Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Усиление межпредметного взаимодействия с учителями русской литературы в контексте реализации историко-культурного стандарта и преподавания философии в техникуме"

Статья

Автор: Яворский Олег Евстахиевич, преподаватель философии, техникум газовой промышленности, город Новый Уренгой



В раздел среднее профессиональное образование



«Усиление межпредметного взаимодействия с учителями русской литературы в контексте реализации историко-культурного стандарта и преподавания философии в техникуме» Человек с самого детства связан живыми нитями с историческими судьбами страны, где он рожден, того общества, которое его воспитывает и которое, в свою очередь, испытывает на себе воздействие мировой истории. Когда-то история, публицистика и литература были вообще нерасчленимы. Достаточно назвать древние летописные своды, в частности «Повесть временных лет», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище». Это сочинения одновременно и исторические, и литературные, и публицистические. Примерно с 18 столетия историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания. Но и в 18, и в 19 веках сохраняется ее близость к художественной литературе. Ряд историков (М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин) были одновременно и писателями. Некоторые произведения чисто исторического характера (например, «История государства российского» Н.М. Карамзина) имеют несомненные художественные достоинства. Одной их характерных черт русской литературы был немеркнущий интерес ее творцов, великих писателей, к историческому прошлому своего народа, своей страны, тесно связанный с их неослабным вниманием к историческим судьбам всего человечества. В этом отчетливо и ярко проявились такие присущие русской литературе качества , как народность и гражданственность. Нельзя правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих веков, что определило его быт и характер. Обличая в своих произведениях несправедливость современного им общественного строя и стараясь найти путь в будущее, передовые деятели русской литературы не могли не обратить внимания на прошлое своего Отечества. Для них это было и выполнением гражданского долга, и проявлением национального самосознания, и, наконец, выражением органичной потребности обогатиться мыслями, образами, бытовыми красками, богатствами народного языка – всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками. К вопросам истории писатели подходили по-разному. Некоторые из них, как А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, выступают в отдельных своих произведениях (труды Пушкина о Петре I, о Пугачеве) даже как историки-профессионалы и тем самым становятся в ряд тех, кто внес непосредственный вклад в развитие исторической науки в России. Но и те из писателей, кто не ставил перед собой чисто исследовательских задач в области исторической науки своего времени, например, И.С. Тургенев, оставили в своих заметках, дневниках, письмах оригинальные мысли об историческом прошлом. Наконец, всему творчеству классиков русской литературы присущ историзм. Это значит, что даже в художественных произведениях, повествующих о современной писателю действительности, события и герои произведений предстают на фоне большого исторического полотна. Кроме того, большинство русских писателей интересовались проблемами не только русской, но и всемирной истории. Многие из них (И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев) подолгу жили за границей, были свидетелями важнейших событий современной им европейской жизни (франко-прусская война 1870-1871 годов, Парижская коммуна и пр.). Эти события наводили писателей на размышления о прошлых
и грядущих судьбах человечества. И.С. Тургенев сыграл большую роль в развитии культурных связей между Россией и странами Запада, содействуя распространению достижений русской исторической науки за границей. Классики русской литературы XIX века А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой и русские писатели XX века, представляющие собой гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными страницами русской истории. Программа «Погружение в культуру» предполагает межпредметное взаимодействие учителей истории не только с учителями русской литературы, но и учителями всех других предметов на определенном этапе. Так, например, изучая в 5 классе историю Древней Греции, мы реализуем проект «Один день в древнегреческой гимназии», над которым работают учителя математики, музыки, хореографии, изобразительного искусства, биологии, обществознания, физической культуры и, конечно, русского языка и литературы. На один день современные пятиклассники превращаются в древнегреческих подростков и посещают специальные уроки, которые подготовили старшеклассники вместе с учителями-предметниками и родителями. На уроке «Письменность» они знакомятся с особенностями и историей появления древнегреческого алфавита, обучаются писать слова на восковых табличках специальным приспособлением – «стилем» (восковые таблички заранее приготовили родители). На уроке «Музыка» ребята занимаются хоровым пением и узнают, как сильно влияет на формирование коллектива и укрепление силы духа совместное пение, как помогала музыка древним грекам в бою защищать родную землю. Урок математики для юных гимназистов проводит древнегреческий ученый Пифагор (старшеклассник – победитель окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике), а урок медицины – Гиппократ (выпускник – студент медицинского университета, который приехал на каникулы домой). На уроке «Искусство» пятиклассники изучают памятники архитектуры и скульптуры Древней Греции, работают с глиной, используя приемы и технологии, которые нам оставили отцы цивилизации. В 6 классе, изучая историю Средних веков, гимназисты «погружаются» в эпоху Средневековья через интеграционный проект «Рыцарский турнир». Работа над этим проектом предполагает не только межпредметное взаимодействие учителей но и взаимопроникновение основного и дополнительного образования. В театре моды «Грация» девочки готовят наряды, предварительно изучив особенности костюмов эпохи в гимназическом «Музее костюма» и библиотеке; в «Арт- студии» мальчики оформляют щиты, которые заранее сделали дома с родителями. Учителя русского языка и литературы помогают шестиклассникам составить красивые стихи для «Прекрасной дамы», которые они будут читать на турнире. Непростое задание и учителей иностранного языка: они должны помочь юным рыцарям сочинить и выучить наизусть на одном из языков (английский, немецкий или французский) «признание в любви». Это будет один из конкурсов на самом турнире. На уроках физической культуры ребята изучают особенности физических упражнений и видов соревнований того времени. Реализуя проекты «Один день в древнегреческой гимназии» и «Рыцарский турнир», педагоги создают условия для формирования у обучающихся следующих метапредметных результатов: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия;
активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми. Теснее, чаще и разнообразнее происходит межпредметное взаимодействие учителей истории и русской литературы при изучении истории России. Особенно ярко это может проявится в момент, когда обучающиеся знакомятся с российской историей и литературой XIX века. Изучая тему «Внешняя политика Александра I», рассказывая о сложных отношениях Александра и М.И. Кутузова можно напомнить восьмиклассникам басню И.А. Крылова «Обоз», которую они недавно читали на уроках литературы. Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны императора и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутье Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого истинными. Под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия, а слова «А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже» - прозрачный намек на Александра, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение. Басни Крылова об Отечественной войне 1812 года «превращались в живую историю», донося до простых солдат и всех русских людей истинный смысл событий. На уроках «Общественные движения при Александре I» и «Восстание декабристов» необходимо обратить внимание обучающихся на поэта Кондратия Федоровича Рылеева, с творчеством которого они познакомились в начале 8-го класса. После окончания кадетского корпуса он участвовал в заграничных походах русской армии 1814-1815гг. Именно в ту пору он, по собственному позднейшему признанию, первоначально «заразился свободомыслием». Русская действительность укрепила революционные убеждения будущего декабриста. В октябре 1823 года Рылеев стал членом Северного общества, ратовал за установление в России конституционной монархии, отмену крепостного права, упразднение сословных различий и введение гражданских прав и свобод. Он был одним из организаторов, вдохновителей и руководителей восстания на Сенатской площади. 13 июля 1826 г. числе самых активных пяти декабристов Кондратий Рылеев был казнен в Петропавловской крепости. Еще больше возможностей для межпредметного взаимодействия учителей истории и русской литературы раскрывается во внеурочной работе. На историческом вечере «Дней Александровых прекрасное начало…» возможно исполнение песен, сочиненных по мотивам стихов героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова: Пускай подлец из грязи в князи вышел,
Пуская льстеца ласкает знать, Но честь – она всего превыше – Умри, гусар, но чести не утрать! Пускай картечь визжит и ядра рвутся! Враг наступает, хочется бежать… Но честь – она всего превыше – Умри, гусар, но чести не утрать! Пускай ты был не раз в любви обманут. Влюблялся и обманут был опять… Но честь – она всего превыше – Умри, гусар, но чести не утрать! (М. Максимов, 1989г.) К историческому празднику, посвященному победе русских воинов в Куликовской битве, можно выучить песню «Куликово поле»: На поле Куликовом тишина… Но ты послушай волны и услышишь: Дон не притих, не дремлют берега, Он как тогда единство волей дышит. Припев: О, Русь, обрушь свой гнев веков, Страдания свои и слезы. За то, что убивали стариков, За женщин, за детей и за березы. Стоит вся рать, стоят, глаза не пряча, Сроднились и князья, и мужики. И зря Мамай мечтает об удаче - Лечь прахом поклялись за Русь полки! Припев. Дрожит, крошится лезвие меча, Травы непокрасневшей не найдется. Один порыв: рубить, рубить сплеча Орду врагов по-русски, как придется! Припев. (О. Яворский, 1988г.) В классах, где дети увлекаются музыкальным искусством и поэзией, можно предложить на выбор несколько песен Булата Окуджавы на историческую тему: «Старинная солдатская песня», «Батальное полотно», «Святое воинство».


В раздел среднее профессиональное образование