Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формы и методы использования интерактивной доски на уроках математики"

методическая разработка

Автор: Дунаева Раушания Габдулбаровна, преподаватель математики, ГАПОУ Кукморский аграрный колледж, РТ Кукморский район



В раздел среднее профессиональное образование



Министерство Образования и Науки Республики Татарстан Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Кукморский аграрный колледж» Методический доклад на тему: «Формы и методы использования интерактивной доски на уроках математики» Преподаватель математики: Дунаева Раушания Габдулбаровна 2016
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. И моя задача, как преподавателя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке студентами были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять студентами, развивать их познавательную активность. Сегодня мы будем пробовать – а, значит, «УЧИТЬСЯ». Действительно, современное общество сегодня предъявляет к человеку большие требования: он должен быть не только грамотным специалистом, но и способным самостоятельно учиться и переучиваться в течение всей своей жизни. В настоящее время востребованными оказываются люди, способные системно мыслить, анализировать, сравнивать, решать различные профессиональные проблемы. Стандарты нового поколения предполагают новые подходы к образованию. На первое место сегодня выходят такие качества личности как владение коммуникативными навыками, способностью к коллективному труду, к саморазвитию и самообразованию. Применение инновационных методов обучения позволяет формировать у ребят аналитическое мышление, развивать исследовательские навыки, формировать творческие способности и мотивацию обучения, умение работать с информацией. Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью ИКТ, разнообразен. Можно выделить несколько основных направлений применения ИКТ урока математики: 1) Internet. 2) Интерактивная доска. 3) Компьютерное тестирование. А я хочу рассказать кратко об одной из таких методов –это применение интерактивной доски на уроках математики. Для чего нужна интерактивная доска? Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них: 1. Презентации, демонстрации и создание моделей Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей. 2. Активное вовлечение студентов .Мотивация и вовлеченность студентов на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски. 3. Улучшение темпа и течения занятия . Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и студенты могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
В соответствии с приоритетным проектом развития образования уровень оснащения учебных заведений компьютерной, мультимедийной, интерактивной техникой растет день ото дня. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать преподаватель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках преподавателя. Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) Использование интерактивных досок на уроках становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса. Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь – способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены. Ещё один важный момент при работе с доской – управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а преподаватель как и раньше – в центре внимания. Наличие в классе электронной интерактивной доски является действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения и эффективность учительского труда. В процессе обучения математике ИД используется: - как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом); - как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого; - как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде. - как повышение активности учеников на уроке. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу. Совершенно неверно утверждать, будто интерактивные методы лучше, чем традиционные, и наоборот. Это равносильно тому, что кто-то сказал бы, будто молоток является лучшим инструментом для постройки дома, чем пила! На практике за 45-минутый урок вы можете применить 5 или 6 различных методов.
Квалифицированный специалист, преподаватель или и плотник, знает, когда и как применить разные инструменты, чтобы наиболее успешно справиться с поставленной задачей. Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка. Но эффективное использование интерактивной доски на уроках делает урок ярким, насыщенным, интерактивным; повышает активность студентов, развивает память, внимание, скорость реакции и другие психологические особенности учащихся. Преимущества использования интерактивной доски для преподавателя: позволяет сохранять и распечатывать изобра жения с доски, включая любые записи, сделанные во время урока; позволяет улучшить темп и течение урока; экономит время на уроке (преподаватель заранее гото вит интерактивные задания); позволяет организовать коллективную и груп повую работу с студентами. Преимущества использования интерактивной доски для студентов: обучение становится современным, интересным и увлекательным; появляется возможность понять более сложные идеи в результате наглядной, ясной и динамичной подачи материала; студенты работают более творчески, чувствуют большую уверенность в себе. Ещё недавно об интерактивной доске многие мечтали, а сейчас только в нашем колледже 12 интерактивных комплексов. Такая доска позволяет управлять процессом презентации содержащих информационные материалы и тестовые задания разной степени сложности для базового и углублённого уровня обучения, вносить поправки и коррективы, делать пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. С помощью интерактивной доской и использование компьютера в демонстрационном режиме при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий; при объяснении нового материала, когда преподавателем демонстрируется через мультимедиа- проектор новый материал; при проверке домашнего задания, через мультимедиа- проектор; при работе над ошибками и т.д. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять
процессом презентации (двустороннее движение), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Интерактивная доска позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия. Почти к каждому уроку я разрабатываю мультимедийные сценарии-презентации, в которые по необходимости добавляю аудио- и видео- файлы, заимствованные из электронных учебников, гиперссылки на Интернет-ресурсы и пр. Все это позволяет производить быструю смену дидактического материала и максимально активизировать процесс обучения. И наконец, наша доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции к урокам. Отрицательные аргументы: - большая затрата времени преподавателя при подготовке к проведению мультимедейного урока; Здровьесбережение, т.е.строгое соблюдение САНПИНА преподавателем предметником. Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных доской во многом зависит от самого преподавателя, от того как он применяет те или иные возможности доски. Таким образом, интерактивные доски как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике в группах 100%, студенты принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету. Сегодня я могу сделать вывод о том, что применение на уроках математики интерактивных средств обучения позволило модернизировать процесс обучения, сделало возможным: повысить у студентов уровень мотивации к изучению математики; учить студентов самостоятельно овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения их в практической деятельности; сформировать у студентов практические навыки студентов, необходимые для самостоятельного выполнения творческих заданий. развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;
актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе; вырабатывать партнерские отношения между студентами и педагогом. Смею надеяться, что те знания и умения, которые студенты приобретают на моих уроках, позволят им получить достойное образование и свободно адаптироваться в современном мире


В раздел среднее профессиональное образование