Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Сопротивление давлению"

методическая разработка

Автор: Васильева Светлана Николаевна, мастер производственного обучения, ГБПОУ "Магнитогорск"ий строительно-монтажный техникум", Магнитогорск



В раздел среднее профессиональное образование



государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Классный час

«Сопротивление давлению»
Подготовила: Заслуженный мастер РФ, мастер высшей категории Васильева Светлана Николаевна Магнитогорск 2016

Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с понятием давления (каким оно бывает, что мы чувствуем, когда под него попадаем). 2. Сформировать позитивное отношение к стремлению быть индивидуальностью. 3. Научить видеть ситуации манипулирования, сформировать навыки сопротивления давлению. 2
Всем привет! Очень рад (или рада) вас всех видеть! Сегодня у нас будет очень ответственное занятие, посвященное давлению и умению сказать «нет». Нам, порой, бывает трудно отказать, т.к. мы не хотим обидеть другого человека или хотим, чтобы о нас хорошо думали, признавали нас. В общем, об этом мы сегодня и поговорим. Мы часто оказываемся в ситуации, когда на нас «давят» - это так называемое психологическое давление. Когда давление происходит при помощи слов. Например, такие фразы: «Ну что, тебе слабо…», «А я думал, что ты настоящий мужик» и др. А есть давление, оказываемое без помощи слов. Это может быть давление с применением физической силы, а может быть и просто давление без физического контакта (например, когда нам объявляют бойкот). При этом нас не бьют, с нами просто не разговаривают и показывают, что мы – не со всеми, и это нас угнетает, эта ситуация давит на нас. Это самое сложное давление и сильное давление, оно задевает нас намного сильнее, чем словесное. Трудным в обоих случаях является выход из состояния, когда на тебя «давят». Этому нам предстоит научиться на сегодняшнем занятии.  Приходилось ли вам на себе испытывать давление толпы, группы, друзей?  Что это были за ситуации? Как мы видим, тема эта очень важна и серьезна. Чтобы лучше ее понять, давайте при помощи следующего упражнения попытаемся хотя бы чуть-чуть погрузиться в нее и ощутить на себе давление со стороны окружающих.
Разминка «Вырвись из круга»
Пояснение: Группа встает в круг, держась за руки. Выбирается один доброволец. Далее вся инструкция говорится при всех. Инструкция: Добровольцу: Тебе предстоит вырваться из круга любыми способами, которые тебе доступны, но не обязательно силой. Группе: Вы должны всячески препятствовать выходу добровольца из круга, вы не должны выпускать его до тех пор, пока действительно этого не захотите. Всем: Каждый из вас тоже сможет побыть на месте добровольца. В процессе упражнения напоминайте добровольцам, что выйти из круга можно и без помощи силы, скажите, что есть и другие способы. Если добровольцы не догадались, какие способы возможны, то подскажите им: можно договориться с кем-то, или упростить, или встать на колени. 3
Обязательно поощряйте нестандартные способы выхода из круга. После выхода каждого добровольца из круга (неважно, как он это сделал) поаплодируйте ему всей группой. Комментарий: Для усложнения задания (если в группе более 13 чел.) через некоторое время можно выбрать двух добровольцев, которые либо будут находиться по разные стороны круга и должны поменяться местами, либо оба в кругу и должны вырваться из него. Анализ упражнения:  Сложно ли было для вас выйти из круга?  Что вы чувствовали, когда находились в кругу?  Чей выход запомнился вам больше всего? Почему? Подведите итог упражнению: Наши нестандартные поступки и способы поведения помогают снизить социальное давление. Когда мы поступаем так, как от нас никто не ожидает, мы показываем силу своей индивидуальности и вводим остальных во временное оцепенение, тем самым, выигрывая драгоценное время. Какие жизненные ситуации, когда на нас давят и создается такое ощущение, что давление – со всех сторон, вам напомнило предыдущее упражнение? Выслушайте ответы участников. Подведите к ответу, что это может быть СМИ, реклама. Обсудите с ребятами, как СМИ на нас влияют. Они манипулируют нашим сознанием. Заставляют нас покупать пиво, сигареты, демонстрируют это как модную тенденцию, как стиль жизни. Мы же в данном случае выступаем в качестве «пешек», мы становимся для них толпой, мы для них – НЕ личности, НЕ индивидуальности. Им надо заманить нас в ловушку, они заинтересованы только в том, чтобы продать нам свой товар и потом продавать его все время. Говорить «нет» и противостоять давлению действительно сложно, и этому стоит поучиться, чтобы действительно быть готовым в жизни, если понадобиться, сказать твердое «нет!». Иногда люди пользуются нашей добротой, играют на наших добрых чувствах, чтобы заманить нас в ловушку. Поэтому ваша основная задача – разобраться в ситуации, а только потом принимать решение. Нужно понять, когда необходимо проявить доброту, а когда вами просто пользуются. Далее следует перейти к обсуждению темы: «Как сказать «нет»?» и для начала задать вопрос: В каких ситуациях может пригодиться умение сказать «Нет»? Все ответы участников запишите на доске, если нужно, дополните их такими пунктами: 4
 когда предлагают наркотики, таблетки, алкоголь или сигарету,  когда хотят от вас что-то получить (деньги, вещь и пр.),  когда вас пытают заманить в ловушку («лохотрон»),  когда хотят, чтобы вы купили некий товар, который вам особо не нужен.
Как сказать «Нет»
Сейчас мы постараемся отработать этот навык пошагово, для того чтобы вы могли пользоваться в своей жизни. Овладение этим навыком имеет большое значение, так как нам, порой, бывает сложно отказать другому, особенно, если другой человек настойчив. Иногда трудно решить, отказать нам или соглашаться. Хочется хорошим казаться. Сказать «Да» - может означать сделать хуже себе, сказать «Нет» - сделать хуже другим. Если мы говорим «Нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими. Как отказать, когда тебя о чем-то просят? Шаги (запишите их кратко на доске) 1. Выслушать другого (его просьбу, предложение) спокойно, доброжелательно. 2. Попросить разъяснения, если что-то неясно (спросить: «Что вы имеете в виду?» или перефразировать «То есть вы хотите, чтобы я…»). 3. Оставаться спокойным и сказать «нет». 4. Объяснить, почему вы говорите «нет»
1
. 5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений . (Если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызывая чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа).
1
Объяснить, почему вы говорите «Нет», можно только в том случае, если вы находитесь «в равных весовых категориях» с тем, кто пытается оказать на вас давление, т. е. в разговоре «один на один» и с человеком, которого вы хорошо знаете. Но если это малознакомый человек или их несколько, и вы чувствуете, что на вас начинают давить, объяснять причины вашего отказа не следует. Лучше твердо сказать «НЕТ». Однако отказ не означает разрыв отношений с человеком, особенно если речь идет о ситуации, потенциально опасной для вас. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопереживание, «послушать сердце» этого человека. Другими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувство другого человека и при этом знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, но я сейчас действительно не могу вам помочь. Однако, как только освобожусь, я сделаю все, что в моих силах». 5
Способность сказать «нет» в сложной ситуации делает вас «круче» в глазах других людей. Как показывает практика, просто сказать «нет» проще, чем объяснить причину отказа. Кстати в японском языке слова «нет» вообще не существует. Если японец не хочет выполнять чью-либо просьбу, он будет говорить о чем угодно, но не даст прямого отказа. Вот такие японцы! Если участники затрудняются придумать, что просить, можно предложить свои варианты. Например попросить…  помощи в разрешении конфликта  о важном разговоре  позаботиться о вашей собаке во время каникул  решить задачу  денег взаймы  пойти вместе погулять  любимое украшение на вечер  передать посылку для сомнительного человека пойти на вечеринку/дискотеку  из интереса попробовать покурить травку  за компанию покурить
Анализ упражнения
 В чем было особенно трудно отказать?  Что вам запомнилось больше всего?  Что ты чувствовал, когда просил, отказывал, когда тебе отказывали?  Бывает ли в жизни трудно отказать? В каких случаях? Отказывать нужно уметь, чтобы потом не упрекать себя, что не смогли проявить твердость и сказать «нет», когда это было необходимо. Это жизненно важно – научиться устанавливать границы, чтобы сохранить свое собственное «Я», а в некоторых ситуациях и свое здоровье. Давайте теперь обобщим все.
Как выходить из-под давления?
Когда вам говорят слова, которые на вас оказывают давление, главное – вовремя это заметить и понять, что на вас «давят». Осознать, что вами пытаются манипулировать – это очень важное умение, а манипулировать могут не только люди, но и общество, реклама, СМИ. После того, как как вы осознали, что на вас давят,  Не оправдывайтесь;  Не отвечайте словами, если вы не чувствуете в себе силы (в этом состоянии ваш язык – враг ваш, т.к. слова слишком эмоциональны и не всегда контролируемы вами); 6
 Посмотрите этому человеку в глаза (ваша победа – если этот человек свои глаза отведет хоть на мгновение);  Будьте уверены в себе и спокойны, не проявляйте агрессивности;  Отказ начинайте всегда со слова «нет»;  Повторяйте свое «нет» вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий: «Нет! Это мое решение. Я не должен объяснять, почему НЕТ»;  Всегда повторяйте одну и туже фразу отказа;  При усилении давления откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше говорить»;  Если давление продолжается, желательно покинуть эту компанию и это место. А сейчас мы будем учиться отвечать на словесные выпады других людей при помощи следующего упражнения.
Упражнение «А мы не поддаемся!»
Пояснение: Группа делится на две команды, участники становятся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды словесно команды нападают на другую команду, а члены другой команды стараются вежливо им ответить. Цель этого упражнения – научиться нейтрализовать словесную агрессию. Инструкция: Иногда в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда люди вымещают на нас свое плохое настроение, негативные эмоции, внутреннюю агрессию. Как правило, агрессия вызывает ответную агрессию, и так по цепочке этот заряд передается дальше. Что нужно сделать, чтобы его остановить? Нужно повести себя так, как от вас не ожидают и этим обезоружить «агрессора». Главное правило – говорить ровно и выдержанно. Важно отвечать на нападки вежливо. Это очень сложно, но постарайтесь сделать все, на что вы способны. Сохраняйте самообладание. Если у вас получится, вы сразу это почувствуете. Если нет, то ничего страшного, попробуйте еще раз – с другим человеком. Ведь мы только учимся! Итак, каждый игрок первой команды придумывает что-то обидное, оскорбительное для своего партнера из другой команды. Запомните главное – вы оскорбляете не конкретного человека, который стоит напротив вас, и говорите не о его реальных недостатках, а просто придумываете «гадости», фантазируете. Например: «Ну и прикид! Где такой костюм ботанический откапал?» Естественно, тот, кого оскорбляют, не должен принимать эти слова за чистую монету и думать: «А может, я и правда как-то не так одет?» Даже и не пытайтесь этого делать, ведь мы просто играем. Каждый игрок второй команды должен обезоружить своего обидчика. Как? 7
 Можно выразить ему свое понимание и даже поддержку, например: «Как я тебя понимаю! Я тоже не очень люблю деловой стиль одежды. Но у меня сегодня есть повод – обязательно нужно быть в костюме. А ты что такой нервный? Проблемы какие-то?»  Можно перевести разговор на другую тему и проигнорировать оскорбление: «Да ладно тебе на мелочах циклиться! Лучше скажи, у тебя на компе какие антивирусники установлены?»  Можно просто все обратить в шутку: «Не прикид красит человека, а человек – прикид!»  Высшим пилотажем и проявлением незаурядной силы духа будет комплимент, сказанный в ответ на обидное замечание. Главное, чтобы этот комплимент не звучал, как издевательство: «Ты молодец! Всегда говоришь то, что думаешь! По крайне мере, можно быть уверенным, что ты не держишь камень за пазухой». Понятно? Начали. После того, как пары все сказали друг другу, дайте команду о смене партнера. Пусть каждый из отвечающей команды совершит как минимум 3 попытки. Потом поменяйте команды местами: пусть теперь команда, которая говорила гадости, потренируется в умении отвечать вежливо. Анализ упражнения:  Что вас больше всего задело?  Получалось ли у вас отвечать комплиментом на обидное замечание?  Какая ваша попытка была самой удачной?  На что вам не удалось ответить вежливо? Почему? Подумайте над ответом вместе со всей группой. Это упражнение называется «А мы не поддаемся!». Почему? Очень часто оскорбления бывают абсолютно несправедливы, а цель обидчика – не сказать нам «правду», а вызвать ответную агрессию, спровоцировать скандал. А мы не поддаемся на эту провокацию, не введемся и не оправдываем этих ожиданий! Выходить с достоинством из сложной ситуации – это очень важно! И если у вас что-то не получилось – нестрашно. Этому можно научиться. Итоговый вывод: Ну что ж, в завершение нашего занятия хочу сказать вам всем большое спасибо! Мы с вами сегодня замечательно поработали. Эта тема – одна из самых важных. Сопротивляться давлению, быть 8
индивидуальностью, четко знать чего вы хотите, и не соглашаться на компромиссы, когда на вас давят или пользуются вашей добротой и мягкостью – очень важные навыки. С ними мы познакомились на сегодняшнем занятии. Манипуляторы очень хитры, их не всегда легко распознать. Будьте наблюдательны! Учитесь замечать, когда вами пытаются манипулировать! Проявляйте стойкость и не говорите «Да» только из страха обидеть человека или показаться невежливым. Отстаивайте свои границы! И удачи вам! Традиционное прощание «Мы вместе». Всем спасибо! До следующей встречи!!! 9


В раздел среднее профессиональное образование