"Требования к индивидуальным и профессиональным качествам преподавателя".
статья
Автор: Бандуркин Антон Владиславович, преподаватель, ГОУ ВО МО ГГТУ ПЭК, г. Орехово-Зуево
В раздел среднее профессиональное образование
Требования к индивидуальным и профессиональным
качествам преподавателя.
В современных условиях требования к педагогу составляют основу его комплексной готовности к педагогической деятельности. В рамках этой деятельности правомерно выделить с одной стороны требования к индивидуальной готовности педагога, а с другой теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма. *К настоящему времени накоплен богатый опыт, который позволяет профессиональные требования к педагогу объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику труда педагога; специальные знания, умения и навыки по предмету. Рассмотрим индивидуальные качества преподавателя (к ним относятся также и способности), которые необходимы для его профессии и входят в содержание его трудовой деятельности, т.е. требуются ему для успешной работы. Общественная значимость педагогического труда определяет
высокие
требования к личности учителя
. Еще с древнейших времен общество вручало свое будущее - детей - самым опытным, мудрым, высоконравственным людям.
Высокий моральный облик
- необходимое качество личности преподавателя, так как преподаватель ежедневно дает уроки нравственности своим воспитанникам. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть преподавателем.
``Влияние личности воспитателя
на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя
заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой
наказаний и поощрений'', - подчеркивал К. Д. Ушинский (русский
педагог 19 века).
*Необходимый арсенал качеств личности учителя - ответственность,
добросовестность, трудолюбие, педагогическая
справедливость
(нравственное качество педагога и оценка меры его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом)
.
Преподаватель, прежде всего, сам оценивает свою деятельность и ее результаты, поэтому очень важно, чтобы эта оценка была беспристрастной, объективной. По словам
Яна Амоса
Коменского
(чешский педагог-гуманист 17 века),
``учителями должны
быть люди...честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида,
но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей,
которые они должны прививать другим''.
Из всех нравственных качеств существенней всего для
преподавателя - любовь к детям
. Это требование к личности учителя можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, однако, лучше всего
об этом сказал педагог
В. А. Сухомлинский
(советский педагог 20 века):
``Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек,
который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то,
что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить
с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает
душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком''.
*Одна любовь к детям еще не определяет успешности педагогической деятельности. Нужны определенные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде -
педагогические способности
.
Комплекс педагогических способностей (в трактовке Н. В. Кузьминой,
доктора психологических наук, профессора, член-корреспондента РАО
)
Гностические
способности
Учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), своих собственных индивидуальных особенностей.
Проектировочные
способности
Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность.
Конструктивные способности
Проявляются в умении делать сложное доступным, учитывать возрастные и индивидуальные способности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Коммуникативные
способности
Связаны с умениями устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями, родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.
Организаторские способности
Учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию. *Преподавателю необходимы:
терпение, выдержка, настойчивость,
оптимизм, гуманистическая направленность
(человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям). Весьма желательны для педагога такие качества, как
наличие чувства
юмора
; дополнительные возможности воздействия на учеников получает преподаватель, имеющий
способности и умения в какой-либо области
: технике, спорте, музыке, живописи и т. д.
Качество, которое объединяет все названные качества, активизирует
их развитие - профессиональная педагогическая направленность
. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность. Переход преподавателя с более низких уровней на более высокие достигается в процессе профессионального самосовершенствования самого преподавателя:
- через
самообразование
(самостоятельное овладение новейшими научными достижениями), -
привлечение системы повышения квалификации
, накопления и осмысления передового педагогического опыта, анализа собственных достижений и на этой основе реконструкции собственной деятельности, -
через самовоспитание
(изучения личностных психологических свойств, и на этой основе их усовершенствования, перестройка установок, ценностей, моральных ориентаций, потребностей, интересов, мотивов педагогической деятельности). От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности. Комплексным показателем, который характеризует качество выполнения преподавателем его функций, является
профессионализм
.
Профессионализм
преподавателя заключается в эффективной реализации системы профессиональных знаний и умений: - специальных (знание теории своей науки и практические умения применять их в практике преподавания); - психолого-педагогических (знание психологических и дидактических основ преподавания выбранной дисциплины, знания и учета психологических особенностей учащихся и собственных личностных черт, закономерностей восприятия студентами содержания обучения) - методических (владение методами, приемами и средствами донесения научной информации до студентов) - организационных (владение умениями осуществлять оптимальную организацию собственной деятельности и управления деятельностью студентов)
Таким образом, единство индивидуальных и профессиональных
качеств позволяет обеспечить развитие целостной системы -
профессионализма деятельности педагога.
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Промышленно-экономический колледж ГГТУ
Требования к индивидуальным и профессиональным
качествам преподавателя.
Подготовил : Бандуркин А.В. 2016 год.
В раздел среднее профессиональное образование