Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Роль эстетического воспитания в социальной адаптации с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Статья

Автор: Раншакова Людмила Михайловна, Кожевникова Наталья Алексеевна, социальные педагоги, ГБУ ЦССВ "Солнечный круг", Москва



В раздел среднее профессиональное образование




Роль эстетического воспитания в социальной адаптации с

учетом индивидуальных и психологических особенностей

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нельзя вырастить полноценного человека

без воспитания в нем чувств прекрасного.

Робиндранат Тагор.
Воспоминания ребенка живут до глубокой старости. Память ребенка прочна, она фиксирует каждую мелочь. Вот почему эстетическое воспитание нужно осуществлять с самого раннего детства. В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Формирование интересов, формирование потребностей личности осуществляется различными средствами эстетического цикла: изобразительное искусство, музыка, театральная деятельность, танцы. Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий:  от объема и качества художественной информации;  от форм организации и видов деятельности;  от возраста ребенка;  от уровня подготовки, мастерства и способности педагога. Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. Эстетическое
воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей, включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета, формы, объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике; музыкальный, поэтический слух, художественный вкус и т. д. Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности, с учетом его эмоционально-психического состояния, а так же от
задач
, которые ставятся перед педагогом.
1.

Максимально

способствовать

интеллектуальному

развитию

каждого ребенка.
Чем более развит ребенок интеллектуально, тем тоньше и ярче его переживания. Вот почему у всех народов во все времена так велика тяга к искусству, она дает возможность образно, понятно, живо выразить идеи, помыслы, стремления, передать всё это будущему поколению. Задача социального педагога Центра содействия семейному воспитанию – не только помочь увидеть, понять, научиться, но и поделиться с другими.
2.

Помочь

освоить

язык

живописи,

графики,

скульптуры,

декоративно-прикладного

искусства,

азы

дизайнерского

мастерства.
Все виды искусства (театр, кино, балет, литература) взаимосвязаны, они не могут существовать без зрительных образов.
3.

Воспитывать

чувство

формы,

ритма,

гармонии,

цвета,

наблюдательности.
Умение находить интересное, значительное там, где его на первый взгляд нет. Развивать зоркость, пытливость, растить не просто творческого человека, но доброго и гуманного.
4.

Воспитывать целеустремленность, самодисциплину, умение любое

начатое дело доводить до конца.
Не бегтство от трудностей, а потребность их преодолеть.

5.
Абсолютно каждому человеку, в какой бы то ни было сфере деятельности необходимо обладать очень выжным достоинством –
умением критически оценивать собственную работу
и делать о ней правильные, объективные выводы, не обижаться на справедливую критику или замечания. Добиваться всех поставленных задач можно лишь придавая эстетическому воспитанию особую значимость и уделяя ему достаточно времени. Необходимо увлечь ребят, взволновать их, заставить задуматься и понять, что это красиво, это нужно. Всё это осуществимо, если следовать принципу «обучение с увлечением». Независимо от сохранности интеллекта ребёнка необходимо использовать элементы игры, чтобы возбудить здоровый дух соперничества. Б. Неменский сказал: «В искусстве получение подменных знаний, т.е. понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо». Работа по эстетическому воспитанию должна быть сопряжена с поисковой работой
.
Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания, а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Проблемно- поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Например, детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после ее прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Можно сделать удачный или неудачный выбор персонажа и тем усложнить или облегчить выполнение задания. Нужно подумать, как лучше изобразить его (вылепить из глины или нарисовать), какими способами лучше воплотить свой замысел. Таким образом, ребенок учится думать, искать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность. Чтобы обучение носило развивающий характер, воспитатель должен применять
обобщенные способы действий
, которые являются основой конкретных методических приемов. К числу таких способов относятся:
 способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);  способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания (если ребенок научится сопереживать — будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);  способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно, однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);  способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве. Таким образом, при решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями. Уделяя особое внимание детям с девиатным поведенем необходимо понять и увлечь творчеством каждого ребенка. Такая работа должна вестись в тесном сотрудничестве «воспитатель – психолог – врач». По советам психолога, детям гипервозбудимым следует заниматься не командными видами спорта или коллективными работами, а индивидуальной. Ребенок может побыть наедине с собой, успокоиться, насладиться не только процессом работы, но и результатом своего творчества. Для детей с девиантным поведением важна не только особая программа, учитывающая интересы и возможности каждого воспитанника, но конкретная связь с
жизнью, где можно реально оценить для чего нужно то, чему ты сейчас научишься. Это позволяет показать воспитаннику значимость и неотъемлемость искусства от повседневной жизни. Искусство – это как «физкультура всей эмоционально-отношенческой сферы человека», т.е. духовный тренажер, шлифовка мира чувств, обработка его опытом поколений. Важно, чтобы ребенок понял, что вне искусства не живет ни один человек. Руководствуясь принципами творческого развития личности, нужно стараться гибко учитывать проблематику современной жизни, стараться не просто дать воспитаннику как можно больше знаний и навыков, но развивать культуру эмоций. Вот некоторые приемы, которые можно использовать при равзвитии эстетического воспитания:  слово педагога (пояснения, указания) и наглядные-методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;  приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;  показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;  приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность. Наш Центр носит тёплое и яркое название «Солнечный круг», а искусство – это солнце, которое посылает свои благодатные, согревающие душу лучи, и как радуга преломляет их многоцветием всевозможных видов деятельности эстетического воспитания. Понятно, что охватить всё невозможно, но надо стремиться научить детей хотя бы тому, что умеешь сам. Поэтому наш девиз: «Умеешь сам – научи другого!» У каждого жителя «Солнечного круга» есть выбор: что ему по силам, что ему нравится, чему непременно он хочет научиться. Как правило, ребёнок, научившись одному,
стремиться постичь другое и третье. Дух соперничества, доброжелательная атмосфера побуждают браться за новое дело и доводить его до конца. Известно, что у детей с неустойчивой психикой и внимание крайне неустойчиво. Они быстро утомляются, болезненно переживают неудачи, а это снова и снова ведёт к эмоциональным срывам. Работа, связанная с эстетическим воспитанием – это своего рода релаксация. Здесь уместны такие приемы, как сказкотерапия, арттерапия, работа с песком. Здесь ребёнок переключается от умственного труда на эмоциональное восприятие. Это позволяет ему отдохнуть душой, не бояться сделать что-то неправильно или не так. Воспитанник имеет возможность убедиться в своих талантах и способностях и самоутвердиться среди сверстников. Для детей, особенно детей с ограниченными возможностями очень важно увидеть в глазах сверстников и взрослых восхищение его работой. Всё это способствует становлению психики ребёнка, излечению или коррекции когда-то перенесенной душевной травмы, раскрытию его творчества и жизненного потенциала. Происходит корректировка и в поведенческой сфере. Скрупулёзно и ненавязчиво красной линией проходит работа и по профессиональной ориентации.
- Посмотри вокруг себя. Кто придумал фасон твоей одежды?

Художник-дизайнер!

- Кто спроектировал дома, красивые здания? Архитектор!

- Кто придумал внешний вид автомобиля? Тоже дизайнер!

- А красивые торты? Здесь тоже видна работа художника!

- А фантик от конфеты или шоколадки кто придумал?

- Видели, как преобразилась наша Москва? На улицах работали

ландшафтные дизайнеры.

- А кто книги иллюстрирует?

- Вот какой широкий спектр и востребованность профессии

дизайнер!

Кроме воспитательских часов, которые проводятся с воспитанниками, помогают
посещение художественных выставок, спектаклей, концертов,

экскурсии.
Эти формы эстетического воспитания и образования создают условия для непосредственного восприятия художественного произведения. Они имеют особенность в освещении всей многоплановости окружающей жизни (от прошлого до будущего, от материального аспекта жизни до духовного). Эти формы подкрепляют истинность выбранных точек зрения, правильность суждений, истинность оценок. У воспитанников формируется ориентация на культурное проведение досуга и потребность в постоянном обновлении впечатлений.
Конкурсы, мастер-классы,

фестивали

и

выставки

детского

творчества
часто выступают как смотр и подведение итогов предварительного художественно-эстетического воспитания и образования. Демонстрация уровня достижений и мастерства детей становится главным событием в жизни, а награды победителей поднимают рейтинг, создают условия для самореализации творческого начала, развивают мотивацию законченности и высокой результативности художественной деятельности. Так же на развитие эстетичной стороны становится обстановка, в которую попадает ребёнок. А обстановка начинается у входа на двор нашего Центра. Чистота и зелень газонов, строгая геометрия дорожек, цветы — все это вместе у воспитанников вызывает ощущение гармонии, причастности к красоте среды, вызывает жизнерадостное настроение. Надо иметь в виду, что решающим фактором эстетического развития воспитанников являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение детей к ним. Приятно наблюдать за результатами своей работы. Наши выпускники получают различные профессии. В том числе профессии ландшафтного дизайнера, дизайнера по интерьеру, дизайнера по пошиву одежды. А это значит, что здоровое семя, посаженное в землю добрыми руками, обязательно взойдёт, вырастет и даст плоды.


В раздел среднее профессиональное образование