"Создание безопасной коррекционно-развивающей здоровьесберегающей среды в урочное и внеурочное время"
Доклад
Автор: Пахомова Виктория Владимировна, воспитатель, ГКОУ СКШИ №3 VIIIвида, г.Прохладный., КБР
В раздел среднее профессиональное образование
ГКОУ « СПЕЦИАЛЬНАЯ ( КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
№3 VIII вида
Доклад
ИЗ
ОПЫТА
РАБОТЫ
Создание безопасной коррекционно-
развивающей здоровьесберегающей среды в
урочное и внеурочное время.
Пахомова В.В. воспитатель КБР г.Прохладный 2016 г. 1
1 слайд.
(
Здоровье - это состояние полного физического, умственного, и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи.)
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. А в школах-интернатах дети находятся круглосуточно. В последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном коррекционном образовании. Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие: Сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровье сберегающей среды. В моем классе 9 детей из них 7 имеют инвалидность. Все мы знаем, что дети с нарушением интеллекта сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение, повышение внутричерепного давления, которое сопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего самочувствия ребёнка. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или наоборот вялыми.
2 слайд
Данная здоровье сберегающая среда должна удовлетворять основным принципам здоровье сбережения: «Не навреди!» - методы, приемы должны быть обоснованными, не наносящими вреда здоровью ученика и воспитателя. Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся Комплексный, междисциплинарный подход- единство в действиях педагогов, психологов и врачей. Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки. Успех порождает успех - в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. Важно создать благоприятную психологическую обстановку в классе. Сейчас, когда остро стоит проблема ухудшения здоровья детей, когда в нашем современном обществе растёт число детей с нарушением интеллекта , я считаю, такая работа в данном направлении ложится на плечи учителей и воспитателей.
3 слайд
• Что включает учет индивидуальных особенностей ребенка, интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных ; • Обучение ребенка способам самозащиты от стрессов, обид, оскорблений, т.е. психической самозащите ; • Исключение чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала; • Обеспечение благоприятного материально-психологического климата в классе и школе; сохранение и поддержание и укрепление психического и физического здоровья детей .
4 слайд.
Отличительными особенностями здоровье сберегающей среды является Отсутствие назидательности и авторитарности Воспитание, а не изучение культуры здоровья Элементы индивидуализации воспитания; Наличие мотивации на здоровый образ жизни воспитанников.
5 слайд
Критерии здоровье сбережения оцениваются по ряду показателей: 2
• рациональная организация учебного процесса; • рациональная организация режима дня школьников; • состояние здоровья и текущая заболеваемость. • двигательная активность учащихся; • отсутствие травматизма; • пропуски занятий и инфекционные заболевания; • физическое развитие и физическая подготовленность учащихся; • отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.
6слайд
Я повела опрос среди наших детей старших классов – что включает в себя понятие «Здоровая школа». Были получены такие ответы: Добрые, улыбающиеся учителя. • В здоровой школе не должно быть плохих • слов, курения. • Вкусная еда. • Можно радоваться. • Тебя никто не ругает. • Тебя никто не обзывает, не толкает. • Ты можешь дружить со всеми. Тоесть дети заинтересованы в создании здоровье сберегающей среды в школе.
7слайд.
общение на занятиях провожу на фоне положительных эмоций, предупреждая психотравмирующие ситуации; активно поощряю инициативу и успех; для предупреждения чрезмерной умственной и статической напряженности использую нестандартные формы проведения занятий и соблюдаю гигиенические критерии рационального проведения занятия; учитываю в работе с детьми их половые и индивидуальные различия; способствую формированию у учащихся необходимых понятий, умений и навыков по здоровому образу жизни; формирую у детей потребность в применении полученных знаний в повседневной жизни.
8слайд
Здесь важна доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, • поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, • уместный юмор.
Слайд 9.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением . Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (профилактическим методикам – пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); привитие детям элементарных навыков личной гигиены через здоровье сберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физк ультминуток, проветривание и влажной уборки помещений; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребёнка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков); Питье воды комнатной температуры, что является своеобразным закаливающим средством. Считаю важным проводить систематическую работу по исправлению, формированию, укреплению осанки учащихся в урочное и внеурочное время. 3
Использую комплексы корригирующей гимнастики, игровые упражнения - «Осанка». Предлагаю детям стараться удерживать пластиковый стаканчик на голове. Упражнение «Ходьба» Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идём на пятках На каждом занятии я провожу физкультминутки. Длительность физкультминуток от 1- 5 мин. Каждая физминутка включает комплекс из 3-4 правильно подобранных упражнений. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. В своей работе использую эмоциональные разрядки на занятиях. • Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие. Двигательные минутки я провожу по специальным карточкам, на которых прописала систему упражнений по типу «От простого к сложному». - 1 раздел - двигательные упражнения без предметов; - 2 раздел – двигательные упражнения с предметами.(Куда я включила все подручные доступные предметы) Название упражнений я сообщаю обязательно каждый раз перед началом выполнения, т.к. дети очень подражательны ,и вхождение в ту или иную роль с помощью названия позволяет им играть с удовольствием.
Слайд 10
упражнение «Жонглеры»
Встаньте в круг. Бросая друг другу мяч, каждый должен повернуться на 360 градусов и назвать слово, связанное со здоровьем или здоровым образом жизни.
Упражнение »Десантники».
За несколько минут ребята должны представить себя десантниками, которым предстоят ответственные прыжки. Для этого они должны попрыгать: - На двух ногах одновременно (под счёт); - На левой и правой ноге попеременно; - Сделать перекрёстные прыжки. Затем задание усложняется. Ритм учащается. Во 2 разделе представлены двигательные упражнения с предметами. Они помогают подготовить ученика к усвоению трудного для него материала, а также позволяют развивать интерес, формировать культуру понимания двигательной активности в жизни человека.
Цапля»
Дети стоят друг за другом . По команде они прыгают на одной левой ноге друг за другом, пытаясь схватить рукой прыгающего впереди партнёра. В своей работе использую также физминутки-презентации, где понятный детям персонаж под музыку выполняет с ними различные движения, проговаривает текст. Следующий этап в проведении оздоровительных двигательных минуток упражнение с
полиэтиленовым пакетом
. Данные упражнения вызывает у детей большое удовольствие. Ребёнку предоставляется возможность мять пакет, превращать его в маленький комочек, в палочку, в подушку. Цель: снятие эмоционального и духовного напряжения. Для выполнения двигательных упражнений с
бумажным мячом
я предоставляю ученикам проявить свою фантазию и творчество. Цель: развивать двигательную активность, воспитать умение жить в согласии с окружающими людьми, формировать культуру двигательной активности. Интересно детям упражнение с
воздушными шарами.
Упражнение нужно выполнять в паре. Массаж проводят в среднем темпе, который успокаивающе действует на нервную систему, вызывает расслабление всей мускулатуры. - Катают мягко и нежно воздушный шар по туловищу; - По рукам; - По голове; - По спине. Одним из немаловажных аспектов развития школьника ,является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, я считаю, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Особенно важна эта гимнастика для занятий с нашими детьми, у которых плохо развита речь. 4
Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки, на занятиях, играет положительную роль в в коррекционном обучении детей .Применяю - Пальчиковые игры с палочками, спичками, карандашами. - Пальчиковые игры со скороговорками. - Пальчиковые игры со стихами. На своих занятиях , я прежде всего создаю условия для здорового развития детей: Широко использую игровые моменты во время проведения занятия. Нервная система ребёнка очень чувствительна, он быстро устаёт, и поэтому нуждается в частом отдыхе. На занятиях таким отдыхом для него служит частая смена видов деятельности, режимов работы, проведение физкультминуток, релаксация с прослушиванием музыки.(П.И. Чайковский ,звуки природы, и др.)
Слайд 11
Провожу на занятиях гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Упражнение «Круг»: Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Также использую мультимедийные презентации, с музыкальным сопровождением. Опорные схемы.
Слайд 12
Массаж биологически активных точек. В начале занятия практикую следующие упражнения: - растирание ушных раковин и пальцев рук – активизирует все системы организма. - стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал (хлопки ладонями, кулаками) - перекрестные движения – активизируют оба полушария головного мозга - качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение. - ленивые восьмерки – активизируют структуры, обеспечивающие запоминание .
Слайд 13
Провожу дыхательные упражнения. Они способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветриваемом помещении или при открытой фрамуге, форточке, окне. Упражнение «чудо – нос» Носиком дышу, дышу свободно Глубоко и тихо, как угодно. Выполню задание, задержу дыхание Снова дышим глубже, шире. - «свеча» - ровный, медленный выдох, чтобы пламя «легло», но не потухло; - «погаси свечу» - интенсивный прерывистый выдох. - (упражнения «Ветер», «Доброта» см. приложение 6 ) В конце занятий проводятся упражнения для снятия психофизического напряжения. - «Медуза». Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Важным условием результативности использования приёмов здоровье сберегающих технологий является соблюдение последовательности от лёгких к более сложным. Необходимо учитывать следующие принципы : повторяемость, доступность, постепенность выполнения заданий. Именно эти принципы я выделила для организации коррекционно-развивающей работы на занятиях.
Слайд 14
Создание комфортных условий на занятии - Необходимо светлое, проветриваемое помещение с достаточным местом для игр - Музыкальное сопровождение - Проведение занятий должно сочетаться с созданием особого психологического климата - Необходимо строить занятия с учётом специфических особенностей развития детей с нарушением интеллекта. В своей работе использую методы поощрения Вербальные: «Молодец», «У тебя отлично получается», «Я знала, что ты сможешь» Невербальные: улыбка, жесты, мимика. На протяжении всего учебного года проводятся клубные часы по следующим направлениям: - здоровье и здоровый образ жизни; 5
- школьный травматизм; - режим дня, учебы и отдыха; - основы правильного питания; - личная гигиена; - значение физкультуры и закаливания; - вредные привычки; - чувства и эмоции человека; - нравственное и половое воспитание; - безопасность в доме, на улице, на дорогах; - профилактика заболеваний; - террористические акты. Знания о здоровом образе жизни – основное, стержневое направление воспитательного процесса. Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. Очень важно, чтобы навыки личной гигиены стали привычкой каждого школьника. Для этого пров ожу клубные часы здоровья, на которых учащиеся не то лько внимательно слушают воспитателя , делятся своим опытом, но и на практике учатся применять свои знания, овладевают практическими знаниями и умениями, а также формируются установки ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к алкоголю, табаку, и психотропным веществам. Наш класс участвовал к конкурсе стенгазету назвали «Что может быть опасным» Были проведены тематические клубные часы на эту тему, дети с удовольствием рисовали и раскрашивали рисунки. Был создан уголок здоровья, где дети пополнили свои знания по здоровье сбережению. Во внеклассной работе пр иоритетным направлением является физк ультурно-оздоровительное. С классом проводятся спортивные часы, спортивные мероприятия: весёлые старты, день здоровья. Зимнее время использовалось для активных игр: «Построй снежную бабу», «Защита снежной крепости», «Попади в цель», « Протопчи дорожку», где материалом для игр служил снег. Тематические клубные часы: «Будем делать хорошо и не будем плохо», «Я здоровье бе регу – сам себе я помогу». («Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Почему мы здоровы»); Важнейшим направлением в воспитании здоровых детей я считаю выход на природу, организация экскурсий. Важное место в своем плане я уделяю экскурсиям в природу, где учащиеся общаются с природой, наблюдают взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья.
Слайд 15
Одним из направлений в воспитательном процессе является формирование здоровье направленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции и беседы на классных собраниях, индивидуальные беседы. Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся. Были проведены беседы: «Роль рационального питания в обеспечении здоровья ребенка и семьи», «Как обеспечить режим дня жизни ребенка и семьи», « Р оль примера родителей в воспитании здорового ребенка». Немаловажное место в сохранении и укреплении здоровья имеет занятость учащихся в различных спортивных секциях и кружках. Целенаправленная система работы в урочное и неурочное время даёт положительные результаты: Дети посещают спортивную секцию, танцевальный кружок, отношение в детском коллективе стало более доброжелательное. Выбранные мною методы способствуют созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность. Проводимые занятия действительно влияют на коррекцию познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, формируется уст ойчивая мотивация и ценностное отношение учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих.
Слайд 16
6
Таким образом, создание безопасной здоровьесберегающей среды в процессе обучения наших детей приводят к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе. Из этого следуют выводы: • важнейшим критерием оценки качества образования является состояние здоровья учащихся; • для создания здоровьесберегающей образовательной среды необходим системный комплексный подход, учитывающий все аспекты образовательной деятельности; • для построения реальной здоровьесберегающей образовательной среды необходимо активное взаимодействие учащихся, учителей, воспитателей, родителей, с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Слайд 17
Спасибо за внимание. 7
Литература 1. С.Н. Гашкова, Л.В. Лукина «Здоровое детство». Опыт работы. 2007 г. 2. Н.К. Смирнов «Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» 2003 г. 3. О.В. Узорова, Е.А. Нефредова «Пальчиковая гимнастика» 2002 г. 4. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л, Снисаренко «Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия». Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. 2008 г. 5. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога начальной школы» 2006 г. 6. Методические рекомендации: Здоровье сберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/Под.ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина 2002 г. 7. Коррекционно-развивающее обучение в начальной школе/С.Г. Шевченко. 2004 г. 8. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. 2004 г. 8
Доклад
ИЗ
ОПЫТА
РАБОТЫ
Создание безопасной коррекционно-
развивающей здоровьесберегающей среды в
урочное и внеурочное время.
Пахомова В.В. воспитатель КБР г.Прохладный 2016 г. 1
1 слайд.
(
Здоровье - это состояние полного физического, умственного, и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи.)
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. А в школах-интернатах дети находятся круглосуточно. В последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном коррекционном образовании. Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие: Сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровье сберегающей среды. В моем классе 9 детей из них 7 имеют инвалидность. Все мы знаем, что дети с нарушением интеллекта сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение, повышение внутричерепного давления, которое сопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего самочувствия ребёнка. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или наоборот вялыми.
2 слайд
Данная здоровье сберегающая среда должна удовлетворять основным принципам здоровье сбережения: «Не навреди!» - методы, приемы должны быть обоснованными, не наносящими вреда здоровью ученика и воспитателя. Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся Комплексный, междисциплинарный подход- единство в действиях педагогов, психологов и врачей. Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки. Успех порождает успех - в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. Важно создать благоприятную психологическую обстановку в классе. Сейчас, когда остро стоит проблема ухудшения здоровья детей, когда в нашем современном обществе растёт число детей с нарушением интеллекта , я считаю, такая работа в данном направлении ложится на плечи учителей и воспитателей.
3 слайд
• Что включает учет индивидуальных особенностей ребенка, интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных ; • Обучение ребенка способам самозащиты от стрессов, обид, оскорблений, т.е. психической самозащите ; • Исключение чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала; • Обеспечение благоприятного материально-психологического климата в классе и школе; сохранение и поддержание и укрепление психического и физического здоровья детей .
4 слайд.
Отличительными особенностями здоровье сберегающей среды является Отсутствие назидательности и авторитарности Воспитание, а не изучение культуры здоровья Элементы индивидуализации воспитания; Наличие мотивации на здоровый образ жизни воспитанников.
5 слайд
Критерии здоровье сбережения оцениваются по ряду показателей: 2
• рациональная организация учебного процесса; • рациональная организация режима дня школьников; • состояние здоровья и текущая заболеваемость. • двигательная активность учащихся; • отсутствие травматизма; • пропуски занятий и инфекционные заболевания; • физическое развитие и физическая подготовленность учащихся; • отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.
6слайд
Я повела опрос среди наших детей старших классов – что включает в себя понятие «Здоровая школа». Были получены такие ответы: Добрые, улыбающиеся учителя. • В здоровой школе не должно быть плохих • слов, курения. • Вкусная еда. • Можно радоваться. • Тебя никто не ругает. • Тебя никто не обзывает, не толкает. • Ты можешь дружить со всеми. Тоесть дети заинтересованы в создании здоровье сберегающей среды в школе.
7слайд.
общение на занятиях провожу на фоне положительных эмоций, предупреждая психотравмирующие ситуации; активно поощряю инициативу и успех; для предупреждения чрезмерной умственной и статической напряженности использую нестандартные формы проведения занятий и соблюдаю гигиенические критерии рационального проведения занятия; учитываю в работе с детьми их половые и индивидуальные различия; способствую формированию у учащихся необходимых понятий, умений и навыков по здоровому образу жизни; формирую у детей потребность в применении полученных знаний в повседневной жизни.
8слайд
Здесь важна доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, • поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, • уместный юмор.
Слайд 9.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением . Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (профилактическим методикам – пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); привитие детям элементарных навыков личной гигиены через здоровье сберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физк ультминуток, проветривание и влажной уборки помещений; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребёнка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков); Питье воды комнатной температуры, что является своеобразным закаливающим средством. Считаю важным проводить систематическую работу по исправлению, формированию, укреплению осанки учащихся в урочное и внеурочное время. 3
Использую комплексы корригирующей гимнастики, игровые упражнения - «Осанка». Предлагаю детям стараться удерживать пластиковый стаканчик на голове. Упражнение «Ходьба» Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идём на пятках На каждом занятии я провожу физкультминутки. Длительность физкультминуток от 1- 5 мин. Каждая физминутка включает комплекс из 3-4 правильно подобранных упражнений. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. В своей работе использую эмоциональные разрядки на занятиях. • Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие. Двигательные минутки я провожу по специальным карточкам, на которых прописала систему упражнений по типу «От простого к сложному». - 1 раздел - двигательные упражнения без предметов; - 2 раздел – двигательные упражнения с предметами.(Куда я включила все подручные доступные предметы) Название упражнений я сообщаю обязательно каждый раз перед началом выполнения, т.к. дети очень подражательны ,и вхождение в ту или иную роль с помощью названия позволяет им играть с удовольствием.
Слайд 10
упражнение «Жонглеры»
Встаньте в круг. Бросая друг другу мяч, каждый должен повернуться на 360 градусов и назвать слово, связанное со здоровьем или здоровым образом жизни.
Упражнение »Десантники».
За несколько минут ребята должны представить себя десантниками, которым предстоят ответственные прыжки. Для этого они должны попрыгать: - На двух ногах одновременно (под счёт); - На левой и правой ноге попеременно; - Сделать перекрёстные прыжки. Затем задание усложняется. Ритм учащается. Во 2 разделе представлены двигательные упражнения с предметами. Они помогают подготовить ученика к усвоению трудного для него материала, а также позволяют развивать интерес, формировать культуру понимания двигательной активности в жизни человека.
Цапля»
Дети стоят друг за другом . По команде они прыгают на одной левой ноге друг за другом, пытаясь схватить рукой прыгающего впереди партнёра. В своей работе использую также физминутки-презентации, где понятный детям персонаж под музыку выполняет с ними различные движения, проговаривает текст. Следующий этап в проведении оздоровительных двигательных минуток упражнение с
полиэтиленовым пакетом
. Данные упражнения вызывает у детей большое удовольствие. Ребёнку предоставляется возможность мять пакет, превращать его в маленький комочек, в палочку, в подушку. Цель: снятие эмоционального и духовного напряжения. Для выполнения двигательных упражнений с
бумажным мячом
я предоставляю ученикам проявить свою фантазию и творчество. Цель: развивать двигательную активность, воспитать умение жить в согласии с окружающими людьми, формировать культуру двигательной активности. Интересно детям упражнение с
воздушными шарами.
Упражнение нужно выполнять в паре. Массаж проводят в среднем темпе, который успокаивающе действует на нервную систему, вызывает расслабление всей мускулатуры. - Катают мягко и нежно воздушный шар по туловищу; - По рукам; - По голове; - По спине. Одним из немаловажных аспектов развития школьника ,является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, я считаю, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Особенно важна эта гимнастика для занятий с нашими детьми, у которых плохо развита речь. 4
Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки, на занятиях, играет положительную роль в в коррекционном обучении детей .Применяю - Пальчиковые игры с палочками, спичками, карандашами. - Пальчиковые игры со скороговорками. - Пальчиковые игры со стихами. На своих занятиях , я прежде всего создаю условия для здорового развития детей: Широко использую игровые моменты во время проведения занятия. Нервная система ребёнка очень чувствительна, он быстро устаёт, и поэтому нуждается в частом отдыхе. На занятиях таким отдыхом для него служит частая смена видов деятельности, режимов работы, проведение физкультминуток, релаксация с прослушиванием музыки.(П.И. Чайковский ,звуки природы, и др.)
Слайд 11
Провожу на занятиях гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Упражнение «Круг»: Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Также использую мультимедийные презентации, с музыкальным сопровождением. Опорные схемы.
Слайд 12
Массаж биологически активных точек. В начале занятия практикую следующие упражнения: - растирание ушных раковин и пальцев рук – активизирует все системы организма. - стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал (хлопки ладонями, кулаками) - перекрестные движения – активизируют оба полушария головного мозга - качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение. - ленивые восьмерки – активизируют структуры, обеспечивающие запоминание .
Слайд 13
Провожу дыхательные упражнения. Они способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветриваемом помещении или при открытой фрамуге, форточке, окне. Упражнение «чудо – нос» Носиком дышу, дышу свободно Глубоко и тихо, как угодно. Выполню задание, задержу дыхание Снова дышим глубже, шире. - «свеча» - ровный, медленный выдох, чтобы пламя «легло», но не потухло; - «погаси свечу» - интенсивный прерывистый выдох. - (упражнения «Ветер», «Доброта» см. приложение 6 ) В конце занятий проводятся упражнения для снятия психофизического напряжения. - «Медуза». Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Важным условием результативности использования приёмов здоровье сберегающих технологий является соблюдение последовательности от лёгких к более сложным. Необходимо учитывать следующие принципы : повторяемость, доступность, постепенность выполнения заданий. Именно эти принципы я выделила для организации коррекционно-развивающей работы на занятиях.
Слайд 14
Создание комфортных условий на занятии - Необходимо светлое, проветриваемое помещение с достаточным местом для игр - Музыкальное сопровождение - Проведение занятий должно сочетаться с созданием особого психологического климата - Необходимо строить занятия с учётом специфических особенностей развития детей с нарушением интеллекта. В своей работе использую методы поощрения Вербальные: «Молодец», «У тебя отлично получается», «Я знала, что ты сможешь» Невербальные: улыбка, жесты, мимика. На протяжении всего учебного года проводятся клубные часы по следующим направлениям: - здоровье и здоровый образ жизни; 5
- школьный травматизм; - режим дня, учебы и отдыха; - основы правильного питания; - личная гигиена; - значение физкультуры и закаливания; - вредные привычки; - чувства и эмоции человека; - нравственное и половое воспитание; - безопасность в доме, на улице, на дорогах; - профилактика заболеваний; - террористические акты. Знания о здоровом образе жизни – основное, стержневое направление воспитательного процесса. Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. Очень важно, чтобы навыки личной гигиены стали привычкой каждого школьника. Для этого пров ожу клубные часы здоровья, на которых учащиеся не то лько внимательно слушают воспитателя , делятся своим опытом, но и на практике учатся применять свои знания, овладевают практическими знаниями и умениями, а также формируются установки ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к алкоголю, табаку, и психотропным веществам. Наш класс участвовал к конкурсе стенгазету назвали «Что может быть опасным» Были проведены тематические клубные часы на эту тему, дети с удовольствием рисовали и раскрашивали рисунки. Был создан уголок здоровья, где дети пополнили свои знания по здоровье сбережению. Во внеклассной работе пр иоритетным направлением является физк ультурно-оздоровительное. С классом проводятся спортивные часы, спортивные мероприятия: весёлые старты, день здоровья. Зимнее время использовалось для активных игр: «Построй снежную бабу», «Защита снежной крепости», «Попади в цель», « Протопчи дорожку», где материалом для игр служил снег. Тематические клубные часы: «Будем делать хорошо и не будем плохо», «Я здоровье бе регу – сам себе я помогу». («Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Почему мы здоровы»); Важнейшим направлением в воспитании здоровых детей я считаю выход на природу, организация экскурсий. Важное место в своем плане я уделяю экскурсиям в природу, где учащиеся общаются с природой, наблюдают взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья.
Слайд 15
Одним из направлений в воспитательном процессе является формирование здоровье направленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции и беседы на классных собраниях, индивидуальные беседы. Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся. Были проведены беседы: «Роль рационального питания в обеспечении здоровья ребенка и семьи», «Как обеспечить режим дня жизни ребенка и семьи», « Р оль примера родителей в воспитании здорового ребенка». Немаловажное место в сохранении и укреплении здоровья имеет занятость учащихся в различных спортивных секциях и кружках. Целенаправленная система работы в урочное и неурочное время даёт положительные результаты: Дети посещают спортивную секцию, танцевальный кружок, отношение в детском коллективе стало более доброжелательное. Выбранные мною методы способствуют созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность. Проводимые занятия действительно влияют на коррекцию познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, формируется уст ойчивая мотивация и ценностное отношение учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих.
Слайд 16
6
Таким образом, создание безопасной здоровьесберегающей среды в процессе обучения наших детей приводят к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе. Из этого следуют выводы: • важнейшим критерием оценки качества образования является состояние здоровья учащихся; • для создания здоровьесберегающей образовательной среды необходим системный комплексный подход, учитывающий все аспекты образовательной деятельности; • для построения реальной здоровьесберегающей образовательной среды необходимо активное взаимодействие учащихся, учителей, воспитателей, родителей, с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Слайд 17
Спасибо за внимание. 7
Литература 1. С.Н. Гашкова, Л.В. Лукина «Здоровое детство». Опыт работы. 2007 г. 2. Н.К. Смирнов «Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» 2003 г. 3. О.В. Узорова, Е.А. Нефредова «Пальчиковая гимнастика» 2002 г. 4. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л, Снисаренко «Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия». Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. 2008 г. 5. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога начальной школы» 2006 г. 6. Методические рекомендации: Здоровье сберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/Под.ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина 2002 г. 7. Коррекционно-развивающее обучение в начальной школе/С.Г. Шевченко. 2004 г. 8. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. 2004 г. 8
В раздел среднее профессиональное образование