"3-D модель фонда обучающих средств"
статья
Автор: Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель, ГОБ ПОУ "Лебедянский торгово-экономический техникум", г. Лебедянь
В раздел среднее профессиональное образование
3D МОДЕЛЬ ФОНДА ОБУЧАЮЩИХ СРЕДСТВ
С. Н. Рыжиков, преподаватель ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономи-
ческий техникум»
Для обеспечения учебного процесса в профессиональной образователь - ной организации формируется фонд обучающих средств. Такой фонд, пред - ставляющий собой систему описания обучающих средств, предназначенных для освоения ФГОС по специальности, включает нормативные, и учебно- методические документы, педагогические технологии и средства обучения. Содержание фонда обучающих средств разрабатывается для всех видов учеб - ной деятельности студентов и должно соответствовать основной профессио - нальной образовательной программе, вариативным образовательным про - граммам. Фонд обучающих средств по специальности служит для планирова - ния, разработки и создания оптимальной системы учебно-методической доку- ментации и средств обучения. Качественный контент фонда обучающих средств - это эффективное дидактическое средство управления подготовкой специалистов. Обучающие средства, предназначенные для формирования компетенций будущих специа - листов, должны отличаться разнообразием и носить комплексный характер. Зададимся вопросом, существует ли алгоритм построения структуры методического обеспечения по специальности, отвечающей требованиям ФГОС? Система оценки содержания учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ стала рассматри - ваться исследователями лишь в последнее время. В работах В. И. Андреева, В. И. Байденко, A. A. Вербицкого, Г. И. Ибрагимова, H. A. Селезневой, А. И. Субетто и других раскрыты содержание и сущность понятий «качество», «ка - чество образовательного процесса» и др. Однако вне поля зрения исследова - 1
телей остались вопросы разработки и обоснования структурированного со - держания фонда обучающих средств. В профессиональном образовании учебно-методическим обеспечением основных профессиональных образовательных программ занимаются соот - ветствующие структуры Рособрнадзора, а непосредственная разработка фон - да обучающих средств является функцией предметно-цикловых комиссий и преподавателей. При этом нет ясных критериев и механизмов оценки разра - ботанных учебно-методических материалов. Причина такого положения в от - сутствие комплексного подхода и теоретическая неразработанность вопросов, связанных с технологией построения фонда обучающих средств основных профессиональных образовательных программ. Таким образом, обнаружива - ется противоречие между объективной потребностью в научно обоснованной системе оценки контента фонда обучающих средств и недостаточной разра - ботанностью прикладных средств и организационных условий анализа учебно-методического обеспечения. Содержание фонда обучающих средств – это важная составляющая обеспечения качества образования. Анализ содержания фонда нужно рассматривать как один из инструментов повышения качества подготовки специалистов и элемент системы менеджмента профессиональной образова - тельной организации. Философ П.В. Копнин указывает в числе итоговых для научного иссле - дования понятий такое положение, как «наука, как прикладная логика » [2]. Используем это понятие для решения цели нашего исследования, решения проблемы выстраивания архитектоники средств обучения. Представим в ста - тье собственный дискурсивный опыт прикладной логики по структурирова- нию нормативного и учебно-методического материала, средств обучения. Сравнение логико-педагогических оснований, имеющегося опыта и смысловой сущности существующих подходов к составлению содержания фонда обучающих средств привело к формулировке авторской позиции по 2
анализируемому вопросу. Для проведения анализа методической обеспечен - ности образовательного процесса предлагаем 3D модель фонда обучающих средств по специальности. В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений» [6]. В. В. Краевский определяет модель как «систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования» [3].
3D модель фонда обучающих средств по специальности – это
комплексная информационная модель педагогической системы, отража
-
ющая содержание обучающих средств, задающая им определенную струк-
туру и отображающая определенным образом элементы фонда обучаю
-
щих средств.
Основой создания трехмерной модели фонда обучающих средств по - служили системный и комплексный подходы. Комплексный подход к формированию3D модели фонда обучающих средств требует, чтобы средства обучения обеспечивали и обучающую дея - тельность преподавателя, мастера, и учебную деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса. Комплексный подход также отражается в том, что фонд обучающих средств по специальности представляется в виде учебно-методического комплекса, который должен отражать содержание подготовки по специально - сти, содержать обоснование уровня сформированности компетенций. Системный подход, в свою очередь, отражает фонд обучающих средств как систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов.
Основная цель представления фонда обучающих средств по специ
-
альности в виде трехмерной модели (3D модель) - гармонизация отдель
-
ных элементов организации образовательного процесса между собой
, и как следствие, обеспечение высокого качества подготовки специалистов. 3
Цели второго уровня создания 3D модели: 1 Анализ имеющегося комплекта документации и методического обес - печения учебного процесса. 2 Выявление недостатков сложившегося комплекта нормативного обес - печения и средств обучения. 3 Разработка новой документации и привлечение новых средств обуче - ния при введении педагогических новаций. Задачи создания 3 D модели фонда обучающих средств по специально - сти: обеспечить учебный процесс необходимыми средствами обучения; подготовить средства планирования учебного процесса; организовать выполнение этапов учебного процесса по освоению общих и профессиональных компетенций студентов; обеспечить мотивацию преподавателей и студентов к достижению намеченных целей по достижению качества образования; осуществить контроль за выполнением основной профессиональной образовательной программы и учебного плана. 3D модель фонда обучающих средств по специальности позволяет де - тально отразить существующее положение по обеспечению средствами обу - чения и свести их в логическую систему. За основу трехмерной модели взяты 3 оси: «Элементы организация об - разовательного процесса», «Функции образовательного процесса», «Виды учебной нагрузки». 3D модель позволяет исследовать 100 элементарных мо - дулей обеспеченности учебного процесса (рисунок 1). Размерность модели 5х4х5=100. 4
Рисунок 1 - 3D модель фонда обучающих средств по специальности Каждый объемный элемент модели (куб, модуль) имеет определенный смысл. Например, модуль 1.1-2.1–3.3 «Нормативная база планирования производственного обучения». Такой модуль может быть представлен следу - ющими документами – ОПОП специальности, «Положение о практике обуча- ющихся, осваивающих основные профессиональные образовательные про - граммы профессионального образования», «Программа учебной практики» и т.д. Модуль 1.3-2.4-3.4 «Информационно-коммуникационные технологии, применяемые для контроля качества производственного обучения» может со - держать программное обеспечение занятий по практике, включающее сред - ства контроля – тесты, электронный дневник практики, КОС и КИМ с при - менением ИКТ для проверки освоенных в ходе практического обучения про - фессиональных компетенций. Таким образом, 3D модель позволяет проана - лизировать содержание главных элементов (модулей) учебного процесса. Пе- 5
дагогический коллектив должен постоянно пересматривать научное содержа - ние учебных дисциплин в целях приведения его в соответствие с достижени - ями науки и практики. В таблице 1 представлен пример анализа содержания 3 D модели фонда обучающих средств по специальности. Таблица 1 – Пример анализа элементов 3D модели фонда обучающих средств Координаты модуля Название Наличие + отсутствие - Содержание материалов фонда обучающих средств 1.1-2.1-3.1 Нормативная база планирова - ния аудиторной работы + ОПОП Учебный план Рабочие программы Календарно-тематические планы 1.4 -2.2-3.2 Методическое сопровожде - ние организации внеаудитор - ной самостоятельной работы + Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы сту- дентов 1.3-2.4-3.2 Информационно-коммуника- ционные технологии, приме - няемые для контроля внеау - диторной самостоятельной работы - Тесты в программе HyperTest для контроля зна - ний студентов Рассмотрим элементы организации образовательного процесса более подробно. 1.1 Нормативная база образовательного процесса – ФГОС, ОПОП, учебный план, рабочие программы, федеральные, региональные акты, ло - кальные акты профессиональной образовательной организации 1.2 К средствам обучения относятся: - Учебно-методическая литература : учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы, - Учебно-наглядные пособия: изобразительные, плакаты, схемы, рисун - ки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы, - Натуральные: приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, образцы. 6
- Технические средства обучения : аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, интерактивная доска, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет); технические средства программированного обучения. - Средства контроля, которые могут быть представлены комплектами контрольно-оценочных средств и контрольно-измерительных материалов, 1.3 Информационно-коммуникационные технологии включают следую - щие средства: обучающие, тренажеры, информационно-поисковые и справоч - ные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, рас - четные, учебно-игровые. 1.4 Методическое сопровождение: методические указания по самостоя - тельной работе студентов, методические пособия, методические рекоменда - ции, методические разработки и указания, методические материалы по вы - полнению контрольных и самостоятельных работ. 1.5 Педагогическая технология - построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной после - довательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необ - ходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Создание 3D модели фонда обучающих средств по специальности было вызвано следующими потребностями: Во-первых, потребностью в построении определенной системы ориен - тиров для получения наиболее полного и целостного представления о комплексном учебно-методическом обеспечении, потребностью визуализиро - вать наличную информацию. Во-вторых, потребностью в определении проблемных мест, которые в дальнейшем будут построены заново. В-третьих, потребностью в предсказании того какие новые документы и средства обучения потребуются при введении педагогических новаций. Предлагаемая 3D модель носит ярко выраженный эмерджентный харак- 7
тер, в ней выявляются элементы обеспечения учебного процесса, которых не было раньше, но на которые необходимо обратить внимание. Приведем при - мер, в процессе обучения часто не рассматривается такой важный модуль как 1.4–2.3–3.2 «Методическое сопровождение мотивации студентов к внеауди - торной самостоятельной работе» . Он должен быть представлен разработкой «Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной ра - боты», в которой отражаются следующие этапы: 1 Мотивационный этап. Создание учебно-проблемной ситуации, поста - новка перед студентами задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы, беседа преподавателя о теоретической и практической значимости изучаемой темы. 2 Этап формулировки основной учебной задачи. 3 Этап самоконтроля и самооценки возможностей предстоящей дея - тельности по изучению данной темы. 4 Операционально-познавательный этап. 5 Рефлексивно-оценочный этап. Для формирования положительной устойчивой мотивации важно, что - бы главным образом в оценке работы студента был качественный анализ вы - полненной работы, продвижение в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков. Выявленные в ходе анализа недостатки фонда обучающих средств по - требуют разработки нормативного и методического обеспечения. Покажем на примере как может осуществляться разработка содержания модуля 1.4-2.2-3.4 «Методическое сопровождение организации курсового проектирования» (ри - сунок 2). 8
Рисунок 2 – Алгоритм разработки содержания модуля 1.4-2.2-3.4 «Методиче- ское сопровождение организации курсового проектирования» Фонд обучающих средств должен содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий студенту до - стигать требуемого уровня усвоения и предоставлять преподавателю возмож - ность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, само - стоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную дея - тельность. Для внедрения З D модели фонда обучающих средств может быть при - менена проектная технология: разработана концептуальная модель проекта (таблица 2), построена матрица распределения ответственности (таблица 3), определена логика упорядочения следования работ, составлен календарный 9
план проекта (таблица 4), построен график Гантта (рисунок 3) с помощью программы MS Projekt, определены затраты на внедрение проекта. Таблица 2 - Концептуальная модель внедрения проекта Проект «Внедрение ЗD модели фонда обучающих средств» 1 Организацион- ный этап 1.1 Определение ответственных лиц за внедрение 3D мо- дели 1.2 Установление сроков внедрения 3D модели 1.3 Установление критериев эффективности 2 Анализ содержа- ния фонда обучаю- щих средств 2.1 Определение названия модулей, отражающих содер- жание каждого элемента 2.2 Выявление недостатков фонда нормативного, мето- дического обеспечения, средств обучения и контроля 3 Введение новой документации, средств обучения и контроля 3.1 Разработка учебно-методических средств 3.2 Приобретение натуральных средств 3.3 Приобретение и внедрение технических средств 4 Введение в 3D модель новых элементов для отражения новаций образова- тельного процесса 5 Определение затрат на внедрение проекта 6 Оценка эффективности реализации внедрения 3D модели Управление проектом предполагает распределение ответственности за работы по проекту (таблица 3). Где “И” обозначает исполнение, “О” – ответ - ственность, “К” – контроль. Таблица 3 – Матрица распределения ответственности Работы по проекту «Внедрение ЗD модели фонда обу - чающих средств» Исполнители Ди- рек- тор Зам. ди- ректора по учеб- ной ра- боте Руко- води- тели ПЦК Пре- пода- вате- ли 1 Организационный этап К О - - 1.1 Определение ответственных лиц за внедрение 3D модели К О И И 1.2 Установление сроков внедрения 3D модели К О И - 1.3 Установление критериев эффективности К О И - 2 Анализ содержания фонда обучающих средств К О И И 2.1 Определение названия модулей, отражающих со- держание каждого элемента К О И И 2.2 Выявление недостатков фонда нормативного обес- печения и средств обучения К О И - 3 Введение новой документации, средств обучения и К О И И 10
контроля 3.1 Разработка учебно-методических средств К О - И 3.2 Приобретение натуральных средств К, О И - - 3.3 Приобретение и внедрение технических средств К, О И И И 4 Введение в 3D модель новых элементов для отраже- ния новаций образовательного процесса К О И - 5 Определение затрат на внедрение проекта К, О И - - 6 Оценка эффективности реализации внедрения 3D мо- дели К О И - Расчет проекта осуществлялся в программе MS Project. Календарный план проекта, рассчитанный на 120 дней, приведен в таблице 4. Таблица 4 – Календарный план проекта Операция Длитель- ность Начало Окончание
Проект внедрения ЗD модели фонда
обучающих средств
120 дней Пн 16.01.17 Пт 30.06.17
1 Организационный этап
8 дней Пн 16.01.17 Ср 25.01.17 1.1 Определение ответственных лиц за внедрение 3D модели 2 дней Пн 16.01.17 Вт 17.01.17 1.2 Установление сроков внедрения 3D модели 1 день Ср 18.01.17 Ср 18.01.17 1.3 Установление критериев эффективно- сти 5 дней Чт 19.01.17 Ср 25.01.17
2 Анализ содержания фонда обучаю-
щих средств
30 дней Чт 26.01.17 Ср 08.03.17 2.1 Определение названия модулей, отра- жающих содержание каждого элемента 15 дней Чт 26.01.17 Ср 15.02.17 2.2 Выявление недостатков фонда норма- тивного обеспечения и средств обучения 15 дней Чт 16.02.17 Ср 08.03.17
3 Введение новой документации,
средств обучения и контроля
58 дней Чт 09.03.17 Пн 29.05.17 3.1 Разработка учебно-методических средств 41 дней Чт 09.03.17 Чт 04.05.17 3.2 Приобретение натуральных средств 7 дней Пт 05.05.17 Пн 15.05.17 3.3 Приобретение и внедрение техниче- ских средств 10 дней Вт 16.05.17 Пн 29.05.17
4 Введение в 3D модель новых элемен-
тов для отражения новаций образова-
тельного процесса
10 дней Вт 30.05.17 Пн 12.06.17
5 Определение затрат на внедрение
проекта
7 дней Пн 12.06.17 Вт 20.06.17
6 Оценка эффективности реализации
внедрения 3D модели
8 дней Ср 21.06.17 Пт 30.06.17 На рисунке 3 представлен график Гантта, на котором черным цветом отмечены те критические операции, на которые необходимо обратить наи - 11
большее внимание: 1.5 Установление критериев эффективности, 2.2 Выявле - ние недостатков фонда нормативного обеспечения и средств обучения; 3.1 Разработка учебно-методических средств; 6 Оценка эффективности внедре - ния 3D модели. Рисунок 3 – График Гантта Представленные в концептуальной модели мероприятия направлены на формирование наиболее полного фонда обучающих средств. Анализ фонда обучающих средств с помощью 3D модели служит сред - ством проверки того насколько имеющиеся средства обучения позволяют: - интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем груп- пировки модулей, обеспечивающих содержание обучающих средств в полном и углубленном варианте; - интенсифицировать учебный процесс; - формировать познавательные и профессиональные мотивы обучения; - максимально включать объективные методы контроля качества об- разования со стороны администрации и педагогов. Формирование фонда обучающих средств по специальности служит ло- гически последовательным развитием миссии профессиональной образова - тельной организации: предоставление качественных образовательных услуг населению. 12
Критерием оценки содержания фонда обучающих средств является учет дидактических возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, различные дидактические функции и возможности. 3D модель представляет системную базу для упорядочения содержания фонда обучающих средств. Анализ фонда обучающих средств по специально- сти должен проводиться ежегодно, преподавателем дисциплины, методистом, заместителем директора по учебной работе. Рассмотрим возможности применения 3D модели: 1 3 D модель может быть применима для анализа фонда обучающих средств ОПОП для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена; 2 применима для анализа фонда обучающих средств профессиональ - ного обучения: профессиональной подготовки по профессиям рабочих, долж - ностям служащих; 3 может быть использована для анализа фонда обучающих средств переподготовки рабочих и служащих и повышения квалификации; 4 3D модель может быть применима для трех форм обучения – очной, очно-заочной и заочной; 5 рекомендуется администрации для контроля за состоянием фонда обучающих средств; 6 рекомендуется преподавателям для осуществления самоконтроля и самоорганизации деятельности. При создании 3D модели фонда обучающих средств для конкретной специальности должен соблюдаться ряд условий: объективных: понимание содержания фонда обучающих средств как интегриро - ванной совокупности содержательно-целевого, технологического и контроль - ного компонентов процесса обучения; 13
наличие комплексного, синергетического, системного подхода к со - зданию фонда обучающих средств; единая целевая ориентация компонентов обучающих средств; функциональная направленность усилий администрации и препода - вателей в создании структурированного содержания учебно-методического обеспечения по разным специальностям при разнообразии обучающих средств; субъективных: мотивации администрации и преподавателей на создание наиболее полного учебно-методического обеспечения как показателя качества и твор - чества их профессиональной деятельности; активная позиция методической службы в процессе освоения спосо- бов работы с учебно-методическим обеспечением; творческое взаимодействие преподавателей, преподающих разные дисциплины, при наполнении содержания профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. Представленное описание 3 D модели фонда обучающих средств и способов ее применения, позволяет сделать следующие выводы: 1 3D модель служит для анализа содержания существующих и поиска недостающих обучающих средств в аудиторной работе, курсовом проектиро - вании, самостоятельной работе, производственном обучении и при проведе - нии государственной итоговой аттестации. 2 3D модель способствует структурированию методической деятель - ности, может быть использована для организации фонда обучающих средств на основе концептуального единства интересов администрации и преподава - телей. 3 Предлагаемая 3D модель является универсальной. Её использование позволяет установить, какие обучающие средства необходимы в связи с изме - нениями и нововведениями. Так, 3 D модель может быть дополнена по оси 14
«Элементы образовательного процесса» элементом «Система оценки каче - ства образования», по оси «Функции образовательного процесса» воспита - тельной функцией, для описания которой также будут нужны элементы об - разовательного процесса и виды работ; по оси «Виды учебной нагрузки» мо - дель может быть дополнена элементом «Учебно-исследовательская деятель - ность студентов», и другими. 4 Предлагаемая модель носит синергетический характер, образуемые модули по-новому раскрывают содержание обучающих средств, 3 D модель способствует самоорганизации деятельности преподавателей 5 В конечном итоге применение 3 D модели сводится к созданию оп - тимальной нормативной базы и поиску наиболее эффективных средств обуче- ния для освоения ОПОП. 6 Качественное содержание фонда обучающих средств позволит вы - полнить основную образовательную задачу - приведение профессиональной подготовки специалистов в соответствие с Федеральными образовательными стандартами, обеспечить условия для профессионального образования. Использование трёхмерной модели фонда обучающих средств позволит обеспечить повышение качества подготовки специалистов, будет способство - вать улучшению качества педагогической деятельности.
Список литературы
1 Байденко, В.И. Стандарты в непрерывном образовании. Концеп - туально-теоретические и методологические проблемы / В.И. Байденко. — М., 1999.-295 с. 2 Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания - опыт ло - гико-гносеологического исследования, М.: Наука, 1973. — 324 с. 3 Краевский, В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов- исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2001. – 244 с. 15
4 Селезнева, H.A. Качество высшего образования как объект систем - ного исследования: лекция-доклад / H.A. Селезнева. 2-е изд., доп. - М.,2002.- С. 95. 5 Субетто, А.И. Качество образования: проблемы оценки и монито - ринга / А.И. Субетто // Стандарты и качество. 2000. - № 2. — С. 62-66. 6 Штофф, В. А. Моделирование и философия М.:-Л.: Наука, 1966.- 302 с. 16
В раздел среднее профессиональное образование