Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Структура акушерской помощи. Сестринский уход при физиологическом течении беременности. Антенатальная охрана плода"

методическая разработка практического занятия

Автор: Карсунцева Ирина Николаевна, преподаватель специальных дисциплин, Волжский филиал ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж", город Волжский, Волгоградская область



В раздел среднее профессиональное образование



ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

Тема: 3.1.1. Структура акушерской помощи. Сестринский уход при физиологическом

течении беременности. Антенатальная охрана плода.

Междисциплинарный курс 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и

состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья).

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах.

Курс:
III
Специальность:

Форма обучения:
34.02.01 Сестринское дело; 060501 Сестринское дело; очная
Количество часов:
6
Разработчик:
И.Н. Карсунцева. Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании УМО № 5 протокол № __ , от "___"__________ 2015г. Председатель УМО № Л.В. Борисова__________ "___"_____________2015г. Волжский 2015

Мотивация изучения темы:
Своевременное обращение беременной женщины в медицинское учреждения для взятия на учет-диспансеризацию, является одной из основных задач современного акушерства. Это позволяет предотвратить ряд потенциальных проблем с вынашиванием беременности , в послеродовом периоде. Задача медицинской сестры вести профилактическую работу среди женского населения о необходимости своевременного обращения в лечебные учреждение и наблюдение за развитием беременности, что в последствии станет гарантом здоровья матери и ребенка.
Цели занятия:

Для преподавателя:
 формирование у студентов общих и профессиональных компетенций;  закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий;  формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;  развитие самостоятельности мышления, способности к самоорганизации;  развитие творческих способностей, познавательного интереса, повышения активности обучающихся;  мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности.
Учебные:

Студент должен иметь практический опыт:
 ПО - 1. Выполнение диагностических манипуляций в пределах своей компетенции;  ПО – 2. Оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;  ПО – 3. Планирования и осуществления сестринского ухода;  ПО – 4. Ведения медицинской документации;  ПО – 5. Обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;  ПО – 8. Соблюдения требований техники безопасности при уходе за беременной во время проведения процедур и манипуляций. Направленность умений и знаний на формирование ПК и ОК № п/п Умения Знания ПК ОК 1 У. 1. Осуществлять диагностику ранних и поздних сроков беременности. ПК 1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 2. Осуществлять лечебно- диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 6. Работать в команде,
диагностического процесса. ПК 6 Вести утвержденную медицинскую документацию эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. 2 У.2. Проводить беседы с беременными о правильном питании, гигиене периода беременности. ПК 1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами ПК 6 Вести утвержденную медицинскую документацию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. 3 У.3. Вести необходимую утвержденную документацию. ПК 1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами ПК 6 Вести утвержденную медицинскую документацию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные,
культурные и религиозные различия. 4 З.1. Диагностика ранних сроков беременности ПК 2. Осуществлять лечебно- диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно- диагностического процесса. ПК 6 Вести утвержденную медицинскую документацию ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. 5 З.2. Диагностика поздних сроков беременности ПК 2. Осуществлять лечебно- диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно- диагностического процесса. ПК 6 Вести утвержденную медицинскую документацию ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. 6 З.3. Основные принципы документирования полученных данных в медицинскую документацию. ПК 3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами ПК 6. Вести утвержденную медицинскую документацию ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.
Воспитательные:
 воспитывать сознательное усвоение профессионального модуля;  формировать чувство ответственности за свои действия;  осуществлять правовое воспитание на занятиях, объясняя вопросы правовой ответственности медицинского работника.
Развивающие:
 способствовать развитию логического и клинического мышления;
 развитие самостоятельности, внимания, памяти;  развитие умений обобщать факты и делать выводы;  развитие умений общения с коллегами, руководством.
Интеграционные связи:

внутрипредметные связи
-
МДК 02.01 Сестринский уход при различных

заболеваниях и состояниях
Тема 3.1.3. Физиологическое течение родов. Помощь при родах. Роль медсестры в оказании помощи при родах. Тема 3.1.4 Патологическое течение родов. Доврачебная помощь при неотложных состояниях. 
межпредметные связи -
ОП.01. Здоровый человек и его окружение; ОП.03. Анатомия и физиология человека; ОП.08. Основы патологии; психология, культура речи в профессиональной деятельности.
Оснащение
: дидактический материал, стандарты сестринской практики, сестринская документация и др.
Основные этапы занятий: (с указанием хронометража):
1. организационный момент - 5 минут; 2. проверка исходного уровня знаний - 45 минут; 3. практическая часть - 180 минут; 4. итоговый контроль - 30 минут; 5. подведение итогов занятия - 5 минут; 6. задание на дом - 5 минут.
Список литературы:
1. Лысак, Л.А. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии. [Текст]: учеб.пособ.для студ. проф.образования. /Л.А.Лысак; под общ.ред. Б.В.Кабарухина. -2-е изд. –Ростов н/Д.: Феникс, 2004. -352 с.- (Медицина для Вас). 2. Крылова, Е.П. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии [Текст] / Е.П.Крылова. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. -384 с.- (Медицина для Вас). 3. Славянова, И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии. Новая редакция [Текст]: Учеб.пособ.для сред.спец.мед.заведений/ И.К.Славянова. –Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -352 с. – (Медицина для Вас)
Приложение№1
Исходный уровень знаний:
1. Перечислите сомнительные признаки беременности 2. Перечислите достоверные признаки беременности 3. Дайте определение позиции плода, вида позиции плода, положения плода 4. Третий прием Леопольда-Левицкого 5. Перечислите сомнительные признаки беременности 6. Первый прием Леопольда-Левицкого 7. Второй прием Леопольда-Левицкого 8. Нормальные размеры таза- 9. Дайте характеристику Индексу Соловьева, что это за показатель
Критерии оценки студентов:
"5" - студент даёт полный, развёрнутый ответ, с использованием специализированной терминологии, без использования конспекта и учебника; "4" - студент, в целом владеет изучаемым материалом, но не демонстрирует целостного понимания теории, мало пользуется специализированной терминологией; "3" - студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает теоретический материал, практически не пользуется специализированной терминологией; "2" - студент затрудняется ответить на теоретический вопрос по данной теме.
Приложение №4
1 вариант

1.
К ДОСТОВЕРНЫМ ПРИЗНАКАМ БЕРЕМЕННОСТИ ОТНОСИТСЯ
:
1. Пигментация на лице 2. прощупывание частей плода 3. увеличение матки 4. прекращение менструации 5. изменение обонятельных ощущений
2.
ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ НАЛИЧИЯ ПЛОДА В ПОЛОСТИ МАТКИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ: 1. бактериологический 2. иммунологический метод 3. гормональный метод 4. радиологический метод 5. УЗИ
3.
В ПАЛАТАХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВЛАЖНУЮ УБОРКУ ПРОВОДЯТ НЕ РЕЖЕ: 1. 3 раз в сутки 2. после каждого кормления 3. 4 раза в сутки 4. 2 раза в сутки 5. 5 раз в сутки
4.
К ВЕРОЯТНЫМ ПРИЗНАКАМ БЕРЕМЕННОСТИ ОТНОСИТСЯ: 1. Наличие плода в матке 2. изменения в половых органах 3. прекращение менструации 4. шевеление плода 5. прощупывание частей плода
5.
К СОМНИТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ БЕРЕМЕННОСТИ ОТНОСИТСЯ: 1. Прощупывание частей плода 2. Изменение обоняния
3. прекращение менструации 4. появление молозива из соска 5. изменения в половых органах
6.
ЦИАНОЗ СЛИЗИСТОЙ ВЛАГАЛИЩА ОТНОСИТСЯ К ПРИЗНАКАМ БЕРЕМЕННОСТИ: 1. вероятным 2. сомнительным 3. достоверным 4. к признакам беременности не относится 5. предположительным
7.
РАЗМЕР ТАЗА, РАВНЫЙ 20 - 21 СМ: 1. наружная коньюгата 2. истинная коньюгата 3. диагональная коньюгата 4. боковая коньюгата 5. поперечный размер таза
8.
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ БОЛЬШИМИ ВЕРТЕЛАМИ БЕДРЕННЫХ КОСТЕЙ: 1. 30 - 31 см 2. 26 - 27 см 3. 28 - 29 см 4. 23 - 25 см 5. 20-21 см
9.
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ГРЕБНЯМИ ПОДВЗДОШНЫХ КОСТЕЙ: 1. 28 - 29 см 2. 30 - 31 см 3. 25 - 26 см 4. 20 - 21 см 5. 12,5-13 см
10.
ОТНОШЕНИЕ СПИНКИ ПЛОДА К ПЕРЕДНЕЙ ИЛИ ЗАДНЕЙ СТЕНКЕ МАТКИ - ЭТО: 1. позиция 2. вид 3. членорасположение 4. предлежание 5. положение
11.
С ПОМОЩЬЮ 3-ГО ПРИЕМА ПАЛЬПАЦИИ ПЛОДА В МАТКЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ: 1. предлежащую часть 2. вид 3. массу плода 4. положение, позиция плода 5. членорасположение
12.
ОТНОШЕНИЯ СПИНКИ И ГОЛОВКИ ПЛОДА К БОКОВЫМ СТЕНКАМ МАТКИ - ЭТО: 1. позиция 2. вставление 3. вид 4. членорасположение 5. положение
13.
ОТНОШЕНИЕ НАИБОЛЕЕ НИЗКО РАСПОЛОЖЕННОЙ КРУПНОЙ ЧАСТИ ПЛОДА КО ВХОДУ В МАЛЫЙ ТАЗ - ЭТО: 1. предлежание 2. положение 3. членорасположение 4. позиция 5. вид
14.
ДЕКРЕТНЫЙ ОТПУСК ВЫДАЕТСЯ В: 1. 30 недель
2. 36 недель 3. 32 недели 4. 28 недель 5. 34 недели
15.
ЗДОРОВАЯ БЕРЕМЕННАЯ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ ОСМАТРИВАЕТСЯ У ТЕРАПЕВТА: 1. ежемесячно 2. трижды 3. 1 раз 4. еженедельно 5. 4 раза
16.
НАРУЖНАЯ КОНЬЮГАТА ИЗМЕРЯЕТСЯ МЕЖДУ: 1. серединой верхней части лона и верхним углом ромба Михаэлиса 2. серединой верхней части лона и крестцово-копчиковым сочленением 3. серединой верхней наружной части лона и копчика 4. серединой нижней части лона и надкрестцовой ямкой 5. середина лона и нижним углом ромба Михаэлиса
17.
НАРУЖНАЯ КОНЬЮГАТА В НОРМАЛЬНОМ ТАЗУ РАВНА: 1. 20 - 21 см 2. 22 - 23 см 3. 25 - 26 см 4. 28 - 29 см 5. 30-31 см
18.
D. TROCHANTERICA В НОРМАЛЬНОМ ТАЗУ РАВНА: 1. 30 - 31 см 2. 25 - 26 см 3. 20 – 21 см 4. 28 - 29 см 5. 23-24 см
19.
ТАЗОМЕРОМ ИЗМЕРЯЕТСЯ КОНЬЮГАТА: 1. наружная 2. истинная 3. анатомическая 4. диагональная 5. боковая
20.
К НАРУЖНЫМ АКУШЕРСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ ОТНОСИТСЯ: 1. измерение таза, окружности живота, высота дна матки 2. все перечисленное 3. измерение таза, окружности живота, высота дна матки 4. выслушивание сердцебиение плода 5. приемы Леопольда-Левицкого 6. определение предлежащей части
21.
D. SPINARUM В НОРМАЛЬНОМ ТАЗУ РАВНА: 1. 28 - 29 см 2. 20 - 21 см 3. 26 - 27 см 4. 30 - 31 см 5. 25-26 см
22.
ТОШНОТА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ БЕРЕМЕННОСТИ: 1. обязательным 2. вероятным 3. достоверным 4. сомнительным
5. не имеет значения
23.
НОРМАЛЬНЫМ МОЖНО СЧИТАТЬ СЕРДЦЕБИЕНИЕ ПЛОДА: 1. 165 уд./мин 2. 115 уд./мин 3. 100 уд./мин 4. 170 уд./мин 5. 140 уд./мин
24.
ПРИ ВТОРОЙ ПОЗИЦИИ СПИНКА ПЛОДА ОБРАЩЕНА: 1. к передней стенке матки 2. к задней стенке матки 3. к левой стороне матки 4. к правой стенке матки 5. ко дну матки
25.
ПЕРВЫЙ ПРИЕМ ЛЕОПОЛЬДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: 1. Спинку плода 2. части плода, расположенной в дне матки 3. части плода, расположенной у входа в таз 4. мелких частей плода 5. головки плода
Ответы:
1.
б
2.
д
3.
а
4.
в
5.
б
6.
а
7.
а
8.
а
9.
а

10.

б

11.

а

12.

а

13.

а

14.

а

15.

б

16.

а

17.

а

18.

а

19.

а

20.

б

21.

д

22.

г

23.

д

24.

г

25.

а

2 вариант

1.
D. CRISTARUM В НОРМАЛЬНОМ ТАЗУ РАВНА: 1. 28 - 29 см 2. 25 - 26 см 3. 27 - 28 см 4. 30 - 31 см 5. 18-20 см
2.
ОТНОШЕНИЕ ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ПЛОДА К ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ МАТКИ - ЭТО: 1. членорасположение плода 2. предлежание плода 3. позиция плода 4. ложение плода 5. вид плода
3.
ПОЗИЦИЯ ПЛОДА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: 1. 2-ым приемом Леопольда 2. 1-ым приемом Леопольда 3. 3-им приемом Леопольда 4. 4-ым приемом Леопольда 5. все перечисленное
4.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДЫ НАСТУПАЮТ В СРОКИ: 1. 32-33 нед. 2. 28 нед. 3. 22 нед. 4. 35 - 36 нед. 5. 40 нед.
5.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ СОСТАВЛЯЕТ: 1. 280 дней 2. 270 дней 3. 260 дней
4. 290 дней 5. 300 дней
6.
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ВЕРТЕЛАМИ БЕДРЕННЫХ КОСТЕЙ РАВНА: 1. 30-31 см 2. 28-29 см 3. 20-21 см 4. 25-26 см 5. 12,5-13 см
7.
ПРЕДЛЕЖИТ ГОЛОВКА, СПИНКА ОБРАЩЕНА К ЛЕВОЙ БОКОВОЙ СТЕНКЕ МАТКИ – ЭТО: 1. головное предлежание первая позиция 2. головное предлежание вторая позиция 3. головное предлежание передний вид 4. головное предлежание задний вид 5. тазовое предлежание первая позиция
8.
“БАЛЛОТИРОВАНИЕ” ГОЛОВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ПРИЕМОМ ЛЕОПОЛЬДА: 1. 4-им 2. 2-ым 3. 1-ым 4. 3-ым 5. 5-ым
9.
ЗДОРОВАЯ БЕРЕМЕННАЯ ЗА ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ ОСМАТРИВАЕТСЯ ТЕРАПЕВТОМ: 1. 1 раз 2. ежемесячно 3. 3 раза 4. еженедельно 5. 4 раза
10.
ЭТОТ ПРИЕМ ПРИМЕНЯЮТ ТОЛЬКО В РОДАХ: 1. 5-го 2. 2-го 3. 1-го 4. 3-го 5. 4-го
11.
УЧЕТНАЯ ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ БЕРЕМЕННЫХ: 1. № 101-У 2. № 006-У 3. № 086-У 4. № 111-У 5. № 116-У
12.
НАРУЖНЫЕ РАЗМЕРЫ НОРМАЛЬНОГО ТАЗА: 1. 25-28-31-21 2. 23-25-28-18 3. 28-28-32-17 4. 23-26-28-17 5. 23-26-35-19
13.
ПРИ ИЗМЕРЕНИИ НАРУЖНОЙ КОНЪЮГАТЫ ТАЗА ЖЕНЩИНА ЛЕЖИТ: 1. на боку с согнутой нижележащей ногой 2. на спине с вытянутыми ногами 3. на спине с согнутыми ногами 4. на боку с согнутой вышележащей ногой
5. не имеет значения
14.
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ПЕРЕДНЕВЕРХНИМИ ОСТЯМИ ПОДВЗДОШНЫХ КОСТЕЙ: 1. 25-26 см 2. 20-25 см 3. 27-32 см 4. 30-32 см 5. 12,5-13 см
15.
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ НАИБОЛЕЕ ОТДАЛЁННЫМИ ТОЧКАМИ ГРЕБНЕЙ ПОДВЗДОШНЫХ КОСТЕЙ: 1. 28-29 см 2. 20-21 см 3. 25-26 см 4. 30-32 см 5. 12,5-13 см
16.
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ БОЛЬШИМИ ВЕРТЕЛАМИ БЕДРЕННЫХ КОСТЕЙ: 1. 30-31 см 2. 28-29 см 3. 12,5-13 см 4. 20-21 см 5. 25-26 см
17.
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ КРАЕМ ЛОБКОВОГО СИМФИЗА И НАДКРЕСТЦОВОЙ ЯМКОЙ: 1. 11 см 2. 20-21 см 3. 12,5-13 см 4. 28-29 см 5. 25-26 см
18.
D. SPINARUM В НОРМАЛЬНОМ ТАЗУ РАВНА: 1. 25-26 см 2. 23-24 см 3. 20-21 см 4. 26-27 см 5. 28-29 см
19.
D. TROCHANTERIKA В НОРМАЛЬНОМ ТАЗУ РАВНА: 1. 30-31 см 2. 23-24 см 3. 25-26 см 4. 26-27 см 5. 28-29 см
20.
D. CRISTARUM В НОРМАЛЬНОМ ТАЗУ РАВНА: 1. 30-31 см 2. 23-24 см 3. 20-21 см 4. 26-27 см 5. 28-29 см
21.
НАРУЖНАЯ КОНЪЮГАТА РАВНА: 1. 20-21 см 2. 23-24 см 3. 30-31 см 4. 22-23 см 5. 25-26 см
22.
РАЗМЕРЫ РОМБА МИХАЭЛЛИСА: 1. 10-11 см 2. 5,5 см 3. 19 см
4. 15 см 5. 21 см
23.
УКАЖИТЕ РАЗМЕРЫ НОРМАЛЬНОГО БОЛЬШОГО ТАЗА: 1. 27-27-32-18-9 см 2. 25-28-31-20 см 3. 26-27-29-19-10 см 4. 22-25-29-18-9 см 5. 25-25-28-20-11 см
24.
ИНДЕКС СОЛОВЬЁВА ЭТО: 1. измерение диагональной еонъюгаты 2. измерение горизонтали ромба Михаэлиса 3. измерение наибольшего расстояния между гребнями подвздошных костей 4. измерение расстояния между верхней частью лона и копчиком 5. измерение лучезапястного сустава
25.
ОТНОШЕНИЕ СПИНКИ И ГОЛОВКИ ПЛОДА К БОКОВЫМ СТЕНКАМ МАТКИ ЭТО: 1. вид 2. положение 3. предлежащие 4. членорасположение 5. позиция
Ответы

1. а

2. а

3. а

4. д

5. а

6. а

7. а

8. г

9. в

10.

д

11.

г

12.

а

13.

а

14.

а

15.

а

16.

а

17.

б

18.

а

19.

а

20.

д

21.

а

22.

а

23.

б

24.

д

25.

д
Приложение №3 Манипуляционный практикум
1. НАРУЖНОЕ АКУШЕРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

1.Оснащение:
кушетка, стерильная пеленка или индивидуальная подкладная салфетка, емкости с дезрастворами, ветошь, «Индивидуальная карта» беременной или «История родов».
2. Подготовка акушерки:
- вымыть руки с мылом под проточной водой, просушить полотенцем. - встать справа и сбоку от беременной, лицом к ней;
3. Подготовка пациентки:
- информировать беременную о ходе и цели исследования; получить информированное согласие. - постелить на кушетку индивидуальную подкладную салфетку, и попросить беременную лечь на спину, ноги вытянуть, живот обнажить.
4. Методика выполнения:

Первый прием:
- расположить обе ладони на дне матки; - сближая ладони, определить высоту стояния дна матки (судит о сроке беременности), определить форму овоида; - осторожно пальпировать части плода в дне матки.
Второй прием:
- переместить ладони обеих рук на боковые поверхности матки; - оставляя неподвижной левую руку, правой пальпировать части плода: спинку, либо мелкие части; - изменить положение рук: оставить неподвижной правую руку, пальпацию проводить левой рукой. Спинка определяется в виде равномерной площадки, мелкие части в виде небольших выступов.
Третий прием:
(исследование проводится одной рукой). - положить ладонь правой руки над лоном таким образом, чтобы большой палец находился на одной стороне нижней части матки, а четыре остальных на другой;
- осторожно погружая пальцы вглубь, охватить предлежащую часть плода (головка, ягодицы, ножки или другие мелкие части, отсутствие предлежащей части), и определить ее отношение ко входу в малый таз. Головка - плотная, округлая, объемная, баллотирует. Тазовый конец - объемная, мягкая, не баллотирующая часть.
Четвертый прием:
(проводится только в родах,- определяет отношение предлежащей части плода к входу в малый таз): - встать лицом к ногам пациентки; - ладони обеих рук расположить на предлежащей части плода (головке); - вытянутыми пальцами проникнуть вглубь по направлению к полости таза и определить степень вхождения предлежащей части плода во вход в малый таз: а) ладони сходятся концами пальцев - головка над входом в таз; б) ладони параллельно - головка малым сегментом во входе в малый таз; в) ладони расходятся - головка большим сегментом во входе в малый таз; г) головка не определяется - головка в полости малого таза.
5. Завершение манипуляции:

5.1 Оценка результатов исследования:
I прием - в дне матки тазовый конец - предлежание головное, II прием- спинка слева - I позиция, спинка справа - II позиция, спинка спереди - передний вид, спинка сзади - задний вид, III прием - предлежащая часть не определяется - поперечное положение плода, предлежит головка - головное предлежание, предлежит тазовый конец - тазовое предлежание.
5.2 Проведение обработки.
1. Сообщить пациентке о завершении манипуляции. 2. Помочь пациентке подняться с кушетки 3. Кушетку протереть дважды ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, с интервалом 15 мин. 4. Подвергнуть изделия медицинского назначения однократного и многоразового использования обработке в соответствии с отраслевыми нормативными документами по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. 5. Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с действующим Сан. ПиНом. 6. Вымыть руки с мылом под проточной водой, высушить полотенцем. 7. Записать данные в «Индивидуальную карту» беременной или в «Историю родов» (в роддоме). В роддоме пациентка сопровождается мед. работником в палату.
2. ВЫСЛУШИВАНИЕ СЕРДЦЕБИЕНИЯ ПЛОДА.

1. Оснащение:
акушерский стетоскоп, секундомер или часы с секундной стрелкой, стерильная или одноразовая пеленка, емкости с дезрастворами, ветошь,«Индивидуальная карта» беременной или «История родов».
2. Подготовка акушерки:
- вымыть руки с мылом под проточной водой, просушить полотенцем. - встать справа и сбоку от беременной, лицом к ней;
3. Подготовка пациентки:
- информировать беременную женщину о цели обследования, получить информированное согласие, - застелить кушетку пеленкой, попросить пациентку лечь на кушетку, на спину, освободить живот от одежды, ноги вытянуть, расслабиться.
4. Методика выполнения:

- после наружного акушерского исследования и определения позиции и положения плода, поставить акушерский стетоскоп расширенной частью на живот беременной со стороны спинки плода ближе к головке; - выслушать сердечные тоны плода в течение 30-60 сек.; - передвигать стетоскоп, определяя место наилучшей слышимости; - заметить время по секундомеру и подсчитать количество сердечных тонов плода в течение 1-ой минуты; одновременно считать пульс у беременной, чтобы не принять его за сердцебиение плода. - при выслушивании сердечных тонов определить их ритмичность и звучность (в норме сердцебиение плода 120-140 ударов в 1 минуту, ясное, ритмичное).
5. Завершение манипуляции:
1. Сообщить пациентке о завершении манипуляции. 2. Помочь пациентке подняться с кушетки. 3. Кушетку и стетоскоп дважды с интервалом 15 минут протереть ветошью смоченной в дезинфицирующем растворе. 4. Подвергнуть изделия медицинского назначения однократного и многоразового использования обработке в соответствии с отраслевыми нормативными документами по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. 5. Вымыть руки с мылом под проточной водой, высушить полотенцем. 6. Данные занести в «Индивидуальную карту» беременной или «Историю родов».

3. ОСМОТР ШЕЙКИ МАТКИ В ЗЕРКАЛАХ.

1.Оснащение :
ложкообразное зеркало Симпса, подъёмник Отта, стерильные перчатки, корнцанг, ватно-марлевые шарики, индивидуальная подкладная салфетка, гинекологическое кресло, емкости с дезрастворами, ветошь.
2.Подготовка акушерки:
- вымыть руки с мылом под проточной водой, просушить полотенцем, надеть стерильные перчатки, встать у ног женщины.
3.Подготовка пациентки:
- пациентку информировать о ходе обследования, получить информированное согласие, - успокоить, уложить на гинекологическое кресло, покрытое индивидуальной подкладной салфеткой.
4.Методика выполнения:
- осмотреть наружные половые органы, уретру, вход во влагалище; - произвести пальпацию бартолиновых желез; - развести большие и малые половые губы пальцами левой рукой; - ввести ложкообразное зеркало ребром во влагалище по его задней стенке до свода; - зеркало перевести в поперечное положение, оттеснить назад промежность; - другой рукой ввести во влагалище подъёмник Отта, приподнять переднюю стенку влагалища, обнажив шейку матки; - удалить слизь с шейки ватным шариком, захваченным в корнцанг; - осмотреть шейку матки, слизистую влагалища, постепенно извлекая ложкообразное зеркало и подъёмник. - удалить подъемник и ложкообразное зеркало.
5. 3авершение манипуляции:
1. Сообщить пациентке о завершении манипуляции. 2. Помочь пациентке подняться с кресла. 3. Обработать гинекологическое кресло ветошью смоченной в дезинфицирующем растворе дважды с интервалом 15 мин. 4. Подвергнуть изделия медицинского назначения однократного и многоразового использования обработке в соответствии с отраслевыми нормативными документами по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. 5. Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с действующим Сан. ПиНом. 6. Вымыть руки с мылом под проточной водой, высушить полотенцем.

4. БИМАНУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ)

1.Оснащение:
гинекологическое кресло, индивидуальная подкладная салфетка, стерильные перчатки, емкости с дезрастворами, ветошь.
2. Подготовка пациентки:
- кишечник и мочевой пузырь должны быть опорожнены; - информировать пациентку о цели и ходе осмотра, получить информированное согласие - постелить на гинекологическое кресло индивидуальную подкладную салфетку; - предложить пациентке лечь на кресло, согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, поставить на ногодержатели, слегка развести.
3. Подготовка акушерки:
- вымыть руки с мылом под проточной водой, просушить полотенцем, надеть стерильные перчатки - встать у ног женщины.
4. Методика выполнения:
- провести осмотр наружных половых органов (характер оволосения, цвет слизистой вульвы, состояние половой щели, больших и малых половых губ, состояние промежности, состояние и цвет слизистой уретры, парауретральных ходов, пальпировать бартолиновые железы в нижней части большой половой губы большим и указательным пальцем, - в норме величиной с фасоль); - указательным и средним пальцами левой руки развести половые губы; - указательный и средний пальцы правой руки ввести во влагалище по задней стенке, оттягивая ее слегка книзу; - направить пальцы вглубь влагалища, прощупать переднюю стенку (уретру), емкость влагалища, наличие складчатости, состояние влагалищной части шейки матки (форму, консистенцию, подвижность, состояние зева); - свободную левую руку положить ладонной поверхностью на переднюю брюшную стенку над лоном и погрузить вглубь для сближения с правой рукой; - пальцы правой руки перевести в передний свод, руки сблизить; - при загибе матки пальцы перевести в задний свод; - определить форму, величину, положение, консистенцию, подвижность и болезненность матки; - признаки беременности: матка мягковата, увеличена, подвижна: признак
Пискачека -
асимметрия матки, выбухает в области угла матки; признак
Снегирева
- легко меняет свою консистенцию; признак
Гегара -
размягчение перешейка матки; признак
Губарева-Гауса -
подвижность матки выражена; признак
Гентера
- усилен перегиб матки кпереди; беременность 5-6 недель - с куриное яйцо; беременность 7-8 недель - с гусиное яйцо; беременность 11-12 недель - с головку новорожденного; - затем пальцы правой руки перевести в боковые своды, вправо и влево от матки, ощупать придатки; - обратить внимание на глубину и состояние сводов влагалища; - после окончания исследования, обратить внимание на выделения, оставшиеся на пальцах.
5. Завершение манипуляции:
1. Сообщить пациентке о завершении манипуляции. 2. Помочь пациентке подняться с кресла. 3. Обработать гинекологическое кресло ветошью смоченной в дезинфицирующем растворе дважды с интервалом 15 мин. 4. Подвергнуть изделия медицинского назначения однократного и многоразового использования обработке в соответствии с отраслевыми нормативными документами по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. 5. Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с действующим Сан. ПиНом. 6. Вымыть руки с мылом под проточной водой, высушить полотенцем.

5. НАРУЖНАЯ ПЕЛЬВИОМЕТРИЯ.

1.Оснащение:
тазомер, индивидуальная подкладная салфетка, кушетка, емкости с дезрастворами, ветошь, «Обменно-уведомительная карта» беременной или «История родов».
2. Подготовка акушерки:
- вымыть руки под проточной водой с мылом, просушить полотенцем, - приготовить тазомер, взять его таким образом, чтобы большие и указательные пальцы держали пуговки тазомера, шкала тазомера обращена кверху, винт циркуля раскрутить, ослабив его. - встать справа от беременной лицом к ней;
3. Подготовка беременной:
- информировать беременную о цели манипуляции, получить информированное согласие; - попросить ее постелить индивидуальную подкладную салфетку на кушетку и лечь, обучить ее как менять положение на кушетке в зависимости от этапа измерения.
4. Методика выполнения:
- указательными пальцами прощупать точки, расстояние между которыми будет измерять; - пуговки тазомера установить на наружные поверхности таза, прижимая их; - величину размера определить по показаниям циркуля. Первый размер ( Distantia spinarum ) -это расстояние между передне - верхними остями подвздошной кости, равен 25-26 см. Второй размер ( Distantia cristarum ) - это расстояние между наиболее отдаленными точками гребней подвздошной кости, равен 28-29 см. Пуговки тазомера передвигать по наружной поверхности гребней спереди назад и определяют наибольшее расстояние. Третий размер ( Distantia trochanterica ) - межвертельная дистанция, это расстояние между большими вертелами бедренной кости. Указательными пальцами определить выдающиеся точки больших вертелов и поставить на них пуговки, прижимая их. Размер равен 30-31 см. Четвертый размер ( Cjnjgata externa ) - наружная конъюгата, равна 20-21 см: - беременную просят лечь на бок, - нижележащую ногу просят согнуть в коленном и тазобедренном суставах; - вышележащая нога вытянута; - пуговку тазомера установить спереди на середину верхнего края лона; - другую пуговку тазомера прижать к надкрестцовой ямке ( под остистым отростком 5-го поясничного позвонка, на верхний угол ромба Михаэлиса).
5. Завершение манипуляции:
1. Сообщить пациентке о завершении манипуляции. 2. Помочь пациентке подняться с кушетки. 3. Тазомер и кушетку протереть дважды с интервалом в 15 минут дезинфицирующим раствором. 4. Вымыть руки с мылом под проточной водой, высушить полотенцем. 5. Полученные при измерении данные занести в «Индивидуальную карту» и «Обменно- уведомительную карту» беременной, «Историю родов» (в роддоме)
Критерии оценивания манипуляции:

Алгоритм ответа

Критерии оценки в баллах
Цель, показания, противопоказания 1,0 Оснащение 0,5 Выполнение манипуляции грамотно и последовательно в соответствии с требованиями алгоритма 2,0 Оценка эффективности проведенной манипуляции (регистрация в документации) 0,5 Инфекционная безопасность 1,0
Итого
5 баллов
Приложение №2
Практическое занятие
Тема: " Структура акушерской помощи. Сестринский уход при физиологическом течении беременности. Антенатальная охрана плода "
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

Задание №. 1.
Изучение основной и дополнительной литературы: 1. Учебник для акушерских отделений/Под ред.проф.В.Е.Радзинского.-М:ГЭОТАР- медиа,2008.-904 с.: ил Дополнительные источники: Национальная электронная медицинская библиотека РФ 1. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии[текст]Л.А.Лысак Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 346 с. – (Медицина для вас). Дополнительные источники: « Всё о медицине. Новости медицины». : «Медицинский информационный портал». : «Медицина и здоровье» - для студентов-медиков.
Вопросы:
1. Дайте понятие антенатальной охране плода. 2. Охарактеризуйте значение диспансеризации беременных. 3. Дайте характеристику первому дородовому патронажу. Его значение. 4. Пречислите категории женщин входящих в группу риска по возникновению осложнений. Обоснуйте. 5. Классификация признаков беременности. 6. Аускультация плода. Особенности и значение. 7. Объем обследование беременных женщин в женской консультации. 8. Определение срока родов(на конкретном примере) 9. Психопрофилактическая работа медицинской сестры на участке. Её значение.
Критерии оценки самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
"5" - студент даёт полный, развёрнутый ответ, с использованием специализированной терминологии, без использования конспекта и учебника; "4" - студент, в целом владеет изучаемым материалом, но не демонстрирует целостного понимания теории, мало пользуется специализированной терминологией; "3" - студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает теоретический материал, практически не пользуется специализированной терминологией; "2" - студент затрудняется ответить на теоретический вопрос по данной теме.
Приложение № 5 Оценивание учебной деятельности студента на практическом занятии Тема: по междисциплинарному курсу. Ф.И.О студен та Оценки исходный уровень знаний самостоятель ная внеаудиторная работа Манипуляционн ый практикум итоговый контроль знаний (Тестирование) средняя за практическое занятие Примечание: оценки выставляются по пятибалльной системе.

Приложение 5


В раздел среднее профессиональное образование