компьютерных методов. А потому, наряду с традиционными, необходимы новые формы самостоятельной работы, более адекватной профессиональной деятельности, например, работа студента над учебным проектом - основным средством технологии рекурсивного обучения. Учебный проект - это организованная целенаправленная самостоятельная деятельность студентов по построению математической модели объекта, а также созданию или совершенствованию информационных продуктов, позволяющих ее исследовать. Для того, чтобы обеспечить возможность выполнения студентом учебного проекта, в обучении математике моделируются элементы будущей профессиональной деятельности студентов: 1) рассматриваются профессионально значимые математические задачи, решение которых может быть получено с помощью метода математического моделирования; 2) для исследования математических моделей студенты выбирают и используют необходимые информационные технологии, совершенствуя их элементы, создавая в результате презентации, слайд-шоу и другие программные продукты. Суть рекурсивной технологии состоит в том, что студенты учатся разрабатывать и совершенствовать информационные продукты, а также применять их в будущей работе, выполняя элементы такой деятельности в процессе изучения математики. Это мотивирует студентов на более глубокое изучение дисциплины, и вызывает необходимость углубленного изучения самих информационных технологий. Такая работа проводится под руководством преподавателя. На начальном этапе обучения математике при подборе задач можно ставить целью проиллюстрировать возможности математических методов; даже для первокурсников можно подобрать профессионально интересные 2
задачи, которые обучающиеся в силах решить самостоятельно. При работе с такими задачами возникает некоторая "игра в жизнь", при исследовании которой очень уместно использовать математические пакеты программ, например, "Маthcad. Результаты удобно представлять графически. Кроме того, в задаче оптимального управления студенты сами могут выбирать критерии оптимальности, что развивает в них творческое начало. Математика выступает не как абстрактная наука, а как инструмент решения сложных и наукоемких задач профессиональной деятельности. 3
4


В раздел среднее профессиональное образование