Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование общих и профессиональных компетенций на занятиях математики"

статья

Автор: Григорьева Наталия Сергеевна, преподаватель математики, Волжский филиал ГБПОУ "Волгоградский медицинский колледж", Волгоград



В раздел среднее профессиональное образование




Формирование общих и профессиональных компетенций на занятиях

математики.
Преподаватель математики высшей квалификационной категории Волжский филиал ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» Григорьева Наталия Сергеевна

Главной задачей учреждений среднего профессионального образовании является профессиональное становление и развитие личности будущего специалиста в процессе приобретения обучающимися специальности в соответствии с их ценностным выбором, индивидуальными способностями, социальным заказом общества, потребностями государства в квалифицированных кадрах. Среднее профессиональное образование реализует ведущую цель – подготовку конкурентоспособных специалистов среднего звена. Образованного человека сегодня отличают следующие качества: *гибкость, развитое мышление, способность быстро реагировать на быстро изменяющиеся социальные и экономические потребности общества; *толерантность, терпимость, умение понимать и принимать других людей, другие культуры; *готовность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию; *социальное, психическое и физическое здоровье, способность выдержать темп и насыщенность современного образа жизни; *духовная развитость, умение гармонизировать свои отношения с окружающей социальной и природной средой. С позиции компетентностного подхода функциональная математическая грамотность определяется, как способность человека видеть и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Суть
компетентностного
обучения заключается в «акцентировании внимания на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных проблемных ситуациях». Модель специалиста должна содержать в себе требования к уровню компетентности (обученности), к уровню развития личности и воспитанности студента. На современном этапе развития профессионального образования модель деятельности и личности специалиста задаётся профессионально-квалификационной характеристикой, содержащейся в государственных образовательных стандартах среднего профессионального 1
образования, разработанных для каждой специальности. В них описаны основные виды деятельности специалиста, а также необходимые для их выполнения знания, умения и навыки, которыми должен владеть выпускник Например, по специальности 31.02.01 Лечебное дело выпускник медицинского колледжа по дисциплине «Математика» должен
уметь:

-
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
-значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; -основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; -основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики; -основы интегрального и дифференциального исчисления Требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по дисциплине «Математика» фельдшер должен обладать общими и профессиональными компетенциями (ОК и ПК): 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 5. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. 6. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. 8. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями 9. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. 10. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. 11. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. 12. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования и т.д. 2
Математические рассуждения позволяют правильно устанавливать причинно-следственные связи, что, безусловно, должен уметь каждый человек. Стиль изложения математики, ее язык влияют на речь. Каждый культурный человек должен иметь представление об основных понятиях математики, таких, как число, функция, математическая модель, алгоритм, вероятность, оптимизация, величины дискретные и непрерывные, бесконечно малые и бесконечно большие. Речь идет именно об основных понятиях и идеях, а не о наборе конкретных формул и теорем. Многообразие форм деятельности позволяет студентам реализовать свои способности, найти для себя тот вид деятельности, который больше нравится, в котором он более успешен и позволит получить положительную оценку. Формирование компетенций – это самоорганизация и самоуправление - это уверенность в себе, способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально и в коллективе. Для формирования компетенций на своих занятиях я предлагаю студентам различные формы работы: -работа с учебником или дополнительной литературой -составление опорных конспектов - подготовка рефератов и докладов -поиск материала в интернете -создание презентаций -практическая работа (например, создание наглядного обучающего материала: таблицы, макеты, схемы, плакаты и т.д.) - составление кроссвордов -решение прикладных задач -проведение конкурсов -проведение открытых мероприятий по дисциплине с привлечение студентов - проведение олимпиад - учебно-исследовательская работа - участие студентов в конференциях - тестирование - разноуровневые проверочные работы - взаимопроверка и т.д. Междисциплинарная интеграция служит основой для создания у обучаемых целостного представления об окружающем мире (решение прикладных задач, учебно-исследовательская работа, презентации и т.д.) Высказывания великих людей помогают понять, какое место занимает математика среди всех наук: 
Счет и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)

Величие человека - в его способности мыслить. (Б. Паскаль)

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает

внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на-

стойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)
3
4


В раздел среднее профессиональное образование