Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проблемы и перспектива внедрения электронного образования в ГБПОУ Сибайский педагогический колледж"

статья

Автор: Тахаутдинова Татьяна Сергеевна, преподаватель информатики, ГБПОУ Сибайский педагогический колледж, город Сибай, Республика Башкортостан



В раздел среднее профессиональное образование




Проблемы и перспектива внедрения электронного образования

в ГБПОУ Сибайский педагогический колледж
Еще в 90 годы прошлого века появился термин «клиповое мышление» от слова «клип», означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например, теленовостей или видеоклипов. Часто мы замечаем, что годовалый ребенок внимательно просматривает рекламу на ТВ, любимой игрушкой становится мобильный телефон. В 2010 году К.Г. Фрумкин выделяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»: 1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока 2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления; 3) увеличение разнообразия поступающей информации; 4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно; У подростков и студентов «клиповость» проявляется более ярко и связано это, во- первых, с тем, что они находятся «на виду» у педагогов, требующих от них читать первоисточники, конспектировать, и когда они этого не делают, начинается поиск интерактивных методов обучения и воздействия; во-вторых, с глобальной информатизацией общества и ускорением за последний десяток лет темпом обмена информацией, которая вселяет в подростка уверенность в быстром простом решении сложной для него задачи: зачем идти в библиотеку, когда достаточно открыть Google, найти, скачать из сети и посмотреть. Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее. Какие интерактивные методы обучения и воздействия внедряются в современное образование? Конечно, это электронное обучение. Электронное обучение (от англ. Electronic Learning) — это система обучения при помощи информационных и электронных технологий, обучение с помощью сети Интернет и мультимедиа. Попытаемся выделить проблемы развития электронного обучения в нашем колледже. К электронному обучению относится: -самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других; Электронное обучение должно внедряться на всех ПЦК колледжа, а не только на отделении информатики, тем самым необходимо обеспечение кабинетов соответствующим оборудованием для самостоятельной работы с электронными материалами: это либо интерактивная доска, это может быть проектор, телевизор с
разъемом USB для подключения внешних носителей информации, по-моему мнению, должно быть наличие ноутбуков, например, в количестве 2-3 штук на ПЦК для коллективной работы в подгруппах, для индивидуальных заданий. Если работа ведется с внешними учебными ресурсами, то необходимо обеспечить бесперебойный выход в сеть Интернет, создать общую зону Wi-fi. Загвоздка состоит в том, что частные выходы в интернет платная услуга мобильных операторов и у студентов не всегда есть возможность ею воспользоваться. Созданная общая бесплатная зона Wi-fi облегчит выход мобильных телефонов, имеющихся у студентов в сеть Интернет для работы с внешними учебными ресурсами. Следующий вид электронного обучения: Получение консультаций, советов, оценок у удалённого эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия. В прошлом году для заочников был создан электронный ящик для удаленного получения консультаций, советов, методический указаний, для сбора выполненных работ. В рамках дипломной работы в 2015 году студентка провела исследования по организации дистанционной формы обучения как показатель эффективности деятельности образовательного учреждения. Проект представляет собой разработку сайта с организацией формы дистанционного обучения - дополнительные углубленные курсы по изучаемой дисциплине «Архитектура ЭВМ и вычислительные системы» студентами колледжа. Разрабатывался проект сайта для научно-методического кабинета, который мог бы являться удаленным ресурсом для консультирования, обучения преподавателей и студентов колледжа. Проблема состоит в том, что проекты остаются на стадии проекта и не имеют дальнейшего развития. В последнее время очень часто используется форма дистанционного обучения- вебинар. Вебинар-это онлайн конференция, где есть ведущий-обучающий и обучаемые. Так же в рамках дипломного проекта была попытка проведения он-лайн конференции (вебинара) для студентов и преподавателей колледжа по теме «Тьюторская деятельность». Из-за невозможности оплатить студентом площадки для проведения полноценного вебинара, присутствовало ограниченное количество человек. Из своего опыта приведу пример удаленного консультирования студентов по вопросам учебной, производственной практики: в социальной сети Вконтакте организованы общие беседы по подгруппам, где студенты получают консультации, задают интересующие вопросы, присылают на проверку отчеты, по итогам проверки отчета в совокупности с выполненным заданием на практике получают оценку. Таким образом, в данном виде электронного обучения могут быть организованы следующие формы: ведение электронного ящика, сайт дистанционного обучения, онлайн конференции-вебинары, создание общих бесед для консультирования в соц сетях. Следующий пункт: создание распределённого сообщества пользователей, ведущих общую виртуальную учебную деятельность.
В социальной сети контакт организована группа «Подслушано Сибайский педагогический колледж», где студенты активно общаются, выходят актуальные объявления, но это не является зоной виртуальной учебной деятельности. Я думаю, по такому же принципу можно создать группы по отделениям, где преподаватели отделения могут размещать учебные электронные материалы по своим дисциплинам. Так же реализовать данный вид электронного обучения можно в форме отдельных страниц отделений на официальном сайте колледжа, где будет организована виртуальная учебная деятельность по отделениям с размещением учебных материалов, итогов. Возможно, у преподавателей появятся другие идеи ведения данного вида электронного обучения. Следующий вид: своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов; дистанционные средства обучения. Для круглосуточной доставки электронных учебных материалов необходимо иметь место в сети Интернет для их публикации. С развитием информационно-коммуникационных технологий стали интенсивно развиваться и электронные средства обучения (ЭСО) – средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды: -обучающие программные средства, методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и навыков учебной и практической деятельности -программные средства (системы) – тренажёры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. -контролирующие программные средства – средства, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом; -информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации; -имитационные программные средства (системы), предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик; -моделирующие программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации -демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; -учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия); -досуговые программные средства. Студентами отделения информатики в рамках дипломных проектов были разработаны множество электронных учебников, пособий как для колледжа по основным
дисциплинам ПЦК, так и по заказам работодателей. Проблема состоит в том, что разработка ведется только для дисциплин специальности Прикладная информатика, нужно вести разработки электронных средств обучения и на других ПЦК. Для разработки могу порекомендовать программу Constructor Electronic books Возможности созданного Электронного учебника в данной программе: • встроенный просмоторщик веб файлов; • встроенный аудиовидео проигрыватель; • встроенный просмоторщик изображений; • внутренняя система поиска информации; • печать документов; • экспорт данных на устройства хранения информации; • экспорт документов в приложение Microsoft Word. 50 % учебного материала по ФГОС студент должен изучать самостоятельно, электронные учебники могут реализовать самостоятельное изучение более легких тем, а в аудитории уделить пристальное внимание трудно усваиваемым темам с сопровождением повторение материала из электронных учебников. Так же необходимо обратить внимание на создание электронной библиотеки колледжа, куда войдут созданные электронные учебники, пособия, другие электронные средства обучения, научные статьи, тезисы научно-исследовательских работ студентов, а так же переведенные в электронный формат печатные издания учебной и художественной литературы. Размещение библиотеки можно организовать на официальном сайте колледжа. Следующий вид электронного обучения: формирование и повышение информационной культуры сотрудников и овладение ими современными информационными технологиями. Данный вид обучения может быть организован в виде мастер классов для преподавателей по созданию личного портфолио, созданию электронных средств обучения, по заявкам, интересующим вопросам. Данное обучение может быть организовано непосредственно в аудитории, либо в виде электронного пошагового пособия. Следующий вид: освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям. Данный вид обучения может быть реализован в виде размещения на сайте Научно-методического кабинета соответствующей информации, а также лично каждым преподавателем в электронном портфолио размещенном в сети Интернет, где преподаватели будут делиться своими инновационными находками, опытом. Следующий пункт: возможность развивать и использовать учебные веб-ресурсы. Наш колледж не имеет на данный момент полноценно разработанных и внедренных учебных веб-ресурсов, но мы можем использовать существующие учебные ресурсы в сети интернет. Следующий пункт: возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира.
Таким образом, к электронному обучению относятся электронные средства обучения, образовательные услуги и технологии. С приходом нового министра образования Гульназ Шафиковой внедрению и развитию электронного образования в ближайшее время в республике будет уделяться большое внимание. Для общеобразовательных организаций объявлен конкурс по выделению грантов на развитие электронного образования в общеобразовательных организациях. Мы можем взять ориентир для разработки проектов по данным направлениям. а) организация и проведение обучения педагогического состава общеобразовательных организаций Республики Башкортостан технологии применения электронного обучения по следующим ролям: тьютор, организатор, обучающийся, учитель; разработка соответствующих интерактивных пропедевтических электронных курсов б) разработка и реализация соответствующей модели обучения родителей «Родитель. Тьютор. Образование» в) разработка и реализация модели отбора одаренных детей и последующей работы с ними, в том числе для подготовки к различным олимпиадам, г) разработка и реализация модели «Сетевой электронный детский сад», реализующей экспериментальные и инновационные программы для модернизации технологий, содержания обучения и воспитания по образовательным программам дошкольного образования в общеобразовательных организациях, д) разработка и реализация модели геймификации образовательного процесса с подготовкой соответствующих методик и электронного контента ж) разработка и реализация модели «Сетевая электронная школа», реализующей экспериментальные и инновационные программы для модернизации технологий, а также содержания обучения и воспитания, з) разработка и реализация модели кружковой работы, обеспечивающей практическую подготовку обучающихся, с использованием технологии электронного обучения (различных тренажеров, симуляторов) и формированием базы соответствующих материалов При подаче документов отдельным приложением выступает документ, в котором описан опыт реализации электронного обучения с сильными и слабыми сторонами. Поэтому необходимо начать реализовывать проекты электронного обучения.


В раздел среднее профессиональное образование