Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин профессионального цикла"

статья

Автор: Абзалилова Галина Александровна, преподаватель профессионального цикла, ГБПОУ "Троицкий технологический техникум", город Троицк, Челябинская область



В раздел среднее профессиональное образование



ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА Г.А.Абзалилова, преподаватель ГБПОУ «Троицкий технологический техникум» «…знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно». А.Дистервег Самостоятельной работе студентов в учебной программе отводится достаточно большое количество времени. Развитие современных информационных технологий, внедрение компьютерной техники приводит к тому, что студент должен уметь находить и использовать необходимую информацию, вычленять из неё главное, уметь систематизировать и анализировать её для достижения поставленных целей. Этого можно добиться занимаясь самостоятельно, т.е. студент должен учиться сам, а преподаватель должен создавать для этого необходимые условия. В результате такой работы студент должен достичь высокого уровня самостоятельности и познания нового, открывающего возможности решения поставленных задач. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года социальные требования к образованию были сформулированы в следующем виде: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Здесь же были определены основные задачи профессионального образования: «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности». Актуальность данных требований невозможно оспорить и сегодня.
В учебной деятельности самостоятельность формируется и развивается в процессе самостоятельной деятельности и самообразования студента. Самообразование выходит за рамки учебной работы в образовательном учреждении, а самостоятельная работа должна нами рассматриваться как разновидность учебной деятельности студента, осуществляемая при опосредованном руководстве преподавателя. И.С.Кан характеризует самостоятельность как свойство личности, предполагающее, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во- вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно. Уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности, совершаемой студентами без помощи других людей, и имеет ещё одну характеристику - степень выраженности. Это качество проявляется чаще всего в учебной, интеллектуальной и трудовой деятельности. Самостоятельная работа - это целостная система действий преподавателей и студентов, единство внутренних и внешних сторон, которые в учебном процессе неотделимы и такое средство обучения, которое: -формирует у студентов необходимый уровень знаний, навыков и умений для решения определённого класса познавательных задач и продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; -вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении познавательных задач; -является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины студента в овладении различными методами профессиональной деятельности; -является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью студента в процессе обучения. Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи возможно лишь при переводе обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути её решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Самостоятельная работа должна стать основой образовательного процесса и проводится с целью
 обеспечения профессиональной подготовки выпускников в соответствии с ФГОС СПО;  формирования и развития общих компетенций, определенных в ФГОС СПО;  формирования и развития профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Задачи, реализуемые в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, представляют собой:  систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, углубление и расширение теоретических знаний;  формирование умения использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;  развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности и организованности,  формирование самостоятельности мышления, развитие исследовательских умений;  овладение практическими навыками информационно- коммуникационных технологий. Многие студенты, которые поступают в техникум, не готовы сами планировать свою деятельность, анализировать полученный результат. Поэтому организация самостоятельной работы, руководство ею – это очень напряженная и ответственная работа каждого педагога. А если учесть, что вся эта работа должна выполняться и контролироваться вне аудиторных часов, то становится понятным отношение к ней как со стороны педагогов, так и со стороны студентов. Тем не менее данный вид учебной деятельности педагогами нашего техникума рассматривается как составная часть воспитания студентов. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:  выработка способности работать самостоятельно;  развитие познавательной активности;  стимулирование творческого мышления;  повышение культуры умственного труда, интерес к работе;  осмысление приобретенных знаний;  формирование умения планировать время;  выработка ответственности и инициативы. В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся П.И.Пидкасистый выделяет 4 типа самостоятельных работ: по образцу, реконструктивные, вариативные, творческие. Каждый тип работ имеет свои дидактические цели (таблица №1).
Типы самостоятельной работы (по П.И.Пидкасистому) № Тип самостоятельной работы Содержание 1. Самостоятельные работы по образцу Необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления, направлены на создание фундамента для подлинно самостоятельной деятельности студентов. 2. Реконструктивные Учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности, служат основанием для дальнейшей творческой деятельности. 3. Вариативные Формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, ориентируют учащихся на постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизацию полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации, делают его знания более гибкими, формируют творческую личность. 4. Творческие Являются венцом системы самостоятельной деятельности, способствуют закреплению навыков самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности. Вопросы и задания самостоятельной работы охватывают учебный материал, не рассмотренный на аудиторных занятиях. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются: -для овладения знаниями : чтение текста (учебника, дополнительной литературы), составление плана текста, поиск информации в сети интернета, проведение исследований, подготовка сообщений, конспектирование текста, использование компьютерной техники и др.
- для закрепления и систематизации знаний : составление конспекта, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, составление плана, составление или применение электронных таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, создание презентаций, подготовка докладов к выступлению на семинаре, подготовка рефератов и тематических кроссвордов; -для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, выполнение схем, обработка информации прикладными программами, проектирование и моделирование объектов. Одна из особенностей самостоятельной работы – это побуждение, вовлечение студентов в активное познание. Самостоятельные работы позволяют обучающимся без помощи преподавателя овладеть фундаментальными знаниями, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Самостоятельная работа требует от студента активности и самостоятельности и выполняется при отсутствии точного инструктажа или разъяснения со стороны преподавателя, без контроля в открытой форме за её выполнением. Самостоятельная работа требует от студента сосредоточенности, умственных и практических действий, самостоятельности, которая зависит не только от содержания материала, но и от индивидуальных возможностей студента. Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и дифференциальный характер имеют вариативный и дифференциальный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины и индивидуальные особенности обучающихся. При выдаче заданий на самостоятельное изучение хотелось бы, чтобы преподаватель принимал во внимание индивидуальные особенности студента, но учитывая огромные нагрузки и невозможность уделить достаточное количество времени каждому, самостоятельная работа выполняется студентами на собственном уровне, не всегда достаточном для полного раскрытия заданной для изучения темы.
Задания составлены с учетом сложности на разных этапах обучения и включают следующие виды:  чтение учебника;  работа над текстом учебника по составлению конспектов, планов, ответов на вопросы преподавателя по темам, вынесенным на самостоятельное изучение;  подготовка сообщений, докладов, эссе;  подготовка рефератов;  подготовка к практическим занятиям;  подготовка к зачету;  работа над иллюстративными материалами учебника;  работа со справочниками;  выполнение заданий по образцу;  заполнение различных бланков, форм и т.д.;  практические, лабораторные работы;  выполнение мультимедиа презентаций;  решение задач. Использование в обучении реконструктивных самостоятельных работ создает базу для формирования познавательной деятельности студентов на более высоком уровне и способствует формированию общеучебных умений. Для выполнения различных видов самостоятельной работы разработаны методические рекомендации, которые могут использоваться и при организации самостоятельной работы на занятии, помогая студентам. В каждой методической разработке предлагается информационное обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы. Для выполнения любого вида самостоятельной работы обучающийся должен пройти следующие этапы:  определение цели самостоятельной работы;  конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи  самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;  выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств, для её решения);  планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;  осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов (контроль за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечных результатов работы, корректировка на основе результатов работы, устранение ошибок и их причин.
По каждой изучаемой дисциплине студент должен выполнить определенное количество различных видов самостоятельной работы. При определении их объема педагог должен руководствоваться основными принципами дидактики, при этом самостоятельная работа студента должна быть посильной, интересной, познавательной и обязательно самостоятельной. Затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием Режим и продолжительность работы студент выбирает сам в зависимости от своих способностей и конкретных условий, что требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности. Основной целью проверки самостоятельной работы является определение усвоения студентом учебного материала, определение умений добывать знания самостоятельно. Студент должен научиться распределять свое время для выполнения самостоятельной работы так, чтобы выполненные задания сдавать в строго установленный срок и в соответствии с установленными к данному виду заданий требованиями. На каждого студента по изучаемой дисциплине заполняется индивидуальная карта, по которой можно проследить ход самостоятельной работы (таблица №2). ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА СТУДЕНТА Ф.И.О. студента___________________________________ Группа ___ Разделы темы Самостоятельная работа Максималь- ное кол-во баллов Дата выполнения Написать реферат Создать презентацию Подготовить сообщение Выполнить расчеты задачи Написать статью на тему… Подготовить отчет по практическому занятию Подготовить отчет по лабораторной работе Написать доклад Составить кроссворд Предусмотрены следующие виды контроля:  устный контроль;  тестовый контроль;  проверка конспектов;  защита сообщений, докладов;
 защита реферата;  систематический опрос на уроке в разнообразных формах;  проверка работ товарищами по группе;  проверка самостоятельных и практических работ после уроков;  проверка при защите практических и лабораторных работ;  участие в беседах и семинарах. Для контроля самостоятельной работы разработаны критерии оценки:
«отлично»
Работа выполнена полностью в срок, студент сумел рассчитать время, при выполнении задания использовал объем необходимой литературы. Глубоко и полно овладел содержанием учебного материала, в котором легко ориентируется, грамотно и логически излагает материал, отвечает на вопросы преподавателя и студентов.
«хорошо»
Работа выполнена полностью в срок, но имеет небольшие неточности или при защите работы форма ответа имеет незначительные неточности.
«удовлетворительно»
Работа выполнена не полностью в срок, студент не сумел рассчитать время, изложение материала неполное, непоследовательное, допущены неточности в определении понятий.
«неудовлетворительно»
Работа выполнена не полностью не в срок, студент не сумел рассчитать время, изложение материала неполное, непоследовательное. Особое внимание уделяется защите мультимедиа презентаций, процесс обучения становится более разнообразным и интересным. Появляется возможность закрепления теоретических знаний, развивается требовательность студентов к себе, аккуратность в выполнении задания, расширяется возможность получения каждым студентом техникума навыков различных исследований. Преподавателем накапливается база интересных самостоятельных работ по различным темам и возможность их использования в методических неделях и в декадах по специальностям. Таким образом, эффективность учебного процесса определяется качеством организации самостоятельной работы преподавателем и самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся. Эти два понятия тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения. Если человек живет в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, потребность в самостоятельной деятельности. В процессе
такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности студентов, их наклонности и интересы, которые способствуют стремлению вникнуть в сущность вопроса, развивают умение анализировать факты, учат самостоятельному мышлению, формируют собственные взгляды. ЛИТЕРАТУРА 1. Щербаков, А.В. Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в учреждении профессионального образования: методические рекомендации /А.В.Щербаков.-Челябинск: ЧИРПО,2007.-60с. 2. Современные образовательные технологии в профессиональной подготовке как объективная потребность: материалы областной научно- практической конференции (с международным участием) педагогических работников образовательных учреждений дошкольного, начального, среднего, среднего специального, профессионального образования, аспирантов, студентов, руководителей / под общ. ред.: Л.Ю.Суфлян, Т.Г.Неретиной. – Магнитогорск, 2013. – 244с. 3. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование» - №8, 2009.


В раздел среднее профессиональное образование